02 ноября 2004
1307

Интервью Генерального директора ММВБ Александра Потемкина агентству ПРАЙМ-ТАСС


Вопрос: Александр Иванович, в конце октября Вы презентовали модель реорганизации фондового бизнеса ММВБ. С какими трудностями пришлось столкнуться ММВБ при ее разработке?

Ответ: Создание Закрытого акционерного общества "Фондовая биржа ММВБ" потребовало много времени и серьезных усилий. Все началось с поправок, которые были внесены в ФЗ "О рынке ценных бумаг" в конце декабря 2002 г. Поправки коснулись требований к организаторам торговли, включая фондовые биржи как частный случай организатора торговли на рынке ценных бумаг. Причем, поправки эти допускали неоднозначное толкование со стороны органа исполнительной власти, регулирующего рынок ценных бумаг. Они не давали, например, ясного ответа, имеет или не имеет право организатор торговли, не имеющий лицензии фондовой биржи, проводить листинг ценных бумаг.

Кроме того, в связи с внесением вышеуказанных изменений введено ограничение в части права каждого акционера и его аффилированных лиц иметь не более 20% акций фондовой биржи. Из того перечня операций, которые разрешено проводить фондовой бирже выпадает ряд направлений, которыми занимается ММВБ, например, услуги технического центра.

Учитывая вступление в силу этих требований ФЗ "О рынке ценных бумаг", акционерами было принято решение о создании Закрытого акционерного общества "Фондовая биржа ММВБ", которое было зарегистрировано в начале декабря 2003 г. как 100% дочка ЗАО ММВБ. В процессе формирования состава акционеров новой площадки была проведена большая работа как с нынешними акционерами ЗАО ММВБ, так и с новыми потенциальными участниками. При этом в процессе переговоров необходимо было согласовать все позиции, как по вопросам распределения 28-процентной доли ЦБ РФ, который не мог войти в состав акционеров ЗАО "ФБ ММВБ", так и по вопросам, связанным с тем, чтобы общая доля ЗАО ММВБ и его аффилированных лиц в капитале новой площадки не превышала 20%.

Поэтому 2003 год для ММВБ стал временем осознания, каким образом ММВБ будет в дальнейшем развивать деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг: создавать ли отдельное юридическое лицо для осуществления деятельности фондовой биржи или получать лицензию фондовой биржи на ММВБ.

К началу августа 2004 г. состав акционеров ЗАО "Фондовая биржа ММВБ" был сформирован в соответствии с вышеуказанными требованиями ФЗ "О рынке ценных бумаг". Все действующие акционеры ЗАО "ММВБ", кроме Банка России, стали акционерами ЗАО "ФБ ММВБ" в объеме, эквивалентном их доле в капитале ММВБ. Из оставшихся 28% акций ММВБ 12% акций остались за ММВБ, а 16% были предложены 8 наиболее активным участникам Секции фондового рынка ММВБ, прежде всего, брокерским компаниям, т.е. по 2 % каждому.

В результате наших усилий 15 сентября 2004 г. Федеральной службой по финансовым рынкам было принято решение о выдаче ЗАО "ФБ ММВБ" лицензии фондовой биржи.

Вопрос: А в чем основная суть проводимой вами реорганизации фондового бизнеса?

Ответ: Суть реорганизации, которую мы презентовали на прошлой неделе, заключается в том, что функции в части организации торгов корпоративными ценными бумагами между ЗАО ММВБ и ЗАО "ФБ ММВБ" будут распределены следующим образом:

- ЗАО "ФБ ММВБ" организует торговлю ценными бумагами, включая листинг, работу с участниками торгов и их клиентами, а также развитие биржевых технологий;

- ЗАО ММВБ обеспечивает клиринговое обслуживание и технологическую поддержку.

На прошлой неделе мы направили информационные письма по данной модели реорганизации всем профессиональным участникам рынка и эмитентам. Их обсуждение состоялось также на заседании Секции фондового рынка ММВБ. Здесь хотелось бы отметить наиболее важные изменения, касающиеся участников торгов:

Во-первых, организационно-технологическая платформа для совершения сделок и проведения расчетов принципиально не меняется. Процедура и технология подачи заявок и совершения сделок при осуществлении торгов ценными бумагами на ФБ ММВБ не будет отличаться от процедур и технологий, используемых в настоящее время на торгах в Секции фондового рынка ММВБ.

Во-вторых, ставится задача достижения нового качества обслуживания клиентов в ФБ ММВБ, которая станет специализированной структурой в рамках группы ММВБ для организации торгов корпоративными ценными бумагами /в частности, внедрение новых инструментов и режимов торгов, оптимизация работы с клиентами/. Хотя оценить заложенный потенциал Фондовой биржи с точки зрения качества обслуживания участники смогут только в следующем году, когда торговая площадка приступит к работе.

И, наконец, при переходе торгов к ФБ ММВБ снизятся издержки участников торгов за счет понижения биржевой комиссии /на 2-7% по разным инструментам/.

Немаловажным, с моей точки зрения, является и то, что все члены Секции фондового рынка ММВБ и эмитенты ценных бумаг смогут стать участниками торгов на ФБ ММВБ по упрощенной схеме. Для вступления в члены ФБ ММВБ профессиональным участникам рынка ценных бумаг следует обратиться с заявлением о включении в состав участников торгов ФБ ММВБ, прием которых начался 25 октября с.г.

Кроме того, в ноябре с.г. состоится ряд совещаний с трейдерами, эмитентами и техническими специалистами по вопросам, связанным с работой на ФБ ММВБ. Предполагается, что техническая готовность к торгам в рамках ФБ ММВБ будет достигнута уже к 6 декабря 2004 г. Как видите, мы очень серьезно подошли к решению данного вопроса.

Вопрос: Каковы, на Ваш взгляд, наиболее перспективные направления работы Фондовой биржи ММВБ?

Ответ: Наиболее приоритетной для нас сейчас является работа с эмитентами. Необходимо расширить число организаций и ценных бумаг эмитентов, которые мы могли бы привлечь на торги ММВБ.

Также необходимо проанализировать условия листинга, насколько они соответствуют не только требованиям регулятора, но и потребностям рынка. Такие же пожелания высказывали участники на совете секции фондового рынка ММВБ в октябре, когда с ними обсуждался вопрос о модели взаимодействия ЗАО ММВБ и ФБ ММВБ по организации обслуживания рынка ценных бумаг.

Вопрос: А насколько вообще привлекателен листинг для эмитентов?

Ответ: В настоящее время на ММВБ обращаются акции 92 эмитентов и корпоративные облигации 177 эмитентов, из которых в листинг включены акции 24 эмитентов и облигаций 66 эмитентов. С 10 января 2004 г. они начнут обращаться на ФБ ММВБ, на которую переходит функция листинга. Как видите, цифры показывают, что в листинг включены только около трети бумаг, обращающихся на бирже. Это означает, что большая часть эмитентов пока не спешит с включением своих бумаг в котировальные листы. Задачей биржи является создание совместно с профессиональным сообществом таких условий листинга, которые смогут привлечь участников рынка и при этом не повысить рисков инвесторов.

Вопрос: Как Вы относится к идее ФСФР передать биржам и СРО функции по раскрытию информации эмитентами?

Ответ: На практике эта схема уже реализуется, и ММВБ не только поддерживает данный подход к раскрытию информации, но и ведет серьезную работу практического характера по внедрению оптимальных технологий раскрытия информации и контроля за соблюдением эмитентами требований по раскрытию информации.

Напомню, что уже сегодня эмитенты ценных бумаг в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов и внутренних документов биржи обязаны направлять на ММВБ сообщения о существенных фактах, информацию, которая может оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг, ежеквартальные и годовые отчеты. В свою очередь, биржа использует данную информацию в процессе допуска и поддержания ценных бумаг в списках торгующихся инструментов, а также раскрывает эту информацию всем заинтересованным сторонам, в том числе и совместно с саморегулируемыми организациями.

Вопрос: Каково Ваше отношение к частым приостановкам/остановкам торгов по ряду акций, в частности "Мосэнерго", и как с этим можно бороться?

Ответ: Приостановки торгов по отдельным акциям - это общепринятый для бирж и весьма эффективный механизм действий по стабилизации рынка в случае резких изменений цен. Используется он и на ММВБ. Так, по существующим правилам, Дирекция биржи приостанавливает на 1 час торги отдельными ценными бумагами, включенными в Котировальные листы, в случаях изменения цены открытия ценной бумаги более чем на 15% по сравнению с ценой закрытия предыдущего дня или изменения текущей цены более чем на 10% по сравнению с ценой открытия этого дня. Остановка торгов до распоряжения ФСФР производится при изменении цены открытия ценной бумаги более чем на 25% по сравнению с ценой закрытия предыдущего дня или текущей цены более чем на 15% относительно цены открытия.

В соответствии с этими правилами, например, в 2004 году торги акциями в общей сложности останавливались 84 раза, в том числе 17 остановок до распоряжения ФСФР /ФКЦБ/. В частности, ОАО "Мосэнерго" в Секции фондового рынка приостанавливались 9 раз. Проблема усугубляется и тем, что на ММВБ, в отличие от других площадок, отключается не только основной, но и другие режимы торгов, в частности режим переговорных сделок, который, по сути, близок к внебиржевому рынку. К сожалению, в России этот механизм пока не совершенен, особенно это касается остановок на неопределенный срок /до распоряжения/ ФСФР.

Поэтому, с нашей точки зрения, необходимо предпринять ряд шагов для усовершенствования системы, в частности, в случаях, когда это возможно, ускорить процедуру принятия решения о возобновлении торгов, рассмотреть вопрос об использовании механизма остановки/приостановки торгов только в "рыночных" режимах /торговая сессия, пред/послеторговые периоды, неполные лоты/. Мы готовы участвовать в любом формате совместно с ФСФР России и профессиональными участниками в выработке эффективного порядка приостановки торгов, отвечающего существующим потребностям рынка.

Вопрос: Как, по Вашему мнению, будет развиваться рынок IPO в ближайшее время?

Ответ: Биржа уже сегодня готова к проведению таких операций, и мы приветствуем готовность многих российских эмитентов разместить свои акции на бирже по открытой подписке. По нашей информации, уже сейчас около 40 российских предприятий заявили о намерении провестиIPOакций в течение трех лет. При этом можно отметить определенную сегментацию эмитентов. Крупные российские компании в большей степени планируют размещение акций на международных рынках капитала, а средние ориентируются на внутренний рынок. Именно эти компании являются для нас наиболее интересной категорией эмитентов, с которыми важно наладить постоянную работу по успешному выходу на инвестиционный рынок.

Кроме того, очень перспективным представляется рынок IPO для новых молодых предприятий. Мы можем создать на ММВБ специальный сектор биржевой торговли акциями таких компаний. Правда, это не тема ближайшего года, но готовиться к созданию такого рынка надо.

Одним словом, ММВБ готова к активному формированию нового сегмента рынка совместно с ведущими инвестиционными компаниями, уже имеющими значительный опыт консультирования и организации выпусков ценных бумаг.

Вопрос: Готова ли ММВБ технически для начала торгов коммерческими облигациями? Что нужно для этого сделать? Как будет вестись работа по сбору информации от эмитентов и допуск к обращению их ценных бумаг?

Ответ: Организация обращения коммерческих облигаций весьма актуальна, поскольку они представляют собой новый сектор долгового рынка. С точки зрения технической организации процесса торгов новыми инструментами проблем нет, так как торговая система ММВБ работает на современном программном обеспечении, способном поддерживать параллельные процессы торгов различными видами ценных бумаг.

Что касается юридических аспектов допуска к торгам коммерческих облигаций, то, конечно же, давать им подробный комментарий можно будет только после публикации изменений в законодательстве. Основываясь на предварительных переговорах с ФСФР, можно предположить, что регулятор рассматривает возможность передачи биржам части регулирующих функций, в частности, речь идет о регистрации эмиссионных документов выпусков коммерческих облигаций.

Мы надеемся, что коммерческие облигации станут для предприятий эффективным инструментом рефинансирования операций, позволяющим оптимизировать дебиторскую задолженность.

Вопрос: Какие меры планирует предпринять ММВБ для активизации рынка стандартных контрактов?

Ответ: Биржа уделяет большое внимание повышению конкурентоспособности этого сектора рынка. Однако, не секрет, что многие проблемы, ограничивающие его рост, во многом объясняются несовершенством действующего правового регулирования. Мы намерены, как и ранее, активно участвовать в совершенствовании законодательства по срочному рынку РФ. На ММВБ накоплен значительный опыт взаимодействия с соответствующими государственными структурами, хотя, по нашим ощущениям, реальные плоды такой работы могут появиться не ранее 2006 года.

Пока мы сконцентрировали свои усилия на восстановлении рынка валютных фьючерсов. На сегодня полностью допущены к торгам 35 банков и финансовых компаний. Объем сделок за девять месяцев 2004 г. составил 142 млн. долл., объем открытых позиций в октябре достиг 36,0 млн. долл. Тем не менее, несмотря на определенные успехи, как на ММВБ, так и на других площадках, понятно, что существующие объемы недостаточны для полноценного развития срочного рынка в России.

Из первоочередных задач этого направления можно назвать проект по введению в обращение опционов на валютные фьючерсы с портфельным маржированием. Как мы полагаем, появление данного инструмента значительно расширит возможности участников срочного рынка валютных деривативов как по хеджированию валютных рисков, так и по извлечению спекулятивной прибыли и создаст предпосылки для привлечения на данный рынок новых участников и увеличения его ликвидности.

В целом, мы считаем, что необходимо внедрение новых инструментов, совершенствование системы управления рисками и развитие клиринга. Например, сегодня система управления рисками и на ММВБ, и на других биржах отличается достаточной консервативностью. Причина жесткости биржевых систем управления рисками в России кроется в очень высоком уровне кредитных рисков, существовавшем еще некоторое время назад. Возможные обязательства участника рынка жестко ограничены размером внесенного им на условиях предоплаты обеспечения, как правило, в денежной форме. Это достигается за счет достаточно ограниченных лимитов изменения цены срочных инструментов, устанавливаемых биржами на основе показателей волатильности рынка. Позиции несостоятельных участников принудительно закрываются в рамках этих лимитов. Если реальный уровень рынка выходит за пределы установленных лимитов и закрыть позиции обратными сделками невозможно, они распределяются между держателями противоположных позиций пропорционально их количеству. Такой механизм устраивает не всех участников, и это ограничивает возможности для развития рынка. Поэтому сейчас ММВБ активно работает над своей гарантийной системой. В качестве одной из мер снижающих опасность принудительного закрытия позиций рассматривается создание специального гарантийного фонда при активном участии клиринговых членов.

Также рост рынка может происходить за счет повышения активности его участников. Поэтому важным приоритетом для ММВБ является индивидуальная работа с каждым действующим или потенциальным участником рынка, направленная на увеличение его персональной активности на рынке. Для этого мы планируем направить больше усилий в сторону проведения рекламно-образовательных акций для профучастников и их клиентов, особенно участников внешнеторговой деятельности. Это позволит расширить круг лиц, предъявляющих спрос на срочные инструменты, который сейчас довольно узок. Правильнее даже назвать это формированием принципиально нового спроса на деривативы, основанного на использовании их в системах управления финансовыми рисками банков и компаний.

Вопрос: Как Вы оцениваете результаты объединения двух торговых сессий по иностранной валюте в ЕТС? Наблюдается ли активизация торгов валютой после введения ЕТС?

Ответ: Как говорится, практика - критерий истины: на ММВБ 22 октября был зафиксирован рекордно высокий объем - 3,7 млрд. долл. Поступательное повышение объема торгов валютного рынка ММВБ в последние месяцы свидетельствует о преодолении опасений, высказанных некоторыми участниками, о возможном сокращении ликвидности биржевого рынка при переходе на ЕТС.

Объединение ЕТС и СЭЛТ 31 мая 2004 г. позволило сконцентрировать ликвидность биржевого рынка, то есть устранить параллельное функционирование двух биржевых рынков сходных финансовых инструментов, а также способствовало интеграции принципов индивидуальной и коллективной ответственности в системе управления рисками в рамках "новой" Единой торговой сессии /ЕТС/. Среднедневной объем торгов вырос с 250 млн. долл. /в 2002 г./ до 1,5 млрд. долл. в настоящее время.

Важно также отметить, что изменения в структуре участников торгов после введения новой шкалы комиссии на ЕТС произошли в сторону роста дневных объемов операций большинства участников и увеличения доли крупных игроков до 84%, что подтверждает рост привлекательности биржевого сегмента рынка для ведущих операторов. Среднемесячный объем сделок "валютный своп" после объединения превысил 10,4 млрд. долл., что в 2 раза больше, чем до объединения сессий. Подтверждением высокой конкурентоспособности биржевого валютного рынка явилось увеличение доли оборота валютного рынка ММВБ в общем обороте межбанковских кассовых конверсионных операций по инструменту доллар/рубль с 6% до 9%.

Особо ярко роль ЕТС проявилась во время кризиса доверия на межбанковском рынке летом этого года. В этот период ММВБ стала своеобразным "островком безопасности" в условиях резкого снижения или закрытия лимитов у банков друг на друга.

Вопрос: Не планирует ли ММВБ увеличивать комиссию на торгах иностранной валютой, о чем шли разговоры в начале года?

Ответ: Мы внимательно проанализировали текущую конъюнктуру рынка и аргументы его участников относительно возможности повышения комиссии ММВБ и приняли решение воздержаться от подобных действий.

Вопрос: Какие нововведения на валютном рынке возможны в среднесрочной перспективе?

Ответ: В связи с возрастанием роли единой европейской валюты в мировой финансовой системе в ближайших планах ММВБ - проект развития биржевого рынка евро. Основные изменения будут касаться системы управления рисками и клиринговой деятельности.

Например, мы планируем отказаться от 100% депонирования денежных средств участниками при совершении операций по инструментам евро/рубль и перейти к частичному депонированию аналогично инструментам доллар/рубль. Хотя уровень маржевых взносов на рынке евро видимо будет несколько выше, чем по доллару, т.к. на рынке евро/рубль нет таких гарантий по расчетам, какие предоставляются системой управления рисками на рынке доллар/рубль.

Вопрос: Когда Вы планируете запустить данный проект?

Ответ: Мы рассчитываем объявить о содержательной стороне этих проектов до конца 2004 г., а запустить проект планируем весной 2005 г.

Кроме того, в рамках проекта будет увеличена продолжительность торгов по евро, введен инструмент евро/рубль с расчетами "завтра", а участникам торгов предоставлена возможность заключать сделки валютный своп. Параллельно ММВБ запустит торговлю инструментом евро/доллар.

Вопрос: А будет ли ЦБ РФ на рынке евро проводить интервенции?

Ответ: Этот вопрос больше относится к Банку России. Думаю, что если рынок будет достаточно ликвидным, то мы можем рассчитывать на положительное решение ЦБ РФ.

Вопрос: Какова доля биржевого рынка евро/рубль в настоящее время, и на какую долю Вы рассчитываете после модернизации рынка евро?

Ответ: Он сейчас находится на уровне 2-3%. При тех объемах, которые сейчас существуют на рынке доллар/рубль, было бы не плохо получить для стартового периода ликвидность на рынке евро/рубль в районе 10% от рынка доллар/рубль, т.е. 100-150 млн. евро.

Вопрос: ММВБ планировала выделить отдельную клиринговую организацию. На какой стадии находится данный проект?

Ответ: Мы сейчас рассматриваем возможность выделения клиринговой организации в сфере валютного рынка. ММВБ, начиная реализацию крупного проекта, всегда предпочитает отработать сначала "пилотный" проект. Опыт работы клиринговой организации на валютном рынке даст нам возможность апробировать необходимые технологии и выработать правильный организационный подход при предоставлении подобных услуг на фондовом рынке.

Вопрос: Клиринговая организация будет создана как "дочка" ММВБ?

Ответ: Да, это будет дочерняя компания ММВБ.

Вопрос: Когда планируется создать клиринговую организацию?

Ответ: Мы хотели бы, чтобы эта организация появилась и начала свою работу в 2005 г.

Вопрос: Какова региональная политика ММВБ? Принято ли решение о дальнейшей судьбе региональных валютных бирж, будут ли какие-нибудь из них закрыты или преобразованы в филиалы?

Ответ: В настоящее время создана достаточно эффективная система организационно-технического взаимодействия ММВБ и региональных бирж в процессе обслуживания различных сегментов биржевых финансовых рынков. Однако уровень пока отстает от корпоративного взаимодействия, над совершенствованием которого мы сейчас активно работаем.

2003 год был непростым для всех региональных бирж. Это было вызвано тем, что после либерализации валютного рынка и модификации Единой торговой сессии /ЕТС/ размер комиссионного вознаграждения на ЕТС был снижен в 30 раз. Для бирж это привело к существенному снижению доходов. Однако за 9 месяцев 2004 года ситуация изменилась. Обороты региональных валютных бирж по всем секторам рынка существенно выросли. Так, на рынке негосударственных ценных бумаг региональный оборот в сентябре 2004 г. вырос почти в 2,5 раза по сравнению с началом 2003 г., а на валютном рынке - в 3 раза. В результате по состоянию на сегодняшний день у каждой региональной биржи доходы покрывают расходы, биржи работают с положительным финансовым результатом. Интеграция ММВБ и региональных валютных бирж позволяет охватить все регионы страны единой торгово-депозитарной и расчетной системой, дает региональным банкам и компаниям равные условия доступа к торгам на ММВБ, а также позволяет быстро внедрять новые биржевые инструменты.

В соответствии с целями Группы ММВБ сформулированы следующие основные задачи региональной политики: создание в рамках Группы ММВБ единой системы торгов, клиринга, расчетов и депозитарного обслуживания в общероссийском масштабе, привлечение региональных эмитентов и инвесторов на рынки и создание для них благоприятных условий работы и включение региональных валютно-фондовых бирж в русло единой рыночной и технической политики Группы ММВБ.

Что касается усиления взаимодействия ММВБ с региональными торговыми площадками на корпоративном уровне, мы занимает достаточно осторожную позицию, подходя к каждой бирже индивидуально. При этом рассматриваются различные варианты взаимодействия: от участия в капитале крупных бирж в качестве миноритарного акционера до приобретения контрольного пакета акций у небольших торговых площадок, которые не имеют базы для самостоятельного развития. Многое будет зависеть и от того, к какому варианту готовы сами региональные биржи.

Вопрос: Есть ли конкретные договоренности о приобретении контрольных пакетов акций каких-либо бирж?

Ответ: У нас есть положительный опыт с Ростовской валютно-фондовой биржей, в которой у ММВБ контрольный пакет. Сейчас мы будем реализовывать подобный проект с Азиатско-Тихоокеанской межбанковской валютной биржей /АТМВБ/. От этого выиграют и они, и мы.

Вопрос: Когда возможно приобретение контрольного пакета акций АТМВБ?

Ответ: Мы думаем завершить все процедуры до конца текущего года. Но это не означает, что в данном случае мы будем менять брэнд Владивостокской биржи. Для нас достаточно важным является сохранение этих институтов, их ответственности за продвижение совместных биржевых продуктов. Мы не хотим, чтобы центр ответственности за развитие финансового рынка перемещался в Москву, мы хотели бы, чтобы даже в этом случае достаточно высокими были полномочия местных менеджеров в сохранении инициативы и построении биржевого рынка.





http://www.prime-tass.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован