15 февраля 2007
3181

Интервью Л.Ольшанского радиостанции `Маяк`

С 1 января ожидалось повышение таможенных пошлин на подержанные иномарки. Но решение это не было принято. Тем не менее это все-таки произойдет. По данным, например, газеты "Комсомольская правда", уже в ближайшие несколько дней кабинет министров рассмотрит этот вопрос и примет, скорее всего, положительное решение, поскольку такое решение ему рекомендовала принять комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. Чем все это обернется для нас - не только для тех, кто ездит на машинах, но и кто ходит по российским и московским улицам, - мы будем говорить сегодня с нашим гостем Леонидом Ольшанским, действительным членом Академии юридических наук.

- Леонид Дмитриевич, вот это повышение таможенных пошлин, о которых так много говорили, кому это выгодно?

ОЛЬШАНСКИЙ: Мы можем только предполагать, что это выгодно, что называется, отечественному производителю - заводам, выпускающим отечественные машины, - чтобы избавиться от конкуренции. Почему? На мой взгляд, 600-й "Мерседес", новый, в масле, не есть конкуренция "Жигулям". А вот пяти-, семи-, десятилетней давности маленькая машинка, японская, та же немецкая, представляет конкуренцию. Для каждого россиянина, который уже водитель или хочет стать собственником, стоит дилемма: или новые "Жигули" (возьмем пока для сравнения "Жигули"), или подержанная маленькая иномарка. Значит, подталкивать будут жителей нашей страны к покупке новых "Жигулей" ("москвичей") вместо старенькой иномарки.

- На самом деле говорят, что это даст возможность развиваться отечественному автомобилестроению. Как вы считаете, действительно появится такая возможность, когда конкуренция фактически будет ликвидирована на рынке не слишком дорогих машин?

ОЛЬШАНСКИЙ: Я думаю, что сильно не даст. Почему? Если я решил твердо взять иномарку, я возьму иномарку. Даже 15-летней давности буду доставать, вплоть до помойки, и запчасти к ней. Если я, наоборот, встал на точку зрения Генри Форда, который много лет назад сказал, что самый лучший автомобиль - это новый, то я все равно возьму новый. Есть деньги - возьму "роллс-ройс", нету денег - возьму "Оку". Поэтому я думаю, что кого-то частично лишим возможности привезти подержанную иномарку, а частично люди будут свои убеждения претворять в жизнь. Так скажем.

- Еще один аргумент за ввод пошлин на подержанные иномарки, причем достаточно старые. (Самые большие пошлины, видимо, будут на иномарки, которым больше семи лет.) Так вот, один из аргументов - это улучшение экологической обстановки. Если можно, пожалуйста, сравнительные характеристики с этой точки зрения подержанной иномарки, которой 7 лет, и наших машин, только что сошедших с конвейера.

ОЛЬШАНСКИЙ: Вот надо было бы взять и столкнуть авторов той идеи, о которой вы только что сказали - про экологию, и авторов идеи улучшения экологической обстановки в нашей стране. Что говорят экологи и вообще лоббисты в Госдуме, в Мосгордуме? Они говорят: экологическая обстановка в стране ужасная. 80 процентов вредных выхлопов - это не трубы заводов и фабрик, а это выхлопные трубы автомобилей. Давайте оснащать наши автомобили электронным впрыском бензина, каталитическим нейтрализатором отработанных газов. Мы говорили: давайте по закону, давайте это будет по кодексу, а не по распоряжению мэра. Но акцент был: наши машины экологически не соответствуют европейским стандартам. Даже то, что у них было семь лет назад, экологически чище, чем наши сегодня. Поэтому с точки зрения экологии я бы просто столкнул их вместе - и пусть они друг с другом полемизируют.

- То есть получается, что, если мы убираем старые иномарки, на них будут цены такие, что их станет просто невозможно купить. Но это, видимо, не толкнет наших производителей автомобилей на то, чтобы улучшать экологические параметры.

ОЛЬШАНСКИЙ: Теперь уже не толкнет.

- Уже не толкнет. Еще один аргумент за ввод пошлин. Мне очень понравился этот аргумент. Сказано так: поскольку двигатели у западных машин сильнее, то и водитель больше лихачит. Как вам такой аргумент?

ОЛЬШАНСКИЙ: Двигатели разные.

- Поскольку мощнее двигатель, значит, и водители проявляют большую лихость. А будет двигатель меньше (наш), они не будут так лихачить.

ОЛЬШАНСКИЙ: Во всех крупных концернах v "Ауди", "Мерседес", "Вольво" - двигатели разные, от малипусенького, равного нашей "Оке", до равного нашему ЗИЛу. Диапазон двигателей и размер машин - от двухместки до, вот мы видим, по улицам наших городов иногда ездят десятиметровые "линкольны" - гигантский диапазон мощности и, соответственно, литража. Поэтому тут я не вижу аргумента.

- В таком случае давайте все-таки посмотрим, какие могут быть, если могут быть, положительные результаты вот этого решения, которое должно, видимо, все-таки быть уже принято.

ОЛЬШАНСКИЙ: Только я вижу два результата. Первое. Скажем, не сто процентов, а 20 процентов - это все-таки увеличится покупка наших машин. А 80 процентов, на чем зиждется данный проект, - увеличение таможенных пошлин и тем самым насыщение еще одним каналом бюджета нашего государства.

- На самом деле главный прицел - все-таки бюджет?

ОЛЬШАНСКИЙ: Я думаю, что, если б я работал в Министерстве финансов, я бы думал о том, как насытить бюджет. Налоги, пошлины. Я не экономист, но формально у нас элементы насыщения какие? Таможенная пошлина, различные налоги, продажа того, что может продавать только государство, - оружия, прочего. У нас не так много-то позиций.

- Тогда возникает следующий вопрос. И сейчас-то обходят таможенные пошлины, нынешние. А когда их так взвинтят, пошлина на семилетние машины увеличится где-то в два-три раза, на некоторые виды машин. Что тут будет? Не пойдет ли опять это все стороной, а не в бюджет?

ОЛЬШАНСКИЙ: Тут я как юрист могу сказать. Во-первых, начнут перепродавать машину, уже "старушку", еще раз здесь. Второе, что напрашивается. А как вы определите год выпуска? Под электронным микроскопом - металл каждой машины? Нет же. В первую очередь куда смотрят?

- То есть будут подделывать документы? Техпаспорта?

ОЛЬШАНСКИЙ: Подделывать; скажем так, подделка, если глубоко вдуматься, это частичное изменение. Подтер "Иванова Маша", написал "Петрова Нина". Изготовлять. Ведь что такое, говоря языком Остапа Бендера, паспорт, в том числе и технический паспорт, при современном развитии печатного дела на Западе? Я думаю, что за 15 минут где-то за рубежом, или не за рубежом, то есть не в Германии, где производится "Мерседес", а может быть, в Польше, может быть, на промежуточной линии будут заменяться документы. Более старые на более новые. Может быть, две фары заменят, по которым видно, что были круглые - стали прямоугольные, или наоборот. Я думаю, что любое действие рождает противодействие, любой дефицит рождает спекуляцию. Я думаю, что империя теперь заработает по очистке таможенной, по старым канонам, формально укладываясь в новые каноны. Я думаю, что как адвокат я без работы не останусь.

- А что вы имеете в виду, когда говорите, что не останетесь без работы как адвокат? В этом случае чьи права защищать будете?

ОЛЬШАНСКИЙ: Защищать: подделал - не подделал. А самое главное, у нас есть термин "добросовестный приобретатель". Человек, купивший машину здесь, у кого-то, будет говорить: "Я ничего не знаю. Что вы мне тут говорите, что не уплачены за нее таможенные платежи? Что вы мне тут говорите, что из ластика сделана печать и все это нарисованное, документы поддельные? Я ничего не знаю. Я купил позавчера".

- У Васи Пупкина.

ОЛЬШАНСКИЙ: У Васи Пупкина в Ярославле. Вот бумаги. А если липовые документы, а если она трехлетней давности - написано, а в действительности десятилетняя, - не ко мне вопрос. А как он выглядел - уже не помню. И я еще напоминаю: у нас есть постановление Конституционного суда, дорогие друзья, что, если человек - добросовестный приобретатель (всю науку я опускаю и говорю кратко), если он историю машины не знал, нельзя забрать машину, как раньше, нельзя нас с вами выбросить из машины и нельзя заставить платить. Говоря простым языком - многостраничное решение Конституционного суда: найдите, кто должен.

- То есть найдите того, кто изготовил эти липовые документы?

ОЛЬШАНСКИЙ: Нет, там не про документы было. Кратко - в чем суть вопроса? До решения Конституционного суда мы купили с вами машину в Ярославле или где-то, а она не растаможена. Нам говорят: нас не волнует, вы сейчас хозяева, вы платите. Не можете - она у нас пока постоит. И бандитский счетчик за каждый день. А Конституционный суд сказал: нет, ищите истинного виновника. А тот, кто добросовестный приобретатель, - мы с вами пошли, купили, не зная, растаможена или нет, - с нас ничего взять нельзя. И, опираясь на это решение Конституционного суда, развернется очень серьезная борьба с таможенниками и сотрудниками ГАИ, которые любят нас, к сожалению, из машины, деликатно говоря, "попросить".

- Какие еще могут быть проблемы в связи с введением новых пошлин на иномарки?

ОЛЬШАНСКИЙ: Таможня, ГАИ, подделка. Вот этот круг будет основной.

- Вроде мы все поняли. Видимо, не остановят, рынок подержанных иномарок вряд ли рухнет, как ввозили, так и будут ввозить. Цены, видимо, поднимутся, но не катастрофически, то есть это будет по карману. Как я понимаю, машин на наших дорогах будет все больше и больше.

ОЛЬШАНСКИЙ: Машин в любом случае будет больше.

- Но мы и так уже задыхаемся от того количества машин, которые находятся на дорогах той же Москвы. Что делать?

ОЛЬШАНСКИЙ: Ответ во всех странах мира один: строить, строить. Как Ленин говорил: "Учиться, учиться и учиться". Перефразируя Ленина: "Строить, строить и строить".

- Автостоянки, вы имеете в виду?

ОЛЬШАНСКИЙ: Ни в коем случае.

- А что?

ОЛЬШАНСКИЙ: Эстакады, тоннели, пешеходные переходы, одним словом, любые развязки. И коль вы этот вопрос задали, ни в коем случае не нарушать конституционные права россиян (Москва - это же не вся Россия), которые в Москве, к сожалению, или нарушаются, или делаются попытки нарушить. Раз мы говорим об автомобилях, по пальцам перечислим, по секунде, как нарушаются права автомобилистов в Москве. Незаконные блокираторы, эвакуаторы, платные парковки, попытка сделать платным въезд в центр Москвы, попытка сделать: у вас четная машина - вы будете ездить по четным, а я по нечетным, будем мы с вами меняться машинами и так далее.

- Но последнее правило применяется во многих западных странах. И ничего.

ОЛЬШАНСКИЙ: На это ответ всегда один: дорогие друзья, мы живем в России. У нас Конституция России.

- То есть запишите в Конституцию. Или в какой-то подзаконный акт.

ОЛЬШАНСКИЙ: Нет, вот подзаконный не надо. У нас сложнейшая статья Конституции v 55. Любое ограничение прав граждан - по федеральному закону: украл - посадите меня в тюрьму по Уголовному кодексу. Разводиться с вами будем или жениться - давайте оформлять бумаги по Семейному кодексу. Неправильно езжу по городу, через Госдуму, - в Административный кодекс, который сейчас новый.

- Леонид Дмитриевич, мы поговорили о том, что будет, что планируется, о повышении таможенных пошлин. Но мы не затронули тему, факт, который уже свершился. Я имею в виду новый Административно-правовой кодекс. Этот кодекс, который проходил Госдуму долго, десять лет, наконец, принят. Так вот, как этот кодекс изменит жизнь водителей? И как-то он коснется пешеходов, или будет касаться только водителей?

ОЛЬШАНСКИЙ: В силу того, что у нас в стране полемика вокруг санкций против водителей разворачивалась на протяжении десяти лет, и сталкивались мнения представителей ГАИ, требовавших его усилить, и правозащитников, требовавших ослабить его действие, создалось мнение, что административный кодекс предназначен для водителей и пешеходов. Поэтому я хочу сразу подчеркнуть: уважаемые слушатели, кодекс - это закон, в котором 32 главы. Там учтено все. Нарушение паспортных правил, таможенных, о которых мы говорили, пограничных, экологических норм.
Административный кодекс - как младший брат Уголовного кодекса. Что-то совершил, пусть маленькое правонарушение, - за это тебя не посадят в тюрьму, но ты заплатишь штраф, прочее. Кто касается автолюбителя, то благодаря четырем, - не побоюсь слова, - революционным поправкам депутата Виктора Похмелкина, мы сильно улучшили жизнь автолюбителей.
Первая поправка. Поставлен крест на талонах, баллах, дырках. Все, талонам конец. Не будет у нас талонов, - ни "зайца"-безбилетника, ни контрабандиста, ни водителя. Все. Вторая поправка. Техосмотр - только техосмотр. Никакого инструментального контроля, никакого бандитского "счетчика", никаких коммерсантов в комбинезонах. Только ГАИ. Третья поправка. За нарушение правил стоянки, то есть, если не там поставил машину, и за нарушение правил парковки, то есть, если отказался платить вымогателям, - и длинный перечень, эфира не хватит, - что отменяется: блокираторы, эвакуаторы, снятие номерных знаков, одним словом, все это запрещается. Живем только по Кодексу.
И четвертая поправка, совсем уж революционная: а что же будет тем гражданам и должностным лицам, которые осмелятся применить блокираторы, эвакуаторы к водителю? Их ждет штраф в 20 минимальных размеров оплаты труда, плюс обязательная конфискация этих предметов. То есть, - любых "железок". Таким образом, жизнь автолюбителя защищена. Что касается пешехода, ему тоже сказано: дорогой друг, ты давай по правилам ходи, потому что для пешехода тоже штраф серьезный предусмотрен.

- То есть, чтобы не мешать водителям.

ОЛЬШАНСКИЙ: Не мешать водителям.

- А водитель, когда он мешает пешеходам?

ОЛЬШАНСКИЙ: Штраф, штраф, очень серьезный штраф, есть и в десять окладов штраф.

- Послушаем вопросы. Вы в эфире.

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Станислав Червяков. Я москвич, у меня стаж за рулем одиннадцать лет. Хочу сказать по поводу блокиратора. Их уже никто никогда не применяет, давно перестали ими пользоваться. А вот на штрафплощадках продолжают грабить людей. И когда это безобразие прекратится? И куда эти деньги идут? Второй вопрос. То, о чем вы говорили, семь лет. Есть люди, которые мечтают ездить на иномарках, - копили, копили деньги, еле-еле скопили, даже на семилетнюю, и фактически государство узаконенно занимается рэкетом, отнимает возможность купить эту машину:

ОЛЬШАНСКИЙ: Во-первых, и по старому кодексу, и по новому кодексу машина задерживается в исключительном количестве случаев. По пальцам можно пересчитать: первое, водитель пьян. Второе, - забыл дома документы. Третье, - неисправны тормоза, руль. Все. Еще раз подчеркну, что мы ликвидировали: штраф-стоянку за нарушение правил стоянки. Это первое. И второе. И в старом, и в новом кодексе сказано: условием возврата хозяину автомобиля является ликвидация причины: был пьян - значит, проспался, но оплата этих тысяч не является условием возврата машины. Поэтому надо прийти и сказать: друзья, я нашел документы, я нашел человека с правами, был пьян, проспался: Будьте-ка любезны вернуть машину по-хорошему. Обязаны отдать. Если нет, - надо идти к прокурору. Машину обязаны отдать без оплаты. И по старому кодексу, и по новому.

- Следующий вопрос.

СЛУШАТЕЛЬ: Сколько будем платить за кубический сантиметр?

- Я приведу цифры, которые "Комсомольская правда" сегодня опубликовала, имея, конечно, какие-то источники в кабинете министров. Для иномарок от трех до семи лет при объеме в две с половиной тысячи кубиков - 1 евро за куб, больше двух с половиной тысяч кубов - 1,6 евро за кубический сантиметр. Для машин старше семи лет с объемом двигателя меньше двух с половиной тысяч кубических сантиметров - 2 евро за кубик, больше двух с половиной тысяч кубических сантиметров - уже три евро за кубик. То есть, цены достаточно резко поднимаются, особенно для семилеток. Но это то, что опубликовала сегодня "Комсомольская правда". Какое решение примет правительство - увидим, возможно, уже в ближайшие дни.
Следующий вопрос.

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Николай, я из Москвы. Как попасть к Ольшанскому на прием?

ОЛЬШАНСКИЙ: Я оставлю редакторам телефон, позвоните. Я принимаю один раз в неделю.

- Пожалуйста, после эфира по этому же телефону позвоните, мы вам все скажем. Следующий вопрос.

СЛУШАТЕЛЬ: Сергей, Москва. Не является ли лицемерием такое поведение наших властей? Сами они ездят на прекрасных "Мерседесах", президент Франции ездит на "Пежо", а господину Путину трудно сесть на ЗИЛ? И не является ли это последним лицемерием по отношению к нашим людям?

- Вы имеете в виду попытку, которая не удалась, пересадить чиновников на отечественные машины?

СЛУШАТЕЛЬ: Лужков декларировал возрождение "Москвича".

- Собственно, мы возвращаемся к бесконечной теме.

ОЛЬШАНСКИЙ: Что касается президента, мое мнение такое: на первом месте безопасность. Если завтра служба безопасности скажет, что нужно передвигаться на космической ракете с колесами, значит, здесь не вопрос эстетики, не вопрос психологии, - здесь вопрос безопасности и, я думаю, это не подлежит сомнению. А когда чиновники городского порядка вместо того, чтобы, действительно, ездить на "Волгах" и "Москичах", сначала берут "Москвич", а потом пересаживаются на "Вольво", или депутаты гордумы, - вот это уже никуда не годится. Поскольку они не особо охраняемые персоны, и, я думаю, они как раз должны были бы поддержать отечественного товаропроизводителя, не грабить народ, а самим ездить на наших машинах

- Следующий вопрос.

СЛУШАТЕЛЬ: Кулагин Михаил. По поводу техосмотра. Законно ли то, что годовой техосмотр автовладельцы обязаны проходить в течение одного месяца?

ОЛЬШАНСКИЙ: До недавнего времени это было незаконно. Но наши процессуальные противники пролоббировали постановление правительства России, где сказано, что техосмотр проходят "один раз в двенадцать месяцев", и получается: сейчас у нас на календаре январь, и, если вы прошли техосмотр сейчас, то, по новому положению, двенадцать месяцев пройдет к следующему январю. Они нас тут обошли. Сейчас придется проходить в тот месяц, который указан. Но, я еще раз хочу повторить по поводу техосмотра. О вас серьезно позаботились депутаты Государственной Думы. Самая главная беда устранена - исключается инструментальный контроль, вторая часть, грабительская, где вы платите не 15-20 рублей на счет ГАИ, а 200 рублей на счета коммерсантов. И еще я хочу дополнить. Поправка в новом Кодексе гласит, что, если техосмотр пройден, запрещается любая повторная проверка на дороге. Вы сможете год свой ездить спокойно. Так что депутаты серьезно в новом Кодексе о процедуре техосмотра позаботились.

- Добрый день, вы в эфире.

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Михаил. Как водитель должен правильно отстаивать свои права при некачественном топливе на заправках?

ОЛЬШАНСКИЙ: Тяжелейший вопрос. Запомните: доказательством в суде являются любые факты и документы. Значит, нужно срочно ехать на независимую экспертизу. Бумагой обзаводиться, что именно в результате применения некачественного топлива засорился карбюратор, засорился бензонасос, машине в результате этого нанесены повреждения. Чтобы судья мог понять, что это произошло не в результате аварии, и что вы не обманываете. У нас в стране, и в городе нашем, полно независимых экспертиз. Экспертом является любое лицо, обладающее специальными познаниями. Бауманский ли институт, энергетический - неважно. Важно, чтобы было видно, что ее делал специалист - скажем, доктор химических наук. Но экспертиза вам станет дороже денег, которые вы возьмете с этой станции за починку карбюратора. Экспертиза и суд - штука очень дорогая.

- Вы в эфире.

СЛУШАТЕЛЬ: Леонид Ольшанский часто выступает в защиту прав автолюбителей. А кто защитит права пешехода?

ОЛЬШАНСКИЙ: Кодекс в равной мере защищает права и пешехода, и собственника, и водителя. Я не защищаю права автолюбителя. Моя позиция: неважно, о чем мы говорим, важно жить по Кодексу. И наказывать водителя тоже по Кодексу, если он нарушил права пешеходов.

- Если он не пропускает пешеходов на зеленый свет, кому жаловаться? ГАИ?

ОЛЬШАНСКИЙ: Только в ГАИ.

Я напоминаю, что нашим гостем был действительный член Академии юридических наук Леонид Ольшанский, мы говорили об автомобилях. С вами была Елена Щедрунова, до свидания.

200291 " 14:15


Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован