11 октября 2004
118

Интервью председателя Международного авиационного комитета Татьяны Анодиной ведущему программы `Здесь и сейчас` Александру Любимову (ОРТ).

Любимов: Под занавес уходящей недели была обнародована причина гибели военного самолета Ил-18 25 октября под Батуми. По мнению госкомиссии, это произошло из-за ошибки экипажа при заходе на посадку и нечеткой работы диспетчерских служб аэропорта. Здесь и сейчас человек, который принимал участие в расследовании по обоюдному решению президентов России и Грузии, председатель Международного авиационного комитета Татьяна Анодина.
Добрый вечер, Татьяна Григорьевна. Хочу, что бы вы сразу назвали, собственно, причины, что бы из ваших уст, тем более, что вашему участию такое внимание и Путин и Шеварнадзе придали.

Анодина: Добрый вечер, Александр. Я хотела сказать, что действительно, все члены государственной комиссии подписали заключение в пятницу на последнем заседании комиссии. Но это заключение было подписано на основании технического заключения, которое проводил межгосударственный авиационный комитет с участием специалистов Минобороты и грузинской стороны, поскольку эта катастрофа касалась и Грузии и России.

Любимов: Кстати, а почему гражданские специалисты были к этому подключены? Я вот просто помню, ну, из крупных, вот `Руслан` когда в Иркутске упал... военные же обычно сами ведут расследование.

Анодина: Действительно, военный самолеты, так же, как и самолеты другие, государственные так называемые, которые не относятся к гражданской авиации, расследуются по специальным правилам, и в частности инспекция Министерства обороны проводит расследование таких катастроф, то, что вы как раз упомянули, в Иркутске. Но в данном случае два президента приняли решение, с учетом тяжести последствия, с учетом того, что это касается, все-таки, интересов, я повторяю, двух государств, поручить, что бы МАК провел расследование как независимый уполномоченный орган государств СНГ, который проводит расследование в течение этих 10 лет всех авиационных происшествий самолетами СНГ, а также за пределами наших государств, если касается интересов гражданских авиаций наших государств.

Любимов: Но почему летчики не смогли справиться с ситуацией? Я просто подряд... Почему была допущена навигационная ошибка? Почему диспетчер батумского аэропорта не дал экипажу точных координат самолета? Почему были плохо подготовлены летчики? Диспетчер был неопытный?

Анодина: Я сразу хочу сказать, вы действительно правильно, вот у меня есть заключение, которое подписано всеми членами комиссии. И в общем-то мы придерживаемся достаточно строго, потому что выводы подписали, как я уже сказала, все подкомиссии: летная, техническая, диспетчерская. Здесь абсолютно четко записаны причины. Я хочу подчеркнуть, что важно, чтобы не путали причины и виновность, потому что комиссия устанавливает причину, а как вы знаете, виновность устанавливает в соответствие с законодательством судебные органы, и прокуратура открыла уголовное дело, как в Грузии, так и в России, по факту гибели, пока по факту гибели. И по результатам работы прокуратуры России и Грузии будут установлены виновные. Но возвращаясь к причине. Действительно, я подтверждаю, что на основании всех исследований, как на месте происшествия, так и расшифровки средств объективного контроля. Ну, к сожалению, не были обнаружены магнитофоны речевых записей внутри экипажа, хотя есть запись между экипажем и диспетчером, это расшифровано и достаточно глубоко проведен анализ этих переговоров, что было очень важно для выявления причин. Расследовали и на основании расшифровки параметрических...ну, вот этих черных ящиков, параметрические самописцы. И на основании, проведенных исследований в специальном институте, кстати, Министерства обороны, по остаткам расшифровки, и специально был сделан расчет траектории, проанализированы были все действия, в соответствии с действующими законодательствами, нормативами и технологиями, и установлена абсолютно четко и однозначно, без всяких версий, в чем ошибка навигационная экипажа, повторяю, который допустил ошибки, что привело к значительному уклонению самолета в самом ответственном режиме при выходе на снижении при заходе на посадку, непринятием соответствующих мер со сторону диспетчера по наблюдению контроля. Потому что диспетчер, при том, что, если он не видит самолет по каким-то объективным причинам, он должен четко дать команду экипажу уйти на запасной аэродром или прекратить снижение и уйти на безопасную высоту. Ну, и конечно, экипаж, который должен, если у него какие-либо сомнения в своем местоположении, должен установить свое местоположение, у него для этого есть и бортовые средства, и, соответственно, у него есть связь и с диспетчером, и он должен установить свое местоположение, и также принять решение ухода на запасной аэродром.

Любимов: В тот же день, с той же диспетчерской смены прилетел рейсовый самолет в Батуми... проблема в том, что он при заходе на посадку разворачивался в сторону моря, а военные в сторону гор, да?

Анодина: Ну, во-первых, есть в этом районе, поскольку это горный район, есть так называемая высота, строго, кстати, ограниченная, безопасная высота. И потом маршрут снижения и захода на посадку только со стороны моря. И, к сожалению, это была навигационная ошибка, когда самолет, кстати, это было, естественно, не преднамеренно, и он очень поздно обнаружил, что он находится... где-то началось волнение, это мы тоже установили, у нас есть такие средства, что бы установить его даже волнение по записи. Он установил это где-то за 5 км до береговой черты. И когда на вопрос диспетчера о своем местоположении, вот здесь, буквально это было несколько минут, но он еще мог принять решение уйти на второй круг где-то с высоты 2,5 тыс. метров.

Любимов: На окончательные выводы о технических причинах понадобился месяц. Почему, например, по расследованию ЯК-40, в котором погибли Зия Бажаев и Артем Боровик, пока уже столько времени нет окончательной версии?

Анодина: Ну, вы знаете, вообще, комиссия не только версию, но и причину установила, и тоже достаточно быстро, хотя, в общем-то, были некоторые сложности, нужно было дополнительно проанализировать ряд материалов. Тем ни менее, причина была установлена, ну, я не могу сказать за месяц, но два месяца потребовалось комиссии. Но возникли сомнения некоторые и потребовали натурных и полунатурных испытаний. Это в основном была просьба погибшего и эта была просьба удовлетворена, что бы не оставить никаких сомнений. И я хочу сказать, что в самое ближайшее время... Уже испытания проведены, и в ЦАГе натурные испытания самого крыла, и проведены летные испытания, вот в частности, как мы говорим, по выпуску закрылков. И сегодня уже нет сомнений у специалистов, которые, ну практически подтвердили и те, и другие испытания то заключение, которое было выдано межгосударственным авиационным комитетом, с участием необходимых институтов и экспертов.

Любимов: Авиационная безопасность, просто людям хочется получать информацию, о том, вообще, жизнь становится лучше или нет, за прошлый год стало безопаснее или менее безопасно летать?

Анодина: Ну, вы знаете, я думаю, что я бы не стала бы оперировать цифрами, хотя я могу сказать, что в два раза уменьшилось количество катастроф, в 1.6 раза уменьшилось количество авиационных происшествий... Но ведь дело не в цифрах, одна катастрофа, которая может повлечь за собой такое количество человеческих жертв, как эта катастрофа, может перечеркнуть вообще все цифры, проценты и так далее. Поэтому я хочу сказать, что в принципе, важно какой показатель? Это надо обратить на это внимание, что при регулярных полетах, регулярными перевозчиками за три года, четвертый год уже пошел, я вот стучу, потому что это действительно факт уже, потому что не было ни одной катастрофы при регулярных перевозках. Вместе с тем, так называемый нерегулярный, чартерный полет, а, к сожалению, у нас они составляют 25-30%, а в мире где-то 1.5-2, ну 3% максимум, на чартерных полетах безопасность на порядок ниже. Ну, это, конечно, и чартерные полеты пассажиров и грузы, самолеты, и конечно, вертолеты. И хотела как раз сказать, по случаю с Артемом Боровиком, ведь это чартерный полет. И если говорить серьезно, пользуясь случаем, что безопасность и полет - это не только красивые комфортные кресла, или, как предоставляют сегодня чартеры, хорошие салоны для наших бизнесменов, это подготовка и обеспечение безопасности, начиная на земле техническая подготовка, и заканчивая всеми необходимыми системами безопасности в компаниях. Поэтому я просто думаю, что это вопрос... не просто думаю, мы дали соответствующие рекомендации, в том числе, кстати, что комиссия, которая расследовала и государственная комиссия... вы задали вопрос: почему президенты. Потому что надо было не только понять причину и выяснить эту причину объективно, но и разработать меры по недопущению и профилактике, это серьезно, не только для России, и в общем для СНГ.

Любимов: Спасибо большое, Татьяна Григорьевна. Надеюсь, что в следующий раз мы с вами встретимся по более приятному поводу, в смысле, в том числе и авиационной безопасности.

27.11.2000
1994-2004, Национальная
служба новостейhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован