21 июня 2008
1246

Интервью с иерусалимским патриархом Феофилом III

апреле 2008 года состоялось интервью российских журналистов с патриархом иерусалимским Феофилом. На вопрос журналистов о чуде Благодатного огня, владыка назвал его обычной церемонией (representation), и говорил без всякого оттенка чудесности. Чудом же в своем интервью было названо им то, что святогробское братство сохранило для мира святыни )см. Приложение А).
Комментируя слова патриарха, известный богослов дьякон Андрей Кураев отметил, что более откровенно о зажигалке в кармане Феофил, наверное, не мог сказать [32].
Отец Сергей Чапнин, присутствовавший во время иерусалимского интервью, в своем блоге не видит причин сомневаться в правомерности комментария отца Андрея Кураева, причем последний не сомневается, что Московская Патриархия его поддержит [62].
Благодатность святогробского огня Великой Субботы засвидетельствовал Феофил, причем более сильного свидетельства и представить себе невозможно. Иерусалимский патриарх сравнил "мистерион" благодатного огня с Евхаристией - а что может быть сильнее? У многих, несомненно, даже возникнет вопрос - правомочно ли вообще что-либо сравнивать с таинством Тела и Крови Христовых? В известном докладе Н. Успенского также однозначно признается благодатность святогробского огня Великой Субботы. Никак ее не отрицал и о. А. Кураев. Таким образом, выясняется, что, никто (ни Н.Д. Успенский, ни Кураев, ни Феофил III) не отрицал ни Благодатности огня, ни божественного происхождения этой благодатности (это вообще догматика православия), отрицалось знамение непременного самовозгорания (обязательного и самоочевидного) - т.е. превращение благодати в вещественный огонь (когда огонь появляется вместо благодати, постепенно теряя при этом благодатные свойства). Благодатность огня Великой Субботы, как и благодатность любого церковного "мистериона", т.е. таинства, по праву может быть названа чудом, как факт Божественного присутствия во внешних формах обряда. Источник благодати при этом, как и всегда - Святой Дух, исходящий от Отца, "иже есть на небесех", поэтому совершенно справедливо говорить и о схождении благодати, о небесном источнике Благодатного огня (но не огня самого по себе). Так надо понимать слова о. Андрея Кураева и Блаженнейшего Феофила. При этом требовать от Бога обязательной явности (явленности) Его Присутствия пред всеми кощунственно с нравственной точки зрения и попросту нелепо с логической: ведь обязательная явность Божественного Присутствия для всех - свойство Второго Пришествия, признак наступления для мира Божественной Вечности.
Юрий Максимов, пытаясь хоть что-то положительное для своей работы применить из интервью патриарха, пытается делать глубокий лингвистический разбор слова (representation), заявляя, что блаженный был не так понят. Но, как верно заметил на своем форуме отец Андрей Кураев, патриарх - не англичанин и употребил это слово в его общепринятом значении. Но, тем не менее то, что по-английски звучит как "representation" или "enactment", для византийца есть однозначно благодатное действо, обладающее онтологическим, а не гносеологическим единством с "воспоминаемым". Представитель (по его собственным словам) "православного ромейства" Феофил III, несомненно, византиец по своему мышлению. Поэтому его слова - это свидетельство о чуде: чуде получения благодати через огонь с Гроба Господня.
Отметим, что вскоре после интервью патриарха в СМИ появилось псевдоинтервью с Блаженнейшим Феофилом [52].
Не составило большого труда, чтобы понять, что это грубая подделка.
"То, что это фальшивка, видно из обилия ошибок" [17], - утверждает о. Андрей Кураев, подробно разбирая "интервью". Он напоминает, что нигде в Евангелии не говорится, что именно апостол Петр увидел свет в пустом Гробе Господнем, перепутан порядок самой церемонии Святого Огня, грубой ошибкой, по словам профессора МДА, является утверждение, якобы принадлежащее Патриарху Феофилу о том, что будто бы путь Патриарху к Кувуклии Гроба Господня прокладывают турки, также грубой ложью является миф об обыскивании Патриарха и часовни Гроба, который якобы озвучивает глава Иерусалимской Церкви. Авторы "Русского репортера" приписали ему такие слова: "С патриарха и представителя Армянской церкви снимают священническое облачение и осматривают. А часовню тщательно обыскивают израильские полицейские и мусульмане". Комментируя эту фразу, о. Андрей отмечает: "Любой, даже теле- свидетель этого Богослужения знает, что патриарха никто не обыскивает. С него снимают лишь саккос его же иподьякона, но никак не израильские полицейские, которым вообще нет дела до вопроса о происхождении огня. Тем, что за подсаккосником есть подрясник и дальше брюки - никто не интересуется. Армянского же священника и вообще никто не трогает перед входом во Гроб" [17].
Объясняя подлинную причину появления подложного интервью, диакон Андрей Кураев замечает, что его авторы явно "нервничали", потому и изготовили "второпях" "столь грубую фальшивку". "Вряд ли автор интервью Екатерина Рожаева сама решилась бы на такое, - предполагает профессор МДА. - Значит, было давление на нее и редакцию".
В качестве наиболее вероятного источника давления диакон Андрей Кураев указывает на близкого к Кремлю президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина, который также возглавляет Фонд Андрея Первозванного, организующий оперативную доставку самолетом Благодатного огня из Иерусалима в Россию.

http://holy-fire.ru/modules/pages/Intervyu_s_ierusalimskim_patriarhom_Feofilom_III.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован