04 июня 2003
3410

Интервью заместителя министра экономического развития и торговли РФ Андрея Шаронова



Вопрос: В пятницу, 6 июня, состоится коллегия Минэкономразвития, посвященная федеральной целевой программе /ФЦП/ "Электронная Россия /2002-2010 годы/". Какие вопросы предполагается обсудить на коллегии?

Ответ: Мы планируем обсудить итоги реализации первого этапа программы, обозначить приоритетные направления ее реализации на среднесрочную перспективу и региональный аспект реализации "Электронной России". Кроме того, мы определим параметры бюджета программы на 2004 год и рассмотрим проблемы повышения эффективности бюджетных расходов на информационно-коммуникационные технологии /ИКТ/.

Вопрос: Реализация программы началась в 2002 году. Какие проекты, реализованные Министерством в прошлом году, Вы бы отметили?

Ответ: Я бы хотел остановиться на наиболее важных и интересных из них. В прошлом году мы разобрались, что представляет из себя сфера информационно-коммуникационных технологий на всех уровнях власти. Картина получилась неутешительная. Государственные органы владеют большим количеством информации, которая плохо структурирована, обновляется и быстро устаревает. Эта информация на 95 процентов недоступна не только обществу и бизнесу, но и остальным ведомствам. Зачастую даже сами ведомства не знают, актуальна ли информация или она устарела.

Вторая проблема касается эффективности бюджетных расходов, которая тоже очень низка. Ведомства имеют свои, плохо согласованные друг с другом программы в сфере ИКТ и часто создают несопоставимые программные решения, которые либо совсем тупиковые, либо требуют больших затрат на их дальнейшую координацию с базами данных других ведомств.

Структура расходов в сфере информационных технологий также требует изменений. Около 80 процентов всех расходов тратятся на закупку компьютерной техники. Остальные средства в очень небольших размерах расходуются на программное обеспечение, на создание специализированных сервисов и подготовку кадров. К сожалению, сегодня очень мало средств тратится на подключение к Интернету. Без этого компьютер не станет средством проникновения в глобальную информационную систему, а в лучшем случае остается хранителем локальной информации.

Мы разработали предложения по изменению законодательства в системе государственного регулирования в сфере информационно-коммуникационных технологий. Перечень содержит 60 нормативно-правовых актов, которые необходимо принять, отменить, или в которые нужно внести изменения. Например, у нас есть важный и нужный закон "Об электронной цифровой подписи", но он не может эффективно работать без принятия актов о соотношении информации на бумажных носителях и в электронном виде, об электронных аналогах личной подписи, об электронной торговле.

В 2002 году министерство разработало концепцию создания специализированной информационной системы "Правительственный портал" в сети Интернет. Она предполагает объединение информационных ресурсов и создание мощной поисковой системы. Создание этого портала даст не только полное информационное представление о деятельности правительства, но и позволит в интерактивном режиме предоставлять населению и бизнесу различные сервисы. В 2003 году мы планируем продолжить работу по созданию "Правительственного портала", а к концу года будет запущен "Экономический портал".

В прошлом году министерство также принимало участие в создании макета электронной системы закупок на региональном и муниципальном уровне. Использование этой системы позволит сэкономить до 40 процентов бюджетных расходов при закупках. Предполагается, что система будет внедрена в пяти субъектах РФ. Сегодня она реализуется в Челябинской области и Чувашии.

В 2002 году начались и сейчас продолжаются работы по созданию региональной системы объединенных государственных информационных ресурсов ЗАГСа, паспортно-визовой службы и ЖКХ.

Сейчас мы работаем над проектом объединения информационных ресурсов МНС и Госкомстата, которые концентрируют информацию о государственной регистрации и бухгалтерскую отчетность юридических лиц. Также реализуется проект по объединению порталов Гостаможкомитета и МНС по вопросу регистрации передвижения через границу товаров и услуг и возврата НДС. С одной стороны, это ускорит возврат НДС для добросовестных экспортеров и усложнит процедуру для недобросовестных, которые за счет лжеэкспорта получают бюджетные деньги под видом возврата НДС.

Министерство в рамках ФЦП проводит мониторинг и анализ финансово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов для предприятий и организаций государственного сектора экономики. На сегодняшний день государство плохо реализует свою функцию как собственника в отношении государственных предприятий. Эта система должна помочь нам лучше контролировать ГУПы. В результате работы в 2003 году, в частности, будет создан единый объединенный государственный информационный регистр.

Совместно с Госкомстатом были разработаны новые статистические показатели. Уже с 2004 года статистика отрасли информационно-коммуникационных технологий будет вестись по новым показателям.

Вопрос: Почему Минэкономразвития начало реализацию региональных проектов уже в 2002 году, ведь ранее планировалось начать их реализацию в 2003 году? Сколько было выделено средств на региональный аспект в 2002 году, сколько планируется выделить в этом году?

Ответ: В прошлом году был проведен региональный конкурс, результаты которого показали уровень развития регионов и их готовность к реализации проектов в рамках программы. Было получено 190 заявок.

В 2002 году было выделено небольшое пилотное финансирование - порядка 30 млн рублей. В 2003 году предполагаем увеличить финансирование 100 млн рублей при условии не менее 50-процентного софинансирования со стороны регионов. И конечно нельзя забывать про внебюджетное финансирование.

В целом на девять лет /с 2002 по 2010 годы/ предполагается выделить 76 млрд рублей, из которых 50 проц средств - из федерального бюджета, 30 проц - из региональных бюджетов, остальные средства - за счет внебюджетных источников. В прошлом году мы получили всего 600 млн руб из федерального бюджеты. На 2003 год эта цифра была увеличена до 1,430 млрд рублей. На следующий год мы планируем выйти на финансирование в размере 8 млрд руб.

Вопрос: По Вашему мнению, этих средств достаточно для успешной работы программы в 2004 году?

Ответ: Выделение на программу из федерального бюджета 8 млрд рублей позволяет нам выйти на общий график финансирования программы на девять лет. Меньшие средства не дадут заметного эффекта в реализации программы, поэтому это тот оптимум, который мы бы хотели получить в условиях софинансирования, а мы бы хотели его продемонстрировать, например, с точки зрения повышения эффективности госуправления и с увеличением числа пользователей Интернета. Сейчас количество пользователей в стране составляет порядка 9-10 млн человек. Мы считаем, что количество пользователей должно достичь, как минимум, 15 процентного уровня, то есть превысить 22 млн пользователей. Это виртуальный предел, после которого резко изменяется тенденция роста пользователей




http://www.prime-tass.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован