06 июня 2006
219

Интервью президента российской IТ-компании `НТ Компьютер` Сергея Бестужева агентству ПРАЙМ-ТАСС


Вопрос: "НТ Компьютер" - одна из крупнейших компаний на российском рынке сборки и розничных продаж компьютерной техники. Известно, что в этом секторе информационных технологий в России работает огромное число компаний. Расскажите об особенностях работы вашей компании.

Ответ: Одна из основных особенностей, отличающих "НТ Компьютер" от многих других, - это то, что на таком жестко специализированном рынке мы развиваем практически все характерные для него направления деятельности, за исключением, пожалуй, системной интеграции как таковой. У нас есть дистрибьютерское подразделение, оптовое подразделение, розничное и производственное подразделения. Каждое подразделение существует в форме самостоятельных компаний, входящих в наш холдинг. Холдинговая организация позволяет организовать взаимодействие и взаимную поддержку бизнеса по всем направлениям. Наше оптовое подразделение имеет представительства практически во всех российских городах-миллинниках и своей деятельностью охватывает около 80 проц территории, которую мы считаем перспективной для нашей работы. Везде, где есть представительства нашей оптовой сети, существует служба доставки, действующая в радиусе до 400 км от расположения представительства. Клиенты службы - небольшие региональные оптовые компании или розничные магазины.

Наше розничное подразделение работает под известной на рынке маркой POLARIS. Подразделение организовано нами в 1998 г, когда мы приняли решение, что розничное направление должно стать не "придатком" к бизнесу сборки компьютерной техники и дистрибьюции, а полноценным самостоятельным направлением. Сейчас в состав нашей розничной сети входят более 50 магазинов в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и в других городах России

Отдельно нужно сказать о производственном подразделении, которые мы считаем уникальным для российского рынка. Еще в 1998 г мы построили первую в России фабрику по производству компьютерных корпусов и других комплектующих. То есть мы занимаемся не просто сборкой компьютеров из импортных компонентов, но сами изготавливаем некоторые из них: корпуса, блоки питания, мониторы и другие. И, конечно, сами компьютеры под торговой маркой NT. Причем, это действительно массовое производство: объем выпуска всех изделий достигает сейчас 100-120 тыс. шт. в месяц.

Вот такое многообразие направлений работы я бы назвал основной особенностью, отличающей нашу компанию.

Вопрос: Назовите основные показатели, характеризующие результаты работы компании.

Ответ: Компания "НТ-компьютер" входит в пятерку наиболее крупных производителей персональных компьютеров в России. По оценкам аналитиков, компания обладает одними из самых больших мощностей по сборке ПК. Если говорить о нашей доле на рынке в целом, то в той части, которая не связана с корпоративными продажами - "НТ Компьютер" сейчас занимает около 15 проц рынка компьютерной техники в России.

В 2005 году выручка нашей компании по РСБУ увеличилась по отношению к 2004 году на 53 проц и составила около 350 млн долл. В том числе выручка от розничных продаж получена в размере 221 млн долл, что на 78 проц больше, чем в 2004 г.

Вопрос: Есть ли у компании в настоящее время планы относительно увеличения масштабов бизнеса, например, путем экспансии в регионах или расширения розничной сети за счет приобретений других компаний?

Ответ: К вопросам количественного роста наших сетей мы подходим избирательно: во всяком случае, это не самоцель. Начиная с 2003 г, мы не стремимся форсировать расширение нашей розничной сети. Дело, в частности, в том, что у нас достаточно высокотехнологичный подход к организации бизнес-процессов. Например, за счет применения автоматизированной системы управления предприятием /ERP/ Navision мы добиваемся существенного снижения складских, логистических и других организационных издержек. Это требует специфической организации работы, в том числе - специальной подготовки персонала. Поэтому не всегда целесообразно проводить расширение за счет приобретений, иногда более эффективный путь - создание собственных новых торговых точек и представительств с применением уже отработанных у нас технологий и процедур.

Хотя нередко приходится оценивать соотношение минусов и плюсов приобретений, при этом к плюсам относятся, конечно, освоенная приобретаемой компанией территория, клиентская база, опыт работы на местном рынке. С другой стороны, понятно, что нельзя быть экономически эффективной компанией, располагая сетью из 4-5 компьютерных магазинов. Только рост сети, увеличение объема зарабатываемых денег создает перспективу для развития, которая базируется на эффекте масштаба, возникающем по мере роста компании. Поэтому вопрос целесообразного роста для нас весьма важен, поэтому, собственно говоря, у нас сейчас более 50 розничных магазинов.

Вопрос: А за счет каких финансовых средств вы обычно осуществляете расширение - собственных или привлеченных?

Ответ: Мы используем для расширения и тот, и другой вид средств. Мы одними из первых среди российских IT-компаний вышли на открытый рынок финансовых заимствований - в 2003 годах была осуществлена наша первая вексельная программа объемом около 15 млн долларов. Это очень важно для развития любой компании, в том силе в IT отрасли: кто имеет больший финансовый ресурс и способен привлекать для своего развития более дешевые деньги - у того всегда будет преимущество перед другими участниками рынка. Причем мы придерживаемся такого подхода: когда идет текущая работа по открытию новых магазинов, мы обходимся собственными средствами, а когда планируется ввод в строй сразу многих точек , тогда есть смысл использовать привлеченное финансирование.

Вопрос: Какие ориентиры по расширению розничной сети намечены компанией?

Ответ: В течение ближайших 3-5 лет мы собираемся довести число наших магазинов до 150-200. Соответственно, это потребует инвестиций в размере 100-150 млн долл. Предполагаемый формат магазинов - до 1000 кв метров. Одновременно будет решаться задача перевода всей розничной сети на работу в помещениях, являющихся нашей собственностью, что существенно повышает капитализацию компании. В целом, наша стратегия - постоянное развитие при обеспечении финансовой эффективности компании. Мы, в частности, ожидаем, что все вновь открытые магазины, о которых я говорил, примерно через 2 года после начала работы будут приносить прибыль.

Вопрос: Какова география вашей розничной сети сейчас?

Ответ: Сеть работает в 14 регионах, самая восточная точка - в Екатеринбурге.

Вопрос: Вы говорили о планах по операционным показателям. Какие перспективы по финансовым результатам?

Ответ: Мы планируем, что в 2006 г наш оборот вырастет примерно на 20 проц, что определяется общим состоянием IT-рынка в России: сейчас уже сложно ожидать такого роста как несколько лет назад, когда он составлял до 40-50 проц ежегодно.

Вопрос: Как в настоящее время распределяется весь объем оборота компании между основными бизнес-направлениями?

Ответ: Сложно точно разделить доли каждого из направлений, поскольку, как я говорил, они тесно взаимосвязаны. Но можно сказать, что сейчас оборот розничного направления составляет чуть менее 50 проц общего оборота холдинга, и доля розницы в обороте все время растет.

Вопрос: Как Вы оцениваете перспективы развития российского рынка компьютерной техники? В частности, некоторые Ваши коллеги из зарубежных компаний, работающих в России, говорят, что если сейчас подавляющее большинство продаваемых у нас компьютеров собирается российскими компаниями, то совсем скоро это положение кардинально изменится. Каково Ваше мнение?

Ответ: Действительно, сейчас до 90 проц настольных компьютеров на российском рынке - отечественной сборки. И я не думаю, что коллеги из зарубежных компаний смогут потеснить российских сборщиков. Действительно, никто не будет везти готовый компьютер с Тайваня или из Южной Кореи. Если же зарубежные компании будут открывать сборочные производства в России - все равно это будут зарегистрированные в России предприятия. А когда предприятие работает на территории России, тогда все равно, кому предприятие принадлежит: при сопоставимом объеме производства условия будут примерно равными, и тогда никакого существенного преимущества у дочернего предприятия зарубежной компании в России перед собственно российскими компаниями не будет. Другое дело, что крупное предприятие независимо от принадлежности будет иметь преимущество перед мелкими. Но это уже другое дело - это отражение общей тенденции консолидации IT-рынка в России.

Несколько другая история с ноутбуками. Их производство пока более дорогостоящее, а поставки комплектующих для них достаточно монополизированы крупнейшими зарубежными компаниями. Поэтому сейчас зарубежные производители ноутбуков серьезно потеснили российские компании. Но как только производство комплектующих для ноутбуков станет более массовым, а цены на них ниже - а это обязательно произойдет - тогда на российском рынке ноутбуков проявится та же тенденция, что и на рынке настольных компьютеров. Поэтому мы оптимистично смотрим на перспективы крупных российских сборщиков компьютеров- и, разумеется, на наши - в соперничестве с зарубежными компаниями. Нужно только быть в одной "весовой категории" с основными конкурентами, наращивая свои объемы производства и продаж, что является основой нашей стратегии.




http://www.prime-tass.ru/




Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован