17 февраля 2007
2442

Интервью: Евгений Гонтмахер

2 мая 2006 года

В эфире радиостанции "Эхо Москвы" Евгений Гонтмахер - научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций







Эфир ведет Алексей Дыховичный



А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Евгений Гонтмахер - научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций. Здравствуйте.

Е. ГОНТМАХЕР - Добрый день.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Мы говорим о повышении заработной платы в бюджетной сфере. Со вчерашнего дня об этом сообщили все информационные агентства. Сообщали и мы. Давайте для начала разберемся, что повышается, на сколько, 15% то есть, если бюджетник он зарабатывал 2 тысячи рублей, то на 15% это 2300. Если 4 тысячи рублей - то 4600. Правильно?

Е. ГОНТМАХЕР - Нет, не совсем так. Года два назад ваше утверждение было бы правильным. Но с 1 января 2005 года у нас ситуация с оплатой труда в бюджетной сфере в связи с 122-м законом известным, который обычно ассоциируется с монетизацией льгот, сильно изменилась в этой сфере. Этот закон, если мы сейчас его начнем вспоминать, он затронул очень много вопросов социальных. Кстати, не только социальных. Так вот один из них это регулирование оплаты труда в бюджетной сфере. Что произошло 1 января 2005 года. Все бюджетники были разделены на две большие категории. Категория первая это федеральные, те, кто получает деньги из федерального бюджета. Это, прежде всего, высшее образование - преподаватели, федеральные медицинские учреждения, их не так много. Это наука, между прочим, и отдельные учреждения культуры. Например, Большой театр.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - А федеральные чиновники?

Е. ГОНТМАХЕР - Чиновники не являются бюджетниками и это государственные служащие. Их заработная плата формируется по другим правилам, по другим законам. Мы сейчас об этом не говорим. То, что вчера произошло, к ним не имеет никакого отношения.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Это волнует очень многих.

Е. ГОНТМАХЕР - Потому что бюджетники я напомню для тех, кто пугает с чиновниками, это те, кто работает в сфере образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физкультуры, есть еще совсем небольшие сферы. И в сфере здравоохранения тоже есть чиновники, допустим, министр здравоохранения такого-то региона. К нему это не имеет отношение. Я имею в виду тех, кто работает непосредственно в учреждениях. Кто связан с лечением, с обучением, обслуживанием культуры и так далее. Таких людей у нас 15 млн. человек. Федеральных бюджетников у нас всего порядка 3 млн., 12 млн. человек бюджетники, которые получают заработную плату из бюджета либо муниципального, либо регионального. И в их отношении ситуация абсолютно поменялась. Если до 1 января 2005 года можно было решением правительства поднять действительно заработную плату всем этим 15 млн. человек, автоматически, то есть принимается решение правительства и с 1-го такого-то числа на 15-20-30%, сколько было денег, то теперь это решение обязательно только для бюджетников федеральных. Для этих 3 млн. человек.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Тогда федеральные...

Е. ГОНТМАХЕР - Для остальных оно не имеет никакого значения.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Федеральный бюджетник это 3 млн. из 15 млн. бюджетников вот для него то, что произошло вчера, означает, если он зарабатывал 2 тысячи, значит...

Е. ГОНТМАХЕР - Плюс 15%.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - С мая - 2300 и так далее. 5 тысяч - 5750.

Е. ГОНТМАХЕР - Совершенно правильно. Там есть 18 разрядов единой тарифной сетки. Первый разряд обычно на уровне минимальной оплаты труда, она была 800 рублей...

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Стала 1100.

Е. ГОНТМАХЕР - Там просто движение побольше. Там не 15%, там больше увеличение. А самая высокая ставка 18 разряда это в 4,5 раза больше чем ставка первого.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - 15% это в среднем. Теперь 12 млн. человек.

Е. ГОНТМАХЕР - Что для них важно. Для них тоже вчера произошло важное событие. Это повышение минимальной оплаты труда. Она у нас стала 1100 рублей. Для тех региональных бюджетников, кто получал меньше чем 1100 рублей, а такие люди у нас есть, к сожалению, в бюджетной сфере зарплаты очень низкие, это допустим, санитарка в больнице, техничка в школе. Это технические работники в той же сельской библиотеке. Там были такие случаи, когда люди получают меньше, чем 1100 рублей. Так вот они с 1 мая этого года должны получать не меньше чем 1100 рублей. То есть если получали 800, то 300 рублей им обязательно местная власть должна прибавить.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - А если 1100.

Е. ГОНТМАХЕР - Но если человек получал 1100 рублей до 1 мая, то о том, какая у него заработная плата дальше, решают исключительно местные власти. Они по закону могут ничего и не делать.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Вообще?

Е. ГОНТМАХЕР - Да.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Даже вообще ничего не получит.

Е. ГОНТМАХЕР - К федеральным бюджетникам никакой увязки нет. Вот это надо понять. Что с 1 января 2005 года в 122-м законе написано...

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Я прошу прощения, к муниципальным, к не федеральным бюджетникам...

Е. ГОНТМАХЕР - Что увеличение оплаты труда федеральных бюджетников уже никак не связано с увеличением оплаты труда бюджетников всех остальных. Она идет по собственным законам. В каждом субъекте нашей РФ идет по-своему. Где побогаче, там уже давно подняли заработную плату...

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Давайте, Москва. Мы все-таки "Эхо Москвы".

Е. ГОНТМАХЕР - Хотя Москва не типична. Москва бюджетникам платит много.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Вот 4100 у нас минимальная зарплата в Москве. Вот что с мая. Вот сейчас человек получает 4100.

Е. ГОНТМАХЕР - Ничего. Потому что в Москве уже было принято ранее решение о повышении на 10% всех ставок и разрядов тем же самым бюджетникам. Это никак не было связано с этим вчерашним решением. Ни к 15%, ни к минимальной новой оплате труда это не имеет отношение. Потому что федеральный минимум давно превзойден в Москве в разы и никто в Москве не получал меньше чем 1100 рублей, повторяю, полномочия по увеличению заработной платы московским бюджетникам городским они принадлежат исключительно московскому городскому правительству. Никакого отношения к федеральному правительству не имеет. У московского правительства есть деньги, они повышают, и они могут повышать заработную плату хоть каждый месяц. И на любой коэффициент. И на 20-30-50%, если есть для этого деньги. А если возьмем бедный регион. Там ситуация обратная.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Давайте возьмем бедный регион после новостей. Мы говорим о повышении заработной платы в бюджетной сфере, и как выяснилось в первой части, слишком громко говорить о повышении, о частичном повышении.

Е. ГОНТМАХЕР - Я бы сказал так, когда было объявлено о 15%, это фактически было предъявлено требование к регионам произвести ровно то, что сделали в отношении федеральных бюджетников. Но это чисто политическое требование, которое никак не вытекает ни из каких принятых решений.

НОВОСТИ

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Мы продолжаем. Бедные регионы мы на них остановились. Дотационные регионы. Что получается там.

Е. ГОНТМАХЕР - По официальным данным, которые были озвучены, по-моему, вчера, или позавчера, только в 17 регионах были приняты свои собственные решения о повышении заработной платы бюджетникам на 15%.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - В связи с данным решением...

Е. ГОНТМАХЕР - В связи с данным политическим решением. Потому что действительно, когда господин Зурабов докладывает президенту и говорит в таком императивном тоне, что бюджетники все на 15% получают повышение к заработной плате, он же не говорил отдельно о федеральных, о региональных. И президент с этим соглашается, принимает к сведению эту информацию, то получается так, что правительство фактически диктует необходимость, политическую необходимость всем регионам это сделать. Регионы конечно об этом знали, это было известно заранее. Только 17 регионов пока такие решения выпустили.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Что это за 17 регионов. Наверное, это как раз не дотационные регионы.

Е. ГОНТМАХЕР - Да, это в основном регионы, которые не зависят от помощи из федерального бюджета, у которых есть деньги в собственных бюджетах. И должен сказать, что это неслучайно, что только 17 регионов. В принципе подготовить решение местного правительства о повышении заработной платы на 15%, поверьте моему опыту, это проблема получаса. Потому что это типовые решения, они принимались неоднократно на федеральном уровне, и регионы в прошлом году такие решения принимали. Дело в деньгах. Дело в том, что далеко не у всех регионов есть для этого средства. У нас ведь есть регионы, где большая часть вообще бюджета это поступления из бюджета федерального. И сейчас поэтому регионы конечно выжидают. Они сейчас пытаются свести дебет с кредитом, что называется. И только 17 оказались...

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Москвы среди них нет?

Е. ГОНТМАХЕР - Можно считать, что Москва есть. Потому что Москва уже произвела повышение не 1 мая, а раньше. То есть, я их включаю в эти 17 безусловно. Я не знаю точно по статистике Федеральной службы по труду и занятости, это она дала такую информацию, в 17-ти регионах есть ли город Москва, но его можно туда включить. Насчет московских бюджетников у меня в этом плане никаких сомнений нет. Что касается бюджетников оставшихся 88 минус 17 - 60 регионов. Что будет там. Думаю, что в ближайшее время под давлением, которое на них будет оказано под политическим давлением, потому что действительно люди получают маленькую заработную плату, вопрос о 15% был поставлен очень жестко и однозначно. Еще 10-15-20 регионов введут свои решения о том, что с 1 мая они на 15% повышают минималку своим бюджетникам. Это будет сделано задним числом. Я думаю, что будет выплачена вся заработная плата, исходя из первомайского повышения. Ряд регионов я думаю, сделает такое повышение попозже. Будут приняты решения не с 1 мая, а может быть с 1 июля, с 1 августа. Кто-то наиболее слабый может быть с 1 сентября. А кто-то боюсь, может перенести это повышение самые слабые регионы с 1 января...

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - С 1 октября еще одно повышение должно быть на 11%.

Е. ГОНТМАХЕР - Совершенно правильно. Это повышение я повторяю, оно обязательно только для бюджетников федеральных, о которых мы говорим.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - 1 октября будет то же самое. Один в один.

Е. ГОНТМАХЕР - Да. Будет ровно все то же самое.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - В принципе мне ясно. Но на всякий случай, тянет ли за собой, не тянет изменение тарифной сетки это повышение?

Е. ГОНТМАХЕР - Нет, понимаете, в чем проблема. Единая тарифная сетка была обязательна для всей территории РФ до 1 января 2005 года. 1 января 2005 года регионы были отпущены в свободное плавание. В законе было написано, что они теперь имеют право устанавливать систему и размер оплаты труда, как хотят. Вот любую. Вот сейчас у нас 18 разрядов единой тарифной сетки, могут сделать 10, а могут сделать 110. Могут ввести отраслевые, сейчас много говорят, отдельная тарифная сетка для образования, отдельная - для здравоохранения, отдельная - для культуры. Или еще какие-то варианты. Но по факту в прошлом году практически все регионы остались добровольно на этой единой тарифной сетке. И в этом году единая тарифная сетка практически везде действует. Поэтому это решение никак не связано с изменениями в принципах оплаты труда бюджетников.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Вообще уже неправильное название. Уже не единая, в общем. Она добровольно единая пока что.

Е. ГОНТМАХЕР - Совершенно верно.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Что пишет пейджер. Ну, конечно же, крики души. Их достаточно много. Я обязательно зачитаю. Елена Николаевна, хотя, что вы можете сказать. "Что такое минимальная оплата труда 1100 рублей? Это за что, этих денег не хватит ни на что. Объясните, пожалуйста".

Е. ГОНТМАХЕР - Согласен абсолютно. Но я хотел бы сказать в защиту этого показателя очень простую вещь. Еще я помню года 4 назад, вы знаете, какой был размер минимальной оплаты труда в РФ?

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - По-моему, 100.

Е. ГОНТМАХЕР - 89 рублей 47 копеек. Сейчас все-таки 1100. Все-таки в последние годы было принято с моей точки зрения правильное решение форсированно повышать минимальные размеры оплаты труда. Другое дело, что допустим, наши профсоюзы требуют, чтобы минималка сейчас была на уровне прожиточного минимума. Прожиточный минимум у нас сейчас для трудоспособного где-то около 3 тысяч рублей.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - В зависимости от региона.

Е. ГОНТМАХЕР - Среднее по РФ. Это надо повышать почти в три раза минимальную оплату труда, чтобы она совпала сейчас. Конечно, и повсюду ходят с этими лозунгами, вчера первомайская демонстрация, у них тоже что-то подобное было. Это было бы конечно, неплохо. Но просто к чему это может привести. Это может привести, это эффект известный - к повышению безработицы. Дело в том, что если работодатель будет вынужден особенно мелкий работодатель в торговле, в малом бизнесе, где он платит полторы-две тысячи рублей, если он будет вынужден платить 3 тысячи рублей, то он вместо двоих занятых оставит одного. Это стандартная во всем мире и давно изученная ситуация. Поэтому на самом деле перед нами всегда стоит вопрос, либо форсированно повышаем минимальную оплату труда, но тогда получаем повышенную безработицу, либо повышаем ее постепенно и тогда все-таки держим безработицу на каком-то, пока она сейчас на достаточно низком уровне.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Любопытный вопрос от Галины Григорьевны. Он пришел по Интернету из Санкт-Петербурга. Хотя отчасти вы дали ответ на этот вопрос. "Каковы причины, заставляющие Россию поднимать заработную плату, раз люди и так соглашаются ходить на работу за копейки?"

Е. ГОНТМАХЕР - Я вам скажу так. Заработная плата у нас растет, средняя заработная плата по стране растет достаточно быстро. Порядка 20-25% в год. Все последние годы это неплохо. И она растет за счет очень многих факторов. Например, у нас все-таки появились последние годы вот эти экспортные сектора. Нефтяной, газовой, металлургия, лес и так далее. Где худо-бедно зашевелилось наше экспортное производство, и что-то такое у нас продается. И сыплются эти деньги в Россию нефтяные и прочие. Это позволяет, конечно, заработную плату в этих секторах поднимать. Безусловно. Затем где-то еще произошло оживление в целом ряде, допустим, в сфере обслуживания, как-то более-менее формируется банковская финансовая система, страховые компании и так далее. И там ситуация с заработной платой я считаю достаточно благополучная. И она достаточно быстро растет. Проблема не в этом. Проблема в том, что у нас есть целый сектор экономики, где заработная плата, извините, стоит на месте. Либо фактически уменьшается из-за как раз инфляционных дел. Вот в бюджетной сфере дай бог, чтобы вот эти повышения, которые сейчас будут происходить, успевали за инфляцией. Дай бог. Я не уверен. Потому что для них инфляция она более высокая, чем та средняя, о которой мы говорим. Сельских хозяйств и еще ряд других отраслей.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Чтобы это, дай бог, произошло, 15% в среднем сегодня и 11% в среднем в октябре это бы позволило я думаю, с лихвой перекрыть инфляцию. Если бы не то, что вы, собственно говоря, нам и рассказывали. Соответственно, что должна сделать федеральная власть на ваш взгляд, для того чтобы реально на 15% повысилась заработная плата всем бюджетникам, включая региональных, которых подавляющее большинство - 12 млн.

Е. ГОНТМАХЕР - Сейчас я думаю, что тут карты на стороне Минфина федерального. Потому что в его руках фонд поддержки регионов, из которого деньги выделяются для наиболее слабых дотационных регионов. И, конечно же, здесь надо, Минфин эту работу делает каждый год, надо проанализировать по каждому из регионов, есть ли реальные возможности для повышения заработной платы на 15%. Бывает так, что регион хитрит. Губернатор, понимаете, он немножко тянет время, шантажирует, думает, вдруг сейчас на меня свалятся из федерального бюджета деньги и так далее. Есть такие случаи. Но надо выявить действительно те регионы, где реально не хватает денег. Для того чтобы такое повышение произвести. И, конечно же, соответствующие деньги в эти бюджеты перевести и проследить, чтобы они были использованы именно на эти цели. Потому что есть такие случаи, когда деньги переводятся, но они растворяются в бюджете какой-то области и могут идти на совершенно другие цели. Кстати надо напомнить, почему у нас такая ситуация. Это очень важно понимать. Почему у нас столько дотационных регионов. Потому что наша налоговая система выстроена таким образом, что у нас более 60% доходов налоговых поступает в федеральный бюджет. Вы понимаете. И волей-неволей, большинство регионов вынуждены ходить с протянутой рукой к федеральному центру. Потому что им остается очень немного.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Сначала они отдали...

Е. ГОНТМАХЕР - А потом им возвращают, вы понимаете. И здесь, несмотря на то, что у нас сейчас уже официально заявлено, что налоговая реформа подходит к концу. Может быть по общефедеральным налогам, наверное, это и так, НДС, налог на прибыль, ЕСН, хотя там есть много вопросов, но с точки зрения межбюджетных отношений, с моей точки зрения мы еще налоговую реформу реально не произвели. Потому что разграничение полномочий прошло по 122-му закону, по 131-му закону. Вот этот закон о разграничении полномочий. По закону о местном самоуправлении. Дали большие полномочия на бумаге туда, а денег не дали. Денег-то реально не дали. Вот в чем самая главная проблема. Вот этим надо сейчас очень упорно заниматься. А не латать каждый год вот так при каждом повышении. Мы сейчас с вами в октябре снова встретимся вдруг, и будем говорить ровно все то же самое. Пора вот эту песню бесконечную заканчивать.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Мы сейчас прервемся на новости. А после этого будет 10 минут еще эфира.

НОВОСТИ

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Прежде чем перейти к телефонам прямого эфира, 783-90-25 телефон для москвичей. 783-90-26 - для не москвичей. Мы говорим о повышении заработной платы в бюджетной сфере. Уточняющие вопросы. Две категории населения очень большие, военные и пенсионеры. Касается ли их хотя бы такое повышение, о котором вы говорили?

Е. ГОНТМАХЕР - Нет.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Почему?

Е. ГОНТМАХЕР - Потому что мы уже говорили в первой части, что касается военных, они отнесены сейчас к государственным служащим, военнослужащие. И у них свои собственные законы, как формируется их денежное содержание. И чиновников государственных и военнослужащих. То есть это не бюджетники, это люди, которые не получают заработную плату. Пенсионеры, там недавно была индексация пенсий с 1 апреля и базовой части и страховой части. И вот это повышение минимальной заработной платы оно никакого отношения сейчас не имеет к пенсионным делам.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Пенсия тоже совершенно другое.

Е. ГОНТМАХЕР - Совершенно все другое.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ - Добрый день. Меня зовут Валентина Александровна. Я из Москвы. Здравствуйте. Дело в том, что, получаю единственный доход это пенсию по инвалидности и она рассчитывается, как известно, из минимальной заработной платы. Так вот моей пенсии это коснется?

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Спасибо.

Е. ГОНТМАХЕР - Там зависит от того, я же не видел форму расчета вашей именно пенсии по инвалидности. Она же зависит от того трудового стажа, который человек успел или не успел получить. Потому что если допустим, человек никогда не работал, был с детства инвалидом, там да, зависит от минимальной оплаты труда. Если у вас именно такой тип пенсии по инвалидности, то тогда конечно, пересчет у вас должен быть. Но это далеко не каждый, это очень небольшая категория пенсионеров. Потому что в основном пенсии по инвалидности это те люди, кто успел поработать, по каким-то причинам стал инвалидом, им там просто более льготно учитывается заработок, который они успели получить во время своей трудовой деятельности.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Следующий звонок. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте. Меня зовут Андрей. Москва. Постоянный ваш слушатель. Если я работаю на предприятии, которое находится в Москве, почему-то скажем так, минимальная заработная плата выплачивается из расчета России. Хотя в Москве существует совершенно другая заработная плата по размеру. 1100 с мая по России должна ли выплачиваться заработная плата какая-то иная в Москве?

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Вы, наверное, федеральный бюджетник, Андрей.

СЛУШАТЕЛЬ - Нет, предприятие находится на территории Москвы.

Е. ГОНТМАХЕР - Я понял. Оно не государственное. Тут схема такая. У нас сейчас субъекты федерации не имеют право устанавливать собственный минимум оплаты труда. Не имеют право своими законами. Есть единый федеральный закон, который в данном случае устанавливает 1100. Но в целом ряде территорий в частности в Москве есть так называемые трехсторонние соглашения между профсоюзами, работодателями и правительством. Где работодатели они на себя добровольно берут обязательство платить не меньше чем, допустим, как в Москве 4100. Но надо всегда иметь в виду, что далеко не все работодатели входят в этот пул объединения. Это, как правило, наиболее крупные, продвинутые предприятия. Если же мы говорим о малом бизнесе, допустим, оптовые рынки, конечно же, те работодатели не подписываются под вот этими соглашениями и в принципе инспекция по труду их может уличить в нарушении закона, если они платят только меньше 1100 рублей. Если больше, то, формально говоря, к ним нельзя никаких санкций применить. Поэтому на этом предприятии, о котором говорит Андрей, я подозреваю, там никаких нарушений федерального законодательства нет. То, что они используют именно федеральный минимальный...

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Там вообще не бюджетники.

Е. ГОНТМАХЕР - Это частное предприятие.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - И вполне возможно заработная плата в конверте...

Е. ГОНТМАХЕР - Там может быть и маленькая заработная плата. Мы же не знаем конкретную ситуацию. И повторяю, там никакого нарушения законодательства в этой ситуации.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Я прошу звукорежиссеров не московский телефон вывести.

СЛУШАТЕЛЬ - Добрый день. Это Игорь из Подмосковья. Я сейчас временно не работаю. Поскольку с прежней работы уволился, там фирма закрылась. Я хотел бы спросить, пособие по безработице по этому...

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Понятно, коснется ли это изменение пособия по безработице.

СЛУШАТЕЛЬ - Да, да.

Е. ГОНТМАХЕР - Пособие по безработице связано с прожиточным минимумом в регионах. Там есть определенные доли, минимальный и максимальный размер. Поэтому нет.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Не коснется. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ - Меня зовут Тамара Владимировна. Меня этот вопрос интересует профессионально. Я преподаю дисциплину "Бюджетная система" и мне нужно уже предметно с 1 мая менять тарифную сетку. Постановления не было на этот счет. Постановления правительства, я выписываю "Российскую газету", его нет, в Интернете искала. Где это постановление?

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Ясно, даже я знаю ответ, потому что он звучал у нас в эфире.

Е. ГОНТМАХЕР - Не знаю, что звучало в эфире "Эхо Москвы".

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Что тарифная сетка не меняется, вы же говорили.

Е. ГОНТМАХЕР - Нет, минуточку. Тут речь идет о другом. И правильно был задан вопрос. Речь идет о повышении федеральным бюджетникам, 3 млн. человек. Для этого нужно решение правительства РФ. Там не меняется соотношение между разрядами, но там в этом постановлении написано, что повышаются все ставки разряды на 15% и приводится табличка, где должны даваться абсолютные цифры, что первый разряд теперь такой, второй такой, до 18-го. Действительно я "Российскую газету" читаю каждый день, там такого постановления пока не опубликовано. Я бы сказал так. Это можно отнести только к нерасторопности правительства. Думаю, что в ближайшие дни, сегодня, завтра такое постановление будет подписано. Мы должны с вами прекрасно понимать, что майская заработная плата будет выплачена в начале июня. То есть у правительства есть еще достаточно много времени, для того чтобы какие-то видимо технические сложности, я просто знаю этот механизм, согласование и так далее. Я не сомневаюсь в том, что такое постановление в ближайшие дни выйдет, потому что если уж федеральное правительство не сделает это повышение, то извините это стыд и позор.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Майские праздники еще...

Е. ГОНТМАХЕР - Праздники, не знаю, все-таки почему. Хотя это типовое решение, оно выходило очень много раз.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте. Меня зовут Борис Иванович из Щелково. Скажите, пожалуйста, к какой группе бюджетников относятся рабочие и служащие, которые работают в Министерстве обороны.

Е. ГОНТМАХЕР - Совершенно правильно. Рабочие и служащие Министерства обороны относятся к той группе бюджетников, о которой мы с вами сегодня говорим. То есть это федеральные бюджетники. И для них 15% повышение оно обязательно произойдет. Когда будет подписано это постановление правительства, то есть за май заработная плата на 15% должна быть больше.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте. Меня зовут Ирина. Москва. У меня такой вопрос. Моя дочь работает в академическом институте. Не в том, в котором работает Кадыров. А в Академии...

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Кадыров не работает.

Е. ГОНТМАХЕР - Член одной из общественных академий.

СЛУШАТЕЛЬ - В Академии наук. У нее оклад 11-й разряд 1600. Как это может быть. Плюс, конечно, есть вредность, еще чего-то.

Е. ГОНТМАХЕР - Ясно. Во-первых, 11-й разряд 1600 быть не может. Я думаю, вы можете сразу умножить, возьмите хотя бы 800 рублей прежнюю минимальную оплату труда, умножьте на 4,5 - получается около 4 тысяч. Это 18-й разряд. Я думаю, 11-й порядка тысяч 3-х. Но дело не в этом. По Академии наук сейчас принято решение, вы знаете отдельное. Там с 1 мая будет происходить удвоение ставок и окладов. Не просто на 15%, поэтому ваша дочь я надеюсь, это удвоение получит. Там единственная проблема, как они будут выкручиваться с тем фондом оплаты труда, который заложен, и там я боюсь, что это будет связано с некоторыми сокращениями численности занятых. Но это уже вопрос отдельный.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Ясно. Спасибо вам. Евгений Гонтмахер - научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций был у нас в гостях. О повышении заработной платы в бюджетной сфере мы говорили. И Евгений Шлемович очень подробно четко все нам объяснил. Еще раз спасибо вам.

02.05.06

Эхо Москвы
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован