09 марта 2007
2980

Интервью Президента РД Муху Алиева ГТРК `Дагестан`, 9 марта 2007 г.

Ильман Алипулатов: Сегодня в нашей студии Президент Республики Дагестан Муху Алиев. Муху Гимбатович, спасибо, что нашли время приехать к нам после рабочего дня. Вопросов к Вам очень много. Мы попытались их систематизировать, и некоторые вопросы от имени наших телезрителей я попробую задать Вам сегодня.
Насколько нам известно, Вы давно уже не выезжали за пределы республики. Отказались от выходных дней, работаете с раннего утра и до глубокой ночи. И мы знаем, что все это накануне предстоящих выборов 11 марта. Так ведь?

Муху Алиев: В этом году я уже дважды был в командировках. Был в Москве на заседании, которое проводил Дмитрий Николаевич Козак по развитию Южного федерального округа. Там обсуждался очень острый для нашей республики вопрос о борьбе с экономическими преступлениями. Потом было выездное заседание Президиума Государственного Совета РФ в Волгограде с участием Президента РФ, где обсуждался вопрос о мерах по поддержке промышленности в Российской Федерации. А так, конечно, сейчас у нас главное - выборы. Выборы непростые, они требуют много времени, и приходится больше находиться дома, в республике.

- Итак, стремителен бег времени. Я помню, как 20 февраля прошлого года Вы были единогласно избраны Президентом республики. Наверное, есть возможность подвести некоторые итоги. Муху Гимбатович, Вашу кандидатуру предложил Президент РФ, и парламент проголосовал за Вас, Вы стали Президентом РД. Скажите, насколько отличается то, какими Вам виделись проблемы в Дагестане, и то, с чем Вы столкнулись?

- Я бы не сказал, что то, что я наблюдал и то, с чем я столкнулся, особо отличаются, потому что я не маленькую должность занимал и тогда. Другое дело, я здесь больше стал получать информацию обо всем происходящем. Это с одной стороны. С другой стороны, появились и рычаги для того, чтобы воздействовать на ситуацию, чтобы в лучшую сторону направить развитие республики.

- И все-таки, что для Вас было неожиданностью? Глубина экономического кризиса, запущенность социальных проблем, слабость кадрового корпуса, масштабы коррупции, степень вмонтированности криминала во власть?

- Я бы не сказал, что все перечисленное для меня было неожиданным. Наверное, с этим сталкивается почти каждый дагестанец в той или иной мере. Я был готов к тому, чтобы проанализировать еще и еще раз ситуацию и подумать над тем, что делать в первую очередь для выведения республики из сложившейся ситуации. И об этом я постарался сказать в своем Послании Народному Собранию в марте прошлого года.

- Тогда мы можем подвести какие-то первые итоги? Что удалось сделать за год прошедший?

- Если очень коротко, можно сказать, что в социально-экономической сфере наметились позитивные перемены, тенденции. Так же можно сказать и об общественно-политической жизни. Общие социально-экономические показатели развития республики неплохие, они даже превышают средние показатели по Южному федеральному округу и в целом по стране. Но у нас такие показатели были и в предыдущие годы, поэтому мне прежде всего надо было постараться понять, почему при таких высоких показателях мы имеем так называемую странную экономику. Я говорил: не растут доходы, не растет прибыль, нет налоговых поступлений и т. д. И хочу сегодня сказать, что в этом до конца разобраться не удалось. Но при несколько даже меньших по сравнению с предыдущими годами темпах роста валового регионального продукта и всех других показателей мы имеем гораздо лучшие показатели, скажем, по сбору налогов в республике, а это очень важно. Это можно отметить как шаг в правильном направлении, как определенный позитивный итог работы за 2006 год. Ведь мы ни один год не выполняли плановые показатели, то, что было заложено в бюджете, не выполняли даже скорректированные показатели. В прошлом году поступило на 35% больше налогов в консолидированный бюджет республики - это миллиард 600 млн. рублей. Мы сумели, во-первых, расплатиться со всеми долгами 2005 года. А они были и по зарплате, и по детским пособиям, и по инвестиционным программам. Мы начали 2007 год без всяких долгов. Благодаря этому налоговому поступлению - считаю, что небольшому, поскольку мы имели возможность собрать гораздо больше налогов, - нам удалось в этом году восстановить детское питание в наших школах. Мы подняли зарплату некоторым категориям людей, например, работникам культуры республики, где-то до 70%. Мы смогли в 2 раза увеличить средства, которые выделяем на книгоиздательскую работу, решен целый ряд и других вопросов. С другой стороны, у нас очень низкая зарплата, как известно. Но за один год зарплата в среднем по республике выросла на тысячу с лишним рублей. Она низкая, сейчас 4 тысячи 700 с лишним рублей составляет.

- Я извиняюсь. Но это все равно в 2,5 раза меньше, чем в среднем по Российской Федерации.

- Это меньше, да. Значительно меньше, чем по Российской Федерации. Меньше, чем по Южному федеральному округу. Но заработная плата увеличилась. В целом зарплата по республике увеличилась на 18%, а реальные доходы населения выросли почти на 38%. Но вместе с этим, надо отметить, что проблемы, которые были обозначены в Послании Народному Собранию, остались. Нам надо думать над развитием нашей экономики, над улучшением ее структуры, над поддержкой реального сектора экономики, малого бизнеса. Надо серьезно работать над легализацией теневой экономики. И многие другие вопросы еще требуют решения.
Об общественно-политической ситуации я тоже неоднократно говорил в последнее время. Наметились тенденции к оздоровлению общественно-политической ситуации в республике. В 2005 году, по статистике, теракты совершались еженедельно, их по сравнению с 2004 годом было совершено в 5 раз больше. В прошлом году тоже были теракты, но все-таки тенденция к значительному снижению наметилась: на 66% сократилось их число, намного меньше посягательств на жизнь работников правоохранительных органов. То есть тенденция есть, но опять-таки это не основание для самоуспокоения, потому что при всем организационно-идеологическом ослаблении бандитского подполья оно продолжает действовать, оно продолжает свою работу и будет продолжать. Поэтому ни в коем случае нам нельзя терять бдительность.

- Спасибо. Следующая группа вопросов - это приоритетные федеральные национальные проекты. Хотелось бы услышать Вашу оценку, как эти проекты претворяются в жизнь в Дагестане.

- Я бы сказал, что в целом мы можем быть удовлетворены ходом реализации национальных проектов. По проекту "Развитие АПК" у нас более 5 тысяч хозяйств получили кредиты на 1 млрд. 700 млн. с лишним рублей. Это неплохо, если сравнивать даже со всеми субъектами Российской Федерации. Но что плохо, в каком плане надо, на наш взгляд, работать, в этом году? Первое: надо добиться, чтобы кредиты выдавали тем, кому можно и нужно их давать, чтобы не было в филиале нашего Россельхозбанка тех безобразий, о которых мне много раз приходилось говорить и из-за которых снят с работы руководитель этого филиала. Второе: мы очень много кредитов выдали личным подсобным хозяйствам, больше всех в стране. В этом ничего плохого нет, это хорошо, но многие из них не возвращают кредиты. Время уже подходит, но возврата нет. И здесь я хотел бы обратиться к нашим главам муниципальных образований, чтобы они оказали содействие банку в возвращении кредитов, потому что без ведома глав муниципальных образований кредиты никто не получал. И самое главное: мало кредитов получают на реконструкцию и на расширение животноводческих ферм, а также на поддержку сельскохозяйственных кооперативов. Вот здесь главное направление, в котором надо в этом году работать, потому что путем поддержки одних личных подсобных хозяйств мы сельское хозяйство Дагестана не поднимем. Это не завтрашний день. Завтрашний день заключается в том, чтобы иметь кооперативы, иметь комплексы, крупные хозяйства, объединения. Раньше были колхозы, совхозы, но не колхозы, совхозы должны быть, а кооперативы. Если не будет их, то будет ручной труд, не будет той отдачи, которая необходима. В этом плане нужно поработать.
Что касается других проектов - "Образование", "Здравоохранение" - то здесь в целом тоже работа идет неплохо. Мы смогли реализовать практически все, что было предусмотрено по программе "Образование". Из нашего республиканского бюджета тоже стараемся оказывать определенную поддержку. В чем это выражается? Я уже говорил о горячем питании в школах. Мы планируем в этом году ввести больше школ, чем в любые предыдущие годы, - будет введено не менее 18 школ. Мы смогли подтянуть наших предпринимателей, бизнесменов, чтобы и они принимали какое-то участие в реализации этих программ. За счет их средств во Францию направлена на учебу группа выпускников наших школ. Такая работа будет продолжена. То же самое по другой программе - "Здравоохранение". В результате реализации этой программы зарплата наших врачей в среднем по республике увеличилась на 28%. Мы получили достаточно много медицинского оборудования, более чем на 500 млн. рублей. Получили и большое количество машин - 198 новых карет скорой помощи. Это очень хорошая поддержка. Но все-таки наше здравоохранение, как и образование, очень серьезно отстает. Нужно проводить большую работу в области профилактики заболеваний, в плане повышения ответственности кадров и т.д. Здесь тоже много проблем. Но самые большие наши проблемы связаны с реализацией национального проекта "Жилье". Жилья мы вроде бы строим немало. Ни одна республика Северного Кавказа не строит столько, сколько мы строим. Введено 704 тыс. квадратных метров жилья. Однако в основном это индивидуальное жилье. Но много вопросов по ипотеке, по жилью для молодых, для тех, кто стоит в очереди многие годы. Их решение требует по федеральным законам активного финансового участия самой республики. У нас таких возможностей, к сожалению, пока нет. И по этим проблемам в 2007 году нам надо гораздо больше сделать, чем мы сделали в прошлом.

- Кстати, и качество строительства оставляет желать лучшего. Тут вопросы контроля и многое другое.

- Это большая отдельная тема. Я знаю, по-моему, даже телевизионную передачу посвящали этому вопросу.

- Муху Гимбатович, мы довольно часто слышим слова о росте производства, об инвестициях и кредитах. Все время говорили: Дагестан - это такой регион, куда нельзя вкладывать. Но вроде бы начало уже есть. Наш известный бизнесмен, предприниматель Сулейман Керимов вложил 100 млн. долларов. Откройте завесу, как проходили переговоры? Какова перспектива того, чтобы наши дагестанцы, которые живут за пределами республики, вкладывали свои средства в Дагестан?

- Ну, прежде всего, говоря об ушедшем 2006 годе, я хотел бы отметить, что в республике создана неплохая законодательная база для привлечения инвестиций. Она обязательно нужна. Инвестиционное законодательство есть в республике, и это хорошо, - это первое. Второе: у нас прошлый год ушел на активную работу над инвестиционными проектами, которые были бы связаны с приоритетами развития нашей республики. Двадцать три таких проекта подготовлены. Мы их демонстрировали на разных выставках, презентациях и т.д. и, можно сказать, что подавляющее большинство этих инвестиционных проектов пользуются спросом. И этот год, думается, будет годом прихода инвестиций в нашу республику. Я имею в виду такие проекты, как, скажем, строительство цементно-помольного комбината, цементных заводов, кирпичных заводов. У нас сырья для этого достаточно, и интерес проявляют не только наши, отечественные, но и зарубежные инвесторы: китайские, иранские, французские и т.д. К примеру, стекольный завод. С французской компанией заключен договор, есть проекты, и надеюсь, что мы в этом году начнем его строительство. У нас очень хорошая программа по развитию средних и малых ГЭС. В прошлом году помимо того, что мы закончили работу по Ирганайской ГЭС, было введено несколько малых и средних ГЭС. В этом году не менее 8 ГЭС будет введено плюс строительство Гоцатлинской ГЭС. Хорошие перспективы у нас в плане развития туристско-рекреационного комплекса, транспортного комплекса и т.д. Это инвестиционные проекты, и, может быть, мы после наших выборов создадим специальное агентство для того, чтобы только этими проблемами заниматься, их продвижением, привлечением инвесторов. Это работа черновая, она проводилась в течение всего года, и мы вправе ожидать отдачи в этом году. Поступок одного из ведущих дагестанских, российских предпринимателей Сулеймана Керимова, который поддержал наше предложение и выделил 2 с лишним млрд. рублей на поддержку экономики, на строительство любых объектов, будь это жилье или еще какие-то объекты, - это очень большое дело. Он показал остальным дагестанским предпринимателям пример того, что нужно по-другому смотреть на свою республику. Мы думаем, что комиссионно, с привлечением, если надо, и общественности, будем прорабатывать вопросы, связанные с использованием этих средств, решать, куда их направить в первую очередь: или на строительство жилья отдельным категориям людей, о которых я говорил, или на какие-то другие вопросы. Сейчас правительство будет работать над этим. Это, повторяю, очень хороший пример.

- Кстати, я помню, Вам задавали вопрос по этому поводу, когда Вы давали интервью "Эхо Москвы".

- Да, я тогда осторожно отвечал на этот вопрос, говоря, что, может быть, он найдет возможность вкладывать свои средства в развитие республики. Но сейчас это стало реальностью. Я думаю, что и другие дагестанские предприниматели - сейчас я не буду называть их фамилии - будут подтягиваться, будут следовать этому примеру.

- Мы знаем, Дагестан - республика аграрная. И, наверное, среди множества актуальнейших проблем сегодня в числе первых - земля и все, что связано с земельной реформой. Есть понятие у народа, что Президент может все. Я делаю этот вывод из того, что в Махачкалу довольно часто приезжают группы недовольных людей. Ну, практически, в каждом районе, в каждом городе закон землепользования нарушается, и зачастую нарушается руководителями органов местного самоуправления. Что здесь можно сделать?

- Вы правы. Среди различных противоречий и конфликтов, которые происходят в Дагестане, подавляющее большинство - 61% - это противоречия, конфликты, связанные с земельными вопросами. Пожалуй, нет района, где бы так или иначе эти вопросы не стояли. А в некоторых районах особенно остро. Что нужно делать для того, чтобы снять эти проблемы? Нужно нам в этом году, - я на заседании правительства по итогам прошлого года об этом говорил, - завершить разграничение собственности на землю. У нас не должно быть никаких неясностей по этим вопросам. Вот земля федеральная, вот - республиканская и вот земля муниципальная. Сегодня отдельные муниципальные образования, нарушая всякие законы, раздают федеральные земли, посягают и на республиканские. Земельные вопросы всегда были очень острыми в Дагестане. Поэтому до тех пор, пока мы не закончим эту работу, порядка не будет. Мы до конца этого года во что бы то ни стало должны завершить эту работу, необходимое количество денег на ее завершение будет выделено. Тогда, безусловно, гораздо меньше будет этих споров, конфликтов. Причем я попросил бы всех, кто связан с этими вопросами, начать с самых сложных и запутанных вопросов, ведь некоторые из них не решаются 10, 15 лет. Их накопилось огромное количество, и именно с них надо начинать, не откладывая на последний день или на последний месяц этого года. И, конечно, при этом надо строго руководствоваться законом. Это самое главное, я думаю.

- В продолжение этой темы. Как Вы относитесь к тому, что некоторые главы муниципальных образований, сейчас, в период выборов, манипулируют земельным вопросом? Есть конкретные села, их представители не раз приезжали сюда. То есть вы нам - землю, а мы вам - голоса.

- Вы знаете, что это ненормально, это неправильно. К сожалению, во время выборов манипулируют не только этим - всем, чем можно. Поэтому избирательные комиссии, органы государственной власти, сами муниципальные органы должны решительно пресекать эти вещи. Там, где все-таки не хотят соблюдать закон и порядок, есть правоохранительные органы, которые должны призвать к ответственности этих зарвавшихся руководителей.

- В последнее время много говорится о коррупции на всех уровнях. Я хотел бы процитировать Президента РФ. На последней пресс-конференции он сказал: "Конечно, мы должны и будем усиливать различные инструменты контроля, уголовного преследования за противоправные действия. Но кроме развития гражданского общества и свободы средств массовой информации, другого, более эффективного способа борьбы с коррупцией нет. Чем более открыта экономика, тем меньше лазеек для коррупции. И в этом направлении мы будем и дальше настойчиво действовать. Но самый большой ущерб от коррупции даже не экономический, а морально-политический, потому что устойчивость власти и самого государства зависит от одного важного фактора - доверия людей к органам власти. А если люди видят, что власть коррумпирована, то это доверие исчезает. Это самое опасное". Я хотел бы, чтобы Вы свою точку зрения высказали на то, что говорит Президент России.

- Собственно, все сказано правильно. Дело ведь не в том, что мы не знаем, что надо делать. Все органы власти: и государственные, и муниципальные, и правоохранительные, - к глубокому сожалению, призывают друг друга бороться с коррупцией, а реально с коррупцией и взяточничеством не борются. Можно сказать о том, что уже, наверное, всем известно. В прошлом году впервые в дагестанской истории последних лет главы муниципальных образований за те или иные преступления были привлечены к уголовной ответственности. Один за взятку осужден на несколько лет, возбуждены дела на и.о. прокурора одного из районов, много у нас этих безобразий в школах, в ВУЗах, особенно в ВУЗах и учреждениях здравоохранения. С одной стороны, здесь надо активнее действовать правоохранительным органам. Я бы сказал, что, пожалуй, один из самых серьезных недостатков в работе правоохранительных органов Дагестана - это то, что они пассивно борются с коррупцией, взяточничеством. Больше того, как у нас говорят, "крышуют", опекают этих людей. Поэтому актуален вопрос чистоты, профессионализма работы правоохранительных органов. С другой стороны, совершенно правильно отмечалось, что необходимо развитие институтов гражданского общества. Все-таки самоорганизация людей, которая позволяла бы им вести свои собственные дела так, как им хотелось бы, контролировать власть, муниципальную и государственную, - это одна из главных задач институтов гражданского общества. Конечно, этого нет в Дагестане, но мы должны идти к этому. Если мы будем стремиться идти по этому пути, тогда такого недоверия к власти не будет. Ведь недоверие к власти начинается снизу, с работы муниципальных образований, и продолжается работой правоохранительных органов.
В плане открытости власти, ее прозрачности мы тоже проводили определенную работу. Я имею в виду начатые в республике действия по формированию гражданского общества и его основ. В Дагестане уже действует институт Уполномоченного по правам человека. Думаю, что в марте мы завершим формирование Общественной палаты. Полагаю, что открытости власти способствует и работа "Горячей линии" Президента РД. Есть возможность обратиться на сайт Президента РД по тем или иным вопросам, которые волнуют наших людей. Вопросов и обращений очень много. На мое имя поступило в прошлом году 7 с лишним тысяч писем и обращений. Это на 2 тыс. 300 больше, чем в 2005 году поступало на имя всего Госсовета. Наша задача заключается в том, чтобы внимательно относиться к каждому из этих обращений, потому что многие наши чиновники и на уровне республики, и на муниципальном уровне привыкли работать с людьми вообще. А надо заниматься каждым человеком, кому тяжело, кому плохо, у кого нет работы. И вообще муниципальные образования, органы государственной власти должны ставить перед собой задачу: пусть каждый сделает так, чтобы хоть одному человеку стало лучше сегодня, завтра - другому, послезавтра - третьему. Если такой конкретной работы не будет, на пути формирования основ гражданского общества будет много трудностей и хлопот. А что касается борьбы с коррупцией, мы находимся только на начальном этапе этой борьбы. Я крайне неудовлетворен состоянием этой борьбы, этой работы. Основные действия по этим вопросам, я думаю, еще впереди.

- Вот Вы называли цифру 7 тысяч обращений, заявлений только в адрес Президента.

- 7 тысяч 300 с лишним обращений.

- Естественно, Вы, если даже будете работать 24 часа в сутки, не сможете вникнуть в суть каждой проблемы, ответить каждому заявителю. А насколько эффективно работает сама система, чтобы до Президента доходило это дело на уровне, скажем, села, города, района, аппаратом снимались бы какие-то вопросы?

- Если бы наши муниципальные образования, органы государственной власти работали бы эффективно, нормально, практически не было бы этих обращений. Ну, зачем человеку сидеть и писать Президенту Дагестана или России? Что ему, больше нечего делать? Его жизнь заставляет. Значит, плохо работают. С чем в основном связаны эти письма, обращения? Они связаны с работой муниципальных образований. Вторая группа вопросов связана с недостатками работы правоохранительных органов и судебной власти, с безобразиями в земельных вопросах, с недостатками в работе жилищно-коммунального хозяйства и т.д., то есть служб, которые должны думать об этих людях, о каждом человеке, о котором я говорю. Чиновникам самим не плохо, поэтому о том, кому плохо, они не хотят заботиться. Вот и растет поток этих жалоб и обращений.

- А права человека, его свобода, деятельность средств массовой информации? Что здесь Вам удалось сделать? Где в этой сфере у нас остаются слабые места? А вообще, Муху Гимбатович, Вам не кажется, что некоторые наши чиновники перестали в последнее время опасаться встреч с московскими, петербургскими, даже зарубежными правозащитниками? Охотно выступают или вступают с ними в полемику и далеко не всегда выглядят плохо. И кстати, тот же Антуан Аракелян - известный правозащитник из Петербурга - на днях в Махачкале отметил возросший уровень свободы наших газет.

- Здесь несколько вопросов. Во-первых, конечно, наши чиновники, как вы говорите, не должны стесняться встречаться то ли с правозащитниками, то ли с представителями средств массовой информации. Если не будет у них объективной информации то, как правило, рождаются всякие слухи, сплетни, легенды. Лучше с ними находиться в состоянии диалога, чем потом отвечать на всякие вымыслы, домыслы и т.д. Поэтому ни в коем случае нельзя терять связь ни с центральными, ни с нашими средствами массовой информации, надо регулярно с ними встречаться. Это не самим чиновникам, может, нужно, это нужно для того, чтобы у людей была информация о том, что делается, что не делается, и по каким-то причинам. Мы ведь тоже не все можем делать. Вот я говорил о национальном проекте "Жилье". Ну, не можем мы такую огромную сумму денег выделить для того, чтобы софинансировать все, что по федеральному закону положено. Но это надо объяснять людям. Это может объяснить министр, глава муниципального образования.
Во-вторых, считаю, что, по крайней мере, в период моей работы никакого притеснения никаких средств массовой информации в республике не было. Больше того, в одинаковой степени нами еженедельно изучается все, что публикуется как в государственных средствах массовой информации, так и в независимых СМИ, и мы стараемся всем этим материалам придавать такое же значение, как и тем, что публикуются в государственных СМИ. Это правильно. Хотел бы выразить пожелание, особенно, когда речь идет о независимых СМИ (насколько независимых - другой вопрос, там какие-то интересы есть у хозяев, которые за ними стоят, без этого не бывает), чтобы информация была объективная, чтобы в этих газетах не было взаимных оскорблений, не было таких вещей, по которым один обращается в суд, другой обращается в суд. Этих вещей не должно быть, особенно в дагестанских СМИ. И в этом плане не знаю, насколько свободы стало больше или меньше, но мы ее не ограничиваем. Это факт.

- Я с этим охотно соглашусь, но здесь есть другая проблема. Очень неохотно идут на контакт руководители министерств и ведомств. С этим мы сталкиваемся каждый день. У нас есть программа "Республика", которая ежедневно выходит в эфир. И каждый день планерка начинается с того, что не можем пригласить на эфир наших чиновников. Министр перепоручает заместителю, тот - начальнику Управления, тот - начальнику отдела, главному специалисту, а иногда приходит ведущий специалист. То есть под любым предлогом уходят от контакта со СМИ. Как сделать так, чтобы этого не было?

- Я думаю, что это очень плохо, и несколько раз мы уже на эту тему говорили. Может быть, нам можно такую форму избрать, если она вам подходит: вместе с Министерством по национальной политике, информации и внешним связям РД подготовить график выступлений руководителей каждого министерства с учетом тех вопросов, которые вы получаете, ваших предложений. Это неправильно, когда руководитель уклоняется от общения со СМИ. Еще раз хочу сказать, это не столько ему нужно - людям нужны ответы. Иногда человек обращается, потому что он просто не знает, не имеет информации по тому или иному вопросу. Обязательно они должны выступать.

- Давайте теперь вернемся к теме предстоящих выборов. Можно ли сказать, что все органы власти на всех уровнях сделали все, чтобы выборы состоялись и прошли полноценно?

- Конечно, невозможно сказать, что все органы власти: и муниципальные, и государственные, - сделали все, что от них зависит. Но можно сказать, что мы к выборам готовы. Я уже много раз говорил, что таких сложных выборов у нас не было, все-таки 525 глав муниципальных образований, поселений надо избрать, 513 сельских собраний, все районные и городские собрания, 26 глав муниципальных образований и республиканский парламент. Более 12 тысяч человек претендуют на то, чтобы занять эти мандаты. Это очень тяжелая и сложная кампания, которая требует четкой, слаженной работы органов государственной власти, муниципальных образований, правоохранительных органов, СМИ, - всех, потому что у нас одна задача: провести эти выборы организованно. В результате этих выборов к власти разных уровней должны придти более подготовленные люди, те люди, которые могли бы внести свой вклад в решение задач, о которых мы с вами в течение всей нашей передачи говорим. Конечно, не все сделано. Я на прошедшем на днях семинаре глав муниципальных образований говорил, но до всех это не доходит. Вот случай, который был в Дахадаевском районе, - казалось бы, инцидента можно было избежать. Сегодня до прихода к вам мне звонят и сообщают, что в Докузпаринском районе глава муниципального образования оскорбил главу территориальной комиссии. В этом надо разбираться, конечно. Но и с прокуратуры, и с МВД мне позвонили и подтвердили, что там есть такое обращение людей и они будут заниматься этим вопросом. К глубокому сожалению, многие работники муниципальных образований привыкли на своих территориях быть этакими "хозяевами" в плохом смысле этого слова, которые говорят: что хочу, то и буду делать. Этому беспределу надо положить конец, и надо стараться, чтобы наши избиратели старались избрать себе в этот день таких глав, с которыми они могли бы работать. Чтобы потом мы не занимались разбором жалоб и заявлений на глав муниципальных образований, которых они сами же и выбирают.

- Еще несколько вопросов, которые на слуху у дагестанского народа. Вы возглавляете список ДРО ПП "Единая Россия". Вы Президент, Вы человек беспартийный, с чем это связано и была ли в этом необходимость?

- Да, я возглавляю региональное отделение "Единой России", хотя не являюсь членом этой партии. Но я считаю, что поступил правильно, потому что речь идет о моем отношении к той политике, которая проводится в стране под руководством Президента РФ. Речь идет об отношении Президента, Правительства Российской Федерации к Дагестану. По крайней мере, за год своей работы я могу сказать, что какой бы вопрос я ни ставил перед федеральными органами власти, начиная от Президента РФ, кончая министерствами, ведомствами, не было ни одного случая, чтобы мы не получили поддержки по этим вопросам. У нас никогда не было такого бюджета за последние годы. Если взять федеральную адресную инвестиционную программу, никогда не было и такой финансовой поддержки. Если взять даже программу развития Юга России, никогда не выделялось столько средств, как сейчас. Проблемы не в них, проблема в нас самих, чтобы здесь не разворовывали, не растаскивали, нормально использовали все, что мы получаем. Поэтому, считаю, что список ДРО ПП "Единая Россия", который я возглавляю, - я это говорю осмысленно, осознано, и хотел бы сказать нашим избирателям, надо поддержать на выборах в Народное Собрание, поддержать это региональное отделение. Хотя, положа руку на сердце, не очень считаю правильным, что нужны всякие "локомотивы" или "паровозы" для всех партий. Но когда они станут партиями в полном смысле этого слова, тогда в свободном плавании сами будут действовать и завоевывать избирателей, а не с помощью президентов и т.д.

- А как вы относитесь к тому, что определенные проценты должны набрать те или иные партии? Установки якобы даются отдельным районам, городам.

- Установки не должны даваться по этим вопросам, и они решительно должны пресекаться нашими территориальными избирательными комиссиями. Но я полагаю, что, наверное, подавляющее большинство мандатов "Единая Россия" должна получить. Это я говорю не потому, что какие-то проценты до них должны быть доведены, но так как чувствую общую ситуацию, обстановку в республике, хотя шансы быть представленными в Народном Собрании имеют и все те партии, которые борются за эти места. Хотел бы пожелать, чтобы независимо от того, кто какую идеологию, кто какую партию поддерживает, чтобы все дагестанцы пришли на выборы, поддержали тех, кого они считают нужными, чтобы в этот день добросовестно, объективно, по закону работали все территориальные комиссии, чтобы органы государственной власти и муниципальных образований помогали проведению выборов и не создавали никаких таких ситуаций, с которыми потом нам пришлось бы разбираться.

- Вопросы у нас есть еще, но, учитывая лимит эфирного времени, я хотел бы поблагодарить Вас за эту встречу, пожелать удачи, по крайней мере, мы надеемся, что под Вашим руководством Дагестан сделает в ближайшие годы уверенный рывок вперед во всех областях жизни. Спасибо Вам, удачи!

- Спасибо и вам.



09.03.2007
http://www.president.e-dag.ru/index.php?showfile=1&fid=128&p=documents&categ=7
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован