Эксклюзив
Карпенков Степан Харланович
13 января 2022
260

Истина и духовно-нравственные ценности

 

Известный английский астрофизик Фред Хойл (1915–2001), наш современник, в результате математического анализа и сложнейших расчётов пришёл к однозначному выводу: вероятность случайного зарождения жизни примерно такая же, как и вероятность того, что в результате сильного урагана, пронёсшегося на мусорной свалке, будет собран и произведён сверхзвуковой самолёт, способный взлететь. По мнению другого выдающегося учёного, английского биофизика и генетика Френсиса Крика (1916–2004), одного из авторов модели молекулы ДНК (двойной спирали), лауреата Нобелевской премии 1962 года, «происхождение жизни кажется чудом, и с её зарождением связано слишком много сложностей».

Современные естественно-научные работы по расшифровке генома человека и многочисленные опыты по клонированию животных никак не раскрывают механизм происхождения генетического кода. Вполне возможно, некоторые естествоиспытатели, как и французский учёный Пьер-Симон Лаплас, объяснявший законы мироздания Наполеону, не нуждаются в гипотезе о существовании Бога для описания функционирования генетического кода и даже его понимания, хотя при этом без Создателя они не могут определённо и однозначно ответить, как и откуда он взялся.

Вместе с тем, несмотря на разные представления и толкования естественно-научной и божественной истины, мы обязаны помнить, что современное многоотраслевое естествознание постепенно вырастало на научных трудах всемирно известных учёных-естествоиспытателей: Кеплера, Паскаля, Галилея, Ньютона, Ломоносова, Менделеева, Павлова, Попова, Пастера, Беккереля, Планка, Дарвина, Линнея, Фарадея, Максвелла и многих других, – чья вера в Бога подвигала их на глубокое и всестороннее познание окружающего мира не только материального, но и духовного. Все эти выдающиеся учёные жили в разные времена и в разных странах, трудились в разных отраслях науки, но их объединяло весьма важное обстоятельство – никто из них не отрицал божественную истину, которая никогда не противоречила и не противоречит естественно-научному познанию. 

Немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571–1630), открывший фундаментальные законы природы – законы движения планет (законы Кеплера), восклицал: «О, велик Господь наш и велико его могущество, и мудрости его нет границ. И ты, душа моя, пой славу Господу твоему во всю твою жизнь». 

Выдающийся французский математик и физик, философ и литератор Блез Паскаль (1623–1662), обладавший уникальной способностью удачно сочетать абстрактное и конкретное в познании окружающего мира, был не просто верующим, но и одним из величайших религиозных мыслителей Европы. Как разносторонний и талантливый учёный, своими научными трудами он обогатил многие отрасли науки практически значимыми знаниями. 

Блез Паскаль – один из основателей математического анализа, теории вероятности, автор основного закона гидростатики (закона Паскаля), создатель уникального образца счётной машины, своеобразного прототипа современного компьютера. Его литературные произведения: «Мысли», «Письма к провинциалу» и другие – стали классическими, их принято считать настоящими шедеврами не только французской, но и мировой литературы. 

Блез Паскаль утверждал:  

– «Все противоречия, которые более всего, по-видимому, хотят удалить меня от позиции религии, более всего привели меня к ней». 

– «Земную науку надо понять, чтобы её полюбить, а Божественную надо полюбить, чтобы понять её». 

– «Есть только три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему; эти люди разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти люди безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его; эти люди разумны, но пока несчастны». 

 – «Не только невозможно и бесполезно знать Бога без Иисуса Христа» …

Научные труды Паскаля, отличающиеся уникальной логикой обобщения, актуальны и сегодня. Они широко востребованы и вырастают в наукоёмкие современные технологии. Их изучали и изучают многие учёные во всём мире.

Литературные произведения Паскаля с глубоким философским содержанием читали с великим вниманием известные писатели и высоко оценивали его писательский талант. В частности, наш соотечественник, русский писатель и мыслитель Лев Толстой, искавший свою истину, с восторгом сказал: «Читал чудного Паскаля… человека великого ума и великого сердца… не мог не умилиться до слёз, читая его и сознавая своё полное единение с этим умершим сотни лет тому назад человеком». Не менее восторженны и слова другого русского писателя Ивана Тургенева: «Какая глубина, какая ясность – какое величие!.. Какой свободный, сильный, дерзкий и могучий язык!».

Понимали толк в великих трудах и вечных мыслях Паскаля и правители, не лишённые дара здраво мыслить и вполне обоснованно считавшие, что благомыслящие и духовно одарённые люди достойны представлять власть на самом высоком уровне. Так, Французский император Бонапарт Наполеон, достигший небывалых высот властных полномочий и знавший, каким трудом это даётся, выразил вполне определённо своё благое намерение: «Я бы сделал Паскаля сенатором» … Наполеон был верующим человеком. Ему принадлежат слова: «Один лишь Иисус Христос основал Свою империю любовью» ...  

Итальянский физик и математик, астроном и философ Галилео Галилей (1564–1642), основатель классической механики, с высоты познания небесных тел со знанием дела поведал всему миру своё понимание божественной истины: «Священное Писание не может ни в коем случае ни говорить лжи, ни ошибаться; изречения его абсолютно и неприкосновенно истинны».

Другой выдающийся учёный, английский математик и физик Исаак Ньютон (1643–1727), открывший фундаментальные законы природы, законы классической механики (законы Ньютона) и приблизивший человечество в тайне мироздания, был глубоко верующим человеком и занимался богословием. Широко известны в православном мире его труды о Святой Троице и толкование книги пророка Даниила. Когда он произносил имя Божие, то всякий раз благоговейно вставал и снимал шляпу. 

Первый великий русский учёный-естествоиспытатель М.В. Ломоносов (1711–1765) своими трудами, основанными на экспериментах и опытах, вывел отечественную науку на мировой уровень. В то же время, осознавая божественную силу познания, он писал: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Своё величие, в другой – Свою волю. Первая – видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, видя огромность, красоту и стройность Его созданий, признал Божественное всемогущество… Вторая книга – Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению».

Эту глубокую мысль Михайло Ломоносова дополняет высказывание выдающегося русского писателя Ф.М. Достоевского (1821–1881): «Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!.. Гибель народу без Слова Божия, ибо жаждет душа его Слова и всякого прекрасного восприятия» …

Основываясь на своём богатом опыте экспериментальных исследований во многих отраслях науки, выдающийся русский учёный Д.И. Менделеев (1834– 1905), разработавший Периодическую систему элементов и сделавший другие практически значимые научные открытия, выделял три фундаментальных понятия: «вещество (или материю), силу (или энергию) и дух. Он утверждал: «… Одинаково немыслимы в реальных проявлениях ни вещество без силы, ни сила (или движение) без вещества, ни дух без плоти и крови, без сил и материи».

Православным христианином был наш соотечественник, академик И.П. Павлов (1849–1936), выдающийся русский учёный-физиолог, лауреат Нобелевской премии. Со знанием своего профессионального дела он утверждал: «… Когда тело перестаёт жить, тогда все мысли и чувства человека, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона о том, что ничто – ни энергия, ни материя – не исчезают бесследно, и составляют ту душу, которую исповедует христианская вера». Он был прихожанином Знаменской церкви в Петербурге. При партийном самовластии в период жестоких гонений на Церковь на дверях лаборатории Павлова в пасхальные дни вывешивалась записка: «Закрыто по случаю праздника Святой Пасхи».

Исповедовал православную веру и выдающийся русский учёный А.С. Попов (1859–1905), физик, профессор, электротехник, изобретатель радио и первого в мире радиоприёмника. Он родился в семье священника, окончил духовное училище и семинарию. После окончания с отличием общеобразовательных классов семинарии был зачислен без экзаменов на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета…

Французский химик и микробиолог Луи Пастер (1822–1895) вполне определённо и однозначно выразил своё мнение о вере и своё отношение к материалистам: «Потомки в один прекрасный день от души посмеются над глупостью современных нам учёных-материалистов. Чем больше я изучаю природу, тем более изумляюсь неподражаемым делом Создателя. Я молюсь во время работ своих в лаборатории». Луи Пастер – основоположник современной микробиологии, всемирно известный учёный. Его славное имя носят более ста научных учреждений во всем мире. 

Антуан Беккерель (1852–1908), французский физик, один из первооткрывателей радиоактивности, лауреат Нобелевской премии, говорил: «Именно мои работы привели меня к Богу, к вере».

Немецкий физик-теоретик Макс Планк (1858–1947), основоположник современной квантовой физики, лауреат Нобелевской премии, писал:

 – «Куда бы мы ни обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией. Мы, скорее, констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога». 

 – «Когда религия и наука исповедуют веру в Бога, первая ставит Бога в начале, а вторая в – в конце всех мыслей. Религия и наука нисколько не исключают друг друга».

Немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гёте (1749–1832) высоко ценил Библию: «Пусть мир прогрессирует и развивается, сколько ему угодно, пусть все отрасли человеческого исследования и знания раскрываются до высшей степени, ничто не может заменить Библию, она – основа всякого образования и всякого развития!».

«Я верю в Бога как в Личность и по совести моей могу сказать, что ни одной минуты моей жизни не был атеистом» – эти слова принадлежат Альберту Эйнштейну (1879–1955), нашему современнику, лауреату Нобелевской премии. 

В наше время для некоторых людей, мыслящих, но не знакомых с азами теории познания и с духовной литературой, по-прежнему основным аргументом в рассуждениях и в научном поиске остаётся другая вера, вера в творческую силу разума. Речь идёт о вере, а не о научно обоснованном понимании явлений и свойств объектов природы. О ней, в частности, известный учёный Л.Х. Мэтьюз в предисловии книги Чарлза Дарвина «Происхождение видов», изданной в 1971 году, писал так: «Вера в эволюцию в точности соответствует вере в божественное сотворение мира – обе являются убеждениями, в верности которых верующие не сомневаются, хотя и не могут привести доказательства своей правоты».

Такая точка зрения не противоречит мировоззрению Чарлза Дарвина (1731–1802), английского учёного, основоположника эволюционного учения. Он был верующим человеком и много лет служил церковным старостой в своём приходе. На вопрос, где начало цепи развития животного мира и где первое его звено, Дарвин ответил: «Оно приковано к Престолу Всевышнего». Ему принадлежат слова: «Мир покоится на закономерностях и в своих проявлениях представляется как продукт разума – это указывает на его Творца». Когда известный естествоиспытатель Уоллес посетил Дарвина, то ему пришлось подождать приёма, так его сын сказал: «Теперь мой отец молится».

Учитель Дарвина, геолог Чарлз Лайель (1797–1875), писал: «При всяком исследовании мы открываем яснейшие доказательства предусмотрительности, силы и мудрости творческого разума Бога». 

Известный шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707–1778), творец зоологи и ботаники, автор единой системы классификации растительного и животного мира, в своём выдающемся сочинении «Система природы» писал: «Вечный, беспредельный, всеведущий и всемогущий Бог прошёл мимо меня. Я не видел его лицом к лицу, но отблеск Божества наполнил мою душу безмолвным удивлением. Я видел след Божий в его творениях; и везде, даже в самых мелких и незаметных Его произведениях, что за сила, что за мудрость, что за неизреченное совершенство!». Свою книгу о растениях, где изложен богатейший опыт многолетних научных наблюдений живой природы, Карл Линней закончил словами: «Воистину есть Бог, великий, вечный, без Которого ничто не может существовать» …

При ответе на сложнейший вопрос о вечной жизни могут быть разные подходы, один из которых универсальный французский учёный Блез Паскаль изложил следующим образом. Существуют две возможности: либо предсказания по поводу жизни после смерти верны, либо они ошибочны. Следовательно, в соответствии с верой или неверием в предсказания Библии можно разделить всех людей на две группы. Если вечной жизни нет, то в проигрыше оказываются те, кто верил в неё. Они живут с неоправданной надеждой на вечный мир, в то время как правыми оказываются неверующие, и они лучше распоряжаются своей жизнью в этом мире. Если же, напротив, предсказания Библии о вечной жизни верны, то вера в неё оказывается поддержкой в самых безнадёжных ситуациях и тем самым оказывается полезной уже в течение этой жизни, к чему добавляются неизмеримые преимущества в вечности. Ошибка неверующего ведёт к вечным потерям. Библия описывает вечность для обеих групп так: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие – на вечное поругание и посрамление».

«Общежитие, пробуждая или ускоряя действие разума сонного, медленного в людях диких, рассеянных, но большей части уединённых, рождает не только законы и правление, но самую Веру, столь естественную для человека, столь необходимую для гражданских обществ, что мы ни в мире, ни в Истории не находит народа, совершенно лишённого понятия о Божестве», – так оценивал истоки Веры, необходимой для человека и общества, Н.М. Карамзин (1841–1911), выдающийся русский историк, автор классического труда «История государства Российского».

В современном естественно-научном познании всё чаще учёный сталкивается с ситуацией, когда поиск истины оказывается тесно связанным с нравственными проблемами. «Цель науки и главный долг учёного – поиск истины, поэтому православный взгляд на проблемы науки и техники заключается, в частности, в том, чтобы отвергнуть многочисленные попытки поставить науку на службу не истине, не потребностям гармонического устроения жизни, а частным, корыстным интересам, в первую очередь господства и наживы», – так с высокой нравственной позиции Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1929–2008) охарактеризовал долг истинного учёного. 

Стремясь познать божественную истину, человек поднимается на более высокий уровень познания естественно-научной истины. «Истина истине не противоречит» – эта глубокая мысль принадлежит Джордано Бруно (1548–1600), итальянскому естествоиспытателю и философу, пострадавшему за собственные убеждения.

Иными словами, основным ориентиром деятельности учёного-естествоиспытателя, да и любого человека должны быть те нравственные нормы и принципы, которые вырабатывались и проверялись жизнью в течение многих веков. Главные из них – Заповеди Божии, сформулированные ещё в древние времена в Нагорной проповеди. Сегодня, как и раньше, весьма актуально мудрое напоминание преподобного Серафима Саровского о необходимости избегать рассеяния ума, но пробуждать у людей голос совести, сердечное сокрушение и желание перемен к лучшему. 

«Совесть – это моральный светильник, озаряющий хороший путь», – утверждал Георг Гегель (1770–1831), немецкий философ, автор теории диалектики, которая не утратила своей практической значимости и в наше время и которую изучают во многих лучших университетах мира. Не менее актуальны слова Альберта Эйнштейна: «Наука без религии хрома, а религия без науки слепа». Научные знания не могут уничтожить веру и заменить её, но и вера не в состоянии заменить науку. 

«Чем раньше человечество поймёт, что нравственность – это способ выживания коллектива, семьи, личности, общества, всей цивилизации, тем лучше. Если это поймёт наша молодёжь – мы будем самыми сильными, потому что сила нации –  в силе духа», – сказал в одной из своих проповедей Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (р. 1946). Нравственное оздоровление общества особенно актуально сегодня, если учесть, что на современном этапе развития человечества выживание выливается в глобальную проблему спасения жизни на нашей планете. Эту мысль можно продолжить словами Ф.М. Достоевского, поднявшего русскую литературу на небывалую ранее нравственную высоту. Он сказал: «Самые серьёзные проблемы современного человека происходят от того, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом в его намерении относительно человечества».

Духовно-нравственное начало познания природы и человека играет исключительно важную роль в наше время, когда повсеместно наблюдается деградация природы. Деградация и разрушение природы начинается с деградации души человека. Оживляя души, мы оживим и природу и, следовательно, спасём жизнь не только нынешних, но и грядущих поколений.

В последнее время в странах бывшего Советского Союза, включая Россию, для науки и религии открылась возможность совместной работы по сохранению живой природы с соблюдением нравственного закона, который совсем недавно отвергался государством при «торжественном шествии народа в светлое будущее». Важна и другая созидательная работа – преодоление общими усилиями магии, колдовства, сектантства, религиозного экстремизма – обретённых недугов, приводящих к разным печальным и трагическим последствиям.

В результате всестороннего анализа развития различных отраслей современной науки и её взаимосвязи с религией академик Ю.С. Осипов, будучи Президентом Российской академии наук, в одном из своих выступлений сделал обобщающий вывод: «В настоящее время в отношениях религии и науки набирают силу процессы явного сближения. Если в начале Нового времени, в эпоху Просвещения наука стремилась обрести полную автономию от религии и вытеснить её с позиций мировоззренческого и духовного центра культуры, то теперь происходит их сближение и взаимодействие в формировании ценностей культуры, ориентированной на человека».

         Библиографические ссылки 

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 13-е изд. М.: Директ-Медиа, 2018. 

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016. 

Карпенков С.Х. Экология. Учебник в 2-х кн., 2-е изд., М.: Директ-Медиа, 2017.       

Карпенков С.Х. Экология. Практикум. М.: Директ-Медиа, 2014. 

Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014. 

Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий.          4-е изд. М.: Директ-Медиа, 2021. 

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник.  М.: Высшая школа, 2004. 

Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015.      

Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015. 

Карпенков С.Х. Русский богатырь на троне. М.: ООО «Традиция», 2019. 

Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой 

России. М.: ООО «Традиция», 2018.

Карпенков Степан Харланович                                                

 

 


 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован