11 мая 2000
3860

Ислам и политическая стабильность. Опыт четырнадцати веков и перспективы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

Материалы конференции 11 мая 2000 года

СТЕНОГРАММА КОНФЕРЕЦИИ



Здание Государственной Думы. Малый зал. 11 мая 2000 года. 10 часов. Председательствует председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций
В. И. Зоркальцев

Председательствующий. Уважаемые депутаты Государственной Думы! Уважаемые муфтии! Коллеги! Мы начинаем конференцию, которую наш комитет проводит по настоятельной просьбе ряда ученых историков, религиоведов, политологов, политических деятелей, депутатов Государственной Думы, мусульманских общин.
Для нас, для нашего комитета, повестка дня настоящей конференции звучит как утверждающая. Мы рассматриваем религию в Российской Федерации, в нашем государстве, в нашем обществе как гарант политической стабильности, как одну из составляющих наших религиозных традиций в соответствии с Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Конечно, мы ожидали большего числа участников, потому что желающих приехать и поучаствовать в конференции заявлялось значительно больше. Но подавляющее большинство приглашенных присутствует, а главное - присутствуют все записавшиеся для выступлений. Мы очень рассчитываем на обстоятельную, серьезную дискуссию.
Вносится следующее предложение по порядку работы: небольшое, в пределах 30 минут, сообщение от имени комитета, в нем мы постараемся обозначить те проблемы, которые хотелось бы обсудить на настоящей конференции. Все выступления стенографируются, и по итогам конференции ее материалы мы обобщим и внесем наши предложения руководству Государственной Думы.
Думаю, что для выступлений 10 минут будет достаточно. Около 12 часов мы сделаем перерыв и к 15 часам завершим нашу конференцию. Надеемся, что успеют выступить все записавшиеся. Но если кто-то (в случае, если выступления затянутся) не успеет выступить, мы просим сдать текст выступления, чтобы приобщить его к стенограмме и к тем материалам, которые затем будут оформлены.
В президиуме находятся: советник Председателя Государственной Думы профессор Алексеев Валерий Аркадьевич, Александр Семёнович Давыдов - заместитель председателя нашего комитета, депутат Государственной Думы, руководитель аппарата нашего комитета Владимир Феоктистович Кульчицкий, Себенцов Андрей Евгеньевич - представитель Правительства, депутаты Государственной Думы Абдул-Вахед Валидович Ниязов - заместитель председателя Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы и Сафа-ралиев Гаджимет Керимович - заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке.
Еще раз приглашаю вас к активному участию в обсуждении проблемы, вынесенной на нашу встречу.
Председательствует заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций А. С. Давыдов
Председательствующий. Слово для доклада предоставляется Виктору Ильичу Зоркальцеву, председателю Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций.
Зоркальцев В. И. Как я уже говорил, коллеги, на настоящую конференцию вынесена проблема, которая вызвала большую дискуссию среди приверженцев ислама и религиоведов, ученых-историков, представителей муфтията, политиков и депутатов.
Хотелось бы обозначить ряд проблем, наиболее полно характеризующих состояние государственно-церковных отношений в России на настоящий момент и роль одной из традиционных религий - ислама-в их развитии и укреплении. Надеюсь, что выступающие выскажут свое отношение к этим проблемам. Это явится хорошей основой для дальнейшей законотворческой работы в этой сфере. Мы хотим по-серьезному напитаться идеями, взглядами, соображениями, чтобы потом учесть их в законотворческой деятельности комитета.
Мы собрались в непростое время. Российское общество, неотъемлемую часть которого составляют мусульмане, сталкивается с колоссальными трудностями. Проблемы социально-экономического порядка сегодня дополняются попытками наших недругов вбить клин между последователями традиционных отечественных конфессий, отношения между которыми во многом определяют мир и стабильность в нашей стране, поссорить Россию с ее историческими союзниками и друзьями в исламском мире на Востоке и с иными христианскими конфессиями на Западе, противопоставляя одни другим. Поэтому сам факт проведения в Москве, в стенах российского парламента по инициативе Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций конференции на тему "Ислам и политическая стабильность. Опыт четырнадцати веков и перспективы" свидетельствует о чувстве высокой ответственности ее организаторов и участников за судьбу наших народов и нашего единого, общего многонационального и многоконфессионального государства.
Ислам - не только великая цивилизация и культура, религиозное учение, давшее человечеству высочайшие образцы духовно-нравственных гуманистических ценностей, ислам - это еще и образ жизни миллионов наших сограждан-мусульман, многих коренных народов России. В исламе, как и в других традиционных религиях, большое значение имеют основополагающие ценности: уважение к старшим и заветам предков, культ семьи и родственных отношений, любовь к Родине и людям, ее населяющим. Солидарность, чувство причастности к целому - государству, общине - сформировали основы национального характера коренных народов России, культура которых основывается на наших традиционных религиях.
Наше время характеризуется не только большими экономическими и политическими потрясениями. Прослеживаемый этап правильнее всего рассматривать как переходный. Мы должны думать не только о текущих невзгодах, но и о будущем, надеяться и верить. Но надежды на будущее могут оправдаться только в том случае, если правильно увидеть его ростки в настоящем. Таким ростком обнадеживающей перспективы развития и укрепления гражданского общества в России является гармония и взаимоподдержка традиционных религий, как это установлено законом "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Мы категорически не согласны с тем, что мусульманскую общину России сравнивают с мусульманскими общинами таких стран, как США, Германия или Франция. Для этих и многих других западных стран мусульмане - это иммигранты и приезжие туристы, а для нас мусульмане - наши коренные народы, веками живущие на своей родной земле и не знающие иной Родины, кроме как Россия, наши родственники, соседи, друзья. Уникальная российская цивилизация в течение столетий выработала общие для всех нас духовные и культурные ценности, сочетающие в себе многовековую мудрость наших народов, устойчивые традиции и динамизм, присущие миросозерцанию мусульман, православных, иудеев, буддистов и представителей других отечественных конфессий. В беде и в радости, в моменты национальных трагедий и триумфов их представители всегда были вместе: многовековая история Российского государства, в которой есть разные страницы - как вызывающие гордость, так и достойные сожаления, - не знает примеров войн и конфликтов по религиозным причинам. Этот уникальный и ценнейший мировой опыт взаимоуважительного сотрудничества и партнерства, мирной совместной жизни на одной земле остается непреходящей ценностью для нас и для следующих поколений граждан великой России. Страны Европы, так кичащиеся сегодня своей цивилизованностью и имеющие наглость поучать Россию за ее жестокость, лучше бы спросили себя: где бритты в Британии, где галлы во Франции, где пруссы в Пруссии, где полабские славяне, где еще десятки племен и народностей Они все уничтожены! А на Руси, в России за последнее тысячелетие не пропал ни один народ! Этот пример актуален и для сегодняшнего дня. Он достоин глубокого изучения и подражания. Это факт для Книги Гиннесса.
Трагические события, коснувшиеся наших сограждан, братьев и сестер, на Северном Кавказе пока остаются для нас незаживающей раной. Отмечу при этом, что бандиты и террористы не имеют ни религии, ни национальности. Посягнув на мирную жизнь людей, каждый, вне зависимости от религиозной и этнической принадлежности, будь то русский, чеченец, житель Дагестана или иной гражданин нашего государства, обагривший свои руки кровью невинных жертв, сам ставит себя вне цивилизованного общества, в том числе и вне традиционных религиозных институтов. Драматические события на чеченской земле явились общей бедой для всего российского общества, всех народов и граждан России, независимо от вероисповедания, национальности и политических убеждений. Бесчинства, творимые представителями незаконных военных формирований, претендующими быть выразителями интересов так называемого чистого ислама, являются на самом деле оскорблением религиозных чувств мусульман и дискредитацией ислама и гневно осуждены всеми духовными управлениями мусульман России, уважаемыми в мире мусульманскими богословами и религиозными деятелями.
В этой связи необходимо отметить положительную роль Совета муфтиев России во главе с уважаемым муфтием Европейской части России шейхом Равилем Гайнутдином. Понимая необходимость нравственного оздоровления нашего общества, важность мирного межконфессионального диалога в обществе, конструктивного сотрудничества религиозных организаций и органов государственной власти на всех уровнях, Совет муфтиев России, в котором представлены муфтии крупнейших мусульманских регионов страны, категорически осудил действия радикалов от ислама и выступил против всех проявлений политического экстремизма под религиозными лозунгами, как противоречащих духовным ценностям и канонам исламского вероучения.
Думаю, что восстановление традиционных религиозных институтов в Чечне создаст предпосылки духовно-религиозного просветительства, поможет использованию мусульманами Чеченской Республики всех конституционных прав гражданина Российской Федерации, в том числе на религиозную свободу, получение высшего светского и духовного образования в стране и за рубежом, свободу контактов со странами исламского мира, построение своей религиозной жизни по канонам ислама с использованием накопленных столетиями духовных традиций чеченского народа.
Сегодня, как никогда, современно звучат слова выдающегося русского философа Ивана Александровича Ильина из его очерка о России (цитирую): "Не искоренить, не подавить, не задушить иноплеменную и инославную жизнь, а дать всем жизнь, дыхание и великую родину для всего этого разноголосого человеческого моря, всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться пс своему и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство
Коллеги! Наша конференция посвящена историческому факту, когда в 21 году хиджры по мусульманскому летоисчислению в городе Дербенте впервые появились мусульмане и прозвучал первый азан - призыв к молитве. Таким образом, именно с этого времени, по данным ряда источников, начинается распространение ислама на территории современной Российской Федерации. Долгое время многие религиоведы пытались доказать, что на просторах нашей страны ислам распространялся исключительно благодаря силе арабского оружия и экспансионизму фанатичных арабских полководцев. Конечно, как и все средневековые государства, Арабский Халд-фат участвовал в военных действиях в Средней Азии и на Кавказе. Но важно различать явления политического и духовного порядка. Силой оружия можно уничтожить государства и народы, но нельзя изменить духовный и идейный мир человека.
Со времени появления мусульман в древнем Дербенте их последователи прошли сложный путь, полный драм и триумфов. Ныне ислам в России официально признан государством. Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" стоит на страже прав и интересов мусульман страны, уважая ислам как неотъемлемую часть исторического наследия народов России.
Цель нашей конференции - обмен мнениями о месте и роли ислама в достижении мира и стабильности в обществе, укреплении основ российской государственности и целостности страны, в межнациональном и межконфессиональном сотрудничестве. На наш взгляд, такие основополагающие ценностные установки и ориентиры исламского вероучения, как принцип умеренности, "срединного пути" во всем - в политике, экономике, социальной сфере, личном поведении, стремление к сотрудничеству в благих делах, терпимость к оппоненту, выражающему иные религиозные или политические убеждения, способны оказать существенное влияние на общественные процессы в качестве фактора стабилизации и умиротворения.
Мне довелось быть в древнем Дербенте, приближающемся к своему 1600-летию, и я видел места, связанные с зарождением и утверждением здесь исламской традиции, угрозу которой создают имеющие место неподалеку, в Чечне, действия террористов. Напомню собравшимся, что примерно через 350 лет после зарождения этой традиции на территории современной России великий князь Киевской Руси святой Владимир в качестве одного из вариантов предполагаемой государственной религии рассматривал ислам, который в то время был хорошо известен на Руси. Оживленные торговые и культурные связи Руси с мусульманскими странами начались уже в IX- X веках. Еще через 250 лет великий князь Северо-Восточной (Владимирско-Суз-дальской) Руси, куда переместился центр Древнерусского государства, святой Александр Невский занимался миссионерской деятельностью в Золотой Орде, создавая там православные приходы. Золотая Орда приняла ислам, но сохранила терпимое отношение к православию и его святыням. И это в то время, как участники крестовых походов, организованных папским престолом, практически одновременно уничтожали исламские святыни на Востоке и православные святыни на западных землях Руси.
Потомки Владимира и Александра женились на мусульманках (достаточно вспомнить воспетую А. Бородиным в его опере "Князь Игорь" романтическую любовь сына Игоря Святославовича к дочери половецкого хана Кончака), а своих дочерей отдавали замуж за мусульманских правителей.
При Иване Грозном представители мусульманских аристократических родов находились на русской службе, селились в Москве, роднились с московскими боярами. Сам Иван Грозный был потомком (через мать Елену Глинскую) мусульманина Мамая. Вторая его жена Мария - дочь мусульманского князя Кабарды Темрюка (его именем назван город в Краснодарском крае в устье реки Кубани). По существующей легенде, сын Ивана и Марии, отравленной боярами, Василий воспитывался у своего деда в Кабарде и сам стал мусульманином. В какой-то период Иван Грозный, опасаясь боярской измены, передал царскую власть Симеону Бекбулатовичу - правнуку хана Золотой Орды Ахмата. Всё это говорит о добрососедских отношениях коренных народов в средневековом Московском царстве.
Русский посланник Новосильцев в своем докладе турецкому султану Селиму сообщал, что русский царь "не есть враг мусульманской веры. Слуга его, царь Саин-Булат, господствует в Касимове, царевич Кайбула - в Юрьеве, Ибак - в Суражиче, князья Ногайские - в Романове. Все свободно и торжественно славят Магомета в своих мечетях, ибо у нас всякий иноземец живет в своей вере".
Свобода исламского вероисповедания сохранялась на протяжении всех последующих веков. В ближайшем окружении российских царей было немало выходцев из мусульманских родов (Годуновы, Юсуповы и так далее). Да и сами Романовы, судя по прозвищу их предка- Кобыла, - татарского, то есть мусульманского происхождения.
Из мусульманских родов вышло немало высокообразованных, верно служивших Отечеству людей, например великие поэты и писатели В. Жуковский, И. Тургенев, А. Ахматова, А. Пушкин. Покровительницей мусульман считала себя Екатерина Великая - "богоподобная царица Киргиз-кайсацкия орды", как писал Г. Державин. В честь подвигов русских воинов-мусульман в борьбе с Наполеоном была сооружена Историческая мечеть в Москве. Одна из самых крупных в мире мечетей была построена в Санкт-Петербурге. В XVIII веке на русский язык был переведен Коран. Мятежный Шамиль получил дворянство от русского царя. Мусульмане молились за русского царя, верность которому служила фактором духовного единства всех народов России.
К сожалению, были и притеснения, допускавшиеся властями по отношению к некоторым мусульманским народам. Печальную славу снискала в среде мусульман так называемая Комиссия для крещения казанских и нижегородских мусульман и других инородцев. Результатом принимаемых мер стали волнения, создавшие угрозу целостности государства. В этих условиях переломным этапом в истории многоконфессиональной России стала дальновидная политика Екатерины II, названной татарами-мусульманами "аби-патша" ("бабушка-царица"), которая пыталась упорядочить религиозную жизнь мусульман, определить политику попечения о российских подданных-мусульманах.
В своем "Наказе" императрица Екатерина Великая говорила: "В столь великом государстве, распространяющем свое владение над столь многими разными народами, весьма бы вредным для спокойствия и безопасности граждан был порок - запрещение или недозволение их различных вер... Гонение на человеческие умы раздражает, а дозволение верить по своему закону умягчает и самые зачерствелые сердца и отводит их от заматерелого упорства, утишая споры их, противные тишине государства и соединению граждан".
В период ее правления мусульмане получили значительные права и свободы в вопросах исповедания своей веры. Было создано Оренбургское духовное собрание по заведованию лицами магометанской веры, правопреемником которого ныне является Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ. Аналогичные духовные управления мусульман были созданы также в Крыму и Закавказье. Новая политика государства в отношении ислама позволила мусульманской общине страны структурироваться и иметь официальные, признанные государственной властью организации, занимающиеся социальными, догматическими, благотворительными и иными мусульманскими проблемами (духовные управления, общества, издательства и так далее).
Исламскую культуру хорошо знали и ценили выдающиеся русские писатели, художники, композиторы. Среди них мы встречаем имена М. Лермонтова, Л. Толстого, С. Есенина, М. Глинки, А. Бородина, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, И. Репина, В. Поленова, В. Верещагина, В. Сурикова. Взаимообмен обогащал все культуры, представленные на территории России.
В настоящее время ислам распространен на территории Российской Федерации среди значительной части населения. По самым различным данным, культурным традициям ислама следуют более 12 процентов населения России (около 19 миллионов человек, то есть примерно столько же, сколько в 1913 году на территории всей Российской Империи, за исключением Хивы и Бухары). В России в настоящее время, по неофициальным данным, насчитывается порядка семи тысяч мечетей, что сопоставимо с количеством мусульманских храмов в такой традиционно исламской стране, как Египет. Культовое строительство с конца 1980 годов ведется практически во всех субъектах Федерации, включая не только Северный Кавказ (где действует около пяти тысяч мечетей), Татарстан (около девятисот), Башкортостан (более четырехсот), но и Центрально-Европейский и Северный регионы (например, в городах Вологде, Норильске, Красноярске, Ярославле и так далее). Признанными исламскими духовными центрами в современной России являются города Махачкала (36 мечетей), Казань (30 мечетей), Москва, Октябрьский, Астрахань (по пять мечетей), Оренбург (четыре мечети).
В России до 1991 года действовало два духовных управления мусульман (в Уфе и Махачкале). В современной России произошли структурные изменения в деятел` ности мусульманского духовенства: число самостоятельных муфтиятов достигло сорока с лишним. В настоящее время на территории России зарегистрировано около трех тысяч мусульманских объединений.
Начало становления современной системы мусульманского религиозного образования в России было положено открытием в 1988 году медресе "Исмаилия" при Московской соборной мечети, которая в прошлом году отмечала свое 95-летие, и уфимского медресе имени имама Ризаэтдина Фахретдина (1989 год). На сегодняшний день, согласно официальным данным Министерства юстиции России, в стране уже действуют более ста зарегистрированных религиозных мусульманских учебных заведений. Только в Москве при поддержке ДУМЕР действуют Институт исламской цивилизации, Университет мусульманской культуры, Центр арабистики и исламо-ведения Института стран Азии и Африки при МГУ имени М. В. Ломоносова. Эти процессы набирают силу. Идет поиск связей с Министерством образования России.
Сейчас много говорят и пишут о возможном диалоге между двумя крупнейшими религиями: христианством и исламом. В интересах такого диалога папа Иоанн Павел II принес публичное покаяние за террор и разрушения, которые чинили крестоносцы в мусульманских странах. Но в России нет даже нужды призывать к такому диалогу: православные и последователи ислама сознают свою общность почти по всем вопросам бытия и духовности, которые напрямую не связаны с особенностями наших конфессиональных установлений. Духовность, как и вся общественная жизнь, не может быть гомогенной. Она плюралистична, как плюралистична сама природа человека. И то, что в нашей стране есть приверженцы христианства, ислама, иудаизма, буддизма и других традиционных религий, не разъединяет, а сближает нас, придавая многоцветность всему российскому социуму. Без христианства не было бы великолепия российской культуры, но не было бы его и без ислама, без развития на территории страны традиций буддизма, иудаизма, других религиозных культов.
Государственная Дума должна способствовать укреплению правовой базы межконфессиональной стабильности. Видимо, назрела необходимость выработки и принятия законопроекта, направленного против проявлений экстремизма, в том числе и в духовной сфере. Нужны законодательные акты, облегчающие действия государственных органов в области контроля за проникновением в нашу страну различной подрывной литературы, аудио- и видеопродукции, в том числе и религиозного содержания. У нас есть хороший закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", и надо, отталкиваясь от него, расширить поле правового регулирования межконфессиональных отношений и отношений между религиозными организациями и обществом в целом.
Следует совместно с религиозными организациями еще раз провести ревизию практики законоприменения в сфере взаимодействия религии и государства. Хотя у нас религия отделена от государства, но государство не может безразлично относиться к тем религиозным тенденциям, которые противоречат интересам общества. Почему ваххабизм, осуждаемый исламским миром, мог свободно действовать на территории ряда субъектов Федерации Почему талибы, оскверняющие ислам, могут безнаказанно помогать международным террористам, действующим в Чечне Это те вопросы, ответов на которые ждет общество. Вероятно, следовало бы организовать на базе Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве соответствующий федеральный орган, который смог бы наладить межконфессиональное взаимодействие, издавать литературу, вести пропаганду.
Важно также посмотреть и на то, нет ли каких-либо ущемлений по отношению к отдельным религиозным культам. Во всяком случае, некоторые исламские организации говорят об этом.
Наконец, наш долг позаботиться о сохранении культурных памятников ислама на территории России. Ведь разрушаются стены уникальных архитектурных сооружений того же Дербента. Мы должны помочь в сохранении исламских реликвий и на территории других стран СНГ, где влияние ислама всегда было еще большим, чем в России.
И уж конечно, необходимо активное использование для пропаганды культурных исламских ценностей российских СМИ и учреждений культуры. Ведь в золотой век российской культуры - XIX век - исламская тематика обогатила и музыку, и литературу, и архитектуру, и живопись России. Почему же сейчас мы так робко идем этой проверенной дорогой
Более десяти лет тому назад на встрече представителей различных религий в Свято-Даниловом монастыре в Москве, посвященной противодействию возрастанию национальных конфликтов, было провозглашено: "Нас объединяет общее признание понятий любви, братства, справедливости и мира высшими началами человеческих взаимоотношений и присущая последователям всех религий устремленность к познанию смысла бытия человека. Осознание нами единства рода человеческого и по происхождению, и по предназначению питает в нас чувство братской солидарности с другими людьми, ближними и дальними, углубляет осознание личной ответственности за их жизнь. Сознание этого, мы верим, способно оградить межнациональные отношения от проявлений вражды и жестокости, пробудить стремление к взаимопониманию, общению и взаимопомощи всех народов".
Хотелось бы, чтобы сегодня мы всесторонне и откровенно обсудили проблемы, мешающие усилению конструктивного сотрудничества последователей Мухаммеда, Христа и других религиозных культов в строительстве новой России. В главном наши религиозные конфессии едины.
Желательно, чтобы участники сегодняшней встречи высказали мнение о тех возможных мерах межконфессионального сотрудничества, которые еще не используются или используются недостаточно. Это особенно важно и потому, что Россия и в условиях кризиса остается страной межконфессионального мира. РПЦ с доверием относится к действиям и проповедям исламских лидеров. Как сказал митрополит Кирилл, РПЦ "хорошо известны усилия исламских религиозных деятелей в деле укрепления общественной нравственности, в миротворческом служении в регионах, подверженных трагическим противостояниям на этнической и иной почве, в социальном служении и благотворительности. Российские мусульмане принимают деятельное практическое участие в помощи тысячам наших соотечественников, оказавшихся в экстремальных ситуациях, без различия национальности и вероисповедания. Много добрых слов можно сказать и о деятельности мусульман по изучению древней истории и культуры народов России, традиционно исповедующих ислам, о широкой образовательной деятельности российской исламской общины".
Высоко оценивают духовно-нравственную роль ислама сторонники буддизма, иудаизма и других традиционных религий России. Главный раввин России А. Шае-вич на вопрос, угрожает ли России исламский экстремизм, ответил: "Любой экстремизм - это плохо. Не знаю, в какой степени оправданно говорить о мусульманском экстремизме. Проблема в том, что и в православии, и в исламе, и в иудаизме сегодня много пробелов в деле религиозного воспитания. Что касается Чечни, то недостаточно иметь 200 человек с автоматами, чтобы говорить от имени мусульман. Это экстремисты, но не религиозные. Не могу согласиться с тем, что эти люди представляют ислам. Надо более осторожно оперировать подобными терминами. Ни одна религия не проповедует насилия".
Следует постоянно помнить, что СМИ являются очень мощным средством воздействия на умы. Поэтому недопустимы языковые вольности, которые позволяют себе некоторые журналисты. Мы не должны допускать таких выражений, как "исламские террористы", называть бандитов "мусульманскими фундаменталистами".
И в заключение мне хочется привести слова выдающегося мусульманского мыслителя, патриота России Исмаила Гаспринского, написанные им в прошлом веке, но, на мой взгляд, не потерявшие актуальности и глубокого смысла и сегодня: "Я верую, что рано или поздно русское мусульманство, воспитанное Россией, станет во главе умственного развития и цивилизации остального мусульманства. Цивилизация, родившись на крайнем Востоке и постепенно до сих пор продвигаясь на Запад, ныне, кажется, начала обратное движение на Восток, и на пути ее русские и русские мусульмане, мне кажется, предназначены быть лучшими ее проводниками...".
Думаю, глубокий философский смысл слов великого мыслителя еще не раз будет предметом исследования ученых, политических деятелей, но историческая правота его, мне кажется, очевидна. И эти тенденции необходимо учитывать в практической деятельности уже в наши дни.
Россия вступает в XXI век и третье тысячелетие как крупнейшая евразийская христианско-мусульманская держава. Мирный диалог и конструктивное сотрудничество наших традиционных отечественных конфессий, среди которых наиболее значительными являются православие и ислам, от которых во многом зависит мир и стабильность в нашей стране, дают нам уверенность в том, что Россия обязательно придет к величию и процветанию.
Желаю участникам и гостям конференции успешной работы в решении поставленных благородных и важных задач! Спасибо за внимание.



Издание Государственной Думы Москва 2002
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован