20 марта 2003
1337

Интервью Первого Вице-президента ОАО `ТрансКредитБанк` Юрия Красковского агентству `ПРАЙМ-ТАСС`

Вопрос: Юрий Вячеславович, какие изменения в стратегии развития, работе и кадровом составе ТрансКредитБанка (ТКБ) ожидаются в ближайшее время?

Ответ: По стратегии развития - эти решения принимаются акционерами и Советом директоров, это их прерогатива. Но я думаю, что кардинальных изменений в стратегии развития не произойдет: ТКБ по-прежнему будет опорным расчетным банком Министерства путей сообщения, а затем и ОАО "Российские железные дороги". Однако, мы также стремимся расширять свою клиентскую базу за счет отраслей, которые так или иначе связаны с процессом грузоперевозок, среди них - предприятия морского, речного и воздушного транспорта, которые создают целую сеть цепочек по перемещению грузов на территории страны и за рубежом. Что касается кадрового состава, то я считаю, что на сегодняшний день банк укомплектован достаточно квалифицированными кадрами. Если и будут происходить какие-то изменения, то они будут связаны с приглашением на работу в наш банк опытных менеджеров и специалистов.

Вопрос: Как Вы оцениваете финансовое положение ТКБ и его место в банковской системе?

Ответ: На мой взгляд, банк на сегодняшний день находится в идеальном финансовом состоянии. Перспективы банка тоже достаточно хорошие. В принципе, хотелось бы занять более высокую строчку в рейтингах, но конкуренция в первой тридцатке очень высокая, и наши конкуренты - это Альфа-банк, "МЕНАТЕП-Санкт-Петербург", МДМ-банк, "УралСиб", Росбанк, Банк Москвы - развиваются достаточно высокими темпами. В то же время, неопределенность в отношении 75-процентного пакета не могла не сказаться на переговорах с потенциальными клиентами и партнерами. Standard & Poor"s в связи с этим понизило нам прогноз с "Позитивного" на "Стабильный". Хотя темпами развития в целом я удовлетворен: валюта баланса за 2002 год выросла на 75 процентов, а с начала 2003 года - на 27 процентов.

Вопрос: Планирует ли ТКБ увеличивать количество участников банковской Группы "ТрансКредитБанк"?

Ответ: Если речь идет о дочерних банках, то еще в 2002 году мы вели переговоры с рядом региональных банков о том, чтобы купить их контрольные пакеты и включить эти банки в группу ТКБ. Но неопределенность с перспективами продажи 75-процентного пакета наших акций привела к тому, что разговоры об этом были либо отложены по инициативе наших контрагентов, либо заморожены со стороны банка, потому что нам была неизвестна позиция наших новых акционеров. На сегодняшний день есть несколько региональных банков, контрольные пакеты которых мы бы хотели купить, но я их пока не назову. Скажу только, что это банки в Поволжье и Сибири, где мы намерены развивать бизнес.

Вопрос: В последнее время Вы заявляете о том, что ТКБ станет межотраслевым банком. Какие шаги планируется сделать в этом направлении?

Ответ: Я сразу хочу уточнить, что существуют определенные этапы развития банка, мы ведь попали в тридцатку крупнейших банков России относительно недавно - в 2001-2002 годах. В 2001 году происходило становление банка как отраслевой расчетной системы: налаживались технологии, создавалась команда, появлялась клиентская база. В 2002 году произошло становление и развитие филиальной сети, наращивание клиентской базы, развитие бизнеса. А следующий этап развития предполагает расширение бизнеса. Это расширение мы хотели бы увязать с участием ТКБ в федеральной целевой программе (ФЦП) "Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 годы". Объемы финансирования, предусмотренные этой ФЦП за 9 лет, составляют 4,6 трлн рублей, в том числе половина из внебюджетных источников. Значительную долю в этом объеме составляют проекты, связанные с железнодорожным транспортом: ведь в общем объеме перевозок доля железных дорог составляет около 80 процентов. В то же время целый ряд проектов связан с модернизацией и развитием портовой инфраструктуры, в том числе, подходов к ним. Расшивка узких мест позволит увеличить грузопотоки, оборачиваемость подвижного состава, увеличит доходы отрасли. Банк мог бы принять участие в привлечении средств и организации финансирования этих проектов. Тем более, у ТКБ совместно с банком "Менатеп-СПб" и Доверительным и инвестиционным банком уже есть опыт организации синдицированного финансирования крупных проектов в интересах МПС России, а также крупных производителей подвижного состава, в том числе, по приобретению в лизинг пассажирских вагонов. В сферу наших интересов входят металлургические и машиностроительные предприятия, работающие по заказам МПС. Сотрудничество в рамках ФЦП, на мой взгляд, целесообразно было бы оформить трехсторонним соглашениям между МПС, Минтрансом и ТрансКредитБанком.

Вопрос: В настоящее время дочерние банки Группы "ТрансКредитБанк" активно наращивают свою капитализацию. Какие компании теперь входят в уставный капитал банков? Если это предприятия, подконтрольные МПС России, то как изменятся их доли после проведения допэмиссий?

Ответ: В пяти наших дочерних банках ТКБ принадлежит более 70 процентов акций. Остальные акционеры наших "дочек" - это, как правило, предприятия регионального уровня, которые практически не связаны с МПС России. Наращивая капитализацию наших дочерних банков, мы заинтересованы в том, чтобы у ТКБ появились региональные партнеры по бизнесу. Мы заинтересованы в расширении их присутствия в капитале дочерних банков, но при условии, что за ТКБ останется контрольный пакет. Это наше главное условие и от него мы в ближайшее время не откажемся. Я думаю, что таким образом ТКБ сможет привлечь деловых партнеров в регионах. Такая тактика будет касаться и остальных банков, которые мы приобретем или будем вести об этом переговоры. Региональные акционеры могут вести бизнес в любой отрасли, главное, чтобы там был бизнес, способствующий развитию и регионального банка, и банковской Группы. В течение 2003 года мы планируем развитие банковской Группы, а также крупных производителей подвижного состава "ТрансКредитБанк" по единым стандартам финансового планирования и отчетности. У нас будет единый продуктовый ряд, единая технология управления и принятия решений, единые корпоративные принципы технологии оценок и управления рисками. А внедрять принципы в регионах можно, обладая контрольным пакетом.

Вопрос: Какое участие ТКБ в ОАО РЖД планируется теперь, когда крупнейшим акционером стало Минимущество России?

Ответ: Ресурсная база ТКБ на сегодняшний день почти на 85 процентов сформирована за счет средств предприятий, учреждений и организаций, входящих в структуру МПС России. Все банковские технологии и продукты настроены на работу в отрасли и учитывают ее специфику, в том числе, и размещение филиальной и дочерней сети. Мы начали реализацию ряда важнейших для отрасли социально-значимых программ, в том числе, программу ипотечного кредитования, выдачи заработной платы через пластиковые карты с кредитованием под заработную плату, потребительского кредитования. И надо понимать, что нельзя вырвать этот банк из структуры МПС. Я думаю, что не в интересах нынешних акционеров банка и всей отрасли вести банк к отрыву от МПС, а в будущем и от ОАО РЖД. У нас, к сожалению, короткая память, и мы уже забыли, как в отрасли, буквально недавно, года 2-3 назад, большая часть расчетов проходила с помощью суррогатов: векселя, зачеты, бартер, еще какие-то бумаги, которые снижали поступление денег. Мы забыли, как задерживали выплату заработной платы железнодорожникам, какие огромные усилия затратил министр Г.М. Фадеев на решение этой проблемы. И какой смысл, когда создана расчетная система, когда банк фактически встроен в этот сложнейший механизм - вертикальный интегрированный комплекс под названием МПС России - все это рушить?

Вопрос: Как Вы считаете, будет ли приватизирован ТКБ в 2003 году?

Ответ: Раз банк не попал в списки приватизации, утвержденные Правительством РФ в 2003 году, по-видимому, он не будет продан в нынешнем году. Для продажи банка необходима достаточно серьезная подготовительная работа, которая займет не меньше полугода. И согласитесь, что пакет, в общем-то, недешевый. По нашим подсчетам, если номинал акций составляет 1,2 млрд рублей, рыночная стоимость пакета, наверное, превысит 2 млрд рублей. Покупателю необходимо время, чтобы понять, что из себя представляет банк, каковы его перспективы. Обязательно, и это главное, должна быть договоренность с главным клиентом банка - МПС России. Кстати говоря, до настоящего времени никто не обращался в банк с просьбой представить материалы, необходимые для оценки пакета банка либо его бизнеса.

Вопрос: Планирует ли ТрансКредитБанк проведение 8-й допэмиссии акций, отмененной в феврале 2003 года? Изменится ли ее объем, ранее предполагавшийся в размере 1,7 млрд рублей?

Ответ: Решение о 8-й допэмиссии принималось банком еще до выхода 2 апреля 2002 года 454-го распоряжения правительства РФ. Необходимость проведения этой эмиссии объяснялась исключительно экономическими соображениями, но никак не желанием размыть госпакет. За 2002 год активы банка выросли на 75 процентов, кредитный портфель банка вырос более чем в 2 раза, при этом капитал банка увеличился всего на 5 процентов. В 2003 году мы планируем увеличить активы банка не менее чем на 50 процентов. Поэтому любой специалист понимает, что такие темпы роста должны сопровождаться адекватными темпами роста капитала. Низкая капитализация банка значительно снижает возможности банка по развитию бизнеса, поэтому капитал банка - величина очень важная для экономики банка и для его развития. После проведения годового собрания акционеров мы будем поднимать вопрос перед новым акционером - Минимуществом России - о необходимости проведения 8-й допэмиссии. Сейчас мы кредитуем железные дороги, это самостоятельные унитарные предприятия. Общий объем кредитного портфеля на сегодняшний день составляет около 4 млрд рублей - только на структуры МПС России. После создания в июне-июле ОАО "РЖД" это будет единый заемщик. И мы, исходя из недостаточности капитала, не сможем в полном объеме удовлетворять потребности МПС в текущем кредитовании, не нарушая нормативы Банка России. Также эта эмиссия способствовала бы приобретению нами нескольких региональных банков и, соответственно, расширению сети. В конце - концов, у банка есть существенная проблема - отсутствие собственного здания. То здание, в котором мы сейчас находимся, - это аренда, причем на крайне невыгодных, нерыночных условиях. Что же касается объема - тут должно быть решение акционеров, главным образом Минимущества России. Равным образом оно должно решать, кто будет приобретать этот пакет. Увеличение капитала банка на 1,7 млрд рублей до 4,2 млрд рублей позволит нам увеличить активы банка примерно до 51 млрд рублей. Это те масштабы, которые нас устраивают до конца 2004 года. С точки зрения выполнения нормативов на одного заемщика - этого мало. В принципе, при сохранении объема текущей задолженности МПС России уже в лице ОАО РЖД, нам необходим капитал в 12 млрд рублей, но это недостижимо на нынешнем этапе.

Вопрос: По итогам 2002 года прибыль ТрансКредитБанка сократилась чуть ли не вдвое. Каким образом Вы планируете увеличение прибыли в 2003 году?

Ответ: Никакой трагедии в том, что сократилась прибыль, я не вижу. Все произошло по объективным причинам. Первая причина - реально снизилась банковская маржа на рынке. Если мы начинали в 2002 году со ставкой Банка России 25 процентов, ставки по кредитам в начале 2002 года были 28 процентов, то заканчивали этот год уже со ставкой по кредитному портфелю на уровне 18-20 процентов. То есть, снизилась доходность кредитного портфеля, и это не только у нас, а повсеместно. Значительно снизилась доходность на финансовых рынках. Если в начале года мы очень неплохо зарабатывали на росте курсовой стоимости рублевых и валютных бумаг, то теперь эти легкие времена ушли. Во-вторых, в 2002 году банк начал платить рыночные ставки по остаткам на счетах, и это увеличило расходы банка. В-третьих, централизация всей кредитной политики МПС России привела к более жесткому подходу со стороны МПС к ставкам по привлечению кредита. Ужесточилась конкуренция, в первую очередь, со Сбербанком, банками, которые на сегодняшний день оперируют достаточно дешевыми "нефтяными" деньгами... Поэтому по группе МПС мы предоставляем кредиты иногда на 2-3-4 пункта дешевле, чем кредиты другим коммерческим структурам, т.к. Сбербанк предлагает дешевые ресурсы. И для того, чтобы сохранить свою клиентскую базу, мы вынуждены идти на снижение процентных ставок по кредитам. Также у нас значительно выросли расходы по аренде, в полтора раза выросла численность и расходы по персоналу. И самое главное - у нас значительно выросли объемы вложения в развитие филиальной сети. Если в 2002 году мы открыли 4 филиала и 4 допофиса, то в 2003 году мы планируем открыть 7 филиалов и 23 допофиса, которые все будут привязаны к инфраструктуре российских железных дорог. И еще - мы достаточно мощно хотим войти на рынок ритейловых услуг. На сегодняшний день у нас общее количество карт составляет примерно 190 тысяч, к концу 2003 года мы бы хотели выйти на общий объем эмиссии в 500 тысяч карт. С учетом того, что в железнодорожной отрасли работает 1,2 млн человек, мы можем стать одним из ведущих игроков на рынке "пластикового" бизнеса. Это тоже требует определенных затрат на развитие инфраструктуры, на приобретение техники, открытие дополнительных офисов, касс и т. д. С учетом всех этих программ мы планируем незначительное увеличение прибыли в 2003 году. В целом же по рентабельности активов и капитала Банк занимает 18-21 места, в разы опережая некоторые банки первой десятки.





http://www.prime-tass.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован