Эксклюзив
Мурашев Александр Михайлович
01 сентября 2021
311

ИСТОЧНИКИ И УСЛОВИЯ СНИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АВАНГАРДА

Аспекты проблемы

…Хрупка моя обитель, заботы круглый год.

Я сам себе правитель, я сам себе народ.

…О, сладость произвола! О, вольный дух казарм!

Я сам себе крамола, я сам себе жандарм.

(Из авторской песни Михаила Щербакова

«Мое королевство)

 

«Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно… Доктор, человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».

(М.А.Булгаков. Собачье сердце.)

 

В формировании управленческого авангарда (и/или кадрового состава сферы управления, в том числе государственного управления) участвуют различные слои населения, по сути, являющиеся источником пополнения звеньев цепи управления. Представляет научный и практический интерес исследование свойств управленческого авангарда и некоторые аспекты кадровой политики в сфере управления в связи с демократизацией общества.

 

В некотором смысле сфера отраслевого монопольного и государственного управления представляет ограниченную, замкнутую или полуоткрытую систему, что нельзя сказать о более открытой сфере негосударственного управления (в основном, малого и среднего бизнеса). Замкнутость преимущественно обеспечивается значительно более высоким уровнем жизнеобеспечения – финансами, возможностями элитного образования и воспитания, охраны здоровья, питания, доступа к культурным ценностям, организации отдыха и т.д., иным материальным и нематериальным благам, - что порождает своего рода сословность управленческой сферы. Социальное благополучие, престижность данной сферы значительно повышает ее рейтинг среди иных социальных групп. На платформе власти, а также на основе национальных традиций некоторых этносов легко формируется кровно-родственный клан в управлении, создаются группировки, обеспечивающие контроль за отраслями и государственной политикой в собственных интересах. Общеизвестно, в эволюционирующей ограниченной системе со случайным набором действующих факторов, воспроизводящей свои элементы (в том числе социуме), с течением времени накапливаются ошибки. Свободное заполнение вакансий некоторых уровней системы управления также обусловливает попадание случайных элементов из пограничных социальных групп. Все это поддерживает в определенном интервале границу качества управленческого авангарда, создавая неизбежные и неотвратимые ошибки в управлении на различных уровнях. В связи с принципиальностью данной ситуации весьма актуален вопрос, существует ли иммунитет в управленческой сфере, какими социальными механизмами он обеспечивается?

 

Целью выявления личностных особенностей - скрытых предвестников служебного несоответствия – озадачены многие ответственные лица и исследователи, но общего решения не получено. Нередко частные решения противоречат общим выводам.

Рассматривая одно из важных отрицательных качеств управленческого персонала – склонность к мошенничеству - авторы У.Альбрахт, Дж.Венц, Т.Уильямс. (Мошенничество. Луч света на темной стороне бизнеса. – С-П., М., Харьков, Минск.- 1966.) определили его «как целостное явление, формируемое сложным взаимодействием обстоятельств экономического, социального, психологического порядка».

«Мошенничество может совершить любой, - утверждают авторы. – Анализ растрат со стороны наемных работников показал, что по своим социальным и психологическим качествам такой мошенник ничем не отличается от других сотрудников». (Там же, стр. 24.) . 80% всех преступлений управленческого сектора против предпринимателей в США составляют действия, направленные против малого бизнеса (и этот процент увеличивается).

Эти данные показывают, что причины следует искать на более раннем уровне формирования личности управленца – на стадии формирования жизненных установок, а именно: в семье, в общественном окружении подростковых коллективов. И, конечно, во внешних условиях, в определенной мере допускающих снижение субъективной оценки степени риска. Именно физическое и психическое здоровье является материальной основой будущей личности, действующей в сложном социальном пространстве, сотканном из контрастов. Состояние здоровья подростка (различные наследственные и приобретенные отклонения в развитии) в этот период  закладывает скрытые особенности личности, которые в зрелом возрасте проявляются в чрезвычайных ситуациях и оказывают воздействие на субъективные оценки своей роли и возможностей жизнеобеспечения. В сфере должностных взаимоотношений это может проявляться не только в легкомыслии или небрежности, но и в недооценке, непредусмотрительности в связи со сложностью реальных ситуаций (недостаточный жизненный опыт). Таким образом, девиантное поведение субъекта должностных отношений, в том числе, как пример, мошенничество в вышеприведенном определении, представляет допустимое к реализации решение из множества допустимых решений.

Не следует думать, что люди с девиантным поведением чаще встречаются среди малоимущих слоев населения. Абсолютно все социальные группы содержат спектр поведенческих реакций, но управленческий сектор лишь более взвешенно и изощренно охраняет границы собственной безопасности, девиантность здесь трудно доказуема, несмотря на систематическое проявление. Попытки тотальной борьбы с девиантностью с целью ее полной ликвидации не увенчались успехом. И это естественно, поскольку однообразие социума, единомыслие принципиально недостижимы. Задача достижения возможно низкого уровня отклоняющегося поведения, как профилактика развития асоциальных течений, наоборот, актуальна и выполнима в рамках программ улучшения социального климата, в том числе укоренения разнообразия жизнеобеспечивающих возможностей, компенсирующих меры экономического характера.

Сфера управления – менеджмента – ограничивает сложным образом организованное, многоуровневое социальное пространство. Управление – это реализация политики профессионально подготовленными кадрами. Управление – это планирование на основе анализа методологии, методик и мероприятий, обеспечивающее поддержание устойчивого функционирования социальных и коммерческих образований, созданных для достижения определенных задач развития, контроля и стимулирования деятельности этих образований. Управленческая сфера сама является таким образованием, структурной частью, атрибутом социума, где значительное большинство стремится реализовать свои личные интересы на занимаемом поприще. И здесь важным условием выступает исторически обусловленный уровень общественного сознания, порождающий либо авторитаризм, либо демократию (то есть антагонизм этих двух полярных форм, составляющих единое целое в методологиях оптимального управления: демократия управляема, управление демократично). В некоторой части (разработка методологий, политики, стратегии) управление сравнивают с искусством, но, теоретически, искусство устойчивого управления  базируется на иных качествах личности, нежели наука или искусство в духовной сфере.  Будучи изначально бюрократическим институтом, система управления подразделяется на звенья с принципиально разными функциями и вытекающими из них требованиями к управленцам (должностными инструкциями). Высшая квалификация профессионализма должностных лиц в управленческой сфере выводит на уровень, где успешность управленческой деятельности основывается на образе жизни, не ограниченном какими-либо правилами служебного регламента, где личная жизнь управленца полностью подчинена вопросам  управления. Так работают многие учёные и некоторые политики.

 

Исследуя в начале ХХ века причины творческого разнообразия в искусстве, Макс Нордау убедительно доказал наличие взаимосвязи данного процесса с отклонениями от нормы личности. Свою работу он назвал «Вырождение», то есть деградация, («…происходящее путем наследственной передачи, болезненное отклонение организации животных и человека от нормального типа.» Ф.Брокгауз, И.Ефрон. Энциклопедический словарь. – М.: «ЭКСМО», 2003.) Непохожесть, гротеск, мистицизм и т.д., в ракурсе творческого поиска индуцированы отклонениями в психике, восприятии и/или мышлении. Нередко им соответствует и образ жизни творческой личности. Это становится очевидным с точки зрения психики нормального человека, который адекватно воспринимает мир, не прибегая к религиозным догмам или мистике. Но творчество – это и есть выход за границы известного, обыденного, логически связного в рамках привычной житейской логики. Нормальный человек украшает мир своей личностью и своими трудами, а творчески одаренный – изменяет его. В итоге меняется и нормальная реакция, меняется уровень общественного сознания, происходит эволюция общества. Таким образом, эволюция происходит путем малых отклонений от нормы в процессе творчества, о чем мы уже писали ранее. Следовательно, консерватизм, отсутствие творческого подхода, напрямую зависящее от смелости должностного лица взять на себя служебную ответственность, вызвана, в среднем, именно нормой личностных характеристик должностных лиц, а не отклонениями от нормы.

Разумеется, такая упрощенная схема не исчерпывает всего поведенческого многообразия, всей сложности социума, где наряду с шедевром востребовано ремесло, наряду с наукой бытует мифотворчество, имеются возможности и для самовыражения, и для карьеры, и для присвоения чужого труда. В этом целостном многообразии типов личности, способов самообеспечения и достижения карьеры проследим отношение к управленческой сфере (в профессиональном аспекте) значительной группы людей, в определенной степени носителей деградированных генов или предрасположенных к проявлению мутаций в потомстве, но обладающих правоспособностью. Это люди с отягощенной наследственностью (дети алкоголиков, наркоманов; инвалиды с детства по ряду заболеваний); люди, страдающие каким либо физическим недостатком (физическая отягощенность); психопаты (различные виды психопатий и т.д.), а также вполне нормальные, то есть здоровые, но имеющие видимые внешние признаки деградации (согласно Ломброзо). Функциональная отягощенность (в том числе заниженная или завышенная самооценка в связи с различными негативными комплексами), вызванная определенными социальными установками в семье, условиями воспитания, по-видимому, не менее часто становится причиной управленческих ошибок или злоупотреблений. Управленцев, достигших пенсионного и более преклонного возраста, также следует отнести к этой группе риска в связи с неизбежными возрастными изменениями психики и физического здоровья. Однако снижение качества здоровья в этой группе риска компенсируется профессиональным опытом и усвоенной схемой поведения, с субъективной точки зрения безопасного для карьеры. Вопросы рационального трудоустройства и, вообще, обеспечения достаточного уровня жизни для этих категорий населения соизмеримы по важности с государственными задачами.

 

Рассматривая деградацию, как крайнюю степень личностного разнообразия, принципиально неустранимую, мы, таким образом, остаемся на позициях гуманизма в наших исследованиях. В рамках гуманистической доктрины обществом в целом давно осознана важность заботы о состоянии пограничных социальных групп. С одной стороны, делается все возможное для снижения численности этих групп, с другой стороны, проводятся в рамках государственных социальных программ мероприятия по адаптации и интеграции их в общество. Важно при этом в программах и рекомендациях учесть мотивации и меру способностей соискателей рабочих мест, а в гражданском обществе – известные права личности, чтобы интеграция не усиливала напряжения и не порождала сбои в управлении. О возникающих в этом случае противоречиях и проблемах, в особенности в этническом аспекте, к сожалению, недостаточно доступных исследовательских материалов по причине деликатности темы исследований, но вопросы «распознаваемости» всегда актуальны. 

«Неустранимость», органическая включенность в целостную систему социума, придает деградации весьма важное эволюционное значение, в чем мы убедились на примере сферы искусства. Личностное разнообразие населения гарантирует устойчивость государства в эволюционных процессах. Деграданты в сфере управления, особенно в высших эшелонах власти своим отрицательным действием как бы освещают пространство выбора для народов, идущих по магистральному пути эволюции.

Должностные лица, субъекты трудовых отношений одновременно и субъекты гражданского общества. Игнорирование единства и принципиального различия прав и обязанностей, связанных с различными сферами общественного сознания, на практике порождает  спекуляции и недоразумения. Например, человек со сниженным интеллектом – выпускник спецшколы, выполняя отдельные поручения в политической организации, требует от должностного лица оформления на работу заместителем директора, ссылаясь на гражданские права, предоставленные ему Конституцией (право на труд). Особую актуальность эти вопросы приобретают при выборах на ключевые высшие должности (например, президентов или губернаторов). Институт управляемой демократии, не исключая дисперсии от ошибок, тем не менее, предоставляет шансы одаренным личностям в реализации своих возможностей.

Правовой основой демократизации и гуманизации является Конституция, провозглашающая равенство прав  всех граждан. В основном законе – Конституции РФ ограничительные требования по состоянию здоровья сужены рамками недееспособности. Согласно Основного закона (Конституция РФ. Гл.2, п.3, с.32), «Не имеют права избирать и быть избранными (в органы государственной власти и местного самоуправления, - А.М.) граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

Но, п.1: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова» (Там же. С.29), и п.2: «Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную…ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального… превосходства», а так же гл.2, п.1: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства…» (Там же. С.32).

Конституция РФ, следуя принципам демократии и гуманизма, не разделяет граждан на какие либо группы, категории или сословия по отношению к выражению своих мнений и мыслей. Однако в отношении профессиональной пригодности к исполнению конкретного труда существуют научно обоснованные рекомендации и ограничения. Как известно, права и обязанности граждан возникают и существуют одновременно, что приводит к известным сложностям и путанице в сознании субъекта. Выделенное курсивом самоопределение также подвержено весьма значительным вариациям (девиациям) в связи с применением разного рода социальных и корпоративных технологий, учитывающих или меняющих условия для ориентации мнений и мыслей. Напомним, что психическое состояние (здоровье) людей, представляет широкий спектр. До 15% населения имеет психиатрический диагноз, 25% - проблемы с психическим здоровьем, 95% внушаемо и лишь 4-6% населения не подвержены внушению и психическим расстройствам (Из сообщения д.м.н. В.Д. Линденбратена, ХГМИ) Данное процентное соотношение претерпевает значительные вариации в выборках (сечениях социального пространства), произведенных по конкретным параметрам в конкретных социальных группах. Таким образом, в общем случае алгебра потоков ориентации в социальном пространстве вариативна, и в нем не действует привычное «правило параллелограмма» сложения векторов. Мы приходим к необходимости выделения, по крайней мере, двух норм, двух центров ориентации – статистического и логического (аксиоматического). Приведенная шкала психического здоровья отражает оптимальное отношение «мощности» управленческого авангарда к управляемой массе по данному параметру здоровья: менее 6%. Указанная величина определяет лишь качество группы, из которой формируется адекватный управленческий авангард, но ничего не говорит о качестве самого управленческого сектора. Ясно лишь, что значительное снижение мощности, по-видимому, затрудняет управление, либо свидетельствует о росте уровня тоталитарности управляемой системы, а увеличение мощности, сигнализирует о процессах деградации, одним из которых является чрезмерная бюрократизация управленческого аппарата.

Законодатель теоретически осознает важность установления нормы здоровья в случаях определения меры гражданской ответственности. «Наступление психического расстройства у граждан всегда представляет определенную опасность для общества, в какой бы форме оно не протекало», - констатируют авторы «Комментария к уголовному кодексу Российской Федерации" (2 изд., М., 2002. С. 199). Однако в практике реализации гражданами своих прав и свобод  государственные служащие не отступают от формальностей даже в абсурдных случаях кверулянтской борьбы (сутяжничество), предпринимаемой психически больным с целью восстановления справедливости, наказания обидчиков, безусловного признания изобретения и т.д. Безответственность, формальный подход должностных лиц в таких ситуациях создает трудно преодолимые барьеры в работе любого предприятия или организации, ставшими предметами сверхценных идей граждан с отклонениями в психике. Мы полагаем, что такое поведение управленца происходит по причине профессионального несоответствия, в глубине которого лежит та или иная степень деградации. (Неспособность по каким-либо причинам воспринимать и учитывать эллипсоидальность социума – «двухцентровость»).  Проявляясь на уровне мотиваций, эта важная причина формирует субъективное отношение должностного лица к ситуации, выражаемое в том, что его правосознание опирается в большей степени на собственные эмоции и ненормативные отношения, поскольку нормы не содержат инструкций, определяющих действие должностного лица в данной ситуации.

Велико влияние субъективной составляющей на состояние гражданского общества. Руководствуясь личными симпатиями и антипатиями, происходящими часто из амбициозности и искаженных представлений (в связи с отсутствием достоверной информации либо из идеологических соображений, добиваясь «управляемости демократии» тоталитарными мерами), лидеры и государственные служащие саботируют участие в общественном процессе целого ряда неформальных и формальных структур. Эффективность труда в автономном секторе общественной деятельности чрезвычайно высока, может в десятки раз превышать производительность труда должностных лиц государственного управления, несмотря на то, что жизнеобеспечивающие мотивации имеют большое значение и в этом секторе. Поэтому, несомненно, там, где наиболее полно поощряется общественная инициатива во всех сферах общественного сознания, общество развивается более динамично и равномерно. Таким образом, назначение на любую государственную должность приобретает социальную важность и требует особо взвешенного подхода в выборе кандидата. Несомненно, субъективный фактор при этом должен быть сведен к минимуму, а предпочтение должно отдаваться объективным оценкам профессиональных способностей и особенностей личности.

Выборы должностных лиц, когда в выборах участвует теоретически все население, - то есть демократические выборы – не всегда приводят к победе наиболее компетентного руководителя. В итоге население оказывается заложником своего выбора на многие годы. При этом способе заполнения вакансии кандидат может оказаться из любой группы здоровья, а мнение 95% избирателей заведомо не будет независимым. Но авторитарные режимы себя исторически исчерпали. На политической арене укрепляются демократические формы управления, при которых население реализует соответствующее представление о власти. В развивающейся системе – это заинтересованный партнер, попечитель, а не хитроумный мошенник, преследующий свои сугубо личные цели в ущерб общественным. Критерием оценки в этом случае может быть количество успешно действующих общественных организаций. Если большинство их встраивается в систему власти – такая власть демократична, а если встраиваются лишь отдельные организации – у власти назревают проблемы, поскольку у населения в этом отношении проблем не будет, оно лишь прекратит самодеятельность и политизируется (в том числе в виде скрытой оппозиции). Пример такой «ортогональности» («Население в состоянии ортогональности» или «ортогональность населения» - термины, применяемые впервые. Они отражают объективные процессы, когда прилагаемые усилия (экономические, политические, административные и т.д.), затраченный ресурс вызывает реакцию, направленную в сторону, вбок, как бы перпендикулярно направлению ожидаемой реакции)  населения, когда потенциал не реализуется в виде полезной (планируемой) работы, во многом проливает свет и на природу девиантности.  

 

В социуме, как и в любой статистической среде, выполняется соотношение неопределенностей Гейзенберга, когда мы пытаемся предъявить кандидатам на должность высокие профессиональные требования в условиях выбора, ограниченного определенными сословными, корпоративными или иными недемократическими рамками. Чем выше профессиональные требования, тем «неопределеннее» (шире) должна быть территория и социальная группа кандидата, и, наоборот, чем жестче ограничительный ценз (территориальный, социальный, имущественный, родословный, этнический), тем ниже оказываются профессиональные качества кандидата. В обществе наблюдается тенденции к ассоциативности, групповой коагуляции или корпоративности, снижающие в итоге качества управленческого авангарда согласно соотношению неопределенностей. Деградация управленческого сословия – неотвратимый закон эволюции социума.

Такое снижение качества управленческого авангарда влечет сужение и ограничение сферы общественной деятельности, приводит к социальной пассивности населения, либо к актам гражданского неповиновения, экстремизму и т.п., поскольку, как показывает практика, управление превращается в ролевую игру с имитацией существенно важных сторон социума. Действительно, столкнувшись с реальностью, любая фундаментальная управленческая система стремится нейтрализовать или отсечь маргинальные (сопутствующие, альтернативные или дополнительные) общественные связи либо сделать их таковыми, неустойчивыми в целях усиления контроля. Насильственные, недемократические захваты власти или квази- (псевдо-) демократические выборы, приводящие к власти ту или иную группировку, как убедительно доказала история социума, приводят к крайним мерам для всего населения. Притеснения мирного населения под тем предлогом, что оно не отвечает тем или иным качествам (идеологическим, этническим, политическим, сословным и т.д, - в чем наиболее изощренными проявили себя режимы и группировки коммунистической ориентации), свидетельствует о крайних проявлениях тоталитаризма, несвободы жизнедеятельности. В этой связи вполне объяснимы намерения (действия) Российского Правительства по законодательной формализации некоторых демократических порядков, несмотря на то, что они и в существующем виде несут известную долю формализма. Исключение случайной компоненты в данном случае происходит за счет сужения пространства выбора, что неизбежно отразится в будущем на качестве управления. В то же время, на ранних этапах профессионального роста отбор происходит естественным образом из лидеров (специалистов), проявляющих большую заинтересованность и незаурядные качества личности. Таким образом, лидирующая масса и является поставщиком кандидатов на высшие должности. Преодоление профессиональных рисков в процессе назначения на должность в аппарате управления производится в этом случае путем изучения биографии кандидата, истории профессионального роста, собеседования в процессе тестирования, что не исключает субъективизма оценок. 

Нам могут возразить, что при монархии управленческая элита формировалась исключительно по назначению монарха, однако этот период дал миру выдающихся деятелей во всех сферах общественного сознания. Заметим на это, что, во-первых, мы имеем исторически итоговую картину и, во-вторых, что сословие (дворянство) из которого производился выбор, составляло полную и достаточную выборку для своей эпохи, представители которой в целом отвечали требованиям профессионализма. Высшие и средние сословия были достаточны для поддержки устойчивой политики. Вертикаль власти (например, в царской армии) формировалась преимущественно из лиц, наделенных дворянским достоинством и по этой причине независимых, что делало излишним раболепство в  межличностных отношениях управленческого состава. Между тем, эта практика не была свободна от погрешностей, при ней, по выражению Людвига фон Мизеса, бюрократический подход к механизму отбора претендентов на государственную должность «…не позволяет получить место наиболее компетентным людям и не всегда предотвращает назначение абсолютно некомпетентного человека». Выборность без установления фильтрующих цензов, то есть критериев отбора, наоборот, увеличивает ряды кандидатов, усложняет проведение процедуры за счет вовлечения в процесс маргинальных популистов и не исключает их победу на выборах. Следовательно, одним из механизмов иммунитета в сфере управления (аппарате управления!) является обоснованные критерии профессионального отбора, а снижение ошибок в этом случае гарантируется (но не исключается!) открытостью, свободным доступом населения к участию в конкурсе (простом переборе кандидатов). Но имеется множество обходных путей, приводящих на выборные должности недостойных по личным и профессиональным качествам, деградированных назначенцев сверху.

 

Для работы любого коллектива, в т.ч. управленцев, важно взаимопонимание и здоровый житейский опыт (особенно в муниципальных и коммунальных службах, напрямую контактирующих с населением) – неотъемлемые требования профессионализма в данной сфере управления. Поэтому грань между условиями поддержания благоприятной рабочей обстановки в учреждении и коррупцией весьма расплывчата: взаимопонимание легко переходит в круговую поруку, ведь «коагулятивность», способность (потребность) людей группироваться, также неотъемлемое свойство социума. Возникновение политических, деловых и иных союзов происходит с древнейших времен. Совершенствуется дипломатия захвата - облеченное в юридические формы сотрудничества расширение политического и экономического влияния, компенсирующие (сглаживающие) отторжение или приобретение территории. С другой стороны, потеря части целостной государственной территории или торговля ею, отражают глубокие противоречия в высшем управленческом составе. В данной статье мы не анализируем эту, одну из главных задач государственного управления, такую как обеспечение целостности государства и неприкосновенности государственных границ, несмотря на то, что общие законы деградации замкнутого и ограниченного управленческого сословия проявляются наиболее зримо в международной дипломатии.

Английского происхождения термин «коррупция» означает не только, а в русском понимании не столько, взяточничество, сколько разложение иного рода, проявляющееся в организации удобной управленцам (власти), но неудобной, неприемлемой для населения среды жизнедеятельности, ограничения прав и возможностей самореализации. Например, путем введения различных административных барьеров, саботирования деятельности неугодных общественных организаций, ограничение их числа и т.п., проведение навязчивого контроля, граничащего со слежкой. Это реальные условия деятельности многих автономных общественных организаций в современной России.

Общеизвестно, стратегия и тактика управления проистекают из идеологии управления. Неумение ориентироваться в этом, выделить главное (отсеять ложное) в противоречивом пространстве интересов, амбиций и нужд населения, снижает эффективность деятельности общественного сектора, искажает нормальное распределение общественных сил.

Это также результат деградации управленческого сектора, результат проникновения на различных этапах профессионального роста недостаточно профессиональных, а по сути деградированных лиц с ограниченным кругозором или искаженными интересами. Таких людей больше беспокоит возможность имитации искусственно подобранным перечнем бюрократических организаций, чем управление реальным общественным сектором. Бюрократизация, разрастание управленческого сектора сверх размера, определенного природой социума, еще более усиливает напряжение в обществе и, следовательно, приводит к неограниченной, лавинообразной бюрократизации аппарата управления, широко применяющего контролируемый административный ресурс для влияния на исход выборов.

Таким образом, управленческий аппарат выступает по отношению к остальной массе населения в следующих аспектах:

  1. Как инструмент процесса управления (реализация политики профессионально подготовленными кадрами).
  2. По отношению к населению:
  • как сословие (класс управленцев, авангард), корпоративная социальная группа,
  • как социальный слой, в бюрократическом обществе имитирующий средний класс,
  • как гарант фундаментальности государственной системы.
  1. По отношению к общим источникам жизнеобеспечения:
  • как обособленная социальная группа, стремящаяся наряду с остальными социальными группами реализовать свои личные интересы на занимаемом поприще.

 

Анализ данной схемы показывает, что чрезмерное разрастание аппарата управления до пределов имитации «среднего класса» снижает устойчивость социального организма, усиливает коррумпированность, облегчает проведение имитирующих акций. «Государственный интерес» в этом случае противоречит интересам реального гражданского общества. В гражданском обществе попытки назначения кандидатов на выборные должности по заранее установленным критериям путем их перебора и сравнения приводит к еще большей бюрократизации, возникновению корпоративности, сословности, порождает раболепство и ряд других негативных следствий. Оптимальное решение основывается на диалектике явления: демократия управляема (наличие конституционных свобод и правовой ответственности граждан), управление демократично (широкое развитие публичных обсуждений и выборности должностных лиц на определенные сроки).

Несмотря на риски несвоевременного обнаружения профессионального несоответствия должностных лиц и отмеченные негативные тенденции, следует отметить в целом высокий уровень профессионализма в сфере управления. Работу значительной части управленцев высшего звена можно оценивать, как высокопрофессиональную, а  отдельные руководители  по результатам своей деятельности – выдающиеся личности. В качестве конкретного примера можно привести деятельность губернатора Хабаровского края В.И.Ишаева, качества личности, теоретические знания и практический ум которого позволяют развиваться территории, во многих отношениях экстремальной. Разумеется, принцип «незаменимых людей нет» действует лишь за пределами определенных временных интервалов. Можно ли было в свое время заменить Менделеева, Циолковского, Ландау, Королева или Келдыша? Практическая управленческая школа высшего управленческого состава – должностных лиц правительства края – выдвинула незаурядных специалистов, выдающихся деятелей в сфере государственного и муниципального управления. Одновременно проявились профессиональные организаторы и в области бизнеса, и в области общественной деятельности. И это совпадение не случайно. Выделение из среды управленцев выдающихся личностей, способных в повседневной деятельности учитывать стратегические задачи, является компенсирующим механизмом, обеспечивающим долголетие всего социального организма. Наряду с процессами торможения, деградации в обществе действуют компенсирующие потоки. Причем это не какие-то различные потоки, это единый поток, единый механизм, единая система охвата пространства жизнедеятельности, элементы и звенья внутри которой естественным образом отличаются по качеству и этим обеспечивают необходимую жизнеспособную структурность.

 

В советский период  в России был высоким уровень среднего образования населения, охватывал почти 100%. А уровень высшего образования населения не был избыточным. Поддерживалась определенная численность вузов, что создавало конкурсные ситуации при поступлении в них. В настоящее время численность вузов определяется высоким спросом среди населения, чем обеспечивается широкая доступность высшего образования и рост количества дипломированных специалистов.

Наблюдаемое возрастание удельного веса выпускников вузов среди молодежи может иметь как положительное, так и отрицательное последствие в экономике, а также весьма неоднозначно оцениваться в социальном аспекте, в зависимости от реализуемой стратегии и тактики (социальных приоритетов и акцентов). При наличии широкого выбора альтернативных решений (возможностей), стимулирующего самодеятельность населения, сглаживается отрицательное воздействие диспропорции. Старение населения окраин, приток молодежи в крупные города, где сконцентрирована в основном  торговля, сигнализирует о проблемах. Не зря вопросам свободного передвижения граждан по стране и свободному выбору места для расселения  отводятся отдельные статьи в Декларации прав человека. Но провозглашение таких свобод ничего не дадут населению без подкрепления их свободой частной инициативы и неприкосновенности частной собственности, свободой развития гражданского общества, поскольку в нормальном обществе этот правовой комплекс должен обеспечивать повышение рождаемости, равномерность расселения и равномерность развития экономики. Отклонения распределения качества населения от нормального сигнализируют либо о неуправляемости того или иного сектора, либо о чрезмерном регламентирующем вмешательстве в естественные процессы саморегуляции. Последнее наиболее вероятно.

Таким образом, оптимальное управление сводится к поддержанию равномерности развития, выявлению процессов, отклоняющих распределение свойств социума от нормального. Это достигается выборностью, конкурсностью, гласностью и глубоко развитой системой ротации, охватывающей все уровни государственной власти и системы управления экономикой.

Обеспечение конкурсности достигается рядом факторов, главные из которых, при наличии реальных гражданских прав и свобод, следующие:

  • нарастание достаточной массы населения и его равномерности распределения по регионам;
  • развитие гражданских институтов (гражданского общества);
  • наличие широкого выбора возможностей для миграции, профессиональной занятости, профессиональной и социальной переориентации;
  • мобильность населения.

 

Социум как явление природы подчиняется общим законам природы. Поэтому не удивительно, что обладающие разумом, волей, но определенной мерой независимости субъекты, представляют сложно управляемое сообщество. И это управление не всегда следует рациональному пути. Тем не менее, во многом противоречивая динамика существования социального организма имеет тенденции развития, то есть, в глобальном масштабе, тенденции подготовки перехода к иному уровню существования. Исследуя роль и значение деградации отдельных элементов системы, мы не можем обойти вниманием вопрос (в целом философский) об итоге такого симбиоза. Согласно теоретическим исследованиям академика РАЕН В.И.Симакова («Интеллектология». – Хабаровск: ПГО, 2004), периодический закон динамики Мира действует в направлении оптимизации процессов, в том числе и в социуме, а различия и противоречия есть та основа, на которой только и возможен прогресс.    

 

Автор выражает признательность дефектологу тифлопедагогу, профессору ДВ НАН С.Н.Мурашевой за внимание к работе и ценные замечания по вопросам жизнеобеспечения социально уязвимых категорий населения, а также почетному доктору социальных наук ДВ НАН писателю К.В.Распутину и генеральному директору Государственного Фонда поддержки малого предпринимательства Хабаровского края, профессору Е.С.Кржижановскому за критические замечания.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован