11 декабря 1990
5682

`Инженерные школы развились в России гораздо раньше, чем в Америке`

- утверждал С. Тимошенко в своей книге "As I Remember"

"Мои работы были оценены на Западе, только с большим опозданием, когда я уже покинул Россию". /с.126/

"Меня поразили металлические конструкции (американских железных, - В. Чепарухин) дорог. Внешний вид их был безобразен. Конструкции поражали своей технической безграмотностью и были, по моему мнению опасны для движения.
При прохождении поездов и особенно при их торможении на станциях раскачивания этих конструкций достигали совершенно недопустимых пределов. О безграмотности американских инженеров я уже раньше составил себе некоторое представление, изучая провалившийся мост в Квебеке. Но все же не предполагал, что надземная железная дорога Нью-Йорка построена настолько безграмотно". /с.228/

"Теперь, через сорок лет, обдумывая причину наших (США, - В. Ч.) достижений, я прихожу к заключению, что немалую роль в этом деле сыграло образование, которое нам дали русские высшие инженерные школы. Основательная подготовка в математике и в основных технических предметах давали нам громадное преимущество перед американцами, особенно при решении новых не шаблонных задач". /с.224/

"Невольно сравнивали мы условия для докторантских экзаменов в Америке с русскими экзаменами и удивлялись низкому уровню американских. Позже, когда я ближе познакомился с американским образованием, я понял, что все начинается со школы. Оканчивающий среднюю школу американец знает по математике не больше того, что преподается в первых четырех классах русских реальных училищ". /с.247-248/

"Я получил полную картину положения преподавания сопротивления материалов в Америке. Программы были определенно значительно ниже наших русских требований. Удивлял полный отрыв теории сопротивления материалов от экспериментальных исследований. Большинство моих студентов никаких работ по механическим испытаниям материалов с измерением их упругих свойств никогда не делали. Более новые методы вычисления прогибов балок и исследования изгиба в случаях статически неопределимых совершенно не преподавались. По-видимому, студентов не учили получать решения задач сначала в алгебраической форме и затем производить арифметические вычисления с заданной точностью. /с.253/

При такой слабой подготовке не могло быть и речи о каком-либо курсе повышенного типа. Я прочитал им курс обычный для русских студентов второго курса". /с.254/

"...бесцеремонное обращение с чужой литературной собственностью указывало, на каком низком уровне стояло дело преподавания инженерных наук. Это была не Россия, не Петербургский Политехнический Институт!". /с.282/

"Война ясно доказала всю отсталость Америки в деле организации инженерного образования и в деле организации исследовательских институтов, приспособленных для экспериментального решения различного рода технических задач. Правительство поняло это и решило действовать энергично. Были ассигнованы средства для расширения исследовательской деятельности и для подготовки докторов в области инженерных наук". /с.355-356/

"Мои ученики по школе приобретали с годами все больше влияния на преподавание механики в Америке. Они пользовались моими книгами и применяли мои методы обучения". /с.379/

"Конечно, для большинства американцев было новостью узнать, что инженерные школы развились в России гораздо раньше, чем в Америке, и что роль русских инженеров в развитии инженерных наук весьма существенна". /с.414-415/

"Здесь я пользовался задачником, составленным преподавателями И. В. Мещерского и, особенно, чудесной книгой В. Л. Кирпичева "Беседы по Механике". Одним словом, я следовал русским методам преподавания механики и в американские учебники не заглядывал. Лекции имели успех (и записки, составленные моим учеником Юнгом)". /с.313/

Перевод с английского

Из письма С. П. Тимошенко Е. А. Вечорину:

"...Я больше никогда в моей жизни не имел таких благоприятных условий для научной работы (как в СПб Политехническом институте, - В. Ч.). Мне пришлось посетить впоследствии немало инженерных школ в Европе и в Америке, но я не встречал школы, где постановка преподавания была бы на такой высоте, как в нашем институте (СПб Политехническом, - В. Ч.) в первые годы его существования".
http://www.300.years.spb.ru/3_spb_3.html?id=82
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован