29 марта 1998
1553

Internet пресс-конференция Председателя комитета Государственной Думы по обороне Романа ПОПКОВИЧА

Пресс-конференция проходила в Пресс-клубе РИА "Новости" при техническом и технологическом содействии компаний "ИнфоАрт" и "Телеком-Центр"

Ведущий: Уважаемые коллеги, сегодня мы проводим пресс-конференцию с председателя комитета Государственной Думы по обороне Романа ПОПКОВИЧА.

Попкович: Добрый день, уважаемые товарищи. Я очень рад встрече и благодарен вам и, конечно, руководству "РИА Новости", Юрию Яковлевичу за то, что меня пригласили на нее.

Попкович: Я считаю, что встреча целесообразна. Может быть, мы ответим на какие-то вопросы, на которые люди ждут серьезного ответа, если сумеем на них ответить. Дорогие друзья, коллеги, товарищи, я хотел бы сказать, что в ведение Комитета по Обороне, в общем, включены все аспекты военной безопасности, в том числе вопросы международных отношений.

Попкович: Мы коснемся того, что сейчас очень злободневно с учетом ситуации в Югославии. А вот военная политика НАТО и ограничение стратегических наступательных вооружений являются в последнее время наиболее приоретентыми направлениями в работе всего нашего Комитета и моей в частности, как его председателя.

Попкович: Мне бы хотелось отметить, что по проблеме НАТО за последнее время была усилена была как внешнеполитическая работа, так и работа чисто в военном аспекте. Так, например, наш Комитет и я неоднократно встречались с руководством НАТО, начиная с господина Солана, Кларка, Наумана, и с рядом других. Мы неоднократно бывали в Брюсселе, в сердце НАТО, в Монсе,и там рассматривали целый ряд вопросов, разговаривали с руководством программы "Партнерство ради мира".

Попкович: В общем, мы вели очень серьезную работу, пытаясь им доказать некоторые, на наш взгляд, очевидные истины по НАТО. Кроме этого, состоялись встречи как с Президентом США, так и неоднократные встречи с Госсекретарем, с Министром Обороны США, Норвегии, Швеции и ряда других государств. Идет постоянная работа, в том числе и с теми странами, которые только что вступили в НАТО. Это Чехия, Польша и Венгрия.

Попкович: Я бы хотел отметить, что есть подвижки в понимании отдельных вопросов, в том числе в вопросах, связанных с бесперсперспективностью наращивания военной мощи НАТО. Мы это пытаемся им рассказать, доказать и показать на примерах. Мы хотим продемонстрировать, что коллективная безопасность приемлема только в том случае, когда обеспечивает равной безопасностью каждого человека.

Попкович: К сожалению, расширение НАТО и то, что мы видим сейчас этого не обеспечивают. Следовательно основной тезис необходимости расширения НАТО уже терпит поражение. Мы хотели бы им сказать, что основным инструментом безопасности в Европе считаем ОБСЕ и, конечно, целый ряд других организаций.

Попкович: Кстати, хочу сказать, что ссылка на целый ряд резолюций Совета Безопасности, которыми прикрывается сейчас руководство НАТО, в том числе и президент США, не выдерживает никакой критики, потому что по решению Совета Безопасности целый ряд вопросов может быть передан другим органам. Таким органом по обеспечению безопасности в Европе для нас является, конечно, ОБСЕ.

Попкович: Мы считаем, что Россия сейчас должна настойчиво проводить, политику по скорейшему принятию хартии европейской безопасности. Это один из основных вопросов на сегодняшний день. Мы считаем, что основополагающий акт Россия-НАТО, основанный на доброй воле государств, руководителей, в основном не несет под собой никакой юридической основы. Об этом мы и раньше говорили.

Попкович: А вот в Югославии такой доброй воли не оказалось. И вы видите, что основополагающий акт "Россия-НАТО" не сработал. Хотя там не сработал и целый ряд других актов, которые подтверждены юридическими вопросами, включая акты по ООН и Совету Безопасности.

Попкович: При этом Комитет по обороне Госдумы и я считаем, что полного разрыва России, Министерства обороны, Министерства иностранных дел, других институтов с институтами НАТО быть не должно. Мы считаем, что по-прежнему должны проводить политику России через внутреннюю работу в институтах НАТО.

Попкович: На сегодняшний день то, что принято Президентом и то, что решено нашим правительством, Министерством обороны предусматривает переподчинение нашего миротворческого контингента в Боснии-Герцеговине, отзыв наших представителей из НАТО. На сегодняшний день, в дни, когда наиболее обострилась ситуация, конечно, бесполезно что-либо решать, хотя я заранее хочу сказать, что в среду я предложил провести встречу председателя комитета по обороне Госдумы и военных атташе стран НАТО. На это уже есть отклики.

Попкович: У нас есть очень серьезные вопросы. Мы считаем, что нужно провести очень серьезный разговор. От целого ряда стран, входящих в НАТО, уже поступило согласие. Прибудут военные атташе. Я думаю, что это тоже один из шагов, который можем себе позволить. Нужно сделать хоть маленький шажок в сторону миротворческой миссии по ликвидации военной агрессии в Югославии.

Попкович: Теперь по СНВ-2 и СНВ-3. Тут бы я хотел отметить некоторые моменты. Есть некоторая пороговая величина, переход которой в вопросах количественных параметров по стратегическим наступательным вооружениям уже не делают их оружием военным. Мы считаем, что таким пороговым значение являются примерно полторы-две тысячи боезарядов - это уже не уничтожение военных объектов, это не достижение каких-то военных целей. Практически это вопрос потери среды обитания человечества.

Попкович: Поэтому совершенно бессмысленно содержать такое количество боезарядов. На сегодняшний день это более 6 тысяч боезарядов в России, это около 8 тысяч в США. Таким образом, перспективы договоров СНВ-2, СНВ-3, их ратификация и дальнейший разговор о безъядерном мире - вопрос, я считаю, решенный. Никогда мы так не находились так близко к вопросу о ратификации данного договора, как в этот раз. К сожалению, в очередной раз действия США отбросили нас назад.

Попкович: Это уже примерно четвертая попытка. Перед каждой такой попыткой решить вопрос происходят какие-то серьезные действия, которые с точки зрения политической и чисто человеческой не позволяют решать эти моменты. Вы знаете, что в заявлении, принятом в субботу Госдумай, мы рекомендуем Президенту временно отоозвать закон о ратификации договора СНВ-2.

Попкович: Это будет теперь зависеть от Президента. Мы тем более считаем, что силы и политические деятели, которые сейчас говорят о возможности применения ядерного оружия или в каком-либо аспекте поднимают этот вопрос с учетом того, что происходит в Югославии, это, конечно, не просто бесперспективно, это просто недоразумение и не очень, я бы сказал, нормальная акция воздействия на обе противоборствующие стороны. Я сделал небольшую приамбуллу. Считаю, что этого достаточно. Я хотел бы (и с Юрием Яковлевичем мы об этом поговорили), постараться по-возможности, ответить на максимально большее количество вопросов, если они будут, и разъяснить позицию по различным направлениям нынешней внешней политики, которая непосредственно связана с военными вопросами, и рассказать о состоянии дел по тем вопросам, которые были обозначены в нашей пресс-конференции. Спасибо.

ИнфоАрт: Польша поддержала бомбежки, вообще наши бывшие соцстраны поддержали эти акции. Как вы думаете, Россия как-то будет реагировать на это или нет?

Попкович: Видите ли, в чем дело... Суверенитет каждого государства позволяет ему решать те или иные вопросы, в том числе выражать какое-то мнение. Я не очень уверен, что руководители этих государств, выражая мнение о поддержке этой агрессии против Югославии, выражают мнение население, своих стран. Поверьте мне, я за последнее время (так уж получилось), встречался с некоторыми бизнесменами Польши. Они все до единого осуждают этот шаг и события, которые там происходят.

Попкович: Я недавно участвовал в телемосте Москва-Варшава-Вашингтон. В Вашингтоне в нем участвовал Бжезиньский, небезызвестный политик, до сих пор являющийся очень серьезным советником. В Польше это был премьер-министр Польши и Лех Валенса, в Москве - я. И вы знаете, мне не понравилось, то, что практически свое мнение или свое видение этого вопроса выдавалось за мнение населения.

Попкович: Я думаю, что мы это проходили. К сожалению, в некоторых вопросах все еще проходим, особенно в политических. Я думаю, что Россия никаких демаршей или каких-то шагов в данном отношении не должна проводить, а убеждать людей, показывать примеры, я думаю, надо. Особенно надо, ведь гибли же их люди. Причем, гибли и в конфликтах с нашей страной, к сожалению.

Попкович: Они должны это дело переложить на себя. Я думаю, что здесь они сами в ближайшее время поймут, и наверное, время будет противоположным.

Вопрос из Интернет, Андрей Сасин из Орла, Виктор Рагозин из Алма-аты, Евгений Майоров из Махачкалы.: Вопрос по поводу возможности предоставления Югославии комплексов С-300. Как бы вы могли это прокомментировать?

Попкович: Во-первых, я хочу сразу уверить вас, что в Югославии находится целый ряд вооружений противовоздушной обороны, которые по некоторым характеристикам не уступают С-300.

Попкович: Они и качественных характеристиках, и в количественном составе вполне достаточны на сегодняшний день для того, чтобы противостоять массированным налетам авиации. И даже, я бы сказал, ударам крылатых ракет. Весь вопрос заключается в том, что, во-первых, на сегодняшний день идет очень серьезная радиоэлектронная борьба. Вопрос радиоэлектронной борьбы с постановщиками помех в США, я хотел сказать, стран НАТО, хотя это их самолеты. И вопрос того, что пуски крылатых ракет и управляемых бомб, в общем, проходят до зон воздействия противовоздушной обороны.

Попкович: Нужно сказать, что там есть комплексы С-75, которые выиграли воздушную войну во Вьетнаме. Комплексы остались, самолеты те же самые - Б-52 и Б-2 - бывает там иногда и ряд других. И я полагаю, что, во-первых, с-300 туда поставлять на сегодняшний день не нужно. Во-вторых, я считаю, что это должен быть целый комплекс технических мероприятий, хотя мы рекомендовали правительству и Президенту в нашем заявлении рассмотреть вопрос возможной помощи в соответствии со статьей 51 устава ООН, которая широко декларирует эту помощь, если ее попросит Югославское правительство, Югославский народ. Одно такое заявление уже было - о помощи военной, насколько я знаю из средств массовой информации.

Попкович: Однако я еще раз говорю, что на сегодняшний день Югославии нужна больше другая помощь, чем помощь техническая и С-300.

Анатолий Гусев, Радио Россия: Я попросил бы вас отвлечься от Югославской темы и ответить на такой вопрос. В конце прошлого года правительство утвердило программу конверсии ядерного оружейного комплекса Минатома. Как вы оценили бы перспективы выполнения этой программы, что можно сказать о финансировании и считаете ли вы, что сама программа адекватна нашему сегодняшнему положению, в том числе геополитичесому? Спасибо.

Попкович: Я хочу сказать, что на пленарном заседании в субботу это решение было принято. В среду с 12.30 до 14.00 должно пройти закрытое заседании Госдумы, на котором состоится доклад Председателя комитета по обороне, вашего покорного слуги, о состоянии Вооруженных сил, перспективах укрепления и национальной безопасности России. Там, кстати, частично пойдет разговор и о том, о чем вы спросили.

Попкович: Я считаю, что ряд вопросов, которые вы затронули, это вопросы, относящиеся к принимаемому нами и принятому в первом чтении закону о финансировании стратегических ядерных сил, где одной из составляющих является работа по Минатому. Это целый комплекс вопросов, связанных, в том числе, с уничтожением, ликвидацией ядерного оружия, которое отслужило свой срок или которое мы снимаем с вооружения по СНВ1, а в перспективе будем снимать по СНВ-2. Данная программа, будем так говорить, должна быть в некоторых аспектах пересмотрена. Однако насколько будет возможность подкрепления финансового, мне пока сказать трудно потому, что отдельные вопросы финансирования вооруженных сил или выполнения бюджета 1999 по национальной обороне мы будем рассматривать в среду. Постараемся рассмотреть в среду и этот вопрос.

Попкович: По крайней мере, Министерство финансов и вице-премьеры нашего правительства говорят о том, что сбор налогов за три месяца является если не 100-процентным, то по крайней мере 80-85-процентным. В то же время, финансирование НИОКРов по Министерству Обороны всего в пределах 12-20 процентов, то есть нет равномерности выделения денежных средств по закону о бюджете.

Телеканал ТНТ: Хотелось бы вернуться к Югославской тематике. Каково отношение возглавляемого вами комитета к отправке добровольщев из России в Югославию?

Попкович: Мнение нашего Комитета по этому вопросу... Целиком я комитет не опрашивал, но мнение очень многих людей изложено в заявлении Госдумы, в котором написано, что мы предлагаем Правительству всемерно если не поддержать, то со вниманием отнестись к тем добровольным волеизлияниям народа, которые существуют по отношению к Югославии в настоящий момент.

Попкович: Если говорить о моем личном мнении, то я вам скажу, что на сегодняшний день каждый человек имеет право высказать свои взгляды, каждый человек в той или иной мере может сказать, насколько он готов оказать помощь Югославии. Однако я считаю, что, во-первых, Югославии на сегодняшний день это пока пока не нужно ни в моральном, ни в военном плане. Наконец, следует просто разобраться, что могут сделать добровольцы в Югославии. То есть я считаю, что, во-первых, должно поступить обращение за помощью от самой страны, а во-вторых, необходим соответствующий уровень подготовки тех, кто туда собирается идти. Пока это все на словах, а то, что мы видели на экранах... я думаю, что особой пользы от этого не будет.

Таня Позднякова, РИА Новости.: Скажите, пожалуйста, каков ваш прогноз: бомбардировки будут продолжаться? И как вообще будет себя вести НАТО?

Попкович: Я понимаю, что мы обозначили одну тему, сейчас перешли к более близкой для нас теме, но ничего страшного в этом нет. Я хочу сказать, что на сегодняшний день мое мнение и глубокое убеждение - и об этом я хочу в среду разговаривать с военными атташе - США и страны НАТО, которые начали эту агрессию, попали в совершенно глупое положение перед своей юбилейной сессией. Им надо с каким-то багажом оттуда выходить.

Попкович: Есть два пути: сравнять с землей Югославию и сказать, что перестала существовать как "заноза", как проблема - Милошевич и Югославия, проблема Косово. Причем, не обращая внимания, албанцы там, сербы или кто-то еще. Или же найти какой-то выход - выйти из этого положения с нормальным лицом, но прекрарить всякие бомбардировки и военные действия. Я считаю, что мы должны помогать решать вопрос по второму варианту. Что касается продолжения агрессии, то, к сожалению, мы видим, что идет ее наращивание, и наверное, сразу она вряд ли прекратится. Однако я хотел бы отметить самый важный вопрос.

Попкович: Если первой фазой была действительно попытка уничтожить стационарные объекты, то сейчас, как вы видите, идет тотальное уничтожение экономики Югославии. Если НАТО поставило перед собой целью неоказание гуманитарной помощи, в связи с "гуманитарной катастрофой", как они говорят, то это просто превращение Югославии даже не в какую-то там страну, имеющую нормальный экономический потенциал, а в пустыню с точки зрения экономики. А потом стране будет оказана помощь по плану Маршалла или кого-либо еще. И вот здесь я бы хотел отметить один вопрос.

Попкович: Следует развенчать миф о том, что показывают по телевидению и везде - уход в Албанию и в другие страны косовских албанцев. Не с точки зрения того, что сейчас Сербия предпринимает какие-то меры, она, вероятно, предпринимает очень жесткие шаги, не совсем цивилизованные, мне кажется. Но спровоцировано это именно данной военной агрессией. То есть вместо того, чтобы ликвидировать гуманитарную катастрофу, страны НАТО ее усугубили.

Попкович: И вот пошел лавинообразный процесс, как говорят техники. Страшно, что он продолжается и может привести к необратимым процессам с точки зрения изгнания целого народа с территории или его уничтожения в этом благодатном крае.

Павел из Москвы: Возможна ли встреча руководителей стран, выступающих против войны на Балканах, например России и КНР, и как вы к этой возможной встрече относитесь?

Попкович: Мое глубокое убеждение, что некоторые шаги, которые мы сейчас предпринимаетм, нужны были значительно раньше. Прежде всего, я думаю, что требования созвать Совет безопасности и принять резолюцию должно быть независимо от преговоров в Рамбуйе. Я считаю, что данный вопрос должен был быть давным давно поставлен на ассамблее ООН.

Попкович: Только слепой мог не видеть, что все идет именно к военному конфликту, к военным агрессивным действиям. Считаю целесообразным и необходимым собраться по крайней мере на уровне руководителей правительств, госсекретарей, с участием госсекретарей и министров иностранных дел стран, которые не просто не поддерживают какие-то меры, а выступают против этой агрессии. Совсем недавно я встречался с председателем комитета по обороне и безопасности шведского парлаента. Через парламент Швеции нами было предложено парламентариям стран, входящих в НАТО и участвующих в данном конфликте, собраться на совершенно экстренное заседание, чтобы высказать мнение парламентариев и предпринять какие-то шаги по прекращению этого конфликта.

Попкович: Я думаю, что сейчас дожлны быть использованы все пути, особенно путь переговоров на уровне высших должностных лиц.

Радио 1: Как вы оцениваете попытку Гайдара, Немцова и Федорова остановить эту агрессию? Серьезно это или у них ничего не получится?

Попкович: Здесь у меня двоякое мнение. Во-первых, я воспринимаю это как политическую акцию для высвечивания "Правого дела" и лидеров этой организации. Во-вторых, если они и смогут воздействовать, то в какой-то степени только на одну сторону. Может быть, на наиболее важную, то есть только на участников западных стран, стран НАТО, поскольку именно там лидеры "Правого дела" имеют какое-то доверие. Я не убежден, что они сыграют какую-то роль с точки зрения воздействия на сербскую сторону и не совсем понимаю их встречу с папой.

Попкович: Надо было бы сначала встретиться с Алексием здесь, поговорить, как решать этот вопрос с точки зрения православной церкви, и лишь затем ехать в Сербию. Что касается позиции католической церкви, то это может оказать воздействие на целый ряд стран. Там есть и католики, и протестанты и другие конфессии. Вот, пожалуй, только так я могу ответить.

Радио Свобода.: У меня будет продолжение этого вопроса. Один из аргументов их дипломатической тактики (Гайдара, Немцова) - перехватить инициатаву у коммунистов, у левых и заставить посмотреть на эту проблему Запад: к власти могут прийти коммунисты и поэтому необходимо посодействовать правому крылу. Как вы оцениваете такую точку зрения?

Попкович: Вы, по-моему, сами ответили. Вопрос не в Югославии, а в том, чтобы коммунисты не пришли к власти в России. Это два разных вопроса. И это не миротворческая акция по спасению населения Югославии, это борьба двух политических течений в России. Данный вопрос очень важен, но я считаю, что это наше внутреннее дело, российское. О том, кто придет к власти, нужно, наверное, было думать тогда, когда ряд из них решал те или иные экономические вопросы у нас в России. То есть подоплека вопроса лежит здесь, а не там. А если ехать туда и на катастрофе, которая происходит в Югославии решать наши внутренние проблемы, я считаю, что это как раз проясняет, кто чем занимается.

Попкович: Вообще страшно смотреть, и вы в этом убедились, когда с экрана начинают меряться силами: кто больше собрал, кто больше призвал, кто главнее, кто ярче в этой ситуации. Я думаю, что правильный путь, который избрало сейчас правительство - это гуманитарная помощь. Я считаю, что то заявление, которое приняла Госдума, дает очень широкую гамму возможностей как правительству, так и общественным организациям, если они что-то могут сделать. В том числе и и отдельным политическим деятелям. Главное - как прекратить войну в Югославии. Это самый главный вопрос. На него пока никто ответить не может.

Попкович: Я вам хочу приоткрыть небольшую тайну, небольшую завесу над закрытым заседанием Госдумы, которое вскоре состоится, и моим докладом. Мое глубокое убеждение, что из того конфликта, из той агрессии, которую сейчас испытывает Югославия, мы должны сделать выводы для себя. Мы вообще готовы защитить наше государство? Что у нас для этого есть?

Попкович: В какой точке мы находимся? Экономической, политической, военной. Вот это, пожалуй, для меня сейчас наиболее важный вопрос. С учетом этого мы должны строить свои взаимоотношения и с НАТО. Да, на сегодняшний день какие-то контакты с НАТО, которые мы вели, если бы даже они выглядели как поддержка или как с участием в работе с НАТО, которая проводит античеловеческую акцию, конечно, невозможны. Но разрывать с НАТО полностью - это одначает тот же железный занавес. При этом мы будем развиваться по одному сценараю, они по другому. А потом мы его откроем и окажется, что мы абсолютно неадекватно раагируем на военную угрозу НАТО.

Попкович: Мы говорили, и я неоднократно пытался это сказать, еще раз буду говорить в наших предложениях, что мы сегодня должны пересмотреть концепцию национальной безопасности России с учетом совершенно нового взгляда на миропорядок и на те проблемы, которые мы сейчас видим. Мы сейчас должны немедленно ускорить работу над принятием военной доктрины. У нас пока есть только ее основы. Мы должны разобраться с вопросами наличия законов о военном положении и рядом других вопросов, которые основываются на миропорядке, экономике и взглядах еще 1991 года.

Попкович: Вы понимаете? Сейчас 1999 год, сейчас совершенно другая ситуация. Я бы хотел, чтобы это мы все уяснили из взаимоотношений со странами НАТО. Но при этом даже наше похолодание с НАТО никоим образом не должно препятствовать двусторонним взаимоотношениям России со странами, которые входят в НАТО. Вот в чем сейчас самый важный вопрос. Мы должны усиливать свою внешнеполитическую направленность работы с Польшей, Чехией, Венгрией, Германией, Италией, Испанией, Грецией. Я могу перечислить все 19 стран. Это важно и в двустороннем, и в многостороннем аспекте отношений. Не как с НАТО, а как со странами, которые могут повлиять на политику НАТО и ее реформирование.

Попкович: Вы понимаете, в чем дело... Выражение "препятствовать расширению" и раньше, будем говорить, высказывалось или понималось направильно. Мы никоим образом не сможем препятствовать решению правительств вступить в НАТО, а США - повлиять на вступление в НАТО тех или иных стран. Весь вопрос в целесообразности. Мое мнение, что с точки зрения стран НАТО и в первую очередь США, это нецелесообразно.

Попкович: Нецелесообразно с точки зрения новой конфронтации с Россией, еще более глубокой, нецелесообразно с точки зрения перекладывания бремени на экономику, что еще серьезнее. Я вам назову такую цифру: около 42 миллиардов долларов в ближайшие годы должны быть израсходовано на перевооружение. Их должны выплатить три страны, которые вступают в НАТО. Вы, наверное, знаете, что США постепенно сокращают свой взнос - два процента внутреннего валового продукта страны. Вступающие в НАТО Чехия, Польша и Венгрия должны тратить деньги на новые вооружения и на адаптацию, интеграцию своих вооруженных сил к вооруженным силам НАТО.

Попкович: Вот эти вещи, я считаю, нецелесообразны. Тем более, по моему мнению, в ближайшее время вступления в НАТО стран Прибалтики не будет. Наверное, на какое-то ближайшее время, не будет вступления и других государств. По крайней мере мои контакты с руководителями стран, военными руководителями говорят о том, что на апрельскую юбилейную сессию НАТО вопрос этот выноситься на будет. Хотя разговоры о том, что двери открыты, идут. Здесь, я еще раз считаю, что мы должны смотреть на нашу ситуацию изнутри, то есть, насколько мы как страна способны реагировать на то, что к нам приблизилась огромная военная машина. Вы же прекрасно понимаете, что со вступлением Польши у нас сейчас прямой контакт вооруженных сил НАТО с вооруженными силами России по границе Калининградской области. Наконец, Балтика, военно-морской флот. Страны Балтики де-юре не в НАТО, а де-факто они давно предоставили свои порты и аэродромы для стран НАТО. Поэтому здесь никакой роли уже нет.

Федорова Елена Георгиевна, Якутск: Ваше мнение о возможности российского военного присутствия на Кубе?

Попкович: Я считаю, что на сегодняшний день, с учетом того, что нарушены все основные положения ООН, мы вполне можем рассматривать целый комплекс мер. Я думаю, что именно о них говорили как об активных мерах и министр иностранных дел, и президент, и председетель правитльства.

Попкович: Я считаю, что мы должны быть ближе по вопросу военного союза с Белоруссией, более серьезно рассматривать вопрос интеграционных процессов Украины, Белоруссии, России и других стран по коллективной безопасности. Мы должны провозгласить, что готовы к решению вопросов, если почуствуем угрозу нам или тем странам, с которыми у нас заключены серьезные договоры, при этом, конечно, не продвигая сейчас особенно ядерные силы ни в какие другие сраны. Насколько это применимо к Кубе? Я думаю, что на сегодняшний день это неприемлемо по целому ряду вопросов.

Попкович: Вы помните Карибский кризис. Я тогда был молодым лейтенантом, мы уже сидели готовые к переброске туда - это практически война. Я думаю, что нам провоцировать военные действия не следует. У нас должна быть другая позиция, позиция именно миротворческая, но оприрающаяся на мощные вооруженные силы и нашу способность принять те или иные решительные меры.

14:48:32 29 марта 1999
Попкович: Мне кажется, что именно то, что мы пережили с чеченскими событиями, наиболее обострило отношение росссиян и к тому, что происходит в Югославии. К сожалению, не было такого обостренного чувства, которое основывалось бы на афганских событиях, потому что они были за пределами нашего государства, и мы тогда еще не обладали серьезными фактами по тому, какие потери, какой урон, какую катастрофу моральную и физическую потерпела Россия.

Попкович: Я думаю, что это самая главная причина того, что нам просто сложно было реагировать. Второй момент, я думаю, состоит в том, что все-таки в тот период средства массовой информации сыграли примерно такую роль, какую сейчас они играют за рубежом, настраивая население США и ряда других стран в пользу целесообразности и необходимости проведения такой агрессии против Югославии. Я думаю, что мы, несмотря на ряд, я подчеркиваю, честных, правдивых материалов, репортажей с той стороны, все же не совсем верно доводили до населения то, что происходит.

Попкович: Мы только потом очнулись.

Попкович: Я хочу сказать, что они не совсем правильно, может быть, информировали население о том, что происходит в отношении населения, наших граждан, которые находились в Чечне. Мне сложно сказать, почему все население реагировало не так, хотя я знаю, что были и выступления, массовые выступления. Были выступления отдельных военных, которые отказывались принимать решения по этому вопросу, политических деятелей. Но я еще раз говорю, что мне думается, что Югославия - это как бы отголосок того, что получилось в Чечне. Кстати, мы предупреждали, что мы не учимся на чужих ошибках, но Запад тоже не учится.

Попкович: Я вам хочу сказать, что это тоже однобокое понимание Югославии. Славянское братство... Я думаю, в этом отношении слишком переигрывают. Я рассматриваю это как трагедию всего народа Югославии, в том числе, конечно, сербов. Или в первую очеред, сербов. Но эта трагегия и мусульман-албанцев, трагедия других народов, которые там проживают, поэтому это трагедия Югославии, и она больше ударила сейчас даже по населению, которое находится в Косово, а не в Сербии. Точно также, как трагедия в Чечне - это не только трагедия чеченского народа. Наверное это традегия всех россиян и в том числе не только тех русскоязычных, не только тех русских, которые были в Чечне. А в отношении гуманитарной помощи мое личное отношение очень сложное.

Попкович: До сих пор мы, в принципе, четко не понимаем и не знаем, что из себя представляем эта гуманитарная помощь. Если показали тот горох, который чем-то поливают, чтобы мы его не съели по дороге, это одна часть гуманитарной помощи, если это какая-то гуманитарная помощь, за счет которой пытаются влить определенные средства в те или иные отрасли экономики, в том числе и сельское хозяйство, - это второй вопрос. Но при любом раскладе она должна быть не в руках вице-премьера, даже вице-премьера Кулика или кого-то, этим должна заниматься очень серьезная общественная организация

Попкович: Такая организация должна быть подконтрольна. А говорить о том, что мы выплатим пенсии пенсионерам, если продадим гуманитарную помощь по рыночным ценам, то это вообще, я считаю, не просто нонсенс, а во многом даже не очень порядочная игра. Что касается гуманитарной помощи и Югославии, то здесь мне сложно что-то сказать, потому что отказываться от нее из-за Югославии нельзя. С точки зрения экономической, я думаю, что совсем о другом нужно было бы вести разговор, а не только о гуманитарной помощи из-за рубежа. Хотя, наверное, она сыграет какую-то роль. Какую - мне сказать трудно.

Радио Россия, Анатолий Гусев: Скажите, пожалуйста, как вы оцениваете возможность военного присутствия России в зоне конфликта? Имея в виду не военные аспекты противостояния, а аспекты различного характера - разведывательного, демонстрационного, оказания помощи при эвакуации российских граждан, если такое может произойти. Спасибо.

Попкович: Мое мнение, что в мире есть такие аналоги, и если потребуется защита граждан России, президент нашей страны может принять решение о посылке туда какого-то контингента для защиты наших граждан.

Попкович: Это везде проводилось, в том числе США. Здесь ничего нового нет. Что касается разведывательных аспектов, то мне трудно сейчас что-либо здесь сказать. Это сугубо определенное направление деятельности Министерства обороны, и, возможно, там что-то проводится, но у нас достаточно еще на сегодняшний день спутников, которые бы "честно и открыто" сообщали, что там происходит.

Попкович: Кроме того, наверное, у нас существуют какие-то связи с правительственными военными организациями Югославии, а может быть, и какие-то другие вопросы. С точки зрения присутствия нашего контингента, я скажу, мы никоим образом не должны были допустить ввода туда туда живой силы под любым видом. Особенно стотысячного корпуса так называемых миротворцев, о котором шел разговор. Если бы в Ромбуйе нормально закончились переговоры, и нужно было бы действительно ввести разграничение по линии Косово-Сербии и так далее, и это было бы санкционировано или предложено югославским привительством, вот тогда мы дожны были бы участвовать обязательно.

Попкович: Потому что тогда это очень серьезный вопрос. Вот тут уже и вопрос Сербии, и вопрос православия и целый комплекс других моментов, которые мы провозглашаем.

Вопрос из Интернета, Таганрог, Михаил: Ваше мнение о возможности изменения взаимоотношений между Европейским союзом и Россией.

Попкович: Насколько я знаю, Европейский союз, как экономическая организация, совершенно неадекватно оценивает те действия, которые проводит НАТО. К сожалению, Европейский союз не имеет какого-либо влияния на то, что делает, будем говорить, блок НАТО. Я и мои коллеги считаем, что это никоим образом не должно нарушить наших взаимоотношений с Евросоюзом.

Попкович: Нужно продолжать укреплять эти взаимоотношения. Конечно, мы еще очень далеки от того, чтобы нас приняли в Евросоюз по целому ряду вопросов. Это экономические вопросы. Евросоюз действительно, независимо от нашего отношения с США, НАТО, к процессам, проблемам Югославии, продолжает рассматривать вопрос оказания нам продовольственной и финансовой помощи. Или будем говорить, кредитами или какими-то другими средствами. То есть с Евросоюзом у нас никаких разрывов или попыток разрывов на сегодняшний день нет, и я полагаю, что их не будет.

Попкович: Во-первых, только что закончилась встреча Мишеля Камдессю с лидерами фракций и председателем Госдумы Геннадием Николаевичем Селезневым, на которой рассматривался целый ряд вопросов. К сожалению, не все лидеры фракций рассматривали эту встречу как помощь России в получении кредита. Насколько я знаю, ряд лидеров начал говорить о том, что "сколько нам ни давай, все равно разворуют" и так далее... На что руководитель МВФ сказал: "Ребята, тогда вообще о чем ы ведем разговор? О каком кредите, если вы сами говорите, что...". И даже он был больше на позициях России, чем отдельные представители наших фракций.

Попкович: Тем не менее, лидеры фракций подтвердили, что они обеспечат политическую стабильность для того, чтобы у МВФ и ряда других огранизаций не было беспокойства в отношении поддержки правительства Примакова. На это Г-н Камдессю сказал: "Я тоже поддерживаю г-на Примакова". Далее г-н Камдессю отметил: "Вы видите, что только позвонил ваш председатель правительства, я сразу прилетел". То есть скорость решения вопросов изменяется в сторону более конкретных мер...

Попкович: И создалось такое впечатлление, что в принципе в ближайшее время возможно получение кредита. Я думаю, то, что было сказано лидерами фракций по этому вопросу, соответствует действительности. Считаю, что у нас нет среди лидеров (независимо от их политических убеждений), ни одного, кто не понимал бы, что разрыв с МВФ это удар, в том числе и по национальной безопасности. Поэтому что для нас сейчас очень важно стопроцентное финансирование тех статей, которые внесены в бюджет, и по ряду других моментов. Есть большая надежда, насколько я понял, что вопрос будет решен.

Корреспондент агентства Синьхуа: У меня такой вопрос. Как воздействует агрессия НАТО в Югославии на отношения Россиии и США?

Попкович: Понимаете, отношения России и США - очень глобальный вопрос. Я полагаю, что в наших взаимоотношениях были серьезные похолодания, потом потепления. Я считаю, что во взаимоотношениях с США мы не должны ориентироваться только на политику, чем занимались очень длительное время. В наш внешнеполитический вопрос нужно больше вовлекать страны Европы, страны Юго-восточной Азии, Азиатско-тихоакеанского региона.

Попкович: Я совсем недавно встречался с рядом послов в том числе Австралии. Там есть своя обеспокоенность. Эта обеспокоенность есть и у нас. Например, последний договор, который был заключен между Японией и США. Я думаю, что и ваша страна должна обратить на него серьезное внимание. Три принципа, которые провозгласила Япония - не производить, не испытывать, не применять, не размещать ядерного оружия - законодательно не решены. Поэтому возможность размещения ядерного вооружения в Японии по существующему договору вполне вероятна.

Попкович: Это совершенно другой взгляд на миропорядок, на целый ряд других моментов. Я полагаю, что экономические связи не должны были претерпеть каких-то серьезных ударов, а что касается политических - конечно, здесь очень много придется восстанавливать. Нарушено доверие. Обещания США, изложенные в основополагающем акте, также полностью нарушены. То есть верить сейчас каким-то вопросам, связанным с военно-политической, внешне-политической деятельностью США очень сложно. А как дальше развиваться события - это длительный процесс, выходящий за рамки работы Комитета по обороне Госдумы.

Денис из Москвы: Имеет ли Министерство Обороны возможность в нынешних условиях запускать новые спутники взамен выходящих из строя старых?

Попкович: Недавно на заседании комиссии по оптимизации Государственного оборонного заказа был рассмотрен Государственный оборонный заказ, где отдельным направлением рассматривается вопрос космической деятельности. В том числе вопросы создания, запуска как самих спутников, так и их носителей. Да, Минобороны, я бы так сказал, государство имеет возможности наращиваная орбитальной группировки в космосе.

Попкович: Насколько я знаю, пока это только теоретически. И в выступлениях, и в тех цифрах, которые названы там... По-моему, там 100 миллионов, 40 миллионов... Я вам хочу сказать, что в Югославии сейчас нет оппозиции, которой нужно было бы дать деньги. Сейчас вся Югославия едина, и Клинтон пока добился того, что все оппозиционеры объединились, в отличие (к сожалению) от некоторых других стран и событий. Кроме того, провозглашение свержения Милошевича - а это практически означает физическую его ликвидацию - есть не что иное, как призыв к терроризму.

Попкович: То есть к тому, с чем борятся США. Поэтому политика США и президента немножко расходятся в этом направлении. Для меня это не совсем понятно. Наконец, я думаю, что, вообще говоря, надо было бы по Интернету задать вопрос Клинтону, как он рассматривает вопрос свержения данного правительства. И надо будет обязательно его задать. Я считаю, что даже говорить об этом, как какой-то конгрессмен сказал, не просто нецивилизовано. Это вообще непонятная форма взаимоотношений государств и политических деятелей. Но чего не бывает с человеком, который испытал очень серьезный стресс. Спасибо вам огромное. Если что-то не так сказал, не обижайтесь. Приходите, Комитет по обороне всегда для вас открыт.

29 марта в РИА "Новости" -




Организатор пресс-конференции РИА "Новости"
ИнфоАрт IT InfoArt Stars РИА "Новости"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован