29 июля 2003
1512

Интервью заместителя министра экономического развития и торговли РФ Аркадия Дворковича агентству ПРАЙМ-ТАСС

Вопрос: Сможет ли правительство удержать инфляцию по итогам 2003 г в рамках запланированных 12 проц?

Ответ: Я считаю, что это удастся сделать. По крайней мере, текущая динамика роста цен такое развитие событий подтверждает, или, в крайнем случае, не исключает, хотя, конечно же, есть риски, связанные с двумя факторами. Первый фактор - это очень сильный платежный баланс, который приводит к большому притоку валюты и, соответственно, росту денежной массы во втором квартале этого года, что скажется на ситуации в третьем и четвертом квартале. Второй фактор, это цены на зерно, на муку и хлеб. Поскольку в прошлом году эти цены падали, то их рост в этом году был неизбежен, закономерен и необходим для экономики и сельского хозяйства, но сейчас это вносит определенный вклад в инфляцию.

Уверенность в том, что правительство сможет удержать инфляцию на уровне 12 проц, обосновывается тем, что в середине этого года, в отличие от предыдущих лет, не индексировались тарифы на услуги естественных монополий. Поэтому не будет такого эффекта, который был в 2001-2002 годах, когда тарифы повышались в июле-августе, в результате мы получали в осенние месяцы дополнительный рост цен на услуги ЖКХ.

Вопрос: Сколько, по прогнозу Минэкономразвития, составит инфляция в стране в июле?

Ответ: При существующей динамике цен инфляция в июле составит 0,5-0,6 проц. Конечно, возможны незначительные отклонения от этого показателя. Но то, что инфляция в июле составит менее 1 проц, я уверен на 95 проц, а уровень инфляции 0,5-0,6 проц - наиболее вероятный прогноз. По крайней мере, уже началось сезонное снижение цен на плодоовощную продукцию, это самый главный фактор того, что инфляция в июле будет ближе к 0,5 проц. Говорить о том, будет ли в августе-сентябре текущего года, что дефляция или будет рост цен, близкий к нулю, пока сложно, но, мы надеемся, цифры будут минимальными.

Вопрос: Как укрепится курс рубля по отношению к доллару и каково будет реальное укрепление рубля по итогам 2003 года?

Ответ: Укрепление курса рубля по отношению к доллару по итогам 2003 г составит 12-13 проц, реальное эффективное укрепление рубля /к корзине валют/, по оценке Минэкономразвития, составит около 5 проц. Укрепление рубля по отношению к евро по итогам текущего года составит порядка 3 проц. Расчетный курс рубля по отношению к курсу доллару, который заложен в основных параметрах федерального бюджета на 2004 г, составляет 31,3 руб за 1 долл.

Вопрос: Какие цены на нефть заложены в основу параметров федерального бюджета на 2004 г?

Ответ: Цена на нефть, по которой рассчитывались расходы федерального бюджета на 2004 год, составляет 22 долл за баррель. Этот вариант учитывает заявление Ирака о возобновлении поставок нефти на мировой рынок. Это не самый консервативный прогноз, но и далеко не самый оптимистичный. Если говорить о максимуме, то прогноз цены на нефть может составлять порядка 24 долл за баррель, но мы считаем, что 22 долл за баррель - это более вероятный вариант. В прогнозе также есть вариант 18,5 долл за баррель, так называемый вариант риска.

Вопрос: Насколько сократится финансирование федеральных целевых и федеральных адресных инвестиционных программ из федерального бюджета в 2004 г?

Ответ: Финансирование программ резко не сократится, останется приблизительно на том же уровне. Пока прогнозировать этот процесс сложно, поскольку накладываются как запросы министерств и ведомств, так и предвыборные запросы депутатов. Поэтому может быть какое-нибудь увеличение будет, но может быть останется на уровне этого года, но никаких серьезных революционных изменений не произойдет. При этом в следующем году сократится количество программ, таким образом, увеличивается финансирование отдельных программ.

Вопрос: Государственная гарантия экспортерам из федерального бюджета на 2004 г составит 500 млн долл. Сколько средств из федерального бюджета правительство собирается выделить на поддержку экспорта на 2005 г?

Ответ: Мы пока не обсуждали цифру на последующие годы. Нам важно посмотреть, как будет работать этот механизм, насколько он будет эффективен, появятся ли проблемы, связанные с его реализацией и тогда уже к середине следующего года мы примем решение каким образом продолжать поддержку экспорта.

Вопрос: Как отразится ситуация, сложившаяся вокруг НК "ЮКОС", на инвестиционной привлекательности российской экономики?

Ответ: Во-первых, эта ситуация уже отразилась, в частности, на состоянии фондового рынка и отчасти на настроениях крупных инвесторов, которые интересуются проблемой вокруг НК "ЮКОС" и стараются до урегулирования этой ситуации не принимать каких-либо значимых решений. Дальнейшее развитие событий зависит от скорости урегулирования этой проблемы, от того, насколько быстро будут приняты те или иные решения. Если решения будут таковыми, что итоги приватизации не будут ставиться под сомнение, будут прозрачны и понятны критерии, по которым принимаются решения, а единственный критерий - это закон, то, я думаю, что серьезных последствий для российской экономики не будет. Если же несовершенство законодательства 90-х годов будет интерпретироваться полностью в пользу государства, а не бизнеса, тогда возникнут серьезные проблемы для российской экономики, что отрицательно скажется на росте инвестиций, на экономическом росте, и присвоение России инвестиционного рейтинга может отложиться на несколько лет.

Вопрос: Какие предложения разрабатывает Минэкономразвития по изменению в налоговой сфере на добычу углеводородов?

Ответ: Минфин разрабатывал налог на сверхдоходы при добыче углеводородов, но было принято решение не форсировать его разработку и введение, а перенести рассмотрение этого вопроса, по крайней мере, на два года. Есть серьезные препятствия для введения этого налога, в том числе связанные как с налоговым администрированием, так и со стабильностью налоговой системы в целом.

Минэкономразвития предлагало ввести налог на сверхзапасы, которые определялись бы по установленной законом форме, но такой подход не нашел поддержки у других министерств и у правительства, поэтому сейчас такие вопросы не рассматриваются, мы ведем диалог в рамках существующего налогового законодательства. Это налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, акцизы на нефтепродукты, а также те платежи, которые могут быть установлены в законе о недрах, носящие неналоговый характер. В версии закона о недрах, которая рассматривается сейчас, каких-либо серьезных платежей нет. Предполагается введение минимальных платежей, и основной доход неналогового характера в рамках этого закона государство сможет получать только при продаже лицензии на разработку недр.

Вопрос: Будет ли Минэкономразвития вносить изменения в законопроект "Об особых экономических зонах" в связи с замечаниями Минфина?

Ответ: В письме Минфина есть замечания редакционно-технического характера, а также ряд существенных замечаний, которые мы сейчас обсуждаем. Но есть замечания, которые увязываются с противоречием этого закона с Конституцией РФ. Мы считаем, что таких противоречий нет, что установление специальных налоговых и таможенных правил для резидентов особых экономических зон правомерно, если это определено законом и изменения такого характера мы не будем вносить в законопроект. Какие-то отдельные редакционные и технические изменения, а также изменения, не вносящие корректировок в концепцию закона, мы готовы вносить. Мы считаем, что в законе прописано достаточное количество защитных механизмов, чтобы избежать повторения опыта оффшорных зон и то, что МНС и ГТК завизировали этот законопроект, говорит о том, что они тоже достаточно уверены в этом.

Вопрос: Считаете ли Вы возможным увеличить объем чистой прибыли, направляемой Сбербанком на выплату дивидендов?

Ответ: Я считаю вполне возможным, что Сбербанк РФ может увеличить объем чистой прибыли, направленной на выплату дивидендов по итогам 2003 года с 7 проц до более 10 проц. В этом случае акции Сбербанка станут еще более привлекательными для инвесторов.

Вопрос: Миноритарные акционеры Сбербанка предлагали рассмотреть возможность организации опционов для топ-менеджеров банка с целью повышения управляемости банка. Как вы относитесь к этому предложению?

Ответ: Этот вопрос находится в компетенции акционеров банка, и многие компании применяют такую схему. В случае Сбербанка нужно внимательно изучить этот вопрос, менеджеры Сбербанка уже владеют определенными пакетами акций и поэтому у них уже есть стимул повышения капитализации банка. Необходимо посмотреть какие методы стимулирования в данном случае являются наиболее эффективными - опционы или какие-либо другие премиальные схемы.

Вопрос: Когда ЕБРР завершит оценку Внешторгбанка?

Ответ: Оценка продвигается достаточно быстро, и я думаю, что основная часть работы по оценке и процедура согласования будет завершена в этом году. Этап работы консультантов ЕБРР достаточно короткий, но потом следует стадия согласования оценки и обсуждения спорных вопросов, и этот процесс занимает еще какое-то время. Затем последует этап переговоров относительно акционерного капитала ВТБ, потому что пока не ясно какой пакет акций может быть передан ЕБРР. Это зависит и от оценки и от стратегии развития ВТБ.

Вопрос: Когда Минэкономразвития собирается внести в Госдуму законопроект о кредитных бюро?

Ответ: Мы направили вариант законопроекта в Минфин, Банк России и другие заинтересованные ведомства с учетом высказанных ими предложений и замечаний. Мы надеемся до августа получить все согласования или замечания, так как практически все предыдущие замечания этих ведомств были учтены с тем, чтобы в сентябре законопроект был внесен в Госдуму и рассматривался как альтернативный вариант законопроекту, внесенному группой депутатов. Принципиальных изменений в законопроект по сравнению с первоначальным вариантом внесено не было. Основной задачей законопроекта является процедура передачи информации, составляющей кредитную историю, из кредитных организаций в бюро. В новом варианте законопроекта по сравнению с предыдущей версией эта процедура стала более детально и четко прописана, но концепция практически не изменилась.

Вопрос: Действующая редакция стратегии развития банковского сектора предусматривает повышение требований к уровню капитализации кредитных организаций с 1 января 2007 г до 5 млн евро. Не считаете ли Вы необходимым прописать в стратегии "дедушкину оговорку" или снизить этот порог?

Ответ: Мы по-прежнему считаем решение о повышении уровня капитализации банков до 5 млн евро правильным. Это условие должно распространяться на все банки без исключения. Для реализации этой нормы требуется внесение изменений в определенные нормативные акты и законы, которые еще не приняты. Одновременно необходимо провести анализ состояния банковской системы на 1 января 2004 года, оценить все возможные риски с введением этой нормы, и увязать этот процесс со вступлением в силу закона о страховании вкладов и переходом банков на международные стандарты финансовой отчетности.

Вопрос: На Ваш взгляд, скажется ли повышение пошлин на подержанные иномарки повышение инвестиций в российский автопром?

Ответ: Одна эта мера никак не повлияет на повышение объема иностранных инвестиций в российскую автомобильную промышленность. Речь должна идти о комплексе мер, причем во главу угла надо ставить интересы не производителей, а потребителей. К повышению пошлин, налогов, а также к введению тарифов на страхование обязательной автогражданской ответственности, нужно относиться серьезно, необходимо проводить более глубокий расчет этих параметров.

Сейчас возникла ситуация, когда нагрузка на автовладельцев стала для многих категорий граждан избыточной, поэтому, необходимо провести анализ последствий повышения пошлин. Решениями о повышении пошлин отечественные автопроизводители часто пользуются исключительно для того, чтобы поднять цены и возложить свои проблемы на потребителей, а не снижать издержки и не повышать качество продукции.

Необходимо разработать конкретные механизмы реализации стратегии поддержки российской автомобильной промышленности. Нужно провести анализ и выработать тактику реализации стратегии поддержки российского автопрома с тем, чтобы в ближайшие 3 года обеспечить строительство необходимых мощностей по производству автомобилей в России, в том числе с участием иностранных автопроизводителей.

Вопрос: Минэкономразвития к 15 августу представит в правительство перечень избыточных функций федеральных органов исполнительной власти, среди которых есть функции ФКЦБ по лицензированию саморегулируемых организаций. Чем вызвано это предложение?

Ответ: Практика последних месяцев показывает, что механизмы лицензирования не дают возможности саморегулируемым организациям играть серьезную роль на фондовом рынке, которую они должны играть. Мы хотели, чтобы процесс переходил от госрегулирования и к саморегулированию, он же идет в обратном направлении, и функции по регулированию фондового рынка все больше и больше централизуются. И то, что нормативные функции ФКЦБ сочетаются с их правоприменением - это ведет к отрицательным последствиям для развития рынка.








http://www.prime-tass.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован