19 февраля 2007
1890

Интервью Л. П. Кезиной газете `Тверская, 13`

Наша система образования нуждается в постоянной модернизации. Меняется мир, меняется Россия, меняемся мы сами. Постоянно обновляются и требования к качеству знаний человека. О том, как откликается на них столичная система образования, рассказывает руководитель Департамента образования Москвы Любовь Кезина.

От 8 месяцев до 6 лет

Сегодня в Москве почти 2 тысячи дошкольных образовательных учреждений. Как с удовлетворением отметила Любовь Кезина, количество детей, которые их посещают, ежегодно растет. Так, если в 2000 году в детские сады ходили менее 197 тысяч дошкольников, то нынче - более 200 тысяч.

Растет количество таких уникальных детских садов, как центр развития ребенка. В 2000 году их было лишь 9, сегодня - 36. Получили развитие новые формы дошкольного образования - группы кратковременного пребывания для детей в возрасте от 8 месяцев до 6 лет, работающие в различных режимах. Их уже 317.

В минувшем учебном году разработан и апробирован базовый комплект психологических методик по оценке развития детей пятилетнего возраста. Он позволяет родителям получить практические рекомендации по подготовке ребенка к началу обучения. Как заверила Любовь Кезина, эта работа будет продолжена.

Особое внимание Департамент образования уделяет тем маленьким москвичам, у которых особые проблемы и нужды. Для них планируется открыть лекотеки и центры игровой поддержки ребенка. Лекотеки, которые будут создаваться в дошкольных образовательных учреждениях, обеспечат психолого-педагогическое сопровождение детей от 2 месяцев до 11 лет с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, а также их семей. При этом для социализации, поддержки в развитии личности и формирования предпосылок к учебной деятельности решено использовать игро- и арт-терапевтические методы. Центры игровой поддержки ориентированы на психопрофилактику и психокоррекцию при нарушениях в развитии личности.

В общем и среднем

В Москве работают более 1,5 тысячи общеобразовательных школ, в которых обучаются более 900 тысяч человек. Стабильно функционирует сеть лицеев и гимназий. С 2001 года их количество остается неизменным: 21 лицей и 40 гимназий. При этом постоянно возрастает количество лицейских и гимназических классов на базе общеобразовательных школ. С начала учебного года будут работать 271 гимназический класс и 124 лицейских. В минувшем году их было 236 и 100 соответственно. В 132 средних общеобразовательных школах углубленно изучаются не только иностранные языки (наряду с традиционными английским, немецким и французским - испанский, итальянский, турецкий, греческий, китайский, корейский, польский и латынь), но и экономика, математика, физика, музыка, искусство, история, литература и другие предметы.

Кроме того, в столице функционируют одна открытая и 29 вечерних (сменных) общеобразовательных школ, а также два центра и две общеобразовательные школы с вечерними классами. В них учатся более 14 тысяч человек. Показательно, что количество обучающихся в них подростков младше 15 лет сокращается с каждым годом. Это значит, что они остаются в обычных школах. В то же время тех, кому от 15 до 18 лет, становится все больше. Сегодня их более 9 тысяч. Для сравнения: в минувшем году в вечерних школах обучались 8882 человека - 62,7 процента от общего контингента.

Приоритетным направлением в работе образовательных учреждений столицы остаются сохранение и укрепление здоровья детей. Специально для этого разработана программа "Здоровье детей Москвы", которая реализуется в рамках как города, так и каждого из административных округов. Проводятся социально-гигиенический мониторинг, комплексная оценка состояния здоровья, а также профилактика вредных привычек, нарушений зрения и опорно-двигательной системы.

Укреплением и сохранением здоровья детей занимаются 18 общеобразовательных учреждений "Школа здоровья". В новом учебном году их количество возрастет: 3 откроются в Северном, 11 - в Юго-Западном, по одному - в Северо-Восточном, Южном и Восточном, 4 - в Западном и 6 - в Северо-Западном административных округах. 197 общеобразовательных учреждений работают в рамках международной программы школ, содействующих здоровью. В 30 из них открыты центры содействия сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников. В будущем учебном году начнут работу еще 19 таких подразделений (2 - в Зеленограде и 17 - в Западном административном округе). В рамках программы "Доврачебная система сохранения природного зрения детей Москвы" почти в 1,6 тысячи образовательных учреждений модернизированы рабочие места по скрининг-диагностике зрения обучающихся и воспитанников. В будущем году они появятся еще в восьмистах. В 7 школах Южного административного округа и 2 - Зеленограда проведут мониторинг состояния опорно-двигательного аппарата обучающихся в шестых классах. 228 школ оснастят оборудованием для коррекции нарушений осанки.

Эксперименты

140 экспериментальных площадок работают на базе 485 образовательных учреждений. 54 из них - городского подчинения. В целом экспериментальной деятельностью занимаются более 28 процентов московских учебных заведений.

Однако из всех экспериментов наибольший интерес у присутствующих на пресс-конференции конференции вызвал единый государственный экзамен (ЕГЭ). Сегодня из 89 регионов России он проводится лишь в 48. Как сообщила Любовь Кезина, в плане эксперимента ЕГЭ будет проводиться в 5 из 10 учебных округов столицы. Вместе с тем она отметила, что в Москве единый экзамен не будет проводиться по технологиям Министерства образования России. "Мы предложили свои технологии и, я думаю, оказались правы", - добавила она. По результатам ЕГЭ абитуриентов будут принимать в 17 вузов. Среди них - такие престижные учебные заведения, как МГИМО и Высшая школа экономики.

Школьные новоселья

В рамках реализации инвестиционной программы в нынешнем году будут построены 18 школ и 7 блоков начальных классов более чем на 15 тысяч учащихся, 26 дошкольных образовательных учреждений почти на 5 тысяч мест, физкультурно-оздоровительный комплекс школы-интерната No 15 в ЮВАО и центр эстетического воспитания в Очакове-Матвеевском. Причем уже к началу нового учебного года строители сдадут в эксплуатацию 15 школ почти на 12 тысяч учащихся, 4 блока начальных классов более чем на тысячу мест и 17 дошкольных образовательных учреждений. Продолжается работа по совершенствованию типовых проектов образовательных учреждений. Сейчас завершается разработка проекта школы на 550 мест. По словам Любови Кезиной, он отвечает самым современным педагогическим требованиям и санитарно-эпидемиологическим правилам.

Кадры опять решают

Сегодня в общеобразовательных учреждениях столицы работают почти 85 тысяч педагогов, в том числе около 65 тысяч учителей. Средняя зарплата учителя - 4,5 тыс. рублей. Неудивительно, что по ряду специальностей есть острый дефицит кадров. Сложнее всего найти учителей английского языка, физического воспитания, а также русского языка и литературы. Правительство Москвы делает все возможное для того, чтобы дотянуть зарплату учителя до прожиточного минимума. Мэр города Юрий Лужков обещал с 1 сентября увеличить городскую надбавку преподавателям на 30 процентов. Принимаются и другие меры. Столица имеет свои вузы, которые готовят педагогов для нужд города. В 2003 учебном году городские вузы окончат 1814 выпускников. Это на 664 человека больше, чем в 2002 г. Педагогические колледжи выпустят 2290 специалистов. Нынче впервые запланирована целевая контрактная подготовка специалистов для московских школ. В Московском гуманитарном педагогическом институте будут обучаться 30 студентов по специальности "иностранный язык" и 25 - по специальности "русский язык и литература". В Московском городском педагогическом университете 50 студентов зачислят на специальность "учитель физической культуры".

Дмитрий Ерисов

Газета "Тверская, 13" от 24.06.2003
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован