29 апреля 2002
256

Инвестиционная политика

Особенности инвестиционной политики, проводимой администрацией области
С известной долей условности можно выделить следующие особенности в проводимой администрацией Нижегородской области инвестиционной политики (по сравнению с соседними регионами).
1. Повышение управляемости инвестиционным процессом в регионе.

С этой целью в структуре администрации введена должность вице-губернатора по экономике и инвестициям, который будет координировать деятельность по стимулированию инвестиционного процесса.

Основными направлениями централизованного управления инвестиционным процессом являются:

создание благоприятных внешних условий для инвестиций в область;

планирование бюджетной политики в области инвестиций;

привлечение инвестиций в ключевые для области отрасли;

оказание помощи предприятиям в привлечении и использовании инвестиций;

привлечение в область инвестиций и постоянная работа с ними.

Повышение роли государства в инвестиционном процессе и эффективном размещении капитала будет способствовать четкому разграничению государственного финансирования по направлениям: с одной стороны, коммерчески окупаемым, а с другой, бесприбыльным социально значимым инвестиционным проектов.

Для динамичного развития инвестиционной деятельности по коммерческим инвестиционным проектам не менее важно и формирование рынка предложений эффективных инвестиционных проектов, доступных частному капиталу. С этой целью администрация Нижегородской области формирует свой банк данных инвестиционных проектов, который размещен в сети Интернет. Создание этого банка данных завершит формирование единой и сквозной системы, объединяющей базы данных об инвестиционных проектах, что позволит отечественному и зарубежному инвестору оперативно получать информацию об инвестиционных проектах и обеспечит ему необходимые контакты в процессе реализации этих проектов.

Поэтому одной из главной задач областной администрации на 1998 год должно стать формирование инвестиционной программы Нижегородской области, объединяющей разработанные инвестиционные программы и проекты коммерческой и социальной направленности.

2. Привлечение внешних ресурсов для финансирования инвестиционных проектов региона.

Область выпустила в конце сентября 1997 года еврооблигационный займ в размере 100 миллионов долларов, средства от которого пойдут на реализацию инвестиционных проектов области.

Кроме нижегородских и московских банков, область также намерена активно сотрудничать с рядом крупнейших международных банков и другими иностранными инвесторами.


В 1998 году планируются также мероприятия по увеличению поступлений на предприятия области средств из федерального бюджета.


3. Улучшение инвестиционного климата, повышение инвестиционного потенциала.

С целью улучшения инвестиционного климата и повышения инвестиционного потенциала в Нижегородской области разрабатываются и в 1998 году будут приняты:

Комплексная программа развития экспорта на 1998-2001 годы;

Региональная программа стимулирования инвестиций на 1998 год

Программа развития СЭЗ на территории Нижегородской области на 1998-2000 годы.

Эти программы предусматривают целый комплекс постоянно реализуемых маркетинговых и организационно-технических мер по привлечению инвестиций в Нижегородскую область.

Частью законодательного улучшения инвестиционного климата области станет принятие актов областного и (или) федерального уровня о создании зон свободного предпринимательства в депрессивных районах, в том числе на свободных площадях, с подготовленной инфраструктурой и предоставлением налоговых и иных льгот участникам.

Особое внимание будет направлено на создание благоприятных условий для предприятий, выпускающих экспортоориентированные и импортозамещающие товары; а также на разработку комплекса мероприятий, препятствующих оттоку капитала с территории области.

С основными мероприятиями планируемых программ инвесторы уже сейчас могут ознакомиться в сети Интернет.


4. Реализация межотраслевых программ.

Администрация области переходит от поддержки отдельных инвестиционных проектов к формированию комплексных региональных программ. Среди них можно отметить программы сотрудничества нижегородских предприятий с ГАЗом, Москвой, Лукойлом, крупнейшими московскими банками, создание международного грузового контейнерного терминала и центра логистики на базе Нижегородского речного порта. Реализация данных программ позволит обеспечить работой более 100 тысяч жителей области, даст поступления в бюджеты всех уровней свыше 4 трлн. руб.

Кроме коммерческих программ, область сохранит поддержку социально ориентированных и экологических программ.


5. Оказание поддержки предприятиям в привлечении инвестиций.

Главной задачей администрации в этом направлении станет создание системы взаимодействия областной администрации, инвесторов и предприятий, прозрачной и понятной для всех ее участников.

Произойдет изменение направлений поддержки инвестиционных проектов предприятий от финансирования проектов за счет бюджетных средств на содействие в привлечении стратегических инвесторов и банковских кредитов, а также развитии рынка ценных бумаг предприятий.



Законодательная база по стимулированию/регулированию инвестиционной деятельности
Нижегородская область обладает значительным инвестиционным потенциалом. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что формирование собственной законодательной базы по стимулированию инвестиционной деятельности в Нижегородской области начато достаточно поздно.
16 декабря 1996 года областным Законодательным Собранием принят закон `О гарантиях частных инвестиций в Нижегородской области`. Он имеет рамочный характер и предусматривает возможность установления для инвесторов льготных налоговых ставок, предоставления льготных займов и поручительств по ним, таможенных и нефинансовых льгот, а также принятия властями имущественные и правовых гарантий по обязательствам инвесторов.

В его развитие принят пакет документов постановлением No.163 от 1/07/1997 `О порядке реализации Закона Нижегородской области `О гарантиях частных инвестиций в Нижегородской области`.


Опираясь на данный закон, принят ряд документов, конкретизирующих предоставление областных преференций для иностранных инвесторов в конкретную отрасль промышленности. Так, под контракт `ГАЗ`а с `ФИАТом` принят областной закон, (закон No95-З от 22/10/1997 `О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ НА ТЕРРИТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВУ АВТОМОБИЛЕЙ И КОМПЛЕКТУЮЩИХ К НИМ`) предусматривающий достаточно широкие налоговые льготы для производителей автомобилей и комплектующих к ним, если они развивают новое производство с участием иностранного капитала.

Под контракт `Борского стекольного завода` с организациями, входящими в концерн `Асахи` принято аналогичное по сути постановление Законодательного Собрания (`О государственной поддержке на территории Нижегородской области промышленных предприятий по производству стекла, осуществляющих инвестиционные программы`).

В настоящее время готовится закон о государственной поддержке инвестиций в пищевую промышленность, в котором более четко регламентируется права и ответственность инвесторов.


Среди других документов, имеющих отношение к стимулированию инвестиционной деятельности, можно отметить ряд нормативных актов, регулирующих создание ТПЗ - территориально-производственных зон с льготным режимом налогообложения. С 1995 года в области функционируют 3 ТПЗ, планируется их развитие, для чего принято распоряжение Администрации области No 1609-р от 30/10/1997 `О порядке разработки программы развития свободных экономических зон в Нижегородской области`


В связи с получением областью кредитного рейтинга и выпуска еврозайма в размере 100 миллионов долларов подготовлен ряд документов, регламентирующих экспертизу и оценку инвестиционных проектов (распоряжение администрации области No.1358-р от 23/09/1997 `Об образовании рабочих групп по экспертизе инвестиционных проектов, планируемых к финансированию за счет средств еврооблигационного займа Нижегородской области`, распоряжение No.1075-р от 1/08/1997 `О составе рабочей комиссии по отбору инвестиционных проектов`


Регулирование бюджетных инвестиций в области происходит с 1992 года. Еще в сентябре 1995 году принят областной закон `О повышении эффективности использования бюджетных средств и развитии конкуренции`, вводящий конкурсный характер распределения бюджетных инвестиций.


Существует ли инфраструктура, содействующая становлению рыночных
механизмов
. В Нижегородской области с 1992 года (`столице реформ`) активно развивается инфраструктура, содействующая становлению рыночных механизмов.

В Нижегородской области действует региональное отделение ФКЦБ, 3 биржи (фондовая, валютно-фондовая и агропромышленная), 17 НПФ, 11 ЧИФов, 138 инвестиционных институтов, 27 страховых компаний.

В области зарегистрировано около 200 коммерческих банков и филиалов, из них более 50 - филиалы и дочерние банки иногородних, в первую очередь московских банков.

Из международных институтов в области работают органы Международного и Европейского банков реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, представительства `Вестдойче Ландесбанка`, КПМГ, Центр технической помощи фонда `Ноу-Хау` и др.

В области действует около 50 организаций, оказывающих содействие предпринимателям. В их числе и Дом бизнеса, и Техно-Парк, и палата малого предпринимательства и ремесел. Если в 1997 году областной бюджет предусматривал 7,5 млрд. рублей на развитие малого бизнеса, то в этом году почти в 6 раз больше. Областной Фонд поддержки малого предпринимательства растет и в состоянии теперь поддерживать не только лизинг: за счет формирования собственного резервного фонда может выступать гарантом при привлечении ресурсов в инвестиционные проекты малых предпринимательских структур.


Конкурсы инвестиционных проектов.
В прошлые годы ярмарки и конкурсный отбор проводился лишь по инвестиционным проектам малых предпринимателей.
В связи с выпуском еврозайма Нижегородской области подготовлен порядок и осуществляется конкурсный отбор инвестиционных проектов, предложенных к кредитованию за счет средств еврозайма.

Принципами отбора проектов являются:

социальная, экономическая и бюджетная эффективность проектов;
гарантия возврата средств;
привлечение дополнительных, кроме евробондов, средств;
создание точек роста и развитие территорий в результате реализации проекта.
В соответствии с распоряжением губернатора N 135 8 - р от 23.09.97 г. предусмотрен двухэтапный порядок рассмотрения и отбора инвестиционных проектов. Первоначально проекты поступают в департамент экономики и прогнозирования, который формирует сводную базу инвестиционных проектов и направляются им в одну из 12 рабочих групп, состоящую из представителей профильных департаментов и экспертов банков. Рабочие группы сформированы по отраслевому признаку.

Перечень документов, необходимых для участия в конкурсе, предельно минимален. Представляется бизнес-план по типовой форме Министерства экономики России, а также паспорт проекта, также стандартного образца. Кроме этого, при необходимости заявителем проекта представляются документы, подтверждающие его финансовую состоятельность (бухгалтерские балансы).

Подать документы может любая организация, зарегистрированная на территории Нижегородской области. Но получить положительное заключение достаточно сложно, так как на стадии экспертизы должна быть доказана будущая возвратность средств еврозайма. Администрации Нижегородской области необходимо будет через 5 лет вернуть 100 миллионов долларов, а в течение этих лет раз в полгода выплачивать проценты. Поэтому от заемщиков требуются надежные гарантии. В качестве обеспечения могут быть приняты банковские гарантии, поручительства местных администраций, менее желателен залог ценных бумаг и имеющегося имущества.

На втором этапе получившие положительное заключение рабочих групп проекты направляются на рассмотрение комиссии, возглавляемой вице-губернатором Рыбушкиным, которая рассматривает индивидуально каждый проект и выносит решение о кредитовании, одобряемое губернатором области. Как правило, при вынесении положительного решения предусматриваются ряд дополнительных условий - привлечь дополнительные инвестиции, пройти при необходимости дополнительную экспертизу и т.д. После этого с заемщиком от лица областной администрации департамент финансов заключает договор займа.

Всего поступило 215 инвестиционных проектов. Рабочей комиссией по отбору проектов за 2 месяца работы рассмотрено 33 проекта, одобрено к кредитованию за счет еврооблигаций (евробондов) - 26, получили кредиты 5 организаций (по состоянию на январь 1997 года).

Среди одобренных проектов, создающих рабочие места, можно отметить проект ОАО `Мир` (Нижний Новгород) - при сумме заемных средств 0.5 млн. долл. создается до 500 рабочих мест. В проектах АООТ `Сокол` (6 млн. долл. евробондов) и ЗАО `Ростел` (НИТЕЛ) (2.9 млн. долл.) сохраняется более 1000 рабочих мест.


Наиболее крупными проектами, одобренными к кредитованию, являются:
2 городских проекта (`Чистая вода` и `Ветхий фонд`) - сумма заемных средств по евробондам 39 миллионов долларов;
выпуск городского автобуса на ОАО `Павловсий автобус` - сумма заемных средств по евробондам 15 миллионов долларов;
выпуск самолета `Гжель` на АООТ `Сокол` - сумма заемных средств по евробондам 6 миллионов долларов.
Экспортоориентированными являются проекты АООТ `Сокол`, Богородского завода хромовых кож, ЗАО `Титан` (Саров) и некоторые другие. Реализация ряда проектов позволит улучшить экономическую ситуацию в Богородском, Починковском, Кулебакском и некоторых других районах.

В проекты, кроме средств евробондов будет привлечено дополнительно, без учета собственных средств предприятий, более 35 миллионов долларов от российских коммерческих банков.


Какие компании участвуют в инвестиционных проектах
Особенностью инвестиционных проектов Нижегородской области является то, что, как правило, они реализуются в рамках или благодаря двухсторонним официальным связям Нижегородской области с иностранным или российским агентом.
Существенную роль в привлечении иностранных инвестиций играют совместные проекты. Вот уже несколько лет реализуется так называемый голландский проект по линии сотрудничества с Министерством экономики Нидерландов. В настоящий момент Программа включает 9 проектов и на безвозмездной основе предусматривает поставку голландского оборудования и материалов, передачу технологий и ноу-хау, подготовку технического персонала и оказание консультаций. С начала реализации Программы правительство Нидерландов выделило на проекты в Нижегородской области 18 млн. гульденов.

Большое внимание данная Программа уделяет решению вопросов улучшения состояния окружающей среды. Так, в рамках одного из проектов на кожевенном заводе `Хромтан` (г.Богородск) и птицефабрике `Линдовская` было установлено демонстрационное оборудование по очистке производственных стоков - сепаратор физико-химического действия компании `Сторк-Аква`, которые позволяют в значительной степени снизить существующую нагрузку на очистные сооружения предприятий. Второй этап проекта предполагает серийное производство недорогих высокотехнологических очистных установок по голландской лицензии на предприятиях Нижегородской области. Общая стоимость проекта - 3,75 млн.гульденов.

Среди прочих проектов, реализуемых в рамках данной программы сотрудничества - проект по птицеводству, предусматривающий создание завода по производству комбикормов мощностью 140 тыс. т. в год на площадях АО`Линдовская птицефабрика` проект бутылирования минеральной воды в г.Сарове, проект создания Агентства развития окружающей среды, проект производства домашних и промышленных фильтров совместно с предприятиями химического сектора г.Дзержинска, строительство завода по переработке твердых бытовых отходов.


Активизировались в этом году экономические отношения с предприятиями Италии. Кроме `проекта года` с концерном `ФИАТ` (850 миллионов долларов), развиваются другие направления сотрудничества. Компания `Пармалат` активно работает на нижегородском рынке по открытию своего производства в Борском районе Нижегородской области (общая стоимость проекта 16 миллионов долларов). Также в Борском районе реализуется проект испанской фирмы `ПАСА` (концентраты `Галлина Бланка`) по производства пищевых продуктов (12 миллионов долларов). Проведены предварительные переговоры с фирмой `Ферреро` о размещении кондитерского производства в Балахнинском районе (2 миллиона на первом этапе, 98 на втором).

Сотрудничество с Японией - строительство Кстовского фармацевтического завода с участием фирмы `Мицуи` (150 миллионов долларов) , кооперация Павловского автобусного завода и немецкого концерна MAN с участием фирмы `Ниссе Иваи`), начата работа с фирмой `Марубени` по инвестированию в химический комплекс на общую сумму в 250 миллионов долларов..

Фирма `Главербель`, входящая в концерн `Асахи`, а также ЕБРР, МФК и `Альфа-Капитал` инвестирую в `Борский стекольный завод` около 100 миллионов долларов (15 уже вложено ).


Кроме программ в целом по России, которые включают и Нижегородскую область, в настоящее время у ЕБРР существуют следующие проекты, прошедшие стадию `одобрения концепции и уже работающие`: ЗМЗ-ОАО ГАЗ (серийное производство новых двигателей для автомобилей Газель и `Волга 3110`), программа по кредитованию малого бизнеса, программа по микрокредитованию, программа технического содействия ЕБРР НБД-Банку, проект участия ЕБРР в уставном капитале НБД-Банка, совместные программы финансирования предприятий области (проект реконструкции Новогорьковской ТЭЦ, инвестиционные проекты по ЗМЗ и Борскому Стекольному Заводу), создание совместно с Администрацией Нижегородской области инвестиционной энергосберегающей компании НИЭСКО.


Нефтяная компания `Лукойл` - реализация ряда проектов по созданию сети бензоколонок и сотрудничества с предприятиями Дзержинска и НОРСИ. Наиболее крупный на настоящее время проект - создание ЗАО `Нефтехим` на базе установки ЭП-300.


Концерн `Асахи` через бельгийскую компанию, входящую в его структуру участвует в проекте на `Борском стекольном заводе`


Доля инвестиций в ВРП за 1997 год.
По оперативным данным статистики ВВП составил 37.96 трлн.рублей, инвестиции в основной капитал 6.88 трлн. рублей (18%). Данные, по опыту прошлых лет, через 1-2 месяца будут уточнены.

Сумма иностранных инвестиций в 1997 году
По оперативным данным сумма составит около 165 миллионов долларов (из них 100 миллионов - средства еврозайма). В 1996 году сумма составляла более 140 миллионов долларов.

Описание наиболее крупных инвестиционных проектов
В настоящее время в стадии реализации находятся следующие наиболее крупные инвестиционные проекты (кроме уже упомянутых выше):
На стадии контрактов находится проект `ФИАТ` на общую сумму 850 миллионов долларов

Решены вопросы гарантий по производству в г.Кстово синтетических лекарственных средств с участием фирмы Мицуи - 150 миллионов долларов (на уже существующей площадке)

В стадии реализации находится проект производства 10 и 12 метровых автобусов на Павловском автобусе (выделены средства еврозайма)


Как отдельный проект можно рассматривать сотрудничество Лукойла с рядом дзержинских предприятий (создание ЗАО `Нефтехим`)


Из социальных проектов необходимо отметить проекты озонирования воды `Чистая вода` и реконструкции ветхого фонда Нижнего Новгорода `Ветхий фонд`, на которые также направлены средства еврозайма


Достаточно крупный проект по производству самолета бизнес класса `Гжель` на авиастроительном заводе `Сокол` реализуется с участием банков.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован