05 мая 2008
5469

Использование европейского опыта модернизации систем образования для повышения эффективности образовательной политики в Российской Федерации



Образовательная политика Российской Федерации - важнейшая составляющая социальной политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышение темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общества, роста культуры. За последние 17 лет система российского образования претерпела значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики. Это стало возможным во многом за счет использования международного опыта модернизации национальных образовательных систем.
В постиндустриальном обществе существенно модифицируется система образования, поскольку:
профессиональное образование становится непрерывным
высшее образование становится массовым
изменяются подходы к содержанию и технологиям образования.
Таким образом, требования современной экономики, рынков труда требует серьезного пересмотра, гармонизации российской образовательной системы с требованиями времени, мирового образовательного пространства.
Анализ показывает, что среди наиболее важных тенденций, характеризующих современное состояние системы российского образования, можно выделить следующие:
а) продолжается реструктуризация сети образовательных учреждений;
б) улучшаются условия обучения в общеобразовательных учреждениях;
в) продолжается работа по обеспечению качества образования;
г) в основном общеобразовательные школы обеспечены педагогическими кадрами;
д) продолжается рост совокупных расходов на образование за счет всех источников финансирования;
е) на ситуацию в сфере образования продолжают оказывать серьезное влияние характерные для современной России демографические процессы.
В то же время, как для российского образования, так и для образования любой развитой страны характерны три главные проблемы:
а) содержание и технологии образования не соответствуют требованиям современного общества и экономики.
б) растет дефицит кадров, способных обеспечить процессы развития. Речь идет и о преподавателях, и о руководителях разного уровня. Низкая заработная плата и несовершенство механизмов повышения квалификации не позволяют сформировать современный кадровый корпус в образовании.
в) существующие механизмы государственного управления не могут в полной мере обеспечить дальнейшее развитие системы образования.
Процесс глобализации сопровождается все большей вовлеченностью российских высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, преподавателей, студентов и ученых, а также самой многоуровневой системы образования Российской Федерации в международные образовательный контекст.
Развитие новой модели международного сообщества ставит перед отечественным образованием задачу подготовки людей, которые будут жить в расширенной системе сотрудничества, интенсивного обмена информацией и продуктами человеческого труда, сотрудничать посредством создания различных совместных сетей, проектов, союзов, объединений и т.д. Присоединение России к Болонской декларации в сентябре 2003 г. стало новым этапом в модернизации рос¬сийского образования. Как известно, Болонская деклара¬ция определила принципы, которые должны лежать в ос¬нове формирования единого европейского образователь¬ного пространства: трехступенчатое образование (бакалавр-магистр-"доктор философии"); введение системы зачетных единиц (ECTS) для унификации общей трудо¬емкости; обеспечение сопоставимости качества образова¬ния на основе взаимосогласованных и взаимопризнаваемых методов его проверки





www.nasledie.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован