25 августа 2005
367

Интервью заместителя руководителя департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Андрея Кушниренко агентству ПРАЙМ-ТАСС


Вопрос: Андрей Константинович, сколько сейчас составляет средневзвешенная ставка импортного тарифа РФ?

Ответ: Средневзвешенная ставка импортного тарифа РФ составляет в настоящее время порядка 12 проц. При этом следует отметить, что она за последние годы, несмотря на то, что формально мы снижаем размер ввозных пошлин, возросла на 1-1,5 проц пункта. Это объясняется тем, что мы импортируем значительные объемы мяса и сахара, а пошлины на них достаточно высокие. Когда же большая масса товаров ввозится по высоким ставкам, то это оказывает влияние на агрегированный показатель.

Кроме того, на этот показатель влияет и тот факт, что после снижения пошлин до 10-15 проц увеличился импорт товаров, которые ранее не завозились из-за действовавших сверхвысоких тарифов /порядка 25 проц от таможенной стоимости/. Я считаю, что существующая сейчас в России средневзвешенная ставка импортного тарифа РФ нормальна для среднеразвитых государств. Например, агрегированный показатель импортного тарифа в Аргентине, Бразилии, Китае и некоторых других странах такой же, как в России. В ЕС и США он составляет 3-4 проц.

В то же время после присоединения России к ВТО средневзвешенная ставка тарифа изменится. В течение переходного периода после присоединения РФ к ВТО она упадет примерно до 7,5 проц. Но этот показатель будет по-разному себя вести по отношению к промышленным и сельскохозяйственным товарам. Если по промышленным он будет составлять до 5 проц, то по сельскохозяйственным останется таким же, так как по этим группам товаров мы очень мало что меняем.

Вопрос: На какое количество товаров сейчас действует экспортная пошлина? Планируются ли изменения в осуществлении политики по постепенной отмене вывозных пошлин?

Ответ: В настоящее время, если брать по 10-значной номенклатуре ТН ВЭД, экспортные пошлины действуют на 537 товарных позиций против 2 тыс в 2001 г. Количество товаров, облагаемых экспортными пошлинами, постоянно уменьшается. Это происходит за счет отмены пошлин на товары, ежегодный сбор пошлин с которых дает не более 0,5 млн долларов, а также на отдельные товары, экспорт которых нерентабелен из-за наличия пошлин.

Напомню, что в рамках переговорного процесса по присоединению к ВТО мы условились, что снизим до нуля экспортные пошлины в течение 4 лет. Но в то же время это не будет касаться топливно-энергетических товаров, пошлины на которые будут сохранены, а также определенных групп товаров, где вывозные пошлины должны играть регулирующую роль для обеспечения государственных интересов. В частности, пошлины необходимо пока сохранить, например, на лом черных и цветных металлов. Использование лома удешевляет производство черных металлов на 10-30 проц в зависимости от его качества, при производстве цветных металлов - в меньших масштабах. Но роль пошлин не в том, чтобы лом не вывозили из России, а том, чтобы не воровали и не сдавали на металлолом все, что плохо и неплохо лежит. Переходный период по пошлинам на лом взят, чтобы окончательно навести порядок в правоохранительной сфере по этой части.

Вопрос: Когда может произойти снижение импортной пошлины на авиационное оборудование и комплектующие, которые не производятся в России?

Ответ: В ходе переговоров о присоединении России к ВТО мы договорились, что будем снижать пошлины на все авиационное оборудование и комплектующие вне зависимости от того, производятся ли они в России. Это произойдет в течение трех лет после присоединения к ВТО. Пошлины будут снижены до 5 проц с нынешних в среднем 10-15 проц.

Кроме того, предполагается снижение пошлин на самолеты в течение 7 лет с действующих сейчас 20 процентов до другой двухзначной цифры, которую пока еще рано называть.

В то же время мы сейчас получаем импульсы от иностранных партнеров о желании распространить режим промышленной сборки, введенной в автомобилестроении, на авиацию. Если это будет нужно для того, чтобы был достигнут примерно такой же уровень, как в области автокомпонентов, то есть в Россию придут иностранные инвесторы, например бразильцы, канадцы, чтобы производить самолеты в нашей стране, то давайте сделаем это. По-видимому, пример автокомпонентов показался заразительным и не совсем вредным, и он может быть применен в других областях, например, не только в авиации, но и в производстве сельскохозяйственной техники - тракторов и комбайнов.

Что касается развития промышленной сборки автомобилей в России, то, как показала недавно проведенная встреча с представителями комитета иностранных производителей автомобилей в России, эти новые возможности для них в России интересны. По крайней мере, три компании из США и Европы сейчас серьезно рассматривают возможность использования этого режима. Корейские же компании уже вовсю пользуются предоставленной возможностью.

Мы продолжаем разъяснять свою позицию по вопросу автосборки, акцентируя внимание на том, что постановление N 166 - документ прямого действия, и он не имеет никаких подводных камней. В то же время тянуть с заключением соглашений не стоит, лучше всего было бы заключить их до присоединения России к ВТО. Все то, что было подписано до того, как РФ станет членом этой организации, сможет продолжать действовать, а после у ВТО могут возникнуть дополнительные вопросы.

Вопрос: С какими странами в сентябре будут проведены двусторонние переговоры по присоединению к ВТО?

Ответ: Планируются переговоры с Бразилией, Австралией, Аргентиной, Уругваем, Эквадором, Коста-Рикой, Сальвадором, Филиппинами, Малайзией, Шри-Ланкой. Переговоры пройдут в Женеве. Мы думаем, что будут позитивные результаты, так как пришло время, когда надо ставить точку в переговорном процессе, учитывая, что никаких объективных причин, чтобы этого не произошло, нет.

Рассчитываем мы и на завершение переговорного процесса с Индией, с которой неразрешенным остался только вопрос о чайном меморандуме.

Что касается переговоров с Канадой, то двусторонние переговоры намечаются на первую декаду октября.

О сроках завершения переговоров с США сказать достаточно сложно, потому что многое с американской стороны решается на политическом уровне. В принципе, с США нам осталось решить только три-четыре вопроса, и контуры их решения понятны, но финальный момент никак не наступит. Например, какое значение имеют пошлины на самолеты для американцев? Мы говорим о том, что снижаем пошлины, но даже при нынешних пошлинах западные самолеты берут как жареные пирожки. За последние полтора года с уплатой полной пошлины в 20 проц российские компании закупили 33 самолета, не обращая внимания на ввозную пошлину.

Вопрос: Рассмотрено ли уже предложение Минсельхоза России об увеличении с 2006 года пошлин на импорт овощей с нынешних 15 до 25 проц?

Ответ: Нет, это предложение не рассматривалось. Надо иметь в виду при этом, что огромная доля овощей поступает в РФ из беспошлинной зоны СНГ. Да и все мы знаем, что пока изобилия собственных овощей у нас не наблюдается и в сезон.

Вопрос: Принято ли решение оставить в России всего один таможенный пункт, через который можно будет ввозить сахар из Белоруссии? Как сообщалось, весь белорусский сахар предлагается разгружать на таможенном складе временного хранения, совладельцем которого станет компания, учрежденная "Союзроссахаром".

Ответ: Это решение давно назрело. На данный момент оно принято или очень близко к принятию. Это вопрос "чисто таможенный", и решение должно быть оформлено приказом Федеральной таможенной службы. Особенности ввоза сахара из Белоруссии, на границе с которой отсутствует таможенное оформление, создали предпосылки для злоупотреблений, когда под видом белорусского свекловичного в Россию беспошлинно ввозился тростниковый сахар. Сейчас уже порядка 10-20 проц российского рынка - это белорусский сахар. Но не может быть такого количества в Белоруссии! Они производят где-то 250-300 тыс тонн, собственные нужды составляют примерно 220 тыс тонн, а поставляют в Россию 400 тыс тонн. Все это вызывает необходимость принятия комплекса мер, направленных на упорядочение ввоза белого сахара из Белоруссии и усиление контроля за правильностью определения страны его происхождения.

Никаких других изменений по ввозу сахара в РФ не предполагается.

Вопрос: Возможно ли введение экспортной пошлины на зерновые культуры?

Планов по введению экспортных пошлин на зерно пока нет. В России уже был опыт введения экспортных пошлин на зерно в 2003 г, когда были значительные различия в ценах на мировом и внутреннем рынке. Но тогда экспортная пошлина дала лишь незначительный эффект. Кроме того, вводить их нецелесообразно с учетом того, что Россия находится в завершающей стадии переговоров по присоединению к ВТО, а наличие зерновых экспортных пошлин в РФ в наших договоренностях с членами ВТО мы не фиксировали.






http://www.prime-tass.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован