29 мая 2002
122

Интервью Главного федерального инспектора по Республике Мордовия А.М.Пыкова

Александр Михайлович, страна перешагнула порог нового года. Чем для Вас, Вашего аппарата был 2001 год и каким ожидаете 2002 год?

- Прошедший год был, в принципе, неплохим. Большинство задач, которые были поставлены перед аппаратом Главного федерального инспектора по Республике Мордовия руководством округа, были выполнены. Надо понимать, что мы не работаем в отрыве от тех проблем, которые решают Президент России, Правительство, федеральные министерства и ведомства. И если обратить внимание на общегосударственную ситуацию, которая складывалась в 2001 году, то ее можно назвать позитивной. Это и рост промышленного производства, и увеличение ВВП, и успехи в сельском хозяйстве... Значительные подвижки произошли в социальной сфере. Например, наши пенсионеры давно забыли, что такое невыплаты пенсий, они реально ощущают постоянное увеличение их. Только в Мордовии сейчас пенсионерам в месяц выплачивается около 300 млн. рублей, а три года назад в месяц на всех приходилось чуть более 100 млн. рублей. По сути дела снята, казалось, неразрешимая проблема с выплатами детских пособий. Уже год они выплачиваются без задержки. Исключение составляет лишь тот долг, который образовался на 1 января 2001 года. Но и он активно сокращается. И на этом фоне с 1 января 2002 года увеличиваются размеры пособий различным категориям граждан.

Неслучайно Президент России В.В.Путин одной из основных задач текущего года назвал задачу не только сохранить, но и развить позитивные тенденции в 2002 году.


В канун нового года Вы вручали инвалидам легковые автомашины. Откуда такой подарок?

- Это не подарок. Это как раз то, что называется реальной социальной политикой государства. Начал действовать закон России о социальном страховании лиц, потерявших здоровье или получивших увечье на производстве. Первые 12 человек получили от государства легковые автомашины в виде компенсации. А реализует этот закон Фонд социального страхования России. Параллельно должен заметить, что за прошедший год ветераны войны, проживающие в Мордовии, за счет средств федерального бюджета получили почти 2 сотни автомобилей. Такого количества машин мы не получали многие годы. И сейчас появилась реальная возможность ускорить получение машин тем инвалидам, которые в очереди стоят годами.


Все это, конечно, радует, но где уверенность, что позитив будет сохранен, а тем более развит?

- А Вы сравните 2000 год с 2001 годом. Сравните по уровню жизни, по доходам населения, сделайте сравнение в экономических параметрах, проанализируйте взаимоотношения власти с обществом тогда и теперь, вспомните о приоритетах законодательств России и ее субъектов в прошлом и настоящем... И Вы увидите, что даже в малом страна продвинулась вперед. Это и будет являться доказательством того, что как говорил классик, процесс необратим. И тем более, если Ваше сравнение будет более глубоким по времени: с 1999, с 1998 и другими годами. Мы, к сожалению, очень быстро забываем о хорошем и дольше помним о плохом. Так устроен человек. И даже в тех аргументах, которые я привожу можно отыскать причину для критики. Но нельзя не согласиться в целом с тем, что тот курс, который ведет Президент страны и который поддерживает большинство населения, отвечает ожиданиям граждан.


В различных информационных источниках присутствует мнение о нецелесообразности федеральных округов, есть и критика в адрес аппаратов округов. Как Вы к этому относитесь?

- Если критикуют, если подвергают сомнению целесообразность округов, значит задача, которую ставил Президент, инициируя образование округов, выполняется. Кому же понравится тот факт, что президентская власть приблизилась к гражданину? Только самому рядовому гражданину. Некоторые властные элиты хотели бы властвовать самостийно по принципу как хочу, так и ворочу. Примеров такой властной схемы было более, чем достаточно. Президент, опираясь во многом на округа, сделал все возможное для того, чтобы гражданин, где бы он не жил, чувствовал себя гражданином России. Это в первую очередь. Конечно, слом сложившихся в государстве внезаконных устоев, симпатий у некоторых региональных руководителей не вызывал. Например, когда активизировался процесс приведения местного законодательства в соответствие с федеральным, Президенту говорили: зачем нам эти округа, мы это сделаем сами. А почему этого не делалось ранее? И так по целому кругу проблем.

Округа ( я имею в виду аппаратный смысл) не вмешиваются в компетенцию местных органов, за исключением кризисных и чрезвычайных ситуаций. У них другая функция - реализация политики Президента на местах. Но и местные органы не вправе допускать прямого вмешательства в функции федеральной власти, а тем более вести политику ее разрушения.


А как в Мордовии обстоит дело с пониманием таких отношений?

- Нормально. Глава республики Н.И.Меркушкин к этому относится с пониманием как государственный человек.


Недоразумения бывают?

- Бывают, но их удается сгладить, разрешить. Меня беспокоит в этой связи другое. Вы ведь понимаете, что в орбите любого высокого должностного лица есть `спутники`, которые стремятся либо получить определенную благосклонность руководителя, либо обеспечить себе его лояльность, либо составить о себе представление как об особо информированных и ретивых в работе. Вот эти ретивцы могут вершить большие подлости , если их не распознать. А такие, к сожалению, есть и у нас в Мордовии. И им удается иногда подвигать руководителей к созданию определенных мнений в тех или иных процессах или отношениях. Хотя, поймите меня правильно, - это не моя любимая тема. Работа есть работа и в ней есть хорошее и плохое. В том числе и в отношениях.


В течение 2001 года Вы часто проводили заседания коллегии по вопросам безопасности. На каких вопросах акцентировалось внимание?

- Коллегия по вопросам безопасности свое внимание в прошлом году концентрировала на организации взаимодействия территориальных органов федеральной власти. И это взаимодействие имело под собой не только правоохранительный смысл. Хотя он стоял на первом месте. Мы рассматривали и экономические, и социальные, и этноконфессиональные вопросы. Как правило, реализация решений коллегии для нас имеет первостепенное значение. Иначе не имеет смысла собираться и что-то решать.

Сейчас уже могу оценить тех руководителей территориальных органов, кто со своей задачей справляется и тех, кто не справляется.


Можете сказать открыто?

- Давайте подождем до некоторой поры. Суть ведь не столько в фамилиях, сколько в системе руководства, в понимании задач, стоящих перед терорганами, в понимании своей роли в целой цепи взаимосвязи с другими федеральными структурами. Хорошо получается работа, как правило, у того, кто видит недостаточность влияния возглавляемого органа на какой-то профессиональный процесс и стремится `завязать` в этом процессе своих коллег из других федеральных ведомств. Поэтому большинство федеральных структур заключили соглашения между собой, проводят совместные коллегии, оперативные совещания, круглые столы и т.п. А есть и такие руководители, кто как бы сам по себе, кто стремится хорошо отчитаться о работе, которой не видно.


Александр Михайлович, в последнем послании Главы республики территориальные органы федеральной власти были подвергнуты критике больше, чем другие уровни власти. Что Вы на это скажите? Не обидно?

- Как Вам сказать... Наверное, не обидно. Я понимаю так, что Вы ведете речь о правоохранительных органах?

Да. Конечно, в их работе много недостатков. Как писали ранее в отчетах- `много резервов`. Безусловно, они заслуживают и критики, тем более, что мы, граждане, не можем удовлетвориться их работой, если существуют такие явления, как организованная преступность, коррупция, наркомания, уличная преступность, воровство, грабежи, разбои и т.п. И Глава республики справедливо обеспокоен ситуацией. Поэтому республика немало помогает правоохранительным органам материально и морально и вправе требовать с них соответствующей отдачи. Но, с другой стороны, разве эти явления возникли вчера? Или в 2001 году? Нет, конечно. Это целая цепь процессов, происходивших в стране, о подробностях которых нет смысла говорить сейчас. Но не могу сказать о другом. Накануне нового года Министр МВД России в приказе отметил МВД Мордовии как одно из лучших подразделений российской милиции за работу в 2001 году. Отдел борьбы с экономическими преступлениями МВД Мордовии по большинству позиций занимает первое место в России. Управление налоговой полиции переместилось с одного из последних рейтинговых мест в системе налоговой полиции России на одно из самых высоких. Почти в двадцать раз увеличилось возмещение средств в бюджеты различных уровней по сравнению с 2000 годом. Начальник УФСБ по Республике Мордовия отмечен благодарственным письмом полномочного представителя Президента России в Приволжском федеральном округе за высокий профессионализм. Если продолжить оценку итогов, то могу сказать, что служба судебных приставов по некоторым позициям в 2-3 раза улучшила свою работу по сравнению с 2000 годом. Причем, хочу особо отметить тот факт, что нет ни одной федеральной структуры, которая не улучшила бы эффективность своей работы по сравнению с 2000 годом.

Но это совершенно не значит, что можно успокаиваться. Итог работы все равно, что погода: сегодня ясно, а завтра буря. Главное - сохранить позитивное, накопить опыт и развить на его основе положительную динамику в работе. И еще раз хочу подчеркнуть, что работой правоохранительных органов удовлетворяться нельзя до тех пор, пока существует преступность как таковая. И в этом нельзя не соглашаться с Главой республики.


А как Вы оцениваете деятельность нового прокурора республики?

- Оценивать деятельность прокурора - не моя функция. Есть для этого Генеральная прокуратура и Генеральный прокурор России. Но свое мнение скажу. С.В.Куденеев - опытный прокурор. Имеет четырехлетний опыт руководства областной прокуратурой. Работал следователем, помощником прокурора, заместителем прокурора. Его профессионализм высоко оценил заместитель Генерального прокурора России А.Г.Звягинцев. Он нацелен на бескомпромиссную борьбу с преступностью. Думаю, что будут и соответствующие результаты его работы в Мордовии.


Скажите, а Вы всегда в курсе событий, происходящих в республике?

- Абсолютно всегда. У меня достаточно информации о том, как живет и трудится Мордовия, как складываются отношения во властных органах, как работают чиновники и т.п.


Всю эту информацию Вы получаете от соответствующих служб?

- Не только. У нас работает Общественная приемная, проходят встречи с людьми в городах и селах республики. У нас в аппарате большой объем почты: обращения, заявления, жалобы граждан. Все вместе взятое позволяет держать руку на пульсе жизни Мордовии.


А часто люди жалуются на начальство?

- Часто. Но по каждому письму, жалобе, заявлению аппарат Главного федерального инспектора чутко реагирует. Другое дело, если речь идет о конкретном судебном решении. Люди иногда обращаются с просьбой оказать помощь в изменении того или иного решения суда. Мы, конечно, и эти письма принимаем, направляя их либо в прокуратуру, либо в Верховный суд. Но окончательно решение по судебным делам принимает только суд.


Районы республики - это не сфера Вашего внимания?

- Почему? В районах тоже живут граждане России, там работают и подразделения территориальных федеральных органов.


Как складываются отношения между `федералами` в районах и местной властью?

- По-разному. Чаще всего отношения строятся на здоровых началах с обоюдным пониманием служебных обязанностей. Но бывает иначе. Было несколько случаев, когда некоторые главы районов ставили вопрос так: уберите от меня прокурора, я с ним не сработался. Понимаете, глава района рассматривает прокурора как приставку к себе или к своей должности. Он считает, что прокурором можно распоряжаться по собственному усмотрению.

Аппарат Главного федерального инспектора располагает и такими фактами, когда руководитель района помыкает начальником РОВД, руководителями налоговой инспекции, отделения казначейства и др. О каком сотрудничестве в данном случае может идти речь, если отношения строятся по схеме я- начальник, ты - дурак. И, как правило, такие отношения в тех районах, в которых нет и намеков на социально-экономический прогресс. Неумение работать руководитель компенсирует грубостью, хамством, напыщенностью.

Есть примеры и другого характера: демонстрация власти глупостью. Совсем недавно ко мне обратился житель одного из сел республики с жалобой на то, что глава района не разрешает ему зарегистрировать собственное дело. Почему? А потому, что заявитель будет обогащаться ... Комментарии излишни. И это притом, что Президент России даже в силу своей загруженности находит время для встречи с предпринимателями, рассматривает становление и развитие малого и среднего бизнеса, как одну из важных составляющих в экономике и социальной сфере.

В прежние времена под словом `руководить` подразумевалось понятие давать указания, решать, исходя из безымянного мнения и т.п. Но время сейчас другое. Руководитель - это прежде всего менеджер. И успехов он может достичь не силой голосовых связок и хамской лексикой, а силой ума. Для этого надо учиться. Или переучиваться.

Естественно, и тот чиновник, который работает в районе от имени федеральной власти, должен с пониманием относиться к нуждам района, обязанностям, которые выполняет глава. Надо четко себе представлять, что и местные, и федеральные органы власти должны работать с единой целью перед собой - повышение благосостояния людей и укрепление экономической мощи государства. Это не пафос, а общая программа любого чиновника.


В средствах массовой информации республики было сообщение о том, что Вы проводите оперативные совещания по вопросам обеспечения теплом и электроэнергией населения. Это тоже сфера Вашей деятельности?

- Да, такие совещания проводятся на основании поручений полномочного представителя Президента РФ в округе. Во-первых, мы осуществляем мониторинг ситуации в этой сфере и, во-вторых, способствуем, насколько это возможно, предотвращению кризисных ситуаций. Во всяком случае, поручение полпреда выполняется, нравится это кому или нет.


Существует мнение, что недавно избранный российским сенатором от Мордовии Г.Петров - это Ваше лобби. Так ли?

- Нет, не так. Кандидатура Г.Петрова согласовывалась на различных властных уровнях. Причем, долго согласовывалась. В конце концов и Глава республики и Председатель Госсобрания приняли решение представить кандидатуру Г.Петрова Государственному Собранию для избрания его в Совет Федерации. Я думаю, что он профессионально и добросовестно будет исполнять обязанности сенатора и найдет возможности для того, чтобы его деятельность на этом посту принесла пользу и Мордовии. Тем более, что Г.Петров грамотный финансист, аппаратчик и сумеет показать себя с положительной стороны.

Кстати из аппарата нашего округа членами Совета Федерации стали еще несколько человек: начальник управления Л.Сухотерин, Главные федеральные инспекторы по Ульяновской и Пермской областям В.Сычев и В.Соломонов. Некоторые мои коллеги заняли другие должности в различных российских властных институтах. Напомню, что недавно Указом Президента России Министром Российской Федерации назначен заместитель полномочного представителя Президента России В.Зорин. Это лишний раз подтверждает то, что аппарат округа сформирован из людей профессиональных, востребованных временем.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован