02 апреля 2007
3735

Интервью директора департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаила Сухова агентству ПРАЙМ-ТАСС


Вопрос: Михаил Игоревич, в ноябре минувшего года состоялось заседание Госсовета по вопросам деятельности банков и расширения доступа населения к их услугам. По итогам заседания президент РФ Владимир Путин дал ряд поручений, часть из которых относилась к компетенции Банка России. Можете ли Вы рассказать о том, как они выполняются?

Ответ: В конце 2006 - начале 2007 гг Банк России реализовал ряд мер, направленных на повышение капитализации банков, их инвестиционной привлекательности и создание условий для повышения эффективности банковской деятельности. Банк России принимал активное участие в подготовке законов, связанных с условиями капитализации банков и определением уровня страхового возмещения по вкладам граждан в российских банках.

Вопрос: Недавно Банк России разрешил банкам создавать операционные офисы. Презентуя эту идею, Вы сказали, что, по мнению банкиров, это облегчит им работу по выстраиванию региональной сети и уменьшит затраты. Каковы в целом преимущества этой схемы? Не будет ли, по Вашему мнению, противодействия или недовольства главных управлений на местах?

Ответ: Смысл разрешения открывать операционные офисы сводился к облегчению административных процедур при предоставлении базовых услуг юридическим и физическим лицам, что должно содействовать решению задачи повышения доступности банковских услуг, прежде всего, для населения. Условием открытия оперофиса должно быть его месторасположение в одном федеральном округе с филиалом или головным офисом банка. Наше решение отражает складывающуюся структуру управления региональной сети, которую используют крупные банки. Она выстраивается таким образом, чтобы между головным офисом и региональными офисами находились координирующие подразделения, отвечающие за развитие бизнеса на определенной территории. Открытие оперофисов не предполагает согласование кандидатур руководителей, но главные управления Банка России получат информацию о структуре и характере операций, а также смогут оценить качество управления рисками при осуществлении процедур надзора. Административных возможностей по противодействию открытию оперофисов у Главных управлений нет, тем более что Банк России с начала 2007 г перевел контроль за соблюдением требований к технической укрепленности внутренних структурных подразделений в режим последующих проверок. Надеюсь, что при выстраивании взаимоотношений с банками, открывающими внутренние структурные подразделения, региональные власти будут исходить из интересов своих жителей и предпринимателей, для которых необходимо повышать доступность банковских услуг. Мешать развитию банковского бизнеса в регионах с этой точки зрения не разумно.

Вопрос: Что Вы имели ввиду, когда сказали на встрече с банкирами, что 2007 г будет "поворотным с точки зрения капитализации банков". Каких показателей к концу года Вы ожидаете? Какие инвестиции будут, на Ваш взгляд, превалировать - российские /частные или государственные/, иностранные, в виде взносов в уставный капитал или субординированные кредиты и депозиты?

Ответ: К концу прошлого года достаточность капитала в целом по банковской системе снизилась до уровня немногим ниже 15 проц. Но это не говорит о том, что банки испытывают дефицит средств. Просто на этом уровне привлечение банками капитала с рынка становится экономически эффективным. Ряд крупных банков предполагает привлечение средств с рынков, в том числе, открытых. Возможно, некоторые банки будут проводить привлечение с запасом с точки зрения достаточности капитала, что, на мой взгляд, может повлиять на рост капитала банковской системы. Если в прошлом году рост составил 38 проц, то в этом году темпы роста, скорее всего, будут больше. Я считаю, что будут доминировать частные российские и иностранные инвестиции, привлекаемые в уставный капитал, в том числе, через субординированные кредиты. При этом субординированные кредиты выгоднее получать от нерезидентов, так как ставки по долгосрочным инструментам на западных рынках ниже. Российский фондовый рынок в прошлом году демонстрировал рекордные показатели роста. На этом фоне очевиден дефицит банковских бумаг, которые пользуются большим спросом у инвесторов, стремящихся диверсифицировать портфели. Рынок банковских акций вполне обоснованно кажется им весьма привлекательным.

Вопрос: Когда более года назад Банк России выступил с идеями либерализации банковского законодательства, в ответ ему предложили отказаться от регистрации отчета об итогах выпуска. Тогда регулятор ответил отказом. Готовы ли Вы сейчас пойти на какие-то уступки в этом вопросе?

Ответ: В начале этого года в дополнение к реализованным мерам по повышению капитализации Банк России предложил при определенных условиях отказаться от регистрации отчета об итогах выпуска акций. По нашему мнению, замена регистрации отчета об итогах направлением уведомления должна балансироваться сохранением у Банка России возможности при помощи иных инструментов контролировать качество капитала и прозрачность структуры собственности. Действуют механизмы раскрытия информации: при приобретении пакетов акций свыше 1 проц используется уведомительный порядок, свыше 20 проц требуется предварительное согласие со стороны Банка России. Кроме того, при оплате акций контролируется финансовое состояние приобретателей. Сейчас проверка проводится до регистрации отчета об итогах выпуска. В случае отказа от регистрации отчета предлагается уточнить инструментарий реализации надзорных полномочий. Если инвестор не соблюдает сроки подачи документов, нарушает процедуру или предоставил неполный перечень документов, то на него предлагается налагать штраф. Если же предоставленные документы свидетельствуют о несоответствии требованиям по финансовой устойчивости, то такого инвестора предлагается ограничивать в правах на участие в управлении банком. Таким образом, если финансовое состояние инвестора не удовлетворяет требованиям, и компания /или физическое лицо/ становится акционером кредитной организации, но его представители не смогут принимать участие в управлении банком и оказывать влияние на принятие решений. Кроме того, мы считаем, что отмена отчета возможна только для банков, которые имеют возможность выйти на IPO. Критерием является размер уставного капитала - он должен быть не менее 5 млн евро.

Вопрос: Получается, что инвестор будет поражен в правах?

Ответ: Да, возможно вплоть до устранения нарушения. Такая мера используется в ряде стран.

Вопрос: Но ведь это противоречит действующему законодательству об акционерных обществах...

Ответ: Для этого необходимо внести поправки в ряд законов, включая законы "О Центральном банке /Банке России/" и "О банках и банковской деятельности".

Вопрос: Как прошло размещение допэмиссии акций Сбербанка? Принимаете ли Вы претензии руководства банка в части большого количества сложных документов, которые должны были представить инвесторы-нерезиденты? Считаете ли Вы, что это как-то повлияло на размещение? Что, на Ваш взгляд, необходимо корректировать в самом механизме, особенно с учетом готовящегося IPO ВТБ?

Ответ: На наш взгляд, успешно. Что касается вопросов, связанных с приобретением акций нерезидентами, то я напомню, что в начале 2007 г Банк России существенно упростил условия размещения акций, а именно отменил процедуру контроля оплаты акций на сумму менее 10 млн руб, если она не превышает 1 проц уставного капитала банка. Это дало возможность приобрести акции Сбербанка без осуществления контрольных процедур 30059 из 30243 новых акционеров. В соответствии с изменениями в законы, вступившими в силу в январе 2007 г, все нерезиденты не проходили процедуру предварительного согласования в Банке России. Отличие в процедуре приобретения акций Сбербанка резидентами и нерезидентами вызвано тем, что акции размещались исключительно на российском рынке, и поэтому нерезиденты соблюдали те же процедурные особенности, которые характерны для нерезидентов, работающих в иностранном государстве. Это касается юридического оформления документации при приобретении акций на сумму свыше 10 млн руб. Критика со стороны руководства Сбербанка вызвана тем, что нерезиденты выказали им недовольство процедурами, которые оказались непривычными. Вместе с тем, если бы правила участия в размещении акций действительно стали бы существенным административным бременем, то акции не удалось бы разместить по цене, столь близкой к рыночной. Безусловно, мы изучим опыт первого публичного размещения акций, и я не исключаю возможности дальнейшей либерализации тех правил и процедур, которые не позволят ослабить контроль за качеством капиталов и открытостью структуры собственности. Некоторые поправки, касающиеся содержания регистрационных документов, уже приняты в Банке России и находятся на регистрации в Минюсте.

Вопрос: По итогам 2005 г объем инвестиций нерезидентов в банковский сектор вырос в 2,1 раза до 49,554 млрд руб. Как этот показатель изменился в 2006 г? Каким может быть прогноз на 2007 г?

Ответ: По итогам 2006 г доля иностранного капитала в зарегистрированном уставном капитале составила 15,9 проц, а без учета доли нерезидентов, контролируемых резидентами, - 14,9 проц. Инвестиции выросли до 90,0 млрд руб. К концу 2007 г с большой долей вероятности можно ожидать, что участие нерезидентов превысит 20 проц от уставного капитала. Причем, возрастет доля как стратегических инвесторов, привносящих наряду с капиталом современные банковские технологии и продукты, так и миноритарных акционеров, которые ратуют за прозрачность структуры и открытость процедур корпоративного управления в банках.

Вопрос: Выступая в феврале минувшего года, Вы сказали, что порядка 10 банков заявили о намерении выйти на IPO. Оправдались ли Ваши ожидания? Какие прогнозы Вы можете дать на этот год?

Ответ: Могу сказать, что ожидания оправдались, потому что ряд банков предпринял усилия по улучшению качества управления и повышению прозрачности структуры собственности. При определении сроков выхода на публичный рынок каждый банк имеет свою стратегию, и в этом вопросе не может быть единообразия. Конкретное время выхода банка на IPO связано с корпоративной стратегией и ситуацией на финансовых рынках. По этим причинам сделать прогноз количества банков, которые выйдут на IPO в этом году, сложно. Очевидно, что банки проявляют интерес к стандартам организации бизнеса и корпоративного управления, принятым при подготовке к IPO.

Вопрос: Как активно банки присоединялись друг к другу в 2006 г?

Ответ: В минувшем году к 5 банкам присоединилось 8 банков. Особенность присоединения состоит в том, что сначала банки покупаются, а потом присоединяются к уже имеющимся банкам у данных акционеров. Случаев объединения бизнеса разных владельцев я не знаю. Таким образом, число сделок по присоединению не полностью характеризует процессы концентрации бизнеса.

Вопрос: Банки часто жалуются на то, что, несмотря на сокращение сроков и упрощение процедуры слияния и присоединения, процесс все равно остается сложным и запутанным. Как продвигается работа по совершенствованию нормативной базы. Какие документы уже "на выходе"? В чем их суть?

Ответ: Нововведения, которые, возможно, будут внесены в законодательство, предполагают изменить право кредиторов требовать досрочно свои средства при реорганизации банка. Кроме того, предлагается некоторое удешевление процедур, сопутствующих присоединению. Например, предполагается отменить норму, по которой банк должен направить каждому кредитору письменное уведомление о проводимой реорганизации, заменив ее более дешевыми для банка способами распространения информации.





http://www.prime-tass.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован