Уважаемый Михаил Матвеевич, Вы – профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, признанный патриарх отечественной криминологии и уголовного права. Приближается Ваш очередной юбилей – 65 лет в профессии юриста. 65 лет активной работы на отечественном «правовом поле»…
Цифра и впрямь «устрашающая» меня самого… А начинал я на этом поле с должности судьи. Шесть лет работы народным судьей и председателем суда в одном из сложных центральных районов Ростова-на-Дону дали мне бесценный практический опыт, который очень помогал во время последующей учёбы в аспирантуре МГУ (кланяюсь памяти моего учителя, видного учёного Германа Абрамовича Кригера) и позже во Всесоюзном институте прокуратуры , Академии МВД СССР и НИИ МВД России.
То есть Вы едва ли не всю жизнь «играли» на стороне обвинения?
Я всю свою профессиональную жизнь, поддерживая вашу терминологию, играл на стороне науки. Судья – не судья, учёный – не учёный, если он стоит на одной стороне против другой стороны. А эмоции – это уже из области личной жизни.
Как научный работник я вместе со своими коллегами занимался и занимаюсь, обобщённо говоря, проблемами преступности и её причинами. За эти долгие годы, конечно, менялись конкретные темы моих исследований – преступность несовершеннолетних, влияние на преступность демографических процессов, социальные последствия преступности и др. Сквозная тематика – анализ и прогноз преступности в России. В последние годы я вместе с моим соавтором Юрием Евгеньевичем Пудовочкиным очень плотно занимаюсь исследованием различных аспектов уголовной политики России. Ведь без изучения феномена преступного поведения, условий, её порождающих и, наоборот, факторов препятствующих криминалу, а также государственной реакции на происходящее затруднительно рассчитывать на успех в борьбе с преступностью, невозможно понять, почему человек преступает закон, почему возникает то или иное преступление.
42 года вы отдали Министерству внутренних дел. Полковник милиции в запасе. Занимались ли вы проблемами преступности в рядах самих сотрудников МВД?
Нет, этой темой я специально не занимался. Но во ВНИИ МВД мои коллеги её разрабатывали и продолжают разрабатывать. Знакомясь с их исследованиями, результаты которых, кстати, незамедлительно направляются руководству Министерства для принятия мер, я делаю для себя, по меньшей мере, два вывода, Во-первых, положение дел здесь не может удовлетворить ни общественность, ни руководство правоохранительной системы. Оно хуже, чем о том говорит официальная статистика. Иначе нельзя оценивать преступлениях тех, кто по закону и долгу предназначен защищать закон и граждан. Но, во вторых, о ситуации вместе с тем нельзя судить только по тем (подчас ужасным) фактам, о которых люди узнают из СМИ. Вдумаемся, распространённость преступников системе МВД вовсе нельзя оценивать как чрезмерную, если соотнести общее число криминальных нарушений закона с общей численностью (много сотен тысяч) сотрудников ведомства.
А теперь о том, почему СМИ, особенно телевидение, и некоторые «продукты» киноиндустрии давно выбрали полицию в качестве мальчиков для битья? Например, достаточно часто обычный полицейский, а, случается, и главный герой фильма, изображается недоумком, который обязательно упустит преступника у себя из-под носа, а потом станет неуклюже его ловить. В худшем – герой вообще не заслуживает доброго слова. Почему СМИ всячески стараются снизить престиж профессии полицейского? Потому что кинорассказ о повседневной жизни во всех отношениях хорошего полицейского окажется более скучным для читателя, зрителя, пользователя интернета. Нужна сенсация! Между тем, один из постулатов моей любимой криминологии состоит в том, что чем ниже престиж профессии, тем больше в ней маргинальных и преступных элементов. В МВД есть проблема с комплектованием кадров.
Но мы с вами отчасти коллеги, вы в СМИ не чужой человек. 12 лет, начиная с 1978 года, были ведущим, возможно, одной из самых популярных программ советского Центрального телевидения «Человек и закон»…
Это правда. Но времена, когда я начинал работать на телевидении, были другими. Не лучшими и не худшими. Другими. Мне, естественно, очень приятно, что эта программа стала долгожительницей на ТВ: начавшись в середине 70-х прошлого века, живет и сегодня. Но тогда её задача была просветительской прежде всего. Мы на конкретных примерах и в доступной форме рассказывали о законе, о праве, о роли суда и правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями, о правах человека, о гражданских правах личности и т.п. Но, как говорили древние латиняне: времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Сегодня концепция программы существенно иная. Однако, это совсем другая история.
Вы всё время работали в системе прокуратуры, МВД, сейчас – в Академии правосудия. И в то же время мы знаем, что Вы награждены золотой медалью имени Ф.Н. Плевако и знаком «Почетный адвокат России» Вы теперь играете за другую команду? И видимо успешно?
Ещё раз скажу: я играю за все «команды». Например, моя основная работа – в Академии правосудия, а по совместительству (четверть ставки) остался во ВНИИ МВД. Участвую во многих научных мероприятиях Академии Генеральной прокуратуры. Теперь об адвокатских наградах. С момента основания «Российской Академии адвокатуры и нотариата» (горжусь, что в её создании я принимал посильное участие) в течение долгих лет мне довелось возглавлять в ней кафедру уголовного права и криминологии. Конечно, не оставляя ВНИИ МВД. Это были не простые годы для Академии. И думаю потому, что по всем оценкам наша кафедра работала достаточно успешно, помогла подготовить несколько поколений «крепких» адвокатов и нотариусов, а может быть, за помощь в проведении ряда крупных мероприятий московского и федерального адвокатского сообщества я и был отмечен.
Но когда меня спрашивают об этом в дружеском кругу, я обычно отшучиваюсь: «Наградили за то, что мой сын Борис стал отличным адвокатом - руководителем фирмы «Бабаев и партнеры». А ещё потому, потому, что мой внук Алексей Бабаев, кандидат юридических наук, не достигнув еще и 30 лет, написал очень значимую для науки монографию по гражданскому частному праву, посвященную фундаментальной теории вещных прав, а потом писал статьи и книги ещё и ещё…
Наследники это прекрасно! Но, когда говорят о вашей научной деятельности употребляют термин « школа» . У вас много учеников?
Если говорить формально, то под моим научным руководством свыше пятидесяти человек защитили кандидатские и докторские диссертации. Но у каждого специалиста, который читает лекции, ведёт семинарские и практические занятия, руководит научными студенческими кружками, работает в научном коллективе, т.е. передаёт свои знания и опыт молодым коллегам, учеников реально гораздо больше. Наверное, я могу сказать то же самое и о себе.
В моём возрасте, по неким стандартам, давно бы надо было начать брюзжать: «нынешняя молодёжь никуда не годится, вот в наше время!...». Никогда я так не рассуждал и рассуждать так не буду. Очень люблю работать с учениками, разрабатывать с ними общие темы, дискутировать. Особенная радость, когда среди них встречаешь по-настоящему талантливых людей. Таких не бывает много. Но судьба порадовала меня.
Сегодня мои любимые ученики уже вполне самостоятельные личности, профессионалы высокого уровня, широко известные в юридическом сообществе. Причём, занятые не только в вузах и НИИ. Например, в адвокатуре. Адвокатура, как мне кажется, способствует проявлению и развитию не только юридических способностей, но открывает возможности для творчества в самых разных областях. Как это произошло с одним из таких моих разносторонне одарённых учеников, многим хорошо известном, можно сказать, даже популярном московском адвокате – Федоре Куприянове.
Конечно, читатели нашего портала хорошо знают этого судебного защитника. В рейтинге юристов нашего портала адвокат Фёдор Куприянов занимает почетное 6 место. Его биографию по нашему счетчику прочли более 150 тысяч человек….
Тогда, думаю, именно о нём будет интересно рассказать подробнее. Отличный пример! И начну с процесса, в котором Фёдор участвовал вместе с корифеем адвокатуры Г. Падвой.
Так вот, это было известное дело о взрыве в кафе «Шоколадница на Ленинском проспекте. 10 лет назад. Да… в октябре 2009 года. Дмитрий Петров химик-любитель изготовил небольшую бомбу и со своей подружкой Ольгой решили получить порцию адреналина. Загримировались, надели парики и взорвали бомбу под стулом, как потом оказалось, жены важного прокурора. Пошутили! Паники и дыма было много. К счастью никто серьезно не пострадал, а вполне мог бы. Так вот, «химик», которого защищал адвокат Федор Куприянов в тюрьму не попал, защитник доказал, что это недопустимо по состоянию здоровья хулигана. Его подружке повезло меньше.
Я с большим удовлетворением причисляю Федора Алексеевича к кругу моих учеников. И расскажу о нем то, чего вы точно и не знаете. Федор - прапраправнук Михаила Сабурова - камергера двора императора Александра II. А прадед Федора был основателем династии советских и российских адвокатов - получил статус адвоката в 1926 г. Скоро – столетие династии адвокатов Куприяновых. Я такой второй не знаю. Только сейчас в судах трудятся – трое.
Сам же Федор Куприянов пришел в семейную профессию через… церковное право Русской православной церкви. Специалистов в этой области называют «канонистами» и готовят в религиозных вузах. И Федор сначала окончил Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет в Москве. Именно поэтому курс лекций по библейской истории, прочитанный в 2014-2015 годах уже маститым адвокатом в стенах знаменитой Сретенской духовной семинарии, собрал на разных порталах около миллиона просмотров и эта цифра растет. Уже ровно 20 лет Федор Куприянов руководит воскресной школой для взрослых в храме при Третьяковской галерее. Он фанат музейного дела, член Международного Совета музеев. Привезенные им из многочисленных путешествий фотографии выставлялись в ГТГ. Поэтому как адвокат и специалист по искусству мой ученик был приглашен для защиты интересов вдовы основателя советского «сурового стиля» академика живописи Андрея Васнецова. Федор Куприянов вел с Зурабом Церетели переговоры о возврате картин мастера, исчезнувших после смерти из его мастерской. Картины были возращены.
У Федора три высших образования полное религиоведческое и юридическое и дополнительное экономическое - miniMBA в Российском университете Дружбы народов. Еще в период учебы в вузах мой ученик начал работу на должностях юрисконсульта и судебного представителя в ряде юридических фирм. В том числе работал в Юридическом бюро моего сына Бориса - «Бабаев и партнеры», в ООО «Сфинкс-К» и Аудиторской фирме «Агата»... В 20 лет, еще студентом, Федор, окончивший среднюю школу, прыгая через класс, уже заведывал кафедрой довузовской подготовки в ПСТГУ. Беспрецедентный случай.
Кандидатская диссертация по юриспруденции, конечно же, была написана Федором Куприяновым по смежной с религиоведением теме борьбы государства с экстремистскими проявлениями сектантства. Протестующие, сектанты разных деноминаций, пытались сначала физически сорвать защиту диссертации в Институте государства и права РАН, а когда не получилось, направили в ВАК кучу необоснованных жалоб, чтобы не допустить присвоения ему заслуженной степени. В разные годы Куприянов преподавал различные юридические курсы, даже финансовое право, в ряде вузов, в том числе занимал должность доцента в Финансовом университете при Правительстве РФ на кафедре проф. Елены Михайловны Ашмариной.
Его трудоспособность просто поражает! Не потому ли адвокат Куприянов выигрывает чуть ли не все дела? В том числе и резонансные.
Защищал Георгия Гаицгори, председателя правления банка ИБК, члена попечительских советов фонда «Булата Окуджавы» и «Филантроп», обвинявшегося в мошенничестве на сумму 6 млрд. руб. и злоупотреблении полномочиями. Подзащитный был по названным обвинениям оправдан.
Представлял потерпевшего - автосалон «Пеликан» в уголовном процессе против «погромщика» - врача-гинеколога Михаила Кустова, который въехал на автомобиле в салон через витрину и гонялся на нем по помению за сотрудниками. Хулиган был приговорен к реальному лишению свободы.
Федор настолько харизматическая личность, что его пригласили сыграть в кино самого себя. Адвокат Федор Куприянов в 2012 году на ТВЦ сыграл в художественном сериале «Взрослые люди» роль вымышленного персонажа – адвоката… Федора Куприянова. Более 40 раз Федор Алексеевич был гостем передач «Завет» и «Разговор с атеистом» на канале «Спас». Я не первый год два-три раза в месяц с удовольствием смотрю телепередачи с его участием. Федор Куприянов еще и многодетный отец. Трое из его 4 детей занимаются конным спортом на пони. Пони-спортом. Двое имеют международный профессиональный рейтинг. Это хобби всей семьи. Дочка Мария Куприянова - чемпионка России, а родители адвокаты Федор и Елена Куприяновы развивают этот спорт в нашей стране. Вы бы видели, у них 3-летний сын Арсений вовсю катается на совсем маленьком - чуть выше его самого - пони. Теперь пони-спортсмены из России – дети двух адвокатов выигрывают международные соревнования. Как правило, в Литве.
Почему именно в Литве?
Потому что Елена – московский адвокат родом из Литвы, там её корни. И теперь интернациональное адвокатское семейство является своеобразным культурным мостиком-связью между православными в России и Литве, между спортсменами двух стран и между музеями…
Спасибо, Михаил Матвеевич, было очень интересно, услышать об успехах вашего дружного семейства и об учениках, которые уже сами – знаменитости, но хотелось бы узнать о ваших собственных планах?
Планы у Бога… Я же просто счастлив, что в своём возрасте могу работать, не роняя себя в профессии. За последние 5 лет у меня вышло в свет три монографии, много статей. Попробую не останавливаться!
Еще раз благодарю, что нашли для наших читателей. Желаем вам, дорогой Михаил Матвеевич, новых научных успехов и новых семейных радостей.
Интервью взял Алексей Зиновьев 27.01.2020г.
Как видно из вашей биографии трудно найти