20 февраля 2004
1978

Интервью первого заместителя министра финансов РФ Алексея Улюкаева агентству ПРАЙМ-ТАСС


Государственная Дума РФ в октябре 2003 года приняла поправки в закон "О государственной тайне", которые открыли дорогу инвесторам и широкой общественности к сведениям, которые является ключом к более справедливой оценке крупнейших российских компаний - производителей металлов платиновой группы и природных алмазов. После вступления 19 февраля 2004 года в силу обновленного закона "Норильский никель" и "АЛРОСА" смогут, наконец, показать всем, какими ресурсами располагают.

Первый заместитель министра финансов РФ Алексей Улюкаев рассказал ПРАЙМ-ТАСС о том, какая информация будет рассекречена в рамках данного закона, а также ответил на ряд других вопросов в сфере текущей экономической ситуации в России.

Вопрос: Алексей Валентинович, могли бы рассказать каков будут объем рассекречиваемой информации и периодичность ее публикации. В каком разрезе будут предоставляться эти сведения?

Ответ: Закон "О государственной тайне" не является в полной мере законом прямого действия, потому что те общие нормы, которые он регулирует, потом конкретизируются указом президента РФ. Указ дает перечень информации, которая является государственной тайной. Поэтому как только Госдума согласилась внести изменения на законодательном уровне, чтобы сделать открытыми сведения о запасах, добыче, потреблении металлов платиновой группы, а также природных алмазов, мы предложили проекты нормативных актов, которые должны быть приняты в дополнение к данному закону. Прежде всего, это указ президента РФ, который утверждает перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В настоящее время проект этого указа согласован со всеми заинтересованными ведомствами и направлен в администрацию президента.

Только после того, как выйдет указ и принятые в его развитие ведомственные нормативные акты /приказ Минфина/, только после этого будут обнародованы открытые сведения.

Таким образом, открытым станет прогноз и фактические объемы добычи природных алмазов в натуральном выражении, производства металлов платиновой группы в натуральном выражении, поступление металлов платиновой группы и природных алмазов в Гохран и Банк России.

Открытыми также становятся сведения об объемах потребления металлов платиновой группы и природных алмазов в натуральном и денежном выражении.

При этом, напомню, что сведения о запасах металлов платиновой группы и природных алмазов в Госфонде и Банке России пока остаются закрытой информацией и составляют государственную тайну.

Вопрос: Как будут эти сведения публиковаться?

Ответ: Эта информация будет в основном предоставляться на ежегодной основе.

Что касается информации в разрезе компаний и регионов, то она фактически не имеет большого смысла, потому что платиноиды у нас производят всего три компании, причем 99 проц производства - это ОАО "ГМК "Норильский никель". Поэтому фактически сведения о "Норильском никеле" и есть сведения о добыче платиноидов. Остальные производители платиноидов - это очень небольшие компании.

То же касается и добычи алмазов. Подавляющий объем производства обеспечивает ОАО "АЛРОСА" - и производство этой компании, это объем производства страны. Поэтому информация по регионам или в разрезе компаний фактически несущественна.

Вопрос: Не могли бы вы хотя бы приблизительно назвать объемы производства алмазов и металлов?

Ответ: Что касается стоимостного разреза по алмазам, то это выглядит примерно так. В 2001 г - это более 1 млрд 600 млн долларов, 2002 г - более 1 млрд 300 млн долларов, и 2003 г - это порядка 1,5 млрд долларов.

По платиноидам стоимостные показатели дать не могу, могу дать лишь динамику. Динамика у нас выглядит следующим образом: Объем производства платины в 2003 г увеличился на 21 проц к 2002 году. Объем производства палладия вырос в прошлом году на 5 проц.

Выход указа президента станет для нас основанием для введения в действие собственных нормативных актов.

Вопрос: Имеют ли право российские компании в настоящий момент публиковать информацию о добыче, запасах и продажах металлов платиновой группы и природных алмазов?

Ответ: Пока компании не смогут еще дать никаких данных ни по объемам производства, ни по объемам реализации, ни по запасам металлов платиновой группы и природных алмазов.

Вопрос: Как может отразиться факт раскрытия этой информации на деятельности российских компаний, производителей данной продукции, в том числе, и на их планы по осуществлению заимствований в России и за рубежом. Как это может повлиять на кредитные рейтинги данных компаний?

Ответ: Мы считаем, что это приведет к улучшению их положения и в отношении привлечения инвестиций, и в отношении доступа к кредитным ресурсам, в отношении возможного размещения акций и облигаций на фондовом рынке. Это не только наше мнение, но и мнение компаний. Если мы открыто говорим о размерах запасов, которыми обладает компания - это, в частности, и есть рост ее капитализации. Сейчас капитализация оценивается по объемам реализации компании, которые рынок знает. Но рынок не знает запасов.

Вопрос: Каковы перспективы ограничений по экспорту металлов платиновой группы и природных алмазов?

Ответ: Мы полагаем, что со временем мы перейдем к следующей стадии либерализации, которая позволит компаниям более свободно работать. Пятилетние квоты по экспорту природных алмазов компанией "АЛРОСА" стали первым шагом к либерализации. В дальнейшем мы намерены отказаться в целом от таких ограничений. Это потребует некоторого времени, я думаю, что речь идет о сроке в несколько лет.

Политика жесткого регулирования поступления драгоценных металлов и камней в госфонд /Гохран/ конечно же сохранится. Сальдо госзапасов является источником финансирования дефицита бюджета и подлежит четкому финансовому планированию. В этом смысле эта сфера будет жестко регулироваться государством.

Вопрос: Когда может быть снят гриф секретности с запасов драгоценных камней и драгметаллов в Гохране и в Банке России. Ранее вы говорили, что это можно было бы сделать в 2005-2006 гг.?

Ответ: Я по-прежнему подтверждаю эту позицию и считаю, что мы будем в этом направлении двигаться. Сейчас мы поймем, как будет работать новый информационный режим после принятия указа президента. Скажем, год-два потребуется на это понимание, и естественно, потом будем предлагать меры по снятию режима гостайны с запасов Гохрана и Банка России. Я считаю, что это полностью укладывается в нынешнюю концепцию либерализации рынка драгоценных камней и металлов.

Вопрос: Сейчас на международном рынке наметилась тенденция по дальнейшему ослаблению доллара США к основным мировым валютам, и, прежде всего, по отношению к евро. Недавняя встреча министров финансов стран "большой восьмерки" не добавила оптимизма на валютном рынке и не дала конкретных ответов на то, как будет вести себя доллар в дальнейшем. Как будут двигаться на международном рынке курс доллара по отношению к евро и курс рубля по отношению к доллару в течение 2004 года?

Ответ: Мы исходим из того, что курс доллара к евро не будет иметь однонаправленной динамики и будет подвержен колебаниям. Вероятнее всего, что в течение года он будет находится в диапазоне 1,25-1,3 доллара за евро. Что же касается рубля, то нельзя говорить о том, что изменение соотношения доллара к евро ведет к автоматическому изменению соотношения рубля к доллару. Соотношение рубль-доллар в большей мере определяется внешнеэкономической конъюнктурой на основные товары нашего экспорта. Это определяет, соответственно, и темпы денежного предложения, и динамику исполнения бюджета. В этой связи определяются и необходимые стабилизационные мероприятия. Сейчас если говорить о номинальном соотношении рубля к доллару, то можно сказать, что сейчас оно вышло в зону равновесия. Немало данных свидетельствует о том, что в периоды укрепления рубля вовсе не были периодами экономического спада, а наоборот. Однако не следует допускать резкого укрепления рубля. Для экономики важен стабильный рубль.

Вопрос: Соответствуют ли на ваш взгляд меры, предпринимаемые Банком России на денежном рынке, включая поддержание стабильного курса рубля и удержание инфляции в прогнозных параметрах, политике правительства и прогнозам правительства по инфляции?

Ответ: Я думаю, что соответствуют. Банк России совершенно правильно ориентируется прежде всего на контроль за инфляцией и как вторую цель - курсовые соотношения. Я думаю, что это позволит реализовать цели, поставленные правительством в отношении инфляции на текущий год. Инфляция в январе-феврале находится в России на уровне порядка ? от уровней соответствующего периода 2003 года. В январе текущего года инфляция составила 1,8 процента против 2,4 процента в январе 2003 года. В первой декаде февраля инфляция достигла 0,4 процента и, в целом, за февраль, скорее всего, составит 1,1-1,3 процента. При этом в феврале прошлого года она была на уровне 1,6 проц. Это неплохой результат на фоне чрезвычайно высоких темпов роста золотовалютных резервов.

Вопрос: Было бы, на ваш взгляд, сейчас разумным введение норм резервирования на уровне 20 проц от суммы капиталов, поступающих в Россию?

Ответ: Я думаю, что да. Меры, связанные с ограничениями по операциям по краткосрочному притоку капитала были бы разумными.

Вопрос: Недавно вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин заявил, что расходы федерального бюджета на 2005 г будут рассчитываться исходя из среднегодовой цены на российскую нефть на уровне ниже 20 долларов за баррель. Исходя из каких ориентиров будут планироваться доходы и расходы федерального бюджета на 2005 год?

Ответ: Сейчас мы ориентируемся на уровень среднегодовых цен на российскую нефть в 2005 г в 22,5 доллара за баррель. Исходя из этого ориентира будут рассчитываться доходы федерального бюджета. В то же время, учитывая формирование стабилизационного фонда, расходы будут планироваться, исходя из среднегодовых цен на нефть на уровне не выше 20 долларов за баррель.






http://www.prime-tass.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован