28 января 2006
621

Интервью Губернатора Александра Черногорова для газеты `Ставропольская правда`

Праздничное настроение не исключает реалистичных оценок

Неписаная традиция - на рубеже лет оглядываться на прожитое, давать оценку делам, событиям, достижениям и неудачам. Это срабатывает не только на уровне личного, человеческого инстинкта, но и на уровне массового сознания: корпоративные итоги подводят трудовые коллективы, отчитываются ведомства, города и регионы. Сегодня к разговору о том, каким был 2005 год для Ставрополья, "СП" приглашает губернатора края Александра Черногорова.

- На мой взгляд, 2005 год был одним из самых удачных для Ставрополья и ставропольчан. Он отмечен большими трудовыми победами, хорошими показателями развития экономики, результативным проведением эксперимента по муниципальной реформе, а главное - мы при всей сложности обстановки на Северном Кавказе (слава Богу) прожили этот год без больших несчастий и потрясений, и без стихийных бедствий. Конечно, не всё было гладко. Вспомним хотя бы социальную напряженность, вызванную форсированной монетизацией льгот или раскачивание общественно-политической ситуации в связи с истечением срока моих полномочий в должности губернатора. И в экономике края, и в его социальной сфере остаётся ещё немало нерешенных проблем, но есть главное - воля к движению вперёд, понимание проблем и трудностей и видение перспектив. И хотя мы на подъеме встретили Новый год, было много поводов для праздничного настроения, но это не исключает для нас реалистичной оценки своей работы, - так отозвался об ушедшем 2005-м губернатор Ставрополья. В целом, по его мнению, это был год рекордного хлеба, судьбоносных реформ и большой политики.
Впрочем - обо всем по порядку.

Год рекордного урожая

Говорят, в сельском хозяйстве слагаемые успеха - это напряженный труд, плюс погодные условия и снова напряженный труд. В урожай 2005 года были вложены колоссальные усилия, и с погодой повезло. В результате - в закромах Ставрополья 6,8 млн. тонн зерна.
- Это самый лучший за последние двести лет урожай зерновых, - с нескрываемой гордостью говорит А.Черногоров.- Мы вышли на вторую позицию в стране по валовому сбору зерна, а по намолоту на душу населения край стал абсолютным лидером: 2,5 тонны на человека при среднероссийском показателе в полтонны. Причем в общем вале 5,7 млн. тонн составила пшеница, из которой 84% - продовольственная. Если учесть, что на зернопроизводство приходится более половины доходов сельхозтоваропроизводителей края, то очевидно, что цифры по зерну - это не только героическая страничка истории края, но, прежде всего, реальная платформа для стабильной работы сельскохозяйственных организаций, укрепления их материальной базы и улучшения жизни на селе в целом.
- Но главное, ведь, не сколько выращено, а сколько продано.
- Согласен. Я об этой проблеме говорил на заседании Президиума Госсовета, состоявшемся в июне в Элисте, и тогда ответом на солидарную позицию агарных регионов по этому вопросу стало поручение Президента страны Минсельхозу РФ о перенесении сроков государственной закупочной кампании на более ранний период. И она, как Вы знаете, началась уже в конце августа, а не в середине осени, как было в последние годы. Конечно, в идеале нужно проводить интервенции ещё перед началом жатвы. Кроме того, и по самой процедуре, и по объёмам реализации, и по движению средств через уполномоченный банк пока остаётся много вопросов. Ставропольские товаропроизводители, например, в этом году реализовали на зерновых торгах лишь 107 тыс. тонн зерна, выручив 314,9 млн. рублей. Мы же готовы ежегодно вывозить 2,5-3 млн. тонн. Да и деньги за проданное наши хозяйства смогли получить только в ноябре-декабре, когда в ситуацию уже начали вникать органы прокуратуры. Я надеюсь, что уже летом 2006 года мы сможем ощутить положительные сдвиги в регулировании зернового рынка. Поэтому правительство края активно работает по другим каналам реализации зерна, и в частности в этом году мы увеличили его экспорт: за рубеж продано более 1 млн. тонн.
От итогов года наш разговор с А.Черногоровым переходит в проблемную плоскость, а проблем у селян, как говорят, немерено: диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, высокий износ парка сельхозтехники, сложности процесса формирования земельных отношений и т.д. В крае существует высокая потенциальная опасность проявления ветровой эрозии на 81% территории сельхозугодий. Процессами переувлажнения и заболачивания подвержено более 400 тыс. гектаров угодий. Более 92% пахотных земель характеризуются недостаточным содержанием органического вещества. С 2006 года в крае начинается реализация обновленной программы сохранения и повышения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. "Это общегосударственные задачи, но если для кого-то они существуют как теоретические, то мы, здесь, на земле, как никто другой понимаем, что если сейчас не вмешаться в деградационные процессы, то очень скоро гумус земли истощится и мы будем отброшены по плодородию на уровень 60-х годов", - говорит А.Черногоров.
Для него сельскохозяйственная тема - почти как личная. Это тот случай, когда глава субъекта по своим корням, по профессии и по духу представляет марочную для региона отрасль и остается преданным ей, несмотря на новые регалии и другие заботы. В минувшем году кандидат юридических наук и доктор экономических наук губернатор А.Черногоров, как и 36 лет тому назад простой мальчишка из ученической производственной бригады, следуя многолетней традиции, провел свой день рождения за штурвалом комбайна, установив личный рекорд дневного намолота - 80 тонн. Этим хлебом можно в течение года кормить 650 человек.
Но не только хлебом было богато Ставрополье в 2005-м. Достигнуты высокие показатели и по другим направлениям сельского хозяйства. Например, по подсолнечнику установлен тоже своеобразный рекорд - 426,7 тыс. тонн валового сбора, по свекле - урожайность достигла 375,5 центнера с гектара. Собрано 310 тыс. тонн кукурузы при среднекраевой урожайности 36,6 центнера с гектара. Расширены площади посевов и увеличено производство таких высоколиквидных культур, как озимый рапс, лен масличный и соя.
- Хороший урожай в растениеводстве - это хорошая предпосылка для подъема животноводства, но пока, к сожалению, в полной мере не реализованная, - продолжаем беседу с губернатором.
- Сейчас наиболее заметен прорыв в промышленном птицеводстве. Если в конце 90-х край производил менее 10 тыс. тонн мяса птицы, то в прошлом году - 54 тыс. тонн. Произведено 793 млн. штук яиц, или 115% к уровню 2004 года, при этом в сельхозорганизациях прирост составил 40% к прошлогоднему. Порадовало в этом году и свиноводство: предыдущий годовой показатель по производству свинины превзойден на 20%. Конечно, очень хотелось бы видеть такой же подъем и в других подотраслях животноводства. Но пока там или топтание на месте или сдача позиций, - сожалеет глава края.
По оперативной информации краевого минсельхоза, на 1 января 2006 года во всех категориях хозяйств насчитывается около 333 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе 165 тыс. коров, что соответственно составляет 92% и 94% к уровню 2004 года. Вместе с тем выросла продуктивность дойного стада: удой молока от одной коровы достиг 3640 кг, что на 455 кг выше прошлогоднего. По фактическому объему производства мяса Ставропольский край занимает сейчас шестое место в Российской Федерации и третье в Южном федеральном округе.
Характеризуя позиции животноводства, губернатор ими явно неудовлетворен. "Неслучайно, - говорит он, - в число приоритетных национальных проектов вошло ускоренное развитие животноводческой отрасли. Государство долгое время массированно импортировало "ножки Буша", вело невыгодное для отечественного крестьянства таможенное регулирование импорта продукции и в итоге мы оказались перед реальностью угроз продовольственной безопасности страны. Слава Богу, что вовремя спохватились и теперь российский агропром под президентским контролем".
Исходя из комментариев по национальным проектам, до 2008 года в крае в рамках реализации проекта "Развитие АПК" намечено построить 7 молочно-товарных ферм на 7200 голов. На реконструкцию уже существующих молочных и свиноводческих комплексов намечено потратить ещё 2 млрд. рублей, а около 100 млн. рублей край сейчас просит на закупку племенного поголовья. Реализация комплекса намеченных мероприятий позволит к 2008 году увеличить производство молока на 4,6% к уровню 2005 года, в полтора раза вырастет поголовье свиней и, в целом, при такой целенаправленной поддержке ситуация в животноводстве края должна пойти в гору.
- В самом конце 2005 года наконец сбылась моя давняя мечта, - делится А.Черногоров, - у нас в крае появилась высшая трудовая награда - золотая звезда "Героя труда Ставрополья". Ежегодно этой медалью будут награждаться пять передовиков - жителей края, и первыми из них (далеко не случайно) стали работники сельского хозяйства: доярка, свинарка, тракторист, комбайнер и министр отрасли - все они отдали сельскому хозяйству всю сознательную жизнь. Я очень надеюсь, что и на федеральном уровне появится звезда "Героя труда России". Наши люди, труженики заслуживают этих наград самой высшей пробы.

Год судьбоносных реформ

2005-й, наверняка, отложится в истории края как год важнейших реформ, и прежде всего - реформы муниципальной. Ставрополье первым из регионов страны вступило в неё и стало фактически экспериментальной площадкой, где отрабатывались механизмы преобразований, выявлялись "узкие места" и формулировались коррективы в законодательство.
- Мы понимали, что путь первопроходцев нелегок, - вспоминает губернатор, - и вместе с тем отдавали себе отчет в том, что имеем наиболее подготовленную основу для проведения этой реформы. Дело в том, что существовавшая с 1996 года в крае модель организации местного самоуправления по поселенческому типу во многом соответствовала новым требованиям, муниципальные образования края уже имели к началу реформы выборные органы власти, свою собственность и даже местные бюджеты. Переходные положения 131-го закона у нас были практически полностью реализованы в 2004 году, поэтому, чтобы не стоять на месте, мы, заручившись поддержкой Президента страны и федеральной Думы, в качестве эксперимента первыми вошли в реформу. И не пожалели, - добавляет А.Черногоров.
С формальной точки зрения год работы по 131-у закону можно охарактеризовать следующими результатами. Если до начала реформы в крае было 290 муниципальных образований, то сейчас их 330 - 26 муниципальных районов, 9 городских округов, 14 городских и 281 сельских поселений. Только законов края, связанных с муниципальной реформой, принято на сегодняшний день 94, из них десять наделяют органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Общий объем расходов местных бюджетов вместе с субвенциями на госполномочия вырос по сравнению с 2004 годом в два раза, а его доля в консолидированном бюджете края составила 55%, в то время как ранее едва превышала 30%. В муниципальную собственность передано около пяти тысяч объектов недвижимости.
В содержательном плане реформа проявляется в усилении роли и возможностей органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения. Через их работу получение целого ряда услуг будет максимально приближено к населению, а деятельность публичной власти максимально открыта для налогоплательщиков. Неслучайно, в новых условиях интерес к местному самоуправлению среди населения заметно вырос. Если раньше, чтобы сформировать представительный орган в некоторых поселениях приходилось буквально уговаривать активную часть населения баллотироваться на выборные должности, то местные выборные кампании 2005 года прошли в условиях жесткой конкуренции, когда на должность главы муниципалитета претендовало в среднем по пять кандидатов, а на одно депутатское место средний конкурс составлял 2,5 кандидата.
В то же время, по мнению А.Черногорова, создание эффективного механизма функционирования местного самоуправления только начинается, и именно здесь неоценима роль практического опыта реализации реформы, а он показал, что переход на новые межбюджетные отношения привел к резкому сокращению числа муниципалитетов-доноров и росту объемов финансовой помощи на места из бюджета края.
- Сегодня это самая главная проблема, которую необходимо решать, чтобы не дискредитировать саму идею местного самоуправления, - отмечает А.Черногоров. - И мы эту проблему в бюджете 2006 года постарались выровнять. В частности, дотационность местных бюджетов снизилась до уровня 25%, что гораздо ниже уровня дотационности края как субъекта федерации. За местными бюджетами дополнительно закреплено по 10% налога на доходы физических лиц и налога на имущество организаций, а также по 50% транспортного налога и единого налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения. Проще говоря - мы дали муниципалитетам реальную возможность получать дополнительные доходы в свои бюджеты и реальный стимул развивать налогооблагаемую базу на своей территории, заниматься подъемом местной экономики и увеличением доходов работающего населения.
- Скажите, а как бы Вы определили, учитывая имеющийся опыт, суть муниципальной реформы, чтобы было понятно даже бабушкам в самом отдаленном селе?
- Я бы сказал: реформа для того, чтобы в Вашем селе не кивали на Ставрополь и Москву, а могли сами решать насущные проблемы жизни сельчан: дорогу отремонтировать, фонарь починить, водоснабжение отрегулировать и так далее. Порядок в стране начинается с порядка на улице, в микрорайоне, в каждом населенном пункте и зависит от каждого из нас, а реформа укрепляет роль каждого гражданина в этом общем процессе наведения порядка.
Другой знаковой реформой 2005 года стала монетизация льгот. Её форсированный старт при множестве организационных недоработок от федерального до местного уровня поначалу вылился в массовые акции протеста и рост социального напряжения. Тогда шутили, что законодательный "соцпакет" обернулся для России настоящим "взрывпакетом", что было тем более некстати в год 60-летия Великой Победы. Вспоминая тот период, губернатор А.Черногоров говорит:
- Такой провальный старт обусловлен недостаточной проработкой механизмов реализации 122-го Федерального закона, введение в действие которого по сути стало экспериментом в масштабах всей страны. "Социальному" министру Михаилу Зурабову тогда пришлось лично выезжать в рейды по стране, чтобы растолковывать суть реформы и налаживать её рычаги. В первые месяцы года правительство края работало в напряженном режиме, и можно сказать, что реформа была принята во многом авансом, только потому, что и власть и население доверились обещанным нам цифрам и показателям.
Действительно, итоговая арифметика социальной реформы оказалась для Ставрополья вполне выгодной: сумма средств, потраченных в крае на льготников в 2005 году, возросла в сравнении с 2004 годом вдвое. На меры социальной поддержки так называемых "региональных льготников" (ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий) было потрачено 1,2 млрд. рублей. Если в 2004 году льготникам края было выдано 3050 санаторно-курортных путевок, то в 2005-м - 23 тысячи. Изменилась и картина по льготному лекарственному обеспечению. В 2004 году льготным категориям граждан было отпущено медикаментов на сумму 89 млн. рублей, а в 2005-м - на сумму более 500 млн. Аптечными предприятиями обслужено два миллиона льготных рецептов, причем средняя их стоимость выросла с 101 рубля в 2004 году до 259 рублей в 2005-м. Сейчас при первом же обращении в аптеку обеспечивается до 90% выписанных рецептов.
- Но и здесь при всём позитиве в отношении льготных категорий граждан, эйфории у нас, уверяю, нет, - делает акцент губернатор. - Мы сегодня понимаем, что 250-270 рублей компенсации на городской и пригородный транспортный проезд не покрывают фактические расходы. Мы видим и другую проблему - ведомственную распыленность вопросов социальной защиты населения. Ими сейчас занимаются, помимо управлений труда и социальной защиты населения, Пенсионный фонд, фонды ОМС и социального страхования, министерство здравоохранения, минтранс, жилищно-коммунальные ведомства, служба занятости. По-моему, слишком много для того, чтобы один человек (тем более инвалид) осилил все эти адреса. Мне кажется, необходимо применить к системе социальной защиты принцип "одного окна", чтобы льготники в одном месте получали всю информацию и через одно "окно" оформляли необходимые документы.
Наверное, активнее надо пересматривать на федеральном уровне размеры ежемесячных денежных выплат. У нас категория "последний военный призыв" получала на первых этапах реализации 122-го федерального закона 150 рублей, а потом, с учетом индексации, 159 рублей. И сам размер ЕДВ, и уж тем более прибавка после индексации выглядят унизительно.
Тем не менее, А.Черногоров считает, что проблем и трудностей социального характера сейчас уже гораздо меньше, чем мы имели ещё несколько лет назад, и, подводя итоги года, он напоминает, что в июне 2005-го Международный фонд "Меценаты столетия" наградил Ставрополье почетной общественной наградой - орденом "Рубиновый крест" за заслуги в реализации государственной социальной политики. Это уже вторая после ордена Петра Великого общественная награда края, которой по праву могут гордиться все ставропольчане.

Год большой политики

2005-й был девятым годом губернаторства Александра Черногорова. Буквально в канун Нового года он преодолел символичный рубеж - 3333 дня пребывания во власти. И если добавить к этому очередную "пятилетку", на которую с подачи Президента РФ Владимира Путина Черногоров заступил как раз в 2005 году, то выходит, что нынешний глава региона попадает в число руководителей-долгожителей края. Впрочем, такого рода сравнения А.Черногоров не одобряет: они хоть и лестные, говорит, но с легкой подачи прессы могут обратиться в ловушку, как получилось в том же 2005-м с барельефом на Аллее почетных граждан Ставрополя. Тогда объяснения о заслугах требовали не в проявившей инициативу городской Думе, а от самого почетного гражданина.
- Самая большая сложность была в том, что хотелось многое успеть, осуществить намеченные планы (и по урожаю, и по муниципальной реформе, и по новостройкам и так далее), но при этом ещё были люди и определенные политические силы, которым очень хотелось, чтобы всё это получилось как можно хуже. А если уж Губернатор не способен работать плохо, то чтобы сама ситуация повернулась своей худшей стороной. В принципе так и вышло. Именно по Ставрополью получилась такая громкая шумиха с дегтяревским водопроводом. Потребовалась не просто оперативная организация строительных работ, но, прежде всего - колоссальные моральные усилия. Я многое за последние месяцы переосмыслил, иначе взглянул на вещи. Поэтому в целом могу сказать, что 2005 год был для меня годом моральной и политической закалки.
- А ведь жителей хутора Дегтяревский действительно волновало отсутствие водопровода, и наверняка возник этот вопрос безо всякой политики? - спрашиваю губернатора.
- Конечно. В самом вопросе нет ничего экстраординарного. В том году в адрес Владимира Владимировича Путина на его телеэфир поступило 2300 обращений от жителей Ставрополья по различным вопросам - у кого что наболело.
Я неоднократно встречался с Людмилой Александровной Караченцовой и, кстати, одним из первых поздравил её с избранием председателем территориального общественного совета хуторского самоуправления. Мне изначально понятно желание людей иметь воду в домах, как и понятны их надежды на власть, на помощь государства. А то, что этой стройке была придана политическая окраска, - это результат усердия совсем других людей. Сама Людмила Александровна всегда повторяла, чтобы не примешивали к этому политику, - подчеркивает губернатор.
Им уже принято решение и поставлена задача перед новым составом краевого правительства о разработке программы развития в крае инфраструктурных объектов систем жизнеобеспечения, прежде всего - в газо- и водоснабжении. В настоящее время питьевую воду от магистральных водопроводов и скважин имеют 96,2% населенных пунктов края, обеспеченность газом от сетевых газопроводов составляет 97,6%. Специально на решение инфраструктурных проблем правительство края намерено заимствовать кредитные ресурсы.
Другими политически значимыми приметами 2005 года, по мнению А.Черногорова, являются: начало формирования Общественной палаты России, в которую от нашего края вошли два представителя, и разработка аналогичного законопроекта по Общественной палате Ставрополья, которым активно занимался консультативный политический совет при Губернаторе. Кроме того, А.Черногоров упомянул вступивший в силу в декабре 2005 года Федеральный закон "О государственной службе российского казачества". На Ставрополье в настоящее время насчитывается около 17 тысяч казаков Терского казачьего войска, казачество играет заметную роль в обеспечении общественной безопасности и укреплении духовных традиций православия на Кавказе. Неслучайно поэтому в новой структуре органов исполнительной власти края с 2006 года появился комитет Ставропольского края по делам национальностей и казачеству.
Отдельной главой итогов года, имеющей прямую проекцию в "большую политику", безусловно, является то, что, несмотря на сложную обстановку в регионе на территории Ставропольского края удалось сохранить мир и стабильность.
- Я полагаю, что в продлении моих полномочий определенное значение придавалось миротворческому опыту края и моей личной позиции по этой проблеме, - говорит А.Черногоров. - Хорошо понимая, что первейшая роль в этом принадлежит федеральному центру, мы, региональные лидеры, стараемся, со своей стороны, задействовать тот потенциал мирной дипломатии, который имеется в нашем распоряжении. На нашей земле нашли прописку общественные форумы за мир на Кавказе, здесь по традиции ведётся активный диалог официальных структур и общественных организаций о путях достижения межнационального и межконфессионального согласия, отлажена и активно действует практика заключения двусторонних соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между субъектами-соседями. У меня сложились личные теплые дружеские отношения с региональными лидерами, в том числе с Президентом Чеченской Республики Аллу Дадашевичем Алхановым. Сегодня всё это работает на укрепление стабильности на российском юге.
Став в 1996 году первым на Ставрополье губернатором, избранным прямым всенародным голосованием, Александр Черногоров в 2005-м стал вновь первым главой края, избранным краевой Думой по представлению Президента страны. Как говорят краеведы - дважды вошел в политическую историю края. "Новый старый губернатор" сам по себе - важнейший политический итог 2005-го.

Другие приметы

В долгом разговоре с губернатором А.Черногоровым об итогах ушедшего 2005 года были затронуты самые разные темы и поднято немало актуальных проблем. А поскольку многое нужно было уложить в малом объеме, под конец мы сошлись на жанре блиц-ответов, которые далее излагаю "без купюр".
- Как в целом оцениваете работу промышленного комплекса?
А.Черногоров: Как вполне удовлетворительную. В 2005 году мы вышли на индекс промышленного производства в 109,5%, число прибыльных предприятий промышленности возросло с 59% (в 2004 г.) до 67%, а общий объем полученной ими прибыли увеличился на 40%.
- Рост экономики реально ощутим для населения лишь при улучшении уровня жизни. Лучше ли жили ставропольчане в 2005-м?
А.Черногоров: Если опираться на статистику, то лучше. Суммарные денежные доходы всего населения края оцениваются на уровне 161,2 млрд. рублей, с приростом в 25,5% к уровню 2004 года. Но это - как средняя температура по больнице: кто-то стал жить лучше, а кому-то по-прежнему тяжело. По предварительным расчетам, размер среднедушевых денежных доходов населения края пока, к сожалению, меньше сложившегося в среднем по стране. Среди субъектов РФ Ставрополье занимает по этому показателю 44 место, а среди регионов Южного федерального округа - четвертое.
- Что бы Вы назвали приятной неожиданностью года?
А.Черногоров: Инфляционный показатель. Министр экономического развития РФ в первые дни нового года доложил Президенту, что годовой уровень инфляции оказался самым низким за последние семь лет - 10,9%, а у нас в крае мы впервые за несколько лет вышли на уровень ниже среднероссийского - 10,5%.
- А что неприятно удивило?
А.Черногоров: По-прежнему тревожит уровень преступности в крае: по предварительным данным, он в расчете на 100 тысяч человек населения составляет 1642,6 преступления, в то время как в среднем по стране - 2244,8. Но рост по отдельным показателям действительно тревожит.
- Чем примечателен ушедший год в плане регионального маркетинга, продвижения ставропольской продукции?
- Мы заключили двустороннее соглашение о сотрудничестве с Москвой, и мы в три раза увеличили экспорт за рубеж минеральной воды региона КМВ.
- Вы больше года возглавляли рабочую группу Госсовета по проблемам безопасности дорожного движения. Каков итог этой работы?
А.Черногоров: Проблема взята на особый контроль Президента страны, разработана специальная федеральная программа по этой проблеме, внесены изменения в Правила дорожного движения. Вместе с тем, статистика пока безрадостная: на дорогах края за 2005 год произошло 3021 ДТП, в которых погибло 506 человек и 3869 получили ранения. 15 января в автокатастрофе погиб начальник ГУВД края В.Е.Матвеев, несколькими днями раньше крупная катастрофа произошла на железнодорожном переезде в Усть-Лабинском районе. Это ещё раз доказывает необходимость принятия оперативных и жестких мер по улучшению российских дорог и повышению ответственности всех участников дорожного движения.
В завершении разговора губернатор края поздравил читателей самой авторитетной краевой газеты с наступившим Новым годом, пожелал счастья, добра и удачи.



Елена Михина
28 января 2006 г.
http://gubernator.stavkray.ru/publications/jan_06.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован