01 сентября 2004
138

Ирина Можей: Муниципальный `перекресток` контрольно-счетных органов

Main 20998
ВОЛГОГРАД, 3 июня. /`ФК-Новости`/. В Волгограде 2-3 июня проходит IV Всероссийская конференция Союза муниципальных контрольно-счетных органов. Агентство `ФК-Новости` обратилось к председателю Союза и председателю контрольно-счетной комиссии городского совета депутатов Калининграда Ирине Можей с просьбой ответить на несколько вопросов.

- Что такое сегодня Союз муниципальных контрольно-счетных органов?

- Это организация с огромными потенциальными возможностями, которая сталкивается сегодня в повседневной работе и с большими трудностями. Начну с возможностей. Сегодня Союз, организованный весной 2002 года, объединенияет 82 муниципальных контрольно-счетных органа. В 2002 году наши контролеры вскрыли несколько сот случаев нецелевого и незаконного использования бюджетных средств и вернули в бюджет 1 млрд 200 млн рублей. Данные за 2003 год в целом по Союзу еще не подведены, но уже можно сказать, что они будут однозначно значительно выше показателя предыдущего года. Известно, что порядок в стране, начинается тогда, когда и на муниципальном, и на федеральном уровнях устанавливается полный порядок в расходовании бюджетных средств. И в этом плане муниципальные контрольно-счетные органы играют все большую роль, все активнее реализует свой потенциал, что не может не радовать.

Трудностей тоже много, и по большей части это - проблемы роста, но есть трудности, так сказать, и системного характера.

- Какие?

- Камень, о который мы можем серьезно споткнуться в недалеком будущем, называется законом `Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации`, а в нем - две статьи: 38-я и 34-я. Еще когда закон был законопроектом, и мы обсуждали его, в 34-й статье содержалась норма об обязательности создания в муниципальном образовании контрольно-счетного органа. Но в октябре прошлого года, когда состоялось третье чтение закона, этой нормы уже в тексте не было. То есть, сейчас нет в законе прямого указания о необходимости создания КСО в муниципальных образованиях.

- Что это означает на практике?

- А на практике это в ближайшем будущем может означать следующее. Сейчас идет процесс создания новых уставов муниципальных образований, которых, в соответствии с законом о самоуправлении, станет намного больше. Только в моей Калининградской области их вместо сегодняшних 22 будет 129, и будет или нет в уставе предусмотрено создание КСО - зависит только исключительно от доброй воли местных законодательных властей. Полагаю, что многие не захотят иметь орган внешнего финансового контроля, постоянно анализирующий, как, куда, зачем, в каком объеме и законно ли ушли бюджетные средства. Мое мнение таково: поскольку разработка и принятие уставов должны быть закончены к 1 января 2006 года, у нас остался практически только год, чтобы добиться внесения поправок к закону или каким либо иным образом обеспечить обязательность создания КСО в муниципальных образованиях.

- Однако будут образования, годовой бюджет которых не превышает 40 тыс рублей. В таком случае надо ли там иметь КСО?

- Конечно, нет. Поэтому, предусмотрев обязательность создания КСО в муниципальном образовании, нужно ввести и соответствующий критерий, скажем, установить минимально допустимый размер муниципального годового бюджета. Или установить, что создание КСО возможно только там, где дотации не превышают 50 процентов бюджета, и т. д. Сегодня же я рискну утверждать, что если не предпринять соответствующие шаги, с 2006 года финансовый контроль на муниципальном уровне как система начнет терять свое значение. Вот показательная цифра: с мая 2002 года по май 2003 года в России было создано 11 новых муниципальных контрольно-счетных органов. А после принятия в октябре прошлого года закона о принципах местного самоуправления с пресловутой 34-й статьей и по сей день на всю Россию появился только один контрольно-счетный орган муниципального образования. Так что, повторю, нужно серьезно задуматься о будущем муниципального финконтроля... Впрочем, кроме этой статьи есть еще 38 статья закона.

- Какие же проблемы для муниципальных КСО скрываются в 38-й статье?

- В этой статье предусматривается возможность создания КСО или представительной властью, или непосредственно на муниципальных выборах. Но муниципальные выборы могут оказаться палкой о двух концах. Как аудитор будет выставлять свою кандидатуру? Здесь вполне возможно, на сцену могут выйти большие деньги. То есть силы, имеющие финансовые ресурсы будут пытаться `протолкнуть` своего кандидата, а чем это грозит в будущем, понятно без комментария. Надо, чтобы КСО муниципальных образований формировала именно представительная власть.

- То есть, муниципальный аудит оказался сегодня на перекрестке...

- Получается, что так. Муниципальные контрольно-счетные органы доказали за последние несколько лет свою значимость, и очень не хочется, чтобы дальнейший рост приостановился.

- Кстати, а сталкиваются ли работники муниципальных КСО с угрозами? У нас в стране, к сожалению, это стало как бы критерием успешной работы.

- Да с этим практически каждый из нас сталкивался. Угрозы бывают разные - от элементарных `страшилок` типа `останешься без работы` - до более серьезных угроз физической расправы. Звонят аудиторы в Союз, просят помощи, совета, консультации. Попытки использовать КСО в политических `разборках`, интригах тоже бывает. Но не это главное. Главное - какой результат дает работа. Случается ведь и так: раскопаешь нарушения, подготовишь документы, передашь законодателям для принятия мер - а меры не принимаются. Вот это куда хуже...

`ФК-НОВОСТИ` - www.fcinfo.ruhttp://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован