18 апреля 2002
162

Ислам в Татарстане

Распространение ислама в Поволжье в целом произошло мирным путем. Начало этого процесса одни ученые (Ш.Марджани) связывают с периодом правления халифа Мамуна (813-833), другие (Р. Фахрутдинов) предлагают возможность распространения: через хазар во времена Абд-аль-Малик бик Мардана (685-705). Не исключено, что часть булгар, пришедших на Среднюю Волгу в конце 9-нач. 10 веков была в значительной степени мусульманизирована. Ислам в поволжский регион проникает через Среднюю Азию, в первую очередь, благодаря торговым связям. Это означало, что мусульманские традиции в Среднем Поволжье формировались под определяющим влиянием среднеазиатских богословских школ, и в первую очередь ханифитского мазхаба. В 922 ислам был провозглашен государственной религией в Волжской Булгарии. В последующем он в татарских государствах продолжал выполнять эту функцию.

После завоевания их русским государством (16 в.) татары потеряли многие традиционные религиозные институты. Именно в этих условиях идея единства татар как мусульман приобрела особое значение, обеспечив еще большее значение интегративной функции ислама как этноконфессиональной идеологии. Религиозные и национальные преследования со стороны царского правительства и православных миссионеров стали причиной многочисленных выступлений мусульманских народов. В 1773 был издан Указ Святейшего синода `О терпимости всех вероисповеданий...`, в 1788 учреждено Оренбургское духовное собрание, что означало официальное признание права на существование мусульманской религии. Конец 18- 19 вв. и в общественных отношениях наметил поворот татарского общества на путь современного развития. Но в этих условиях новые взгляды, концепции и нормы могли быть осмыслены только сквозь призму ислама, поэтому наиболее приемлемой формой обновления общественного сознания у татар религиозно-реформаторские идеи и джадидизм. До 1917 г. ислам был неотъемлемым атрибутом национального самосознания и определял образ его жизни. Политика Советского государства в области религии была определена декретом `Об отделении церкви от государства и школы от церкви` (1918). Влияние религии на жизнь общества было существенно ограничено. К концу 1980-х годов в Татарстане функционировали 18 мусульманских общин (В начале 20 века в Казанской губернии действовали 1152 мечетей).
С 1990-х годов религиозные конфессии активизировали свою деятельность. В 1992 было создано Духовное управление мусульман. В 1998 году состоялся объединительный съезд мусульман республики, на котором председателем ДУМ РТ, муфтием был избран Гусман-хазрат Исхаков.

В республике действует 8 профессиональных религиозных учебных заведений разного уровня. Из них 5 - соответствуют среднему уровню, 2 высшему и один университет. 7 средних профессиональных религиозных учебных заведений: в Казани - `Мухаммадия`, `им. 1000-летия принятия ислама`; в Набережных Челнах - `Ак мечеть`; в Нижнекамске - `Рисаля`, в Нурлате - Нурлатское медресе; в Буинске - Буинское медресе, в Альметьевске - Альметьевское медресе. Помимо средних учебных заведений в Казани действует Российский исламский университет, призванный готовить почву для `высокого`, интеллектуального ислама. Остается нерешенным вопрос получения шакирдами РИУ, наряду с высшим религиозным образованием, светских специальностей (преподаватель арабского языка, юрист, экономист и др.) В профессиональных религиозных учебных заведениях республики 108 преподавателей и обучается на различных формах обучения 1373 шакирда.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован