04 июля 2005
1783

Интервью руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам Олега Вьюгина агентству ПРАЙМ-ТАСС. 04.07.2005


Вопрос: Уважаемый Олег Вячеславович, в настоящее время ФСФР работает над совершенствованием законодательства с целью предотвращения вывода российского рынка ценных бумаг на зарубежные площадки. В частности, ФСФР планировала в весеннюю сессию внести в Госдуму законопроект, регламентирующий выпуск ценных бумаг за рубежом иностранными холдингами, имеющими активы в России. В какой стадии подготовки находится этот законопроект?

Ответ: Законопроект, устанавливающий требования к размещению на зарубежных площадках ценных бумаг иностранных холдингов, имеющих российские активы, пока еще не внесен в Госдуму, но появится там до конца весенней сессии, а рассматриваться будет соответственно только осенью.

Иностранная компания, размер российских активов которой составляет не менее 75 проц, обязана будет в России получить разрешение на выпуск ценных бумаг за рубежом. ФСФР планирует заключить соглашения с иностранными регуляторами для реализации данной нормы.

Вопрос: Кто будет вносить этот законопроект - ФСФР или сами депутаты?

Ответ: Я надеюсь, что депутаты откликнутся на наши призывы и сами внесут данный законопроект на рассмотрение Госдумы. Это значительно ускорит процесс принятия решений.

Вопрос: А с иностранными регуляторами Вы уже начали работать?

Ответ: Чтобы начать работу с иностранными регуляторами, необходимо принятие поправки в законодательство, позволяющей ФСФР заключать с ними соглашения об обмене конфиденциальной информацией. Действующее законодательство этого не предусматривает, поэтому на настоящий момент мы не можем подписать такого соглашения ни с одним из иностранных регуляторов.

Вопрос: В какой закон будет вноситься эта поправка?

Ответ: Она будет вноситься в закон "О рынке ценных бумаг" вместе с поправкой, устанавливающей требования к размещению ценных бумаг иностранными холдингами. Мы можем воздействовать на такого рода размещения на зарубежных площадках только через соглашения с иностранными регуляторами. Подписывая такое соглашение, мы получаем возможность реализовать через это соглашение норму российского закона в юрисдикции той страны, где происходит размещение.

Мы хотим избежать искусственного создания иностранных холдингов для вывода российских активов на зарубежные рынки, сохранив листинг российских активов в России. Требование листинга никоим образом не препятствует выходу компаний на зарубежные рынки, но сохраняет возможность возврата торгов на российский рынок при появлении локального спроса на ценные бумаги.

Вопрос: Пока не принята данная поправка, ФСФР будет предпринимать еще какие-то действия для предотвращения вывода российских активов за рубеж?

Ответ: Мы попросили все основные финансовые компании - андеррайтеры воздерживаться от такого рода схем, так как существует альтернативный способ размещения ценных бумаг за рубежом, соответствующий духу действующего законодательства в сфере рынка ценных бумаг.

Вопрос: На какой стадии находится принятие закона о выпуске российских депозитарных расписок?

Ответ: Законопроект, регламентирующий выпуск иностранными эмитентами российских депозитарных расписок на российском рынке, уже несколько месяцев находится на рассмотрении аппарата правительства. Я надеюсь, что в ближайшее время он будет направлен в Госдуму.

Вопрос: Почему задерживается процесс принятия решений, существуют какие-то проблемы?

Ответ: Нет, явных проблем нет. Но законопроект составлен таким образом, что для выпуска РДР также нужно иметь соглашение с иностранными регуляторами об обмене конфиденциальной информацией. Таким образом, мы вносим соответствующую поправку и в закон об РДР, чтобы он смог заработать сразу после принятия.

Вопрос: Но в весеннюю сессию закон об РДР вряд ли поступит в Госдуму?

Ответ: Не очень важно, поступит ли он в весеннюю сессию в Госдуму или нет, так как все равно Госдума не успеет его рассмотреть сейчас. Я несколько раз призывал аппарат правительства не затягивать этот процесс.

Вопрос: ФСФР подготовила и направила некоторое время назад в правительство стратегию развития финансовых рынков. Когда, по Вашему мнению, она может быть принята правительством, и будет ли она рассматриваться на заседании?

Ответ: Стратегия развития финансовых рынков в настоящее время находится в аппарате правительства. В частности, нас попросили дать небольшую поправку - объяснить, как стратегия развития финансовых рынков соотносится со стратегией развития банковского сектора, что это не конкурирующие, а взаимодополняющие стратегии.

Рано или поздно стратегия развития финансовых рынков будет принята правительством либо через рассмотрение на заседании правительства, либо в виде распоряжения правительства без рассмотрения на заседании.

Вопрос: В какие сроки Вы ожидаете принятие стратегии?

Ответ: Не думаю, что этот процесс займет слишком длительное время. Надеюсь на принятие стратегии правительством в этом году.

Вопрос: На какой стадии подготовки находится законопроект об инсайдерской информации на финансовом рынке?

Ответ: В настоящее время концепция данного законопроекта находится на согласовании в Минюсте. Но от Минюста мы уже получили предварительное заключение, что они поддержат данную концепцию при условии, что ее согласует МВД, согласование от которого получено месяц назад. Поэтому согласование должно пройти очень быстро.

Вопрос: Каковы дальнейшие шаги по подготовке законопроекта после согласования концепции?

Ответ: После согласования концепция будет рассматриваться правительственной комиссией по законопроектной деятельности.

Но мы параллельно готовим сам законопроект, поэтому его "черновой" вариант уже готов.

Вопрос: Как, в соответствии с законопроектом, ФСФР будет делить полномочия с МВД по фактам использования инсайдерской информации на финансовом рынке?

Ответ: ФСФР получит определенные права проводить предварительное "расследование" по подозрительным сделкам, а именно, проводить опрос в отношении данных сделок. Если в результате такого опроса будут выявлены признаки использования инсайдерской информации, мы будем передавать данные факты в следственные органы, а они уже вправе составить официальный протокол для рассмотрения в суде.

Вопрос: В какие сроки законопроект об инсайде может быть внесен на рассмотрение правительства и Госдумы?

Ответ: Я думаю, что мы внесем данный законопроект на рассмотрение правительства уже в этом году. Однако когда он будет принят, зависит от процедурных вопросов. Свою миссию мы выполним и постараемся его внести в 2005 году.

Вопрос: Правительственная комиссия по законопроектной деятельности в начале июня согласовала концепцию о Центральном депозитарии. Когда будет подготовлен законопроект о Центральном депозитарии, когда возможно его принятие?

Ответ: С юридической точки зрения написание законопроекта - это очень простой вопрос, но он непростой с точки зрения его содержания. Необходимо определиться с юридическим статусом Центрального депозитария, его организационной структуры и участников. И мы пока умышленно тормозим принятие этих решений, так как хотим, чтобы участники рынка приняли активное участие в данном процессе.

Вопрос: А на Ваш взгляд, какая организационно-правовая форма должна быть у Центрального депозитария?

Ответ: Я думаю, Центральный депозитарий должен быть создан в виде акционерного общества, но с изъятием некоторых статей из классического закона "Об акционерных обществах". При этом целесообразно было бы передать ключевые вопросы управления в руки специально созданных комитетов. Либо нужно очень тщательно подойти к формированию участников Центрального депозитария.

Вопрос: В настоящее время наблюдается процесс консолидации участников фондового рынка. Если Фондовая биржа РТС примет предложение Банка России и Национального депозитарного центра о вхождении РТС в капитал НДЦ, то фактически на базе НДЦ можно будет создавать Центральный депозитарий. Но НДЦ создан в виде некоммерческого партнерства. Как Вы считаете, в данных условиях будет создана какая-то новая структура или все же можно его создать на базе НДЦ?

Ответ: Да, сейчас происходит подготовка к консолидации инфраструктурных организаций. Что касается НДЦ, то есть юридическая возможность преобразовать НДЦ в акционерное общество.

При создании Центрального депозитария существует еще важный вопрос, связанный с организацией централизованного клиринга. Если Центральный депозитарий будет выполнять функции центрального клиринга, то его капитал должен исчисляться сотнями миллионов долларов. У рынка таких средств, скорее всего, не найдется.

В настоящее время мы обсуждаем с участниками рынка альтернативные варианты создания центрального клиринга. В частности, может быть создан институт клиринговых брокеров, а торговать лимитами будут банки как наиболее капитализированные организации финансового рынка. Для централизованного клиринга важно не место, где происходит клиринг, а возможность занимать бумаги для проведения операций, а для этого нужен достаточный капитал.

Вопрос: А, по Вашему мнению, клиринговая организация должна быть создана вне Центрального депозитария?

Ответ: Мне кажется, что с точки зрения скорости создания Центрального депозитария - это наиболее приемлемый вариант.

Вопрос: ММВБ сейчас создает клиринговую палату. Как Вы считаете, может ли она стать прообразом центральной клиринговой палаты в РФ?

Ответ: Насколько я понимаю, ММВБ в настоящее время решает задачу реструктуризации своей организации, так как ММВБ на сегодняшний день - это и биржа, и система расчетов, и система клиринга. И если идти по классическому сценарию, им нужно создавать отдельное юридическое лицо - биржу, отдельное юридическое лицо - расчетную палату, то есть фактически клиринговую организацию. Может ли она стать прообразом центрального клиринга? Если она будет иметь достаточный капитал, то, безусловно, она сможет стать центральной клиринговой палатой в РФ.

Вопрос: Как Вы оцениваете стоимость проекта по созданию центрального депозитария?

Ответ: Если Центральный депозитарий не будет выполнять функции централизованного клиринга, стоимость проекта может составить примерно 30 млн. долл. Это не очень дорогой проект.

Если же клиринг будет являться функцией Центрального депозитария, то, как я уже говорил, стоимость проекта может исчисляться сотнями миллионов долларов.

Вопрос: Принято ли решение относительно возможных собственников Центрального депозитария?

Ответ: В вопросах собственности, как и в вопросах клиринга, есть несколько возможных решений. Мы пока оставляем данный вопрос открытым, чтобы вместе с рынком выработать оптимальное решение. Мне хочется провести еще несколько встреч с участниками рынка, чтобы достичь полного взаимопонимания.

Я считаю решение НДЦ допустить РТС на равных правах с ММВБ к услугам НДЦ очень хорошим шагом в данном вопросе. Мы немножко подтолкнули рынок, и участники стали двигаться в нужном направлении. Поэтому мы не хотим сейчас ускорять процесс консолидации принятием жесткого закона. У меня есть такое интуитивное ощущение, что нужно дать еще немного времени, в течение которого участники рынка сами выработают оптимальное решение. Идеальную картину мы могли бы нарисовать в законе, но надо, чтобы с ней согласился рынок.

Вопрос: Вы однажды высказывались за необходимость создания совета директоров при ФСФР. Будет ли он создан и когда?

Ответ: Мы подготовили концепцию законопроекта о федеральной экономической службе финансового рынка (создании мегарегулятора), где эта идея реализована. Мы уже провели соответствующие консультации с Минфином, МЭРТом и Центробанком и отразили в концепции результаты этих консультаций.

Данный законопроект создает государственное учреждение, которое не является органом исполнительной власти, а получает полномочия от государства по регулированию финансового рынка. Эта организация остается госучреждением, но не является органом исполнительной власти. Деятельность и полномочия новой структуры будут регулироваться законами. Данный орган будет создан вместо ФСФР, и в рамках новой структуры предполагается создание совета директоров, в который будут делегироваться представители разных министерств и ведомств, а также участники рынка.

Вопрос: А какая структура будет заниматься регулированием банков?

Ответ: Банки будут регулироваться ЦБ РФ. Наша позиция, согласованная с Центробанком, заключается в следующем: без юридической и практической отработки работоспособности новой организации ставить вопрос о передаче полномочий по надзору за банками мегарегулятору не имеет смысла. Более того, мировая практика говорит о том, что в мире пока не пришли к однозначному пониманию того, что регулирование и надзор за коммерческими банками непременно должен быть у одного регулятора.

Вопрос: В какие сроки может быть создан мегарегулятор финансового рынка?

Ответ: Мы будем стараться, чтобы концепция о создании мегарегулятора до конца текущего года прошла все согласования. Но для этого необходимо политическое решение.

Вопрос: Недавно в Минюсте было зарегистрировано Положение о специалистах финансового рынка. Как изменится система аттестации?

Ответ: Да, это положение зарегистрировано в Минюсте.

Положение о специалистах написано в рамках существующего закона, где ФСФР по закону обязана организовать и провести экзамен и выдать аттестат. Законодательно это наша обязанность, и мы не имеем права передавать эти полномочия кому-либо.

Но в то же время правительство внесло поправки в закон "О рынке ценных бумаг", где предусматривается, что полномочия по проведению экзаменов с нас снимаются, и у ФСФР останутся только полномочия по установлению квалификационных требований, а вопросы обучения и проведения экзаменов будут делегированы аккредитованным организациям, скорее всего, ВУЗам.

Я думаю, этот законопроект будет принят в этом году, и мы хотели бы с 1 января 2006 г ввести новую систему проведения экзаменов. А до конца 2005 г мы хотели бы, чтобы экзамены проводились только в ФСФР в соответствии с действующим законодательством.

Вопрос: Вы в своих выступлениях часто критикуете денежно-кредитную политику ЦБ РФ. Как, по Вашему мнению, она должна измениться?

Ответ: Я обращаюсь в целом к денежным властям, которые отвечают за денежно-кредитную политику в стране. Если мы говорим о динамике реального эффективного курса рубля, то она сегодня определяется исключительно международной ценой на нефть и ценой отсечения, которая используется при формировании стабилизационного фонда. От изменения этих двух показателей зависят темпы изменения курса рубля, и инфляция здесь ни при чем.

Инфляция - это отдельная проблема, решать которую нужно очень простым способом. Если есть монетарная составляющая инфляции (а она составляет подавляющую часть), нужно сократить печатание рублей. В современных условиях без укрепления рубля в номинальном выражении это нереализуемо. Правительство и ЦБ РФ в сегодняшней ситуации, когда цена на нефть высокая, а номинальный курс рубля по отношению к доллару фиксированный, дают огромную премию экспортерам. Эта премия равна разнице между балансирующим и реальным курсом рубля. При этом "наказываются" все остальные и, прежде всего, бюджетники.

Для того чтобы снизить инфляцию, нужно вести жесткий контроль за тарифами естественных монополий и менять курсовую политику.

За текущий год реальный эффективный курс рубля укрепится примерно на 15 проц. Он в любом случае укрепится, но вопрос в одном - он укрепится за счет инфляции или изменения номинального значения? Более выгодный второй вариант, так как в данном случае инфляция будет в 2-3 раза ниже, чем в первом случае. И эффективность бюджетных расходов будет гораздо выше.




http://www.prime-tass.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован