22 апреля 2002
191

Ислам и религиозные движения Чувашии

На протяжении последних лет происходит сближение последователей ислама с представителями различных религий и конфессий, особенно с Русской православной церковью. Начало этому положило празднование 1000-летия Крещения Руси. Духовные управления мусульман подготовили и разослали всем мечетям послания, в которых говорилось о значении дружбы и братства между религиями вообще и между мусульманами и православными в особенности. Для плодотворного диалога у двух конфессий, по словам иерархов, есть много точек соприкосновения: общая история, одно Отечество и одно будущее.
Во время визита Верховного муфтия ЦДУМ Талгата Таджуддина в Чувашию в 1995 г. состоялась встреча с архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой, на которой обе стороны отметили, что нормальное существование православных и мусульманских приходов зависит не только от сотрудничества духовенства с органами власти (на местах главы администраций помогают верующим, не разделяя их по религиозной принадлежности и национальным признакам), но и от взаимоотношения и доверия между мусульманами и христианами, которое продолжает крепнуть.
Это проявляется в совместных заявлениях на страницах республиканской печати. Так, архиепископ Чебоксарский и Чувашский Варнава и Председатель Духовного управления мусульман Чувашии муфтий Альбир Крганов обратились к населению Чувашии по поводу референдума об институте президентства в республике. В обращении было отмечено: `Отделенные от государства православная и исламская церкви никогда не считали себя отделенными от тревог и забот общества. В дни, когда наша республика, как и вся Российская Федерация, переживает серьезные трудности, мы, духовные пастыри, не можем оставаться равнодушными наблюдателями нарастающей нестабильности, неблагополучия в нашем доме. Вынуждены обратиться ко всем гражданам республики независимо от того, верующие они или нет. Главной политической проблемой сегодня является проблема доверия. Будет ли народ доверять Правительству,-Госсовету, Президенту? Будут ли люди доверять своей стране, верить в способность жить вместе, сообща, не отгораживаясь друг от друга?` (174, 20 декабря 1995 г. ).
Особенно интересы православия и мусульманства совпали в защите своих прав против активности иностранных миссионеров и псевдорелигиозных групп (сектантства), что нашло отражение в совместных обращениях на разных уровнях руководителей православия и ислама. Так, в 1995 г. на встрече муфтиев России со спикером Государственной Думы и депутатами Комитета по свободе совести и вероисповеданий они подтвердили поддержку православных иерархов в ограничении деятельности сект и зарубежных мусульманских проповедников.
В Чувашии в настоящее время оживили свою деятельность различные протестантские течения: Миссионерское библейское общество `Живая вода`, Миссия `Благая весть`, `Слово жизни`, `Церковь Христа`, школа `Медитации`, `Сознание Кришны`, природное религиозно-духовное объединение этнической веры чувашей `Турас`. Особенной активностью на протяжении 1992-1994 гг. отличалась секта `Белого Братства`. Высказанную тревогу архиепископа Варнавы по поводу возникновения в Чувашии новых религиозных сект и течений полностью разделил председатель Духовного управления мусульман Чувашской Республики муфтий Альбир Крганов, заявив, что `деятельность проповедников из далеких мусульманских стран порождает религиозную напряженность в Чувашии и угрожает подорвать в ней обстановку спокойствия, мира, взаимопонимания и дружбы между народами`.
В октябре 1996 г. впервые в истории Чувашии по Указу Президента Н. Федорова группа православных и мусульманских служителей культа Чувашской Республики за духовное возрождение и нравственное воспитание верующих награждена Почетными грамотами республиканского значения.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован