20 июня 2003
2676

Интервью первого заместителя председателя правления Росбанка Владимира Голубкова агентству ПРАЙМ-ТАСС.



В соответствии со стратегией развития на 2003-2007 гг., принятой Советом директоров Росбанка в феврале текущего года, банк планирует к 2007 г занять 6% рынка розничных услуг и сформировать сеть из 450 точек продаж.

Вопрос: Владимир Юрьевич, какие шаги Росбанк намерен предпринимать для реализации данной стратегии?

Ответ: Целью любой коммерческой организации, включая банк, является получение прибыли для акционеров и повышение стоимости банка. В результате реализации нашей стратегии Росбанк должен войти как минимум в пятерку крупнейших банков страны.

К 2007 г. мы планируем привлечь 1 млн. активных клиентов с совокупным объемом средств порядка 1 млрд. долл. Привлечь просто 1 млн. клиентов, раздав 1 млн. бесплатных карточек, не составляет труда. Наша конечная цель - привлечение клиентов, активно потребляющих банковские услуги.

Для обслуживания такого количества клиентов, по нашей оценке, необходима розничная сеть, состоящая из 420-450 точек продаж. Развитие сети будет осуществляться по нескольким направлениям. Наряду со стандартными отделениями, мы будем открывать так называемые облегченные модели - мини-офисы по обслуживанию физических лиц, а также мелких и средних клиентов.

При этом основным направлением развития розничной сети Росбанка станет движение к клиенту. Мы будем не заманивать клиента к себе в дополнительные офисы банка, а размещать наши отделения там, где существует потребность клиентов в финансовой поддержке: в торговых центрах, магазинах, у дилеров мобильных систем и т. д.

Вопрос: Какие проекты в рамках данной стратегии Вы будете предлагать потенциальным клиентам?

Ответ: Мы планируем выпустить ко-брэндовые карты с торговыми сетями. По статистике только в Москве более 1,5 млн. клиентов постоянно пользуются торговыми сетями "Седьмой континент", "Рамстор", "Партия", "М-Видео", "Спортмастер". Эмиссия ко-брэндовых карт поможет нам выйти непосредственно на клиентов торговых сетей, которых обслуживает компания UCS.

Вопрос: С какими торговыми сетями Вы с настоящее время ведете переговоры в рамках данного проекта?

Ответ: У нас достигнута договоренность с фирмой "Партия" по выпуску ко-брэндовых карт, в настоящее время ведем переговоры с другими крупными торговыми сетями. Кроме того, рассматриваем возможность заключения аналогичных соглашений с рядом более мелких сетей, которые представляют для нас интерес с точки зрения клиентуры.

На сегодняшний день в торговой сети фирмы "Партия" обращается около 500 тысяч дисконтных карт. Я думаю, что из них в течение ближайшего года удастся конвертировать в расчетные примерно половину, а впоследствии все дисконтные карты будут заменены на расчетно-дисконтные. В рамках проекта будут выпущены карты VISA Electron.

Вопрос: В какие сроки Вы планируете реализовать данные проекты?

Ответ: Реализация проекта по выпуску ко-брэндовых карт с фирмой "Партия" начнется с 1 августа 2003 г. К массовому запуску данной программы мы хотим приступить осенью текущего года - как раз к началу торгового сезона.

В рамках проекта по выпуску карт мы планируем заключить соглашения с 6-7 торговыми сетями - тремя крупными и 3-4 более мелкими.

Вопрос: На какой объем эмиссии ко-брэндовых карт Вы рассчитываете?

Ответ: Мы планируем выпустить в рамках данного проекта до полумиллиона работающих карт в течение ближайших 2-3 лет.

При запуске проекта по эмиссии ко-брэндовых карт мы ставим задачу привлечения розничных клиентов, которые будут активно пользоваться нашими продуктами, чтобы в дальнейшем карты могли стать своеобразным каналом для продажи других банковских продуктов - овердрафтного кредитования по картам, потребительного кредитования, автокредитования, ипотеки.

В частности, мы разрабатываем проект по выпуску накопительной карты, на счете которой наши клиенты будут иметь возможность накапливать денежные средства под проценты, сравнимыми с депозитами.

В соответствии со стратегией развития бизнеса, мы планируем в течение 2003 г. разработать продуктовую линейку для розничных клиентов, отработать продажу продуктов на существующих подразделениях розничной сети Москвы, создать макет офиса банка для обслуживания клиентов, чтобы с 2004 г. начать активно предлагать услуги во всех региональных подразделениях банка.

Вопрос: Какой объем средств Вы планируете привлечь от розничных клиентов посредством кредитных продуктов?

Ответ: Я не хотел бы сейчас называть конкретные цифры, хотя они, конечно, есть в стратегии развития бизнеса банка. Речь может идти о сотнях миллионов долларов к 2007 г., такие ресурсы мы в состоянии привлечь.

На мой взгляд, на настоящий момент неудовлетворенный спрос на потребительское кредитование исчисляется миллиардами долларов. Общий объем выданных потребительских кредитов в нашей стране я бы оценил на сегодня в 250 млн. долл., при этом суммарные обороты торговых сетей измеряются в 3-4 млрд. долл. Для рынка электроники и бытовой техники доля потребительского кредитования в размере 25-30% от общего оборота торговых сетей является нормальной величиной.

Что касается ипотечного кредитования, то в России ежегодно продается жилья на сумму 4-5 млрд. долл., в то время как общая сумма ипотечных кредитов, по самым оптимистичным оценкам, не превышает 200 млн. долл. или порядка 4%. Для сравнения в странах Восточной Европы ипотека составляет 60-70% от объемов продаваемой недвижимости.

Я считаю, у нас имеется большой потенциал для развития данного рынка.

Вопрос: Когда Вы начнете реализацию проекта потребительского кредитования?

Ответ: Планируем в сентябре, однако планы могут немного скорректироваться. В любом случае, до конца текущего года мы запустим этот проект.

Вопрос: На каких условиях Вы будете выдавать потребительские кредиты?

Ответ: Я пока не готов об этом говорить, так как разработка продукта еще не завершена. Могу только сказать, что он будет дешевле, чем существующие в настоящее время на рынке.

Вопрос: Когда планируете запустить проекты по ипотеке и автокредитованию?

Ответ: Эти проекты будут реализованы в следующем году. По ипотеке мы рассматриваем возможность продажи "чужих" продуктов, по автокредитованию мы предложим рынку свой продукт.

Рынок автокредитования на сегодня является менее емким, чем потребительское кредитование или ипотека, поэтому мы делаем на него меньшую ставку. В то же время Росбанк несомненно должен иметь такой продукт в своем портфеле и будет его продвигать на рынке. Мы намерены сотрудничать с автосалонами, тем более что некоторые из них являются нашими клиентами.

Вопрос: На сегодняшний день многие крупные коммерческие банки заявили о намерении активно развивать свои розничные сети. Как Росбанк намерен конкурировать в данном сегменте рынка, может быть, более гибкой тарифной политикой?

Ответ: Мы будем предлагать конкурентные цены, демпингом заниматься не интересно никому. Я считаю, что у нас есть серьезное конкурентные преимущество в виде возможности выхода на клиентов розничных сетей через компанию UCS, и мы это преимущество будем реализовывать. Мы будем конкурировать качеством продукта, а не ценовой войной.

Вопрос: Рынок потребительского кредитования характеризуется большой невозвратностью кредитов. Как Росбанк планирует справиться с этой проблемой?

Ответ: Мы активно работаем над разработкой системы защиты от рисков, и при снижении рисков будем предоставлять продукты по более низкой цене.

Мы надеемся, что сможем построить схему, которая защитит нас от возможных рисков. Однако пока не буду раскрывать все наши секреты.

Вопрос: Будете ли Вы в торговых сетях открывать точки продаж?

Ответ: Мы будем активно развивать все направления обслуживания клиентов: открывать в торговых точках мини-офисы и операционные кассы, устанавливать электронные банкоматы с возможностью внесения денег. Возможны и нетрадиционные формы платежа, которые на сегодня не используются на рынке.

Мы будем идти как по пути создания новых точек продаж, так и будем приобретать отделения других банков. В большинстве торговых сетей существуют точки банковского обслуживания, в основном, направленные на валютообменные операции. Мы расширим их функциональные возможности, сделаем их более доступными для клиентов.

В настоящее время мы работаем над созданием нестандартного пункта обслуживания, который я бы назвал центром обучения клиентов. Эти пункты будут небольшими по площади, в которых будут установлены банкомат, электронный кассир, и где клиенты будут иметь возможность снять наличные или оформить потребительский кредит. За 2003 г. мы планируем разработать и утвердить формат обслуживания розничных клиентов.

Вопрос: Сколько мини-отделений Вы планируете открыть в Москве?

Ответ: За 2004 г. будет создано примерно 20-25 мини-отеделений.

Кроме того, мы продолжим развитие стандартных отделений банка. В частности, в следующем году мы планируем открыть в Москве примерно 10-15 отделений. Цифры, конечно, могут быть скорректированы в ходе реализации стратегии.

Вопрос: Сколько банкоматов Росбанк имеет в настоящее время, и какие существуют планы по увеличению их числа?

Ответ: Сегодня насчитывается 98 банкоматов, работающих по тарифам Росбанка. К 2007 г. мы планируем увеличить их число примерно до 350. Правда, какое количество из них будет иметь возможность внесения денег, я пока не готов сказать, так как мы сейчас над этим работаем.

Вопрос: Какие регионы являются для Росбанка приоритетными при развитии региональной сети?

Ответ: У нас есть список приоритетных регионов, где бы мы хотели открыть филиалы в первую очередь. К ним, в частности, относятся Поволжье, Самара, Нечерноземье, Тюмень. Однако это не означает, что в этих регионах мы будем открывать филиалы немедленно.

Безусловно, мы будем расширять свою региональную сеть по всей стране, привязываясь к местам концентрации основного бизнеса банка. В ближайших планах банка - открытие филиала в Санкт-Петербурге, запланированное на конец июня - начало июля. У Росбанка раньше был в Санкт-Петербурге дочерний банк БалтОНЭКСИМбанк, однако мы его продали.

В отношении дальнейших планов по открытию филиалов, я думаю, мы определимся осенью текущего года.

Вопрос: Планируете ли Вы расширять филиальную сеть в 2003 году, помимо открытия филиала в Санкт-Петербурге?

Ответ: Мы планируем открытие еще двух филиалов до конца текущего года. У нас есть 5-6 проектов по развитию филиальной сети, однако пока не принято решение об очередности их реализации.

Вопрос: Какой объем инвестиций Вы планируете направить на развитие филиальной сети?

Ответ: Стандартные затраты на филиал составляют порядка 0,5 млн. долл. Росбанк имеет общий план инвестиций, который утверждается на определенный срок. В частности, в конце июня мы будем утверждать объем инвестиций на второе полугодие текущего года, в который войдут планы по развитию филиальной сети.

СПРАВКА: Росбанк является универсальным финансовым институтом. В настоящее время в Москве работают 7 отделений банка - "Волоколамское", "Кунцево", "Кутузовское", "Тверское", "Ударник", "Царицыно", "Черемушки". Росбанк также имеет 4 дочерних банка - "Приморье" /Владивосток/, "Байкал-Росбанк" /Иркутск/, "ОНЭКСИМ-Волга" /Нижний Новгород/ и Мончебанк /Мурманская область/ и 13 региональных филиалов - в Красногорске Московской области, Краснодаре, Красноярске, Дудинке, Новосибирске, Норильске, Омске, Перми, Томске, Туле, Хабаровске, Южно-Сахалинске и в республике Бурятия. Кроме того, банк имеет свое представительство в Пекине (КНР) и дочерний банк в Швейцарии - ROSBANK (Switzerland) SA.




http://www.prime-tass.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован