28 августа 2006
1204

Интервью генерального директора ОАО `ЦентрТелеком` Сергея Приданцева агентству ПРАЙМ-ТАСС



Вопрос: Сергей Владимирович, 25 августа минуло ровно семь месяцев с того дня, как вас назначили генеральным директором ОАО "ЦентрТелеком" (ESMO). Вы можете подвести какие-то предварительные итоги и сказать, что часть задач, которые ставил перед вами cовет директоров компании, уже выполнена?

Ответ: Совет директоров поставил перед новой командой менеджеров следующие задачи - сформировать новый бюджет, разработать финансовую стратегию, программу оптимизации численности персонала, повышение эффективности и прозрачности бизнеса компании. Давайте посмотрим, что уже сделано.

Новый бюджет был сформирован и утвержден cоветом директоров в апреле этого года, и сейчас мы по нему работаем. Он разительно отличается от предыдущего, там и прогноз чистой прибыли за 2006 г увеличен на треть, и показатели эффективности были другие, и мы "заложили" в него погашение внешнего долга, чего не было сделано в первом бюджете, и пересмотрели инвестиционную программу. Сейчас в эту программу вошли проекты со сроком окупаемости не более четырех лет. К тому же, ее финансирование теперь происходит только за счет собственных средств "ЦентрТелекома", чего тоже не было в первом варианте бюджета.

Мы также выполнили задачу по разработке финансовой стратегии, которую одобрил совет директоров, и приступили к ее реализации. Главная цель финансовой стратегии - достижение финансового состояния, сопоставимого с лучшими мировыми аналогами по ключевым показателям эффективности. В 2006 г инвестиционная деятельность идет за счет собственных средств, а все привлеченные средства направляются на реструктуризацию внешней задолженности. Цель этого - перевод "коротких" займов и кредитов в "длинные" и понижение процентных ставок. В частности, размещение займа серии 05 на 3 млрд руб - это часть данной стратегии.

Сегодня наш внешний долг кредитного характера составляет 22,107 млрд руб. В 1-м полугодии мы уже погасили краткосрочных кредитов и займов на общую сумму 2,678 млрд руб. Вся программа реструктуризации задолженности рассчитана на 2006 г, а ее эффект будет зависеть от фактических ставок по привлекаемым кредитам и займам. Но уже сейчас очевидно, что эффект будет положительным.

Программа по оптимизации численности персонала также разработана и принята. Она сейчас выполняется и подразумевает последовательное сокращение сотрудников определенных специальностей в течение 2006 - 2008 гг. В 2006 г будут сокращены более 7,8 тыс сотрудников, что составит около 12 проц численности компании. Затем в 2007 г будут высвобождены еще 12 проц. Кстати, оптимизация численности штатного состава не повлечет за собой существенного сокращения расходов на персонал, так как высвобождаемые средства будут направляться на повышение заработной платы работников "ЦентрТелекома". Однако сокращение позволит улучшить показатели эффективности деятельности компании.

Также перед новой командой был поставлен целый ряд оперативных задач - например, техническая подготовка сети "ЦентрТелекома" в соответствии с новыми нормативными актами. То есть необходимо было обеспечить к 1 июня техническую готовность сети к работе в условиях новой нормативной базы, что и было сделано.

Вопрос: В последнее время в "ЦентрТелекоме" происходит глобальная реструктуризация - и на административном уровне, и на уровне бизнеса. Расскажите поподробнее об этих процессах - с чем они связаны, как проходят и к чему в результате приведут?

Ответ: Реорганизация процесса управления компанией - это наша стратегическая задача. Когда мы делали новый бюджет, нам стало понятно, что сама система управления и производства услуг телекоммуникационной компании не оптимальна. От генеральной дирекции до того места, где оказываются услуги, выставляются счета, собираются деньги - в общем, до узла связи, около 4-5 уровней управления. Это дирекция филиала, межрайонный узел, районный узел, участок... И на каждом уровне есть свой директор, главный бухгалтер, главный инженер! Любая самая замечательная инициатива туда просто не доходит. Или доходит, но через колоссальный промежуток времени.

Сейчас перед нами стоит задача сделать двухуровневую систему управления компанией путем внедрения процессного метода. Мы выделяем два основных процесса - оказание услуг связи и эксплуатация средств связи. Все остальные процессы - вспомогательные, они будут централизованы. А управление двумя выделенными процессами будет организовано горизонтально, а не вертикально. Сейчас все процессы организованы вертикально, и они просто не работают эффективно: вот и посылают клиента то в одно окошко, то в другое, третье... Соответственно, при возрастании конкуренции и при вертикальном способе управления мы будем терять клиентов и доходы.

Новая система управления уже работает в Калужском филиале. Работа по ее внедрению начинается в других филиалах. Я думаю, что в 2007 г программа будет работать во всех филиалах. Ожидается, что синергетический эффект преобразования системы управления позволит снизить численность сотрудников "ЦентрТелекома" еще на 18-20 проц в дополнение к уже реализуемой программе сокращения персонала. Но я еще раз хочу подчеркнуть - мы делаем это не в целях сокращения персонала.

Вопрос: "ЦентрТелеком" - это первая из компаний ОАО "Связьинвест", где внедряется подобная программа?

Ответ: Да, и в сентябре "Связьинвест" планирует провести совещание, на котором я буду докладывать о программе реструктуризации административного управления. Возможно, наш опыт будет распространен на другие компании.

Параллельно с этим мы планируем разработать стратегию развития компании на 3 года, и даже будем привлекать консультантов - и российские, и зарубежные компании - для решения этой задачи. В начале сентября "ЦентрТелеком" проведет конкурс.

Вопрос: Кто в нем будет участвовать?

Ответ: Из иностранных компаний могу назватьMcKinsey&Company Inc.

Вопрос: Что должно получиться в результате реализации этой программы?

Ответ: Мы в первую очередь должны понять, какие услуги будут нужны рынку через 3 года и что должен сделать "ЦентрТелеком", чтобы соответствовать потребностям абонента и не потерять конкурентоспособности. Надо понять, какие технологии нужно применять для того, чтобы реализовать эти услуги, сколько надо вложить средств, какое количество персонала понадобится. Стратегическая задача - развиваться с темпами, которые опережают темпы роста рынка, не отдавать наших абонентов и нашу территорию конкурентам.

Вопрос: Будут ли реорганизованы филиалы компании?

Ответ: Исторически сложилось так, что у "ЦентрТелекома" самая разветвленная филиальная сеть. На момент образования у нас было 17 филиалов. В 2004 г мы начали эксперимент по объединению филиалов в целях повышения управляемости и снижения операционных издержек. Тогда Ярославское, Костромское и Ивановское подразделения компании были объединены в Верхневолжский филиал. Но реорганизация филиальной системы - для нас не главная задача, этот процесс нужно сочетать с реорганизацией бизнес-процессов и системы административного управления.

Вопрос: В сентябре "ЦентрТелеком" планирует разместить облигационный заем на 3 млрд руб. Какую доходность можно прогнозировать? Как еще "ЦентрТелеком" намерен привлекать средства?

Ответ: Доходность определит рынок. По прогнозам организаторов займа доходность первых четырех купонов составит 8,6 - 9 проц. Еще раз хочу подчеркнуть, что привлеченные средства будут направлены на рефинансирование и реструктуризацию имеющейся задолженности компании.

Также мы рассматриваем возможность привлечения займа в размере 115 млн долл на международном рынке заимствований. Возможно, он будет осуществлен уже в третьем квартале текущего года. Однако в какой именно форме - CLN или синдицированного кредита - будет определено позднее в зависимости от конъюнктуры рынка. Кроме снижения стоимости обслуживания текущего долга "ЦентрТелекома", этот заем позволит нам начать формирование кредитной истории на международном рынке ссудного капитала.

Вопрос: "ЦентрТелеком" показал очень хорошие результаты по итогам 1 полугодия 2006 г по РСБУ. В частности, чистая прибыль выросла в 2,8 раза. Как вы сами оцениваете итоги полугодия, с чем связан такой рост прибыли? Каких показателей можно ожидать по итогам 2006 г?

Ответ: Конечно, мы довольны итогами 1-го полугодия, которые стали результатами планомерной работы по сокращению издержек, оптимизации расходов, а также перевыполнения плановых показателей по выручке. Ведь значение показателя чистой прибыли уже давно не превышало миллиарда рублей. А сегодня мы имеем 1,085 млрд руб.

Во многом на показатели прибыли и доходности повлияли произошедшие в 2006 г на рынке связи изменения, в частности - введение новых принципов межоператорских взаиморасчетов. От услуг присоединения и пропуска трафика мы в 1-м полугодии 2006 г получили 15 проц от общей выручки и от агентского вознаграждения от оператора дальней связи - 5 проц. Рентабельность сектора "интерконнекта" на порядок выше, чем рентабельность услуг местной связи.

Если говорить о прогнозах на конец 2006 г, то здесь наши оценки более консервативны по сравнению с оценками аналитиков рынка, в том числе организаторов нашего пятого облигационного займа. Мы рассчитываем на 27,5-28 млрд руб выручки, чистую прибыль на уровне 1,4 млрд руб, EBITDA margin превысит 28 проц. Хотя, повторюсь, что аналитики дают более оптимистические прогнозы.

Вопрос: Самый, наверно, глобальный проект "ЦентрТелекома" - это проект предоставления широкополосного доступа по технологии ADSL - Domolink. Насколько он популярен?

Ответ: В регионах Центрального федерального округа Domolink - уникальный проект, предоставляющий высокоскоростной Интернет массовому потребителю, с игровыми и музыкальными сервисами, а в перспективе и с видеоконтентом. Используемая для предоставления услуг широкополосного доступа в Интернет технология ADSL обеспечивает независимость телефонной и интернет-линии, возможность провести Интернет любому пользователю, имеющему квартирный телефон, высокую скорость и надежность передачи данных, а также доступные тарифы на услугу.

Сейчас 80 проц доходов от новых услуг - это доходы от предоставления доступа в Интернет. 40 проц от этого занимает доступ по технологии ADSL и 60 проц - доступ по коммутируемой линии. Но в тех филиалах, куда "пришел" ADSL, число абонентов коммутируемого доступа уже практически не растет.

В настоящее время этот проект работает уже в 6 филиалах. К концу года Domolink будет запущен во всех регионах ЦФО, кроме Курска и Твери. В Твери нам это даже и не нужно - там работает наша "внучка", которая вместе с филиалом держит 100 проц рынка ADSL-доступа.

На сегодняшний день потенциальный спрос на услуги широкополосного доступа в Интернет на территории Центрального федерального округа /без учета Москвы/ составляет более 200 тыс подключений. В 2006 г "ЦентрТелеком" планирует охватить около 50 проц от названной мной цифры. А сейчас у нас больше 50 тыс подключений. ARPU /ежемесячный доход на одного абонента/ составляет по частным пользователям около 600 руб.

Вопрос: Тарифы на ADSL будут снижаться?

Ответ: Будут, конечно, понижаться, но очень постепенно. Дело в том, что у "ЦентрТелекома" достаточно высокая себестоимость интернет-трафика. Мы сейчас работаем над этой проблемой.

Вопрос: А если говорить о тарифах на местную связь? Ведь, как ожидается, скоро абоненты будут иметь возможность использовать один из трех обязательных тарифных планов...

Ответ: Да, в рамках одной тарифной кампании произойдет повышение тарифов и одновременно - ввод новых тарифных планов. "ЦентрТелеком" обратился Федеральную службу по тарифам /ФСТ/ с предложением о повышении тарифов на предоставление местного телефонного соединения в среднем на 10,8 проц для населения и на 4,3 проц - для организаций и снижении тарифов на предоставление внутризоновых телефонных соединений по второй зоне на 5 проц.

Если его поддержит ФСТ, то это базовое увеличение, произойдет "внутри" трех тарифных планов. Мы представили в ФСТ наши разработки по введению трех тарифных планов - с абонентской системой оплаты, повременной и комбинированной.

Вопрос: Когда же ждать введения этих планов?

Ответ: Было несколько заседаний правления ФСТ, на которых появилось много вопросов. Мы участвовали в таких заседаниях. 5 сентября ФСТ планирует утвердить методику расчета тарифных планов. Затем разработанные на основе этой методики тарифы будут рассмотрены и утверждены на заседании правления ФСТ. Я думаю, что для "ЦентрТелекома" тарифные планы будут введены в действие в октябре.

Вопрос: Нужно ли будет абоненту приходить на узел связи или в центр обслуживания и перезаключать договор для выбора тарифного плана?

Ответ: Я думаю, что мы разработаем такую технологию, которая позволит нашим клиентам не приходить на узел, а, совершив конклюдентные действия, дистанционно выбрать тот или иной тарифный план.

Вопрос: "ЦентрТелеком" будет предоставлять услугу IP-телевидения?

Ответ: Конечно. Сейчас мы подали в Минсвязи документы на получение лицензии на предоставление услуг связи для целей эфирного вещания. "ЦентрТелеком" уже развернул опытные зоны в Липецкой, Калужской, Тульской, Московской областях. Вот получим лицензии и запустим такую услугу в коммерческую эксплуатацию.

Вопрос: Можно ли уже говорить о предварительных первых итогах внедрения принципа "платит звонящий" /СРР/?

Ответ: По ряду филиалов в июле, после введения принципа СРР, тарифицируемый оплачиваемый трафик "фиксированный телефон - мобильный телефон" вырос в 2 раза. А общую картину можно будет понять только в конце этого квартала.

Вопрос: На балансе "ЦентрТелекома" находится ряд объектов недвижимости. Компания получает какие-нибудь доходы от них?

Ответ: Мы сейчас разрабатываем программу эффективного использования нашего недвижимого имущества.

Вопрос: "ЦентрТелеком" в этом году много средств вкладывает в развитие ИТ, внедряя биллинговую систему Amdocs и систему управления предприятием /ERP/ на базе Oracle E-Business Suite. На какой стадии сейчас находятся эти проекты?

Ответ: Да, в этом году мы увеличили инвестиции в это направление в 2 раза до 942 млн руб.

Что касается системы Oracle E-Business Suite, то первый релиз будет внедрен до конца этого года, а второй - в 2007 г.

Проект внедрения биллингового решения Amdocs находится на этапе подготовки опытно-промышленной эксплуатации во Владимирском филиале, надеюсь, что в октябре он уже будет работать в тестовом режиме. По результатам внедрения мы получим единую систему биллинга всей компании, что значительно облегчит работу по учету и анализу трафика, позволит более оперативно выставлять счета абонентам, повысит уровень контроля за поступлением денежных средств в целом по МРК. А в будущем станет основой существования различных линеек тарифных планов "традиционных" и "новых" услуг электросвязи. А это уже позволит нам сохранять желтую майку лидера на нерегулируемом рынке услуг электросвязи центра России.



http://www.prime-tass.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован