14 октября 2005
2142

Интервью руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам России Олега Вьюгина агентству ПРАЙМ-ТАСС.


Вопрос: Олег Вячеславович, не могли бы Вы прокомментировать намерение ФСФР сократить как минимум в 2 раза с 40 проц максимально разрешенную долю акций для размещения российскими эмитентами за рубежом в виде ADR?

Ответ: Это определенное непонимание. Разрешенный лимит в 40 проц остается, мы не собираемся его снижать.

По выпуску ADR у нас в настоящее время идет совсем другое обсуждение. Мы готовим нормативный документ, в соответствии с которым российская компания, прежде чем размещать свои бумаги за рубежом, должна сделать сначала публичное предложение своих ценных бумаг в России на некую часть общей суммы, например 20 проц. То есть, если она собирается сделать предложение на 1,5 млрд долл, то на 1/5 часть или на 300 млн долл она сначала должна предложить акции к покупке в России.

Это не дискриминационная вещь, потому что компании и так готовят раскрытие информации, проспекты эмиссии и другие документы. Просто они откроют книгу заявок в Москве. Если, например, по этой подписке будут размещены 300 млн долл, значит, эмитент может идти на Запад с остальным объемом бумаг. Если же на внутреннем рынке размещается только 100 млн долл, то эмитент будет вправе неразмещенный остаток также предложить на Западе.

Это абсолютно не препятствует компаниям получать капитал, но позволяет не дискриминировать российских инвесторов. Если хорошие активы размещаются за рубежом, то российские инвесторы дискриминируются. Они не могут купить эти активы. Необходимо заводить деньги через оффшоры в Лондон и там покупать. Зачем это делать, если речь идет о российских компаниях.

Сейчас мы это регулирование дорабатываем. На наш взгляд, оно будет нормально воспринято.

Вопрос: Это будет внутренний документ ФСФР?

Ответ: Да, это вопросы внутреннего регулирования. Мы уполномочены это делать.

Вопрос: Будут ли введены ограничения на акции, которые могут размещаться за рубежом? Ранее говорилось, что это могут быть только бумаги, принадлежащие менеджменту и лежащие мертвым грузом.

Ответ: Нет, это решает сама компания, что ей размещать, - допэмиссию или основные акции, на которые уже оформлены выпуски.

Здесь мы не вмешиваемся, и компания сама должна решать эти вопросы. Мы это не регулируем.

Вопрос: Как в настоящее время идет процесс создания Центрального депозитария?

Ответ: Мы проводим тендер по выбору консультанта, и ждем в ближайшее время окончательного результата. После этого максимально возможными темпами начнем этот вопрос решать.

Я думаю, законопроект о центральном депозитарии мы сможем подготовить достаточно быстро. Мы планируем это сделать к марту 2006 г. Собственно проблема не в законопроекте, а в модели рынка, основанном на центральном депозитарии, а также в системе управления центральным депозитарием, что зависит от корпоративной структуры. Это не юридические, а содержательные вопросы. У нас есть своя модель, но мы не хотели бы ее навязывать. Мы хотим с помощью консультанта провести обсуждения. Если не будет консультанта, то мы проведем эти обсуждения сами, но консультант мог бы это сделать это профессионально.

Вопрос: На какой базе будет создан центральный депозитарий?

Ответ: Мы отказались от создания государственной компании, поэтому будем создавать его на тех активах, которые существуют. У нас есть Национальный депозитарный центр, Депозитарно-клиринговая компания.

Вопрос: Какова будет доля Банка России в капитале центрального депозитария?

Ответ: Мы считаем, что Банк России на начальном этапе должен иметь блокирующую долю в 25 проц. Это одна из моделей, которая предполагает участие ЦБР как нейтрального игрока. Эта модель позволит блокировать деинвестиционные решения - решения, которые ухудшают состояние депозитария. Потом, возможно, это не будет нужно, и Банк России сможет выйти из капитала центрального депозитария.

На базе какой организации строить центральный депозитарий, мы хотели бы также спросить у консультанта. Мы можем сделать эту работу и сами, но для этого нам потребуется выделить серьезные ресурсы, а профессиональный консультант сможет учесть еще и международный опыт, и российскую специфику. Пусть консультант нам и скажет, есть ли необходимость объединять НДЦ и ДКК, что это разумный проект, что это приведет к синергии, скажет, что необходимо выделить клиринговую палату /сейчас это расчетная палата/.

Выбор консультанта осуществляется в рамках проекта со Всемирным банком, поэтому это определенные процедуры, но до конца текущего года все будет ясно.

Euroclear является одним из претендентов на роль такого консультанта. Это серьезный претендент и все зависит сейчас от его позиции. Договора с ним еще нет.

Вопрос: В какой стадии сейчас находится работа над законопроектами по производным ценным бумагам и об инсайдерской информации?

Ответ: Что касается законопроекта об инсайдерской информации, то концепция этого закона уже получила одобрение правительства, то есть нам открыта дорога для подготовки закона. Черновой вариант у нас уже есть, но потребуется еще несколько месяцев на его обсуждение. Потребуется еще и согласование с ведомствами.

По законопроекту о производных ценных бумагах мы договорились с Банком России, что мы сделаем поправку в Гражданский кодекс, которую внесут, скорее всего, депутаты. Параллельно мы разрабатываем специальный нормативный акт ФСФР и Банка России, который будет регулировать биржевые и внебиржевые сделки. Для внебиржевых не будет жесткого регулирования, а для биржевых оно будет. То есть будут требования к сторонам сделок, контроль за рисками и т.д., как закрывать позиции, как принудительно закрывать позиции. Частично это уже есть в положении ФСФР N 1245. Будет и отдельный акт, который будет распространяться и на форвардные валютные контракты, что очень важно для Центрального банка.

Со временем мы внесем поправки в закон "О несостоятельности..." которые защитят от процедуры банкротства средства клирингового центра и дадут возможность проводить неттинг. Сейчас Минфин одновременно разрабатывает законопроект "О клиринге" с нашим участием. Они должны определиться с некоторыми понятиями, терминами, чтобы поправки в закон "О несостоятельности..." корреспондировали с этим законом.

Наконец, мы в дальнейшем намерены попросить Минфин внести поправки в Налоговый кодекс, которые бы уточнял и процедуры налогообложения операций, которые там производятся.

На самом деле первый шаг с поправками в Гражданский кодекс многое решит. Закон о долговых расписках /ДСС/ тоже надо двигать. Глава банковского комитета Госдумы Владислав Резник говорил, что он готов продвигать этот законопроект, который уже прошел первое чтение. Это необходимо для упрощения процедуры проведения сделок по производным на товарные активы.

Что касается сроков, то поправки в Гражданский кодекс можно было бы провести к весне 2006 г. Мы это уже согласовали. Совместный нормативный акт ЦБ РФ и ФСФР уже в принципе готов. Остались только вопросы по регулированию форвардных контрактов.

Вопрос: Будет ли ФСФР предлагать еще какие-либо законодательные инициативы в ближайшее время?

Ответ: Нам бы с российскими депозитарными расписками разобраться и коммерческими ценными бумагами. Необходимо также продвигать регулирование первичных размещений, которое мы сейчас готовим, упрощение процедуры IPO должно пройти через Госдуму. Там все готово ко второму чтению, а первое уже пройдено. Это ближайшие инициативы





http://www.prime-tass.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован