Эксклюзив
08 октября 2009
5299

Ирина Рыжухина: `Диагностика и развитие базисных функций, обеспечивающих профессиональное самоопределение ребенка-инвалида`

Инвалидность - социальное явление, избежать которого не может ни одно общество в мире. Инвалиды составляют в среднем более 10 процентов населения большинства стран, и этот показатель продолжает расти. Сегодня только по официальной статистике более 13 миллионов российских граждан являются инвалидами. Причем инвалидизация нарастает со скоростью примерно 1 миллион инвалидов в год. Более чем 1/3 от общего числа составляют дети-инвалиды.

К сожалению, в сознании большинства людей образ инвалида ассоциируется со слабостью, зависимостью, обреченностью, требованием постоянной заботы и ухода.

Жизненная же реальность чаще всего сильно отличается от таких стереотипов.

Ограничение здоровья не означает ограничения способностей, таланта, стремления к самовыражению, к активной жизни. Имеется бесчисленное множество примеров выдающихся достижений инвалидов в науке, предпринимательской деятельности, художественном творчестве, спорте. Этих успехов инвалиды добиваются ценой огромных усилий, преодолевая недуг, проявляя высочайшее мужество, силу духа и воли часто на пределе человеческих возможностей.

Права инвалидов являются предметом пристального внимания со стороны Организации Объединенных наций и других международных организаций.

В России немало делается для решения проблем инвалидов и инвалидности на цивилизованном уровне. Тем не менее, инвалиды по-прежнему остаются одной из самых социально незащищенных категорий населения нашей страны.

На личностном уровне инвалиды продолжают испытывать слабую реакцию со стороны общества на их индивидуальные нужды и интересы, острый дефицит человеческого внимания и морально-психологической поддержки в проблемных ситуациях, сложность включения в социальные связи, межличностные контакты и отношения с близкими по интересам и жизненным установкам людьми. Ограниченные возможности развития и реализации своего личностного потенциала, творческих способностей, приобщения к культурно-эстетическим ценностям, коллективному досугу, трудности с доступом к информации о своих законных правах, отсутствие достаточных практических навыков самостоятельной жизни в состоянии инвалидности приводят к сегрегации. Предельную тревогу и опасность для общества вызывают поистине катастрофическая динамика роста в последние голы детской инвалидности, в том числе в особенно тяжелых формах, а также социальная неустроенность и неясность жизненной перспективы поколения молодых инвалидов.

Первоочередного внимания и усилий требуют вопросы и задачи, решение которых способно:

- принести в современных условиях наибольший положительный эффект для максимального числа инвалидов Российской Федерации;

- привести к быстрым позитивным изменениям в жизни наиболее проблемных категорий инвалидов;

- обеспечить социальную интеграцию инвалидов.

В настоящее время в рамках реализации статьи 15 Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инициированы разработка и осуществление программ формирования "безбарьерной" социальной среды, предусматривающей новое жилищное строительство, проектирование общественных и производственных зданий, спортивных сооружений, культурно-зрелищных комплексов и ландшафтных мест отдыха, предусматривающих обеспечение их беспрепятственного посещения инвалидами.
Ярким примером включенности инвалидов в активную жизнь общества является встреча Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева с членами параолимпийской сборной России, выступавшей на Играх в Пекине. Встреча состоялась в Андреевском зале Кремля 19 сентября 2008 г. Среди приглашенных были победители и призеры Игр, тренеры, руководители Параолимпийского комитета России, министерства спорта, туризма и молодежной политики, общественных организаций, решающих задачи поддержки и социальной реабилитации инвалидов.

В своем выступлении Дмитрий Медведев отметил, что Параолимпийские игры можно назвать одной из лучших идей XX века, и подчеркнул, что занятия спортом помогают обрести уверенность в своих силах, найти друзей и единомышленников.

Олимпийские деревни - это примеры организации "безбарьерной среды", где все одинаково доступно и обычным людям, и инвалидам.

Также в сентябре с.г. Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов, которая является первым документом нового столетия, закрепляющим на универсальной основе права человека с особой жизнедеятельностью.

Однако, вектор расширения прав, на наш взгляд, необходимо увязывать с расширением спектра подходов к реабилитационным и адаптационным мероприятиям.

Требования времени определяются процессами гуманизации общественных отношений, реализуемыми в развитии новых форм и направлений социальной политики в аспектах интеграции, поддержки и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. Поиск новых способов социальной интеграции, формирование толерантных отношений, пересмотр сложившихся практик взаимодействия с инвалидами в рамках конкретных социальных институтов и организаций.

В России система помощи детям-инвалидам и их семьям сегодня должна переориентироваться на учет индивидуальных потребностей этих детей, в том числе и на желаемое место в социальной инфраструктуре общества.

Особое значение для человека имеет социальная среда, которая в процессе онтогенеза становится доминирующей. Информационные социальные отношения приобретают для человека ведущее значение, как в плане системной организации его поведения, так и в состоянии его здоровья.

Социальная среда формирует у человека функциональные системы, принципиально отсутствующие в биологических популяциях. Эти чисто человеческие функциональные системы, направленные на получение отдельными индивидами и популяциями людей социально значимых результатов, определяющих учебную, производственную и бытовую деятельность, деятельность по защите общества, духовное развитие, религиозные культы и т. д. В социальных человеческих популяциях индивиды уже становятся отдельными элементами популяционных системных организаций, деятельность которых направлена на получение общественно значимых социальных результатов. И сегрегация людей со специфической жизнедеятельностью является закономерной, поскольку традиционная реабилитация носит инструментальный искусственный характер и освоение общепринятых (в нашем контексте, не общедоступных) способов действий зачастую вызывает ступор, который в дальнейшем приводит к пассивной жизненной позиции.

Системные представления об организации функциональных систем ребенка-инвалида открывают новые возможности оценки его состояния в процессе жизнедеятельности, особенно трудовой активности, а также при проведении реабилитационных мероприятий.
С системных позиций компенсация нарушенных функций всегда идет в направлении сохранения функциональными системами способности обеспечивать полезные для организма приспособительные результаты.

Основным условием компенсации нарушенных функций в любой функциональной системе является сохранение хотя бы минимальной информации о конечном результате ее деятельности. По мере компенсации складывается новая системная интеграция, которую в каждом конкретном случае необходимо хорошо представлять и, если она полезна, закреплять.

Как показали, например, исследования Е.Л. Голубевой, при удалении одного легкого компенсаторный процесс связан не только с деятельностью второго оставшегося легкого, но и с функциями сердца, почек, крови и других исполнительных компонентов разветвленного внутреннего звена саморегуляции функциональной системы дыхания.

Широкими резервами компенсации обладают исполнительные звенья саморегуляции функциональных систем, у которых имеется огромная возможность перебора и взаимозаменяемости для достижения полезного приспособительного результата. В любом случае при удалении или повреждении того или иного органа необходимо учитывать, на какие другие исполнительные органы и в каких функциональных системах ляжет дополнительная нагрузка.

Теория функциональных систем позволяет по-новому подойти к вопросам диагностики способов взаимодействия ребенка-инвалида с окружающим миром и разработки индивидуальной программы реабилитации.

С позиций теории функциональных систем все реабилитационные мероприятия выступают в роли дополнительного внешнего звена саморегуляции, компенсируя тем самым недостаточную функцию тех или иных функциональных систем организма.

Установлено, что положительные эмоции составляют базу реабилитационной практики, нормализуя нарушенные эмоциональным стрессом метаболические свойства нейронов мозга. Положительные эмоции при предъявлении человеку приятной музыки, действии тепла, тепло-холодовых воздействий в сауне и вообще при достижении любых полезных приспособительных результатов могут выступать в роли значимых реабилитационных факторов, особенно при невротических состояниях. Все это формирует дополнительное внешнее звено саморегуляции с положительным эмоциональным результатом (Судаков К.В., 2000).

В процессе индивидуальной жизни происходит обогащение динамических стереотипов - соответствующих акцепторов результата действия.

Основой построения акцептора результата действия являются эмоциональные состояния. Они создают субъективный образ внутренних потребностей и их удовлетворения. Они же определяют эмоциональное сознание, строящееся на основе постоянной оценки потребностей и их удовлетворения.

Информационную основу интеллекта составляет эмоциональное сознание (Райков В.Л., 1998) - постоянная оценка разнообразных потребностей организма и их удовлетворения с помощью специфических эмоциональных переживаний.

Известно, что заученные действия характеризуются высокой степенью устойчивости. Они проявляются нередко и вхолостую, когда по различным причинам изменяется ранее привычная обстановка. Этот элемент интеллекта можно рассматривать как "моторное сознание". Для детей-инвалидов моторное сознание на ранних этапах онтогенеза создает основу развития интеллекта.

Основываясь на данном утверждении, нами разработан пакет диагностики, посредством которой становится возможным определить базовые свойства функциональных систем, спонтанно сформированные в процессе жизнедеятельности и обеспечивающие позитивную приспособительную ориентировку. Изучая эпизоды поведения ребенка в заданной ситуации, мы пробуем определить ключевые элементы моторного сознания. Следующим шагом является моделирование соответствующей развивающей среды, позволяющей осознанно видоизменять стереотипы действий.

Важным элементом такой саморегуляции является собственный выбор необходимых способов действий для достижения намеченного результата самим ребенком. Ведущим элементом поведения является осознанная коррекция привычных форм действий, в отличие от освоения инструмента деятельности здорового человека в традиционной реабилитационной практике. Иными словами, данный процесс реабилитации можно назвать подстраивающимся под привычные способы взаимодействия с окружающим миром.

Метод диагностики моторного сознания мы назвали деятельностным, поскольку его целью является фиксация действий и операций в специальной диагностической среде. Приведу пример производимых замеров: способ вхождения в привычную (=непривычную) ситуацию (=обстановку); количество и содержание обращений к значимому взрослому; параметры исследовательских функций; описание эмоциональных реакций;
целесообразность действий и деятельности в целом; поэтапный результат деятельности и т.д.

Методологию реабилитационных мероприятий мы определяем как коммуникативную, в которой рассматриваем 3 направления: аппаратное или техническое; межличностное (контактное); смешанное. В ходе фиксации основных показателей деятельности нам удается определить наиболее предпочтительный способ реабилитационных мероприятий для каждого конкретного ребенка.

Существует мнение, что инвалид может сделать то, что, порой, не под силу здоровому человеку: скрупулезно оценить ситуацию, сориентироваться в ней и применить ее к формату требований профессии или собственной жизнедеятельности - незаменимые качества адвоката, аудитора, а также представителей профессий экономической, финансовой и социальной аналитики.

Исходя из этого, объективно востребованной на сегодня становится национальная программа, действующая на постоянной основе, включающая опыт научных школ, некоммерческих и общественных организаций (российских и зарубежных), государственных органов и учреждений, бизнес-структур, целью которой является разработка мер по включению лиц с ограниченными возможностями в процессы социально-экономического развития страны в качестве нестандартного инновационного потенциала общества.

И уже сегодня в этом направлении имеются некоторые наработки. Приведу несколько примеров.

В 2008 году Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы развития образования реализуются 2 проекта, направленные на развитие дистанционных технологий в обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Целями проектов являются:

1. Совершенствование процессов обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста.

2. Организация курсов повышения квалификации и дальнейшей методической поддержки для преподавателей и администрации образовательных учреждений, обучающих детей-инвалидов, с использованием дистанционных методов.

В рамках проектов планируется организовать:

1. Обучение на курсах повышения квалификации преподавателей и администраторов по программе "Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями с использованием Интернет".

2. Проведение методической поддержки и индивидуального сопровождения учителей и администраторов образовательных учреждений, которые участвуют в обучении детей с ограниченными возможностями в дистанционном режиме.

3. Оказание технической консультационной поддержки по использованию Интернет-системы поддержки учебного процесса.

Результатами реализации проектов должны стать: обновление технологий обучения детей-инвалидов, не посещающих образовательные учреждения; обучение детей-инвалидов по современных образовательным программам; профессиональная подготовка детей-инвалидов по высокотехнологическим специальностям; увеличение доли обучающихся с использованием информационных технологий; повышение количества выпускников по программам полного среднего образования.

Это иллюстрирует принципы государственного подхода, но является лишь фрагментом деятельности конкретного ведомства.

В 1996 году в рамках федеральной целевой программы "Молодежь России" московским центром индивидуального обучения "Успех" (АНО) был реализован пилотный проект социальной реабилитации детей-инвалидов и их семей "Вместе", получивший свое продолжение в деятельности одноименного фонда в г. Саров Нижегородской области.
В рамках проекта глухие от рождения дети одновременно с обучением чтению овладевали текстовым и графическим редакторами на компьютере. Это позволило - расширить и обогатить коммуникативную сферу ребят, создать особую развивающую среду формирования познавательных процессов, внести в жизненные цели новые смыслы, определяющие будущие профессиональные возможности. Как результат - из 8 участников программы - 2 показали незаурядные математические способности и являются в настоящее время банковскими служащими; 6 - работают операторами в офисах московских фирм.

Выпускники той же программы по направлению "Актуализация замещающих моторных функций у детей с ДЦП на основе IT-технологий" работают в дизайнерской фирме и в информационно-статистическом бюро.

Описываемый подход ранней диагностики функциональных систем у детей-инвалидов с последующим моделированием адаптивно развивающих сред как основы реабилитационных программ: во-первых, открывает возможность широкомасштабных исследований замещающих функций у людей с различными видами физической инвалидности (как врожденной, так и приобретенной); во-вторых, дает старт к разработке обучающих программ для инвалидов разных возрастов, включающих организацию саморазвивающей среды, пропедевтически влияющей на активную позицию в обществе в ожидаемом профессиональном качестве; в-третьих, позволит создать базу данных, содержащую профессиограммы, предъявляющие особые требования к отдельным функциональным способностям, спонтанно актуализированным у инвалидов в процессе их жизнедеятельности. Таким образом, профессия для инвалида станет не облегченным вариантом того, что может выполнять здоровый человек, а индивидуально ориентированным способом жизнедеятельности, в котором он изначально более успешен.

Это обеспечивает повышение мотивации к обучению за счет организации творческих, исследовательских, практико-ориентированных курсов с опорой на компенсаторные функциональные системы, внедрение новых моделей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья, как непосредственно по месту жительства, так и в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Одним из направлений процесса реабилитации детей-инвалидов и содействия полноценной интеграции их в общество может послужить программа добровольческого (волонтерского) движения, активно развивающаяся в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Не секрет, что данная практика является исконно российской ментальностью, к сожалению, утраченной нами в перестроечное время. Суть данной практики в особом значении ближайшего социального окружения для развития ребенка. В США эта практика отражена в программе "Старшие братья и сестры" по отношению к детям, растущим в трудной жизненной ситуации. Программа характеризуется действующим целостным механизмом опытной передачи знаний, умений и навыков, затрагивающих коммуникативную, личностную и профессиональную сферы. Распределение позиций в диадах и в малых группах, объединяющих здоровых людей и детей с особой жизнедеятельностью, обеспечивается группой профессиональных аналитиков, работающих с персональными базами данных. Вход и выход из программы - добровольный, однако аналитическая система работает на прогностическом уровне и обеспечивает регулируемое формирование социального заказа на межличностную (контактную) реабилитацию. В результате программа выполняет, помимо реабилитационной, и профилактическую функцию по предупреждению нежелательных явлений в социальной среде, связанных с маргинализацией некоторых слоев населения.

В целях обобщения результатов и последующего развития опыта коммуникативной аппаратной на основе IT-технологий и контактной реабилитации предлагается сформировать на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений информационно-аналитические подразделения, патронирующие состояние различных социальных групп на подведомственной территории.

Развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства позволит сформировать сети образовательных коммуникаций, сети распределенных информационно-образовательных ресурсов и сети региональных ресурсных центров, как методических опорных центров.

Широкому обсуждению, анализу, коррекции и последующему внедрению инновационых подходов к реабилитации детей-инвалидов могут содействовать ежегодная Международная специализированная выставка оборудования и новых технологий комплексной реабилитации инвалидов, конференции специалистов данного направления, семинары и круглые столы, организуемые ведущими научно-исследовательскими и информационными центрами.


Литература

Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы // Избранные труды. - М.: Наука, 1978.

Асмаян Н.В., Богомолова Е.М. О возможных механизмах процесса принятия решения на примере условного инструментального поведения // Проблемы принятия решения. - М.: Наука, 1976.

Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. - М.: Наука, 1980.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1976.

Райков В.Л. Биоэволюция и совершенствование человека. Гипноз, Сознание, Творчество, Искусство. - М.: Изд. дом "Грааль", 1998.

Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. - Госполитиздат, 1947.

Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу. - М.: Горизонт, 1998.

Судаков К.В. Системная организация функций человека: Теоретические аспекты // Успехи физиол. наук. - 2000. - Т. 31. - N 1.

Судаков К.В. Системное построение функций человека.- М.: ИНФ им. П.К.Анохина РАМН, 1999

Материалы выступления Председателя Всероссийского общества инвалидов, депутата Государственной Думы РФА. В. Ломакина-Румянцева на Всероссийском совещании по вопросам совершенствования предоставления мер социальной поддержки, социальных, реабилитационных услуг и протезно-ортопедической помощи инвалидам, проведенном в Москве 4 июня 2008г. Министром здравоохранения и социального развития РФ Т. А. Голиковой www. duma.gov.ru/scom_f548...791/2008.


08.10.2009,
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован