26 апреля 2002
941

Интервью с Андреем Климовым ко второй годовщине образования федеральных округов в России.


В своем Послании Федеральному Собранию В. Путин одной из ключевых задач сегодняшнего назвал работу "по разграничению сфер ведения между федеральным, региональным и местным уровнями власти". От наведения порядка в этой сфере, по словам президента, напрямую зависит повышение "эффективности государственной политики, стабилизации межбюджетных отношений", и, в целом, внесение большей ясности в организацию в российской власти. О том, что делается в этом направлении в Государственной Думе, мы попросили рассказать депутата от Коми-Пермяцкого автономного округа, члена Комитета по делам Федерации и региональной политике Андрея Климова. Но разговор мы начали с обсуждения места в структуре власти института федеральных округов, которые были созданы ровно два года назад.

- Прежде всего, я хочу отметить, что Указ президента о создании института федеральных округов и полномочных представителей, абсолютно конституционен. Президент, в соответствии с Основным законом страны, вправе назначать своих представителей, причем не только в регионы, но и в органы власти. Например, в Госдуме таким представителем является Александр Котенков. В свое время Борис Николаевич Ельцин утверждал полномочных представителей в каждом субъекте Федерации. Путин же решил, что ему удобнее иметь одного полномочного представителя сразу в группе регионов.

- Вы считаете, создание федеральных округов полезным решением?

- Судить об этом может только президент. В своем Послании Федеральному Собранию он на него частично ответил, заявив о том, что настало время передать округам исполнение некоторых федеральных функций. Это кстати также лежит в рамках Конституции. Президент, как глава государства, может решать те или иные вопросы лично из центра, или делегировать те или иные функции, например, на уровень федеральных округов. Поскольку это планируется сделать, то, видимо, положительно оценивает институт округов. Но, я хочу обратить внимание, в российском законодательстве специальных нормативных актов или законов о федеральных округах нет и пока, насколько мне известно, не планируется. Хотя в нашем Комитете вносились подобные предложения, но я считаю, что это прерогатива президента - создавать институт своих представителей.

- А не получается некого дублирования исполнительной власти. Есть исполнительная власть, выбранная на местах населением, а это исполнительная вертикаль, назначенная президентом. Здесь нет противоречия?

- Никакого противоречия нет и быть не может. Дело в том, что у этих властей в принципе разные функции. Набор полномочий представителя президента не может быть шире, чем президента России. Властные полномочия президента точно определены Конституцией. Есть вопросы федеральной власти, есть вопросы совместного ведения центра и субъектов. Все, что вне этого уже полная компетенция регионов или местного самоуправления. К сожалению, мне известны случаи когда сотрудники федеральных систем входят в компетенцию региональных и местных властей, и, наоборот, региональные и местные власти пытаются иногда влезть в конституционные полномочия федеральных исполнительных органов. Кстати, первый год полномочные представители президента и занимались приведением в соответствие местных законов, уставов регионов и конституций республик в составе России федеральному законодательству, чтобы избавить нас от разного рода недоразумений в правовом отношении. И сегодня, конечно, есть случаи таких недоразумений. Но это уже не из-за недостатков в законодательном плане, а из-за психологии людей

- Когда был создан институт полномочных представителей, то некоторые губернаторы почувствовали ущемление своих прав. Заговорили о том, что у полпредов нет инструментов, нет рычагов власти...

- Полномочный представитель президента не должен управлять регионами. Его задача координировать федеральные структуры, находящиеся в регионах. А это разные вещи. У полномочных представителей в принципе есть те же функции, что и у президента, который дал им своеобразную доверенность, частицу своего права на этой территории, в отношении тех или иных вопросов, которые в компетенции самого президента. Все федеральные органы власти подотчетны полпредам. У них сходится огромное количество информации, они участвуют в назначении тех или иных должностных лиц, они проводят оперативные совещания, на которых доводят до людей позицию федеральной власти.

- Сейчас разрабатываются программы развития округов, и это, наверное, целесообразно делать именно с помощью аппарата полпредов?

- Здесь нового ничего нет. И в советское время были программы по Сибири, югу страны, Средней Азии, которые назывались комплексными целевыми программами. Потом у нас были ассоциации экономического взаимодействия и сотрудничества, они, кстати, существуют и до сегодняшнего дня. Только они не совпали с границами федеральных округов, и, например, Пермская область входит в Уральскую экономическую ассоциацию, но в Приволжский федеральный округ. Такие укрупненные программы принимались, принимаются и, наверное, будут приниматься, ведь есть множество вопросов межрегионального сотрудничества. Это нормальное явление.

- Сегодня полпреды, федеральные инспекторы открывают общественные приемные, куда может обратиться каждый гражданин. Как Вы думаете, их появление связано с тем, что, подчас, местные власти не в состоянии решить некоторые вопросы?

- Все что связано со словом "общественный" никакого прямого отношения к Конституции не имеет и является лишь инициативой чиновников. Но ведь у нас есть конституционное право гражданина на обращение в органы государственной власти. Буквально на днях будет внесен законопроект группой депутатов о порядке как раз личных обращений гражданами в органы государственной и местной власти. В этом документе будет точно указано, за какой период времени необходимо рассмотреть обращение, чиновник какого уровня обязан принимать граждан и сколько времени, например, в месяц и т.д. Ведь сегодня у нас ничего законом не отрегулировано. В Конституции это право записано, но что конкретно делать неизвестно. Этот закон будет внесен в Госдуму в ближайшее время, и это, на мой взгляд, снимет вопрос об общественных приемных. Хотя, наверное, и они имеют право на существование.

- У нас есть так называемые вложенные субъекты Федерации. В тоже время сегодня звучат предложения по укрупнению регионов. Конечно, это разные вопросы, но, тем не менее, это говорит о том, что есть проблемы федеративного устройства, которые еще не до конца отработаны.

- В декабре прошлого года был принят закон, позволяющий создавать на базе двух и более субъектов Федерации новый субъект. При чем это не относится только к сложнопостроенным субъектам. "Матрешечная" же структура досталась в наследство еще от старой системы национальных автономий. Там переплетено очень много вопросов, и не всегда доминирует экономика. Есть и национальная составляющая, есть и вопросы, связанные с предоставлением людям так называемой публичной услуги. Представим, например, что Пермская область и Коми-пермяцкий округ, слились в один субъект Федерации. Что из этого получится? Если не будет округа, то людям придется решать многие проблемы в Перми, а туда полтора часа лета. Я не утверждаю, что не надо объединять субъекты. Но надо принимать во внимание все факторы. По территории Коми-пермяцкий округ больше Голландии. А ведь в Голландии есть и Правительство, и Парламент, и даже своя королева. У меня простая позиция: если на референдуме жители округа выскажутся за создание единого субъекта Федерации, то значит так и должно быть. Но перед референдумом надо всем понять, что же нас ждет после этой перестройки.

- Так по какому пути, на Ваш взгляд, пойдет развитие России, как федеративного государства?

- Действующая административно-территориальная структура страны - это, в принципе, наследство советского государства, отпечаток той системы. Переход от одной системы к другой всегда связан с периодом тяжелой адаптации. Создание федеральных округов стало попыткой прорваться на этом поле, оставаясь в рамках Конституции. Сегодня, нам, наверное, необходимо создать комиссию, которая выработала бы стратегию развития страны на 10-15 лет вперед с тем, чтобы изменения, которые необходимы России, шли эволюционным путем.


http://www.klimow.ru/newstext/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован