19 мая 2008
901

Искусство как частное предпринимательство

Общаясь по долгу службы со многими творческими людьми, я все время сталкивалась с некоторым чувством обиды с их стороны. Все эти люди, за малым исключением, будучи известными, заслуженными, перезаслуженными, сетовали на то, что государство уделяет ничтожно мало внимания культуре во всех ее областях, отдавая предпочтение, например, спорту.

Если разобраться, то, конечно, их прекрасно можно понять. Ведь культура - это чуть ли не единственное, что остается потомкам, поскольку именно по духовному наследию, по архитектурным памятникам, по музыке, и т. д. нас будут оценивать в будущем. Все, что связано с духовной составляющей общества, не должно оставаться на задворках жизни.

В конце концов, если бы культурная жизнь общества никому не была нужна, то не было бы полных залов во время премьеры новой кинокартины или концерта известного артиста, не наблюдалось бы того ажиотажа, который творится на кинофестивалях, книжных выставках, не создавалось бы многочисленных телевизионных программ, связанных с теми или иными представителями культуры.

Но в то же время сменившийся в начале 90-х годов государственный строй потребовал нового отношения абсолютно ко всему, ко всем отраслям жизнедеятельности человека, и прежде всего самостоятельного зарабатывания средств при минимальном дотационном обеспечении со стороны государства. Это поняли многие, но перестроиться смогли далеко не все. И вряд ли можно в этом кого-то обвинять. Ну не может человек одновременно быть гениальным композитором и талантливым бизнесменом. Голова занята либо творчеством, либо коммерцией.

Каков же выход? Как зарабатывать деньги, опираясь только на собственные силы? Как составить бизнес-план, как продумать дальнейшую тактику и стратегию продвижения собственного творчества? Где найти средства на новый проект, как уследить за "пиратами", как выйти на мировой уровень? Как организовать выставку или презентацию, да чтобы она прошла с большим успехом? И вообще, как жить в этом стремительно меняющемся мире?

Вопросов много, а решать их должен профессионал. Бизнес и культура в любом цивилизованном обществе сегодня дополняют друг друга, немыслимы друг без друга. Уже неоднократно отмечалось многими учеными, что только общество, в котором сложились и вызрели развитые формы сотрудничества делового мира и сферы культуры, способно к саморазвитию и саморегуляции социально-культурных процессов. Ни для кого не секрет, что бизнес все более интегрируется с другими сферами жизни общества: политикой, культурой, наукой, образованием, спортом. В том числе и с искусством. Благодаря чему изменяется и сама технология менеджмента, становясь социально и культурологически ориентированной деятельностью.

Сегодня, куда не посмотри - везде менеджеры и управленцы, что неудивительно. Ведь принятие ответственных решений, ведение переговоров, нахождение компромиссов, умение выходить из любых ситуаций необходимо каждому, кто думает об успехе своей организации, фирмы или самого лично. Под менеджментом обычно понимается система управленческой деятельности, которая обеспечивает успешное функционирование различных социальных институтов.

Однако, если заставить симфонический оркестр ездить по сельским областям и играть для людей, которым это вряд ли интересно и нужно, можно навредить и себе, и зрителям. Нельзя навязывать культуру, нужно работать тоньше, деликатнее. Нынешнее поколение уже упущено и для классического театра, и для серьезной симфонической музыки, и для живописи, и для литературы. Упущенное придется наверстать, в том числе и с помощью менеджеров, главной задачей которых является своего рода "пропаганда" того или иного вида искусства, разработка, например, культурной концепции и экономической стратегии, скажем, театра (обозначить целевой рынок, специфику и направление деятельности). Менеджеры имеют доступ к современной информации, к происходящему на мировой сцене. Сегодняшние реалии требуют быстроты реакций. Необходимо обладать таким качеством, как мобильность и четко понимать свою миссию.

Существуют сферы деятельности, где эффективны исключительно административно-командные методы управления. Это армия и места лишения свободы - сферы абсолютно несвободного времени, когда человек выполняет не свою волю. Есть сферы, в которых эффективно отраслевое управление с необходимостью централизации средств, ресурсов и т. д. - например, тяжелое машиностроение, оборонные предприятия. Но культура - это такая область деятельности, где командные методы или отраслевой подход являются несостоятельными. Это сфера свободного времени, когда люди в прямом смысле слова что хотят, то и делают. Если их не пускают в конкретное учреждение, они идут в другое, если и там терпят неудачу, они идут на кухни, в подвалы, на чердаки, но будут продолжать делать то, что они хотят. Им можно только помогать или мешать.

Председатель Союза художников РТ Абрек Абзгильдин недавно с горечью сказал о том, что известным художникам приходится на своих личных кухнях, неприспособленных для подобной деятельности, создавать картины. А ведь мастерские как таковые есть в Москве и Санкт-Петербурге, где их можно брать в аренду, у нас же это понятие подразумевает исключительно свои личные места проживания. Поэтому специалисты признают, что менеджмент в сфере культуры может заключаться в создании организационных и экономических условий саморазвития культурной жизни. И в этом заключается истинное содержание специфики менеджмента в сфере культуры

Конечно, трудно подготовить универсального человека для управления "не важно чем", поскольку в каждой области существует своя специфика. Многочисленные учебные заведения предлагают курсы таможенных и финансовых менеджеров, менеджеров по персоналу, менеджеров по продажам и т. д. А значит, должны быть менеджеры и по музыке, и по изобразительному искусству, и по театрам. Почему нет? В силу своей публичности, социальной значимости культурная сфера обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, социального статуса и т. д. Средства в этой области появляются преимущественно на основе вовлечения интересов различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и т. д. Даже в шоу-бизнесе, особенно коммерциализированном секторе сферы культуры, доходы от продажи билетов не являются основополагающими, главное - средства спонсоров. Гастроли же чаще всего являются лишь частью рекламной кампании нового диска или альбома. Но надо уметь заинтересовать перспективами тех, в чьих руках сосредоточены немалые суммы. А для этого необходимо обладать всеми качествами настоящего менеджера, прежде всего обладать мощной искусствоведческой подготовкой. Если будущий специалист в этой области будет изучать историю литературы, театра, музыки, изобразительного искусства, и вместе с тем экономическую теорию, экономику культуры, бухгалтерский учет и менеджмент, и еще множество специальных дисциплин, то из него получится профессионал, который всегда будет востребован. Эта профессия не просто интересна, но ответственна, поскольку требует как конкретных знаний и навыков в выбранной области управления, так и целеустремленности, воли, коммуникабельности, стрессоустойчивости. Это не просто работник "идеологического фронта", а человек юридически грамотный, практически ориентированный в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, другими словами - полноценно компетентный в вопросах менеджмента, без всяких скидок на специфику сферы.

Есть ли сегодня такие специалисты в республике? Нет, конечно, встречаются исключительные самородки, которые на почве увлеченности тем или иным видом искусства занимаются этим делом, но так, чтобы целенаправленно готовить кадры при каких-либо творческих вузах в республике, к этому, пожалуй, мы еще не готовы, судя по окружающей действительности. А жаль.

Альбина ХАЗИЕВА

Комментарии

Рашид ЗАГИДУЛЛИН, главный режиссер Татарского государственного театра драмы и комедии им. К. Тинчурина, заслуженный деятель искусств РТ, доцент Казанского государственного университета культуры и искусствРашид ЗАГИДУЛЛИН, главный режиссер Татарского государственного театра драмы и комедии им. К. Тинчурина, заслуженный деятель искусств РТ, доцент Казанского государственного университета культуры и искусств:

- Понятие менеджмента в Москве и Санкт-Петербурге очень сильно отличается от того, что скрывается под этим понятием в Казани. Например, в наших национальных театрах существует некий человек, занимающий должность администратора, главного администратора или зам. директора по зрителю. В свою очередь, у него есть сеть уполномоченных по распространению билетов, которые бегают и продают билеты по школам, организациям и т. д. и т. п.

То есть традиционные учреждения культуры стараются реализовать билеты только собственными усилиями. Согласитесь, что это довольно архаично, и подобная система себя уже давно изжила. Она имеет право на существование, но то, с чем я сталкивался в Москве и Петербурге на гастролях, конечно, совершенно иного плана.

Например, очень мощная, развитая система реализации билетов через Интернет. Огромная сеть театральных касс как таковых. Особо следует выделить кассы в метрополитене. Но и это не самое главное. Главное ведь в том, чтобы зритель сам пришел в кассу. Вот здесь остро стоит вопрос рекламы. Мне кажется, на сегодняшний день в Казани катастрофически мало уделяется внимания любой рекламе. А это ведь тоже часть менеджмента. Реклама создаваемых произведений необходима, примером тому может быть хорошо продуманная акция фильма "Идиот" по роману Ф.М. Достоевского. Никто бы его сегодня не смотрел и не читал бы, ориентируясь только на название. В результате - хороший прокат, и в итоге человек, который посмотрел "Идиота", потом побежал в книжный магазин, чтобы сравнить уведенное с прочитанным. Сегодня уже не книги диктуют условия, а фильмы. Надо принимать это как данность. И наш спектакль "Мамаша Кураж" по пьесе Б. Брехта в 2000 году собирал аншлаги именно благодаря грамотно продуманной рекламной акции. Ролик, транслируемый по телевидению, вскрывал суть произведения и заинтриговывал.

Вообще, массовый зритель у нас в последнее время воспитан на низкопробных шоу и сериалах, и в театре хочет видеть то же самое, то есть, чтобы спектакль был быстрым, легким и незатейливым. Но постановка пьесы - это целый процесс, включающий в себя время, затраты на производство декораций и костюмов и т. д. и т. п. А потом это еще надо суметь продать. И не факт, что это удастся сделать на высоком профессиональном уровне, в силу отсутствия профессиональных кадров в этой области, даже если это хорошая продукция, потому что сегодня спектакль высоконравственный не пользуется спросом. Сравнивать это с неким коммерческим производством даже как-то некорректно. Ведь мы ответственны за душу человека, и обязаны соблюдать некие критерии морали, установленные еще нашими предками. В тот период, когда все, что связано с татарским этносом, постепенно начинает растворяться в общероссийской культуре, традиционные учреждения культуры и театр в частности являются центром сохранения национальной культуры. А это требует государственных вложений. Конечно, для того, чтобы творческий деятель не влачил нищенское существование, руководителям данных учреждений необходимо самим изыскивать какие-то новые способы привлечения средств. Но и назначать на эти руководящие должности необходимо людей не только знающих творческое производство, но имеющих большой опыт и практику, а самое главное - искренне любящих это дело специалистов.

С другой стороны, говоря откровенно, современные условия не самые тяжелые. Я помню времена, когда только пришел на нынешнее место работы. В 1993 году, к сожалению, ныне покойный директор театра Р.Ш. Абульмамбетов, не первый год работавший в этой системе, умел, знал и любил свое дело. В те страшные годы, когда стране было не до культуры, и денег практически не давали ни на что, он умудрялся организовывать целую рабочую цепочку, помогавшую выживать. Например, мы играли выездной спектакль в районе, деревне за мясо, которое потом обменивалось на кирпич. А кирпич в свою очередь отдавался предпринимателю, который его реализовывал, в результате в театр поступала чистая прибыль, для дальнейшего производства спектаклей. За счет этой грамотно поставленной деятельности мы тогда выжили. Вот вам и менеджмент.

Леонид ЛЮБОВСКИЙ, член Союза композиторов РТ, заслуженный деятель искусств РФ и РТ, лауреат Государственной премии РоссииЛеонид ЛЮБОВСКИЙ, член Союза композиторов РТ, заслуженный деятель искусств РФ и РТ, лауреат Государственной премии России:

- Несмотря на то, что слово менеджер новое для постсоветской России, однако, если заглянуть в историю, можно обнаружить величайшего организатора своего времени, крупнейшего театрального и художественного деятеля С. Дягилева. Это был менеджер в широком значении этого слова, так как он успешно пропагандировал русское искусство за рубежом. Именно благодаря ему о русском балете узнали на Западе. Он обладал даром убеждения и практически всю прибыль вкладывал в очередной проект. Но если бы Дягилев не был высокообразованным человеком, разве он мог бы понимать значение того, что делает? Сегодня назвать людей такого уровня затруднительно. Вообще, хороший менеджер в сфере культуры на вес золота. Если говорить о музыке, я убежден, что при профильных вузах на композиторском и теоретическом факультетах нужно готовить подобных специалистов, своего рода музыкальных деятелей. То же самое касается и других областей культуры. Эти люди никогда без работы не останутся. Мы знаем менеджеров, которые работают в сфере легкой музыки. Но они должны быть и для серьезного классического искусства, являющегося по-настоящему духовным воспитателем общества. Преобладающим для них является ответственность перед слушателями, зрителями. Самое главное, что менеджер в области культуры должен прекрасно разбираться в том виде искусства, который он представляет.

Если грамотно работать, понимать, что, как и зачем делать, чувствовать время, то появятся и средства. Блестящим примером является Татарский театр оперы и балета им. М. Джалиля, где в соответствии с духом времени были проведены кардинальные изменения во всей структуре, то есть совмещены черты жесткой западной системы (контракты, кастинги, пригла-шения гастролеров и новых постановочных групп на каждый спектакль и т. д.) с традициями русского репертуарного театра.

В Союзе композиторов РФ примерно две с половиной тысячи человек. Но это не означает, что все они сочиняют музыку, да это и не нужно. Спрос на специалистов академической музыки небольшой. Бывает, что произведений двух-трех композиторов достаточно для удовлетворения потребностей целой страны. Поэтому кто-то из них преподает, кто-то занимается музыкальной режиссурой, кто-то аранжировкой. А ведь композиторы - это специалисты широкого профиля, по природе своего дарования они должны обладать общественным вкусом и реактивностью на события в мире. Вот и из них могли бы выйти хорошие менеджеры. В общем, это своего рода воспитатели общества и их необходимо обучать.

Владимир ПОПОВ, народный художник, каллиграфист, заслуженный деятель искусств РТ, член Союза художников России, член Международной ассоциации изобразительных искусств - АИАП ЮНЕСКОВладимир ПОПОВ, народный художник, каллиграфист, заслуженный деятель искусств РТ, член Союза художников России, член Международной ассоциации изобразительных искусств - АИАП ЮНЕСКО:

- Как известно, в большинстве своем люди творческих профессий (прежде всего артисты, музыканты, художники, писатели) - это когорта своего рода фанатиков, которые, кроме своего творчества, ничего не видят и не слышат. Да им даже и некогда чем-то другим интересоваться, они же поглощены искусством. И поэтому в основном они юридически не подкованы, не приспособлены к "рыночной" жизни. После развала Советского Союза мы оказались в каком-то совершенно новом государстве, с другими законами и нормами, и стать "своим" в этой среде тем деятелям культуры, которые уже сделали себе имя в СССР, оказалось очень непросто.

Молодежь как-то быстро осваивается, входит в колею, приспосабливается. У нынешнего поколения больше таких черт, как нахальство, напористость и потребность жить сегодняшним днем. Они даже могут искусство поставить на поток, изготавливая то, что на потребу массам. А художники, художники в широком значении этого слова, особенно те, которым сегодня за 50, они иного склада. Это консерваторы, которые не думают о деньгах, понимаете. Наш принцип - дать пользу людям, а не взять что-то от них. А менеджер в моем понимании - это необходимый человек, прежде всего для таких фанатиков, для людей, которые не ставят перед собой задачу только наживы со своего искусства, а хотят, чтобы оно нравилось специалистам и простым зрителям. Скажем, мои работы в области каллиграфии не столько для продажи, сколько для выставок, чтобы человек увидел в решении традиционных, тысячелетиями повторяющихся тем что-то новое, интересное. Когда я или кто-то другой создает новые, нетрадиционные подходы в произведениях, когда голова полна творческих идей и задумок, разве можно думать о коммерческой стороне вопроса? И менеджер в моем понимании - это своего рода "нянька", неважно, женщина или мужчина, главное, чтобы это был человек, который способен раскрутить творческого индивидуума, способен помочь ему обосноваться в обществе в смысле организации выставок, встреч, показов его работ и т. д.

К примеру, мой менеджер сам напросился на эту "должность", когда увидел в Москве мою персональную выставку в Музее Востока. И у нас это сотрудничество даже переросло в дружбу. Президент Ирана, когда увидел мои работы во время выставки в Тегеране, высказал свою заинтересованность ими. Здесь менеджер сыграл свою немаловажную роль. Мало того, он поехал вместе со мной на заграничные выставки. Я же ни по-английски, ни по-арабски не могу общаться. Так вот, он был со мной и в качестве переводчика. Есть у меня еще и второй менеджер, прекрасная женщина, великолепный организатор. Но мне повезло в том смысле, что они сами меня нашли, поскольку увлечены моими работами. А вообще, чтобы найти подобного специалиста в области культуры, мне кажется, надо будет немало потратить времени. И есть ли они вообще сегодня?

Альбина Султан

www.elitat.ru

19.05.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован