07 мая 2002
98

Источники информации о психотехнике в молодежных группах

Навыки психотехники1 известны в нашей стране не одно столетие. По крайней мере, к медитации прибегали повсеместно в старославянских монастырях. `Умное делание` (медитация) пришло в русское православие вместе с греческими священниками, а к ним, надо думать, по торговым путям из Индии. Однако к психотехнике обращались не только в религиозной практике.

Уже в середине XIX века русские путешественники нередко публиковали в отечественных журналах впечатления о странах Азии и Северной Африки, описывая собственные мистические переживания, постигаемые с помощью наркотиков-галлюциногенов2 . Со временем среди части `золотой` молодежи и богемы дореволюционной России тайные общества (секты) мистиков перестали быть редкостью. А в 1916 году появился даже первый в мире сценарий для немого кино, в сюжетной линии которого органически переплелись наркотики и секс, восточный мистицизм и светский цинизм3 . Не исчезала настоящая проблема и позднее4 , вплоть до настоящего времени, когда кинорежиссер Савва Кулиш продолжил мистическую интригу, развязанную семьдесят лет назад Ливерием Авидом5 .

В 1987 году автором было проведено выборочное анонимное анкетирование молодежи в гг. Москве, Киеве, Краснодаре, охватившее собою свыше 3 тыс. респондентов из различных слоев общества. Обнаружилась определенная распространенность мистических настроений, перерастающих в многоуровневое отклоняющееся поведение - вплоть до криминальных эксцессов. Здесь необходим учет, в частности, следующих факторов:

Сложившиеся в стране неблагоприятные производственные отношения как доминирующая реальность.
Наличие в молодежной среде незаполненного досуга, компенсируемого нередко наркотизмом и религиозной практикой.
Интерес молодежи (не сопровождаемый должным критическим осмыслением) к `самиздатовской` литературе мистического толка и отсутствие альтернативных комментариев со стороны отечественных специалистов.
Низкий уровень психологической помощи населению.
Перечисленные факторы тесно взаимодействуют между собою и обладают одной пронизывающей их характеристикой - заметной тягой значительной части молодежи к западной моде - поведенческой интеллектуальной, что, впрочем, имеет свое объяснение.

Усеченность средств удовлетворения социальных благ вкупе с невысокой культурой, психическими аномалиями немалой части населения, несомненно, выступают одним из важнейших условий выбора молодыми людьми форм поведения, связанных с мистицизмом. Здесь `работает` и отсутствие у многих молодых членов общества естественного социального иммунитета, которому и родиться было неоткуда в ходе активного торможения развития действительно советского образа жизни в период застоя. Все это и создает питательную среду трансформации `плюрализма мнений` в плюрализм нравственности, морали и этики, чему еще недостаточно противостоят формирующиеся новые по качеству социальные институты перестройки в экономике и идеологии. Поэтому вряд ли можно полностью согласиться с мнением В. Г. Карпова и Е. Б. Лисовской, подвергших остракизму `теории`, которые сводили этиологию социальных болезней к внешним причинам в виде пережитков прошлого, `родимых пятен капитализма` или `идеологических диверсий`, `растленного влияния Запада`6 . Они правы в том, что нельзя объяснять причины возникновения доморощенных негативных явлений только зарубежным влиянием.

Использование одурманивающих средств выявилось среди всех проанкетированных социальных и возрастных групп населения. На знакомство с ними указывали иногда до шести респондентов из десяти. Не отрицала молодежь и свою осведомленность о психоделиках типа ЛСД, ПСП (фенциклидина) и др. А наиболее распространенной причиной, побудившей попробовать наркотики, оказалось просто любопытство (в среднем по трем регионам - до 60% опрошенных). Широкомасштабность социологических исследований и основанные на их результатах математические расчеты позволяют говорить, что только в среде учащейся молодежи, студенчества (без учета рабочих, служащих и других социальных слоев населения) может находиться до 500 тыс. человек, прибегающих к одурманивающим средствам часто. И до 5 млн. человек тех, кто попробовал их хотя бы раз в жизни7 .

Выявился также в среде молодежи значительный религиозный фон - от 12 до 40% и выше. А в `группах риска` (их составили респонденты, либо имеющие отношение к немедицинскому приему наркотиков, либо взирающие на эту проблему снисходительно) распространенность религиозности достигала порою более 50% (причем этот уровень оказался еще выше у респондентов, знакомых с `самиздатовской` литературой). Использование одурманивающих средств, обще религиозная ориентация являются - при своем внешнем несходстве - путями (или общим путем) углубления мистических ориентаций личности. Интересно, что наши данные согласуются с эмпирическими материалами, полученными сотрудниками НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ: порядка трети верующей молодежи приобщается к религии в период учебы в школе, а 40% - в вузе.

Немалую роль в привыкании молодых людей к религиозности, перерастающей в мистику, играет не заполненный общественно полезными занятиями досуг. Достаточно лишь отметить, что о своей будущей профессиональной пригодности думает примерно один респондент из десяти проанкетированных! Зато бесцельному времяпрепровождению отдаются от 54,2 до 78,0% молодежи.

Что касается читательской активности, то следует отметить, что, например, в среде учащихся ПТУ она весьма невелика (47%) (у остальных социальных слоев населения пренебрегают литературой всего от 1,3 до 5,1% респондентов). При этом у опрошенного контингента предпочитаемыми являются фантастический (до 62%), приключенческий (до 74%) и детективный (до 76%) жанры. А вот литературой мистического толка, как выяснилось, увлекаются в основном респонденты из `групп риска`. Там, в отличие от `обычных` групп респондентов, в той или иной степени знакомы с нею до половины опрошенных. Первое место среди них занимают студенты гуманитарных вузов, а последнее - учащиеся ПТУ. Среди рабочих, знакомых с мистической литературой, оказались единицы, а среди молодых людей, занятых неквалифицированным трудом (сторожа, уборщики, дворники и др.), эти показатели оказались такими же, что и у студентов.

Методика овладения медитативной практикой с помощью психотехнических средств (галлюциногены и другие, более действенные приемы достижения `космического сознания`) излагается, например, в размноженных на ксероксе переводах книг Дж. К. Лилли (широким слоям читателей он известен как дельфинолог с мировым именем) и К. Кастанеды. Эти ученые пропагандируют культ интенсивного употребления наиболее коварных психотропных препаратов. Рекомендуют они также для достижения галлюцинаций (в их понимании - для установления контакта со сверхъестественными земными и космическими силами) использовать другие психотехнические средства. Здесь надо обратить внимание на то, что один из первых теоретиков использования психотехники в мистических целях неопозитивист Вильям Джемс видел в употреблении алкоголя и наркотиков не более как спорадическое средство достижения мистических состояний. Психотехнику же, основанную на восточном религиозном опыте, он относил к систематическим способам познания потустороннего мира. Эта идея, где прямо, а где иносказательно, красной нитью проводится практически всеми последователями мистического прагматизма.

По своей сути современная мистическая литература - ассимиляция фрейдизма, древних восточных (азиатских) религий (их аналогов с других континентов) и последних достижений НТР. Она изложена достаточно простым языком и, главное, способна увлечь воображение неискушенного читателя интригующим сюжетом. Основная цель авторов - призыв к массовому уходу из реальности с помощью психотехники. Иными словами, призыв к необратимому отрыву от активной жизненной позиции. Конечная цель подтекста - убедить в действительности потустороннего мира, вероятности применения советов, поступающих `оттуда` в земное бытие. Одновременно внушается, что психоделики, как говорилось выше, - это лишь начальная стадия, средство, позволяющее открыть путь к `истинному знанию` - `сатори` (Дж. К. Лилли) и `мир нагуаля` (К.Кастанеда), а овладение навыками психотехники на сугубо религиозной базе (восточной - Лилли, североамериканских индейцев - Кастанеда) - желанная цель.

В произведениях Лилли, заслуживающих отдельного и более критического анализа, основная идея состоит в немыслимости без помощи психоделиков проникнуть в глубины Вселенной для уготованной там встречи с представителями других цивилизаций8 . Последние предупреждают `путешественника` о кознях на Земле адептов соседней технической или `кристаллической` (компьютерной) цивилизации, насаждающей среди землян агентуру с перспективой дезактивации планеты, создания на ней приемлемых условий для ее заселения `кристаллическими` существами. Впрочем, тем же самым, в пику `кристаллам`, занимаются и `гуманитарии`, которые инструктируют неофита о необходимости подбора на Земле себе подобных, их обучения, погружения в сон ЛСД... Успеху `путешествий` в интерпретации Лилли должны сопутствовать штудирование специальной литературы, опека Учителя и (как основное) отказ от связей (трудовых, семейных, дружеских) с обществом, ибо это мешает прогрессировать дальше, проходить глубже и более цельно в запредельные пространства...

Принцип учения Кастанеды заключается в стирании личной истории: индивид обосабливается от окружающей жизни, обретает `восхитительное и мистическое состояние`. Сначала - за счет контакта в мире нагуаля с `Мескалито` (или `духом кактуса`), содержащим алкалоид мескалин; позднее - другими психотехническими способами, но всегда - под руководством Учителя, при интенсивном изучении религии индейцев, включая приемы колдовства9 .

Несмотря на то, что Кастанеда ведет речь о шаманизме, по многим позициям концепции обоих авторов совпадают, предлагая вместо `мирской суеты` индивидуальное самосозерцание. Поневоле вспоминается мысль Фридриха Энгельса о религии, являющейся ни чем иным, `как фактическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни`10 .

Действительно, мистический мир людей, живших в прошлые столетия, отвечал запросам социально-экономического уровня бытия того времени и представлял собой `небесных ангелов`, `откровение Божие` и пр. Согласовывался с источниками психотехники, в том числе литературными, за счет которых насыщалось их сознание. Современные мистики - дети XX века - сталкиваются в своих галлюцинациях с НЛО, пришельцами, компьютерами... Изменились и средства, применяемые ими. Прежде был эфир, а сегодня - психоделики. Однако, невзирая на ощутимый промежуток времени и совершенствование психотехнических средств и приемов, сущность их деятельности сводится все к той же идее Вселенского Бога, правда, в разных его ипостасях. Поэтому по-прежнему актуальны мысли В. И. Ленина, что по сравнению с открытыми, явными негативными явлениями значительно опаснее социально именно `тонкая`, духовная, приодетая в самые нарядные `идейные` костюмы идея боженьки`11 .

Как показывает историческая практика, `мода на мистицизм`12 возникает на переломных этапах развития обществ, когда отживающие, но отнюдь не собирающиеся сдавать свои позиции `старые` духовные ценности вступают в противоречие с силами прогресса, доходя в таких конфликтах до открытой конфронтации, тотального противоборства13 . По-видимому, такие закономерности объективны не только, как мы говорили раньше, для стран `капиталистического лагеря`, но и периода советской перестройки. В этой связи интересно выяснить, каковы же отечественные источники приобщения неофитов к `мистическому` варианту мироощущения, как реализуется механизм вовлечения в психотехнику сегодня?

Для того чтобы молодой человек стал `путешественником`, он должен, во-первых, получить информацию о факте существования психотехнических средств; во-вторых, узнать, что они собой представляют; в-третьих, по какому-то из мотивов (подражание, любопытство, экспериментаторство, недомогание и др.) решиться испробовать их на себе.

Мощная `теневая` пропаганда мистики (не только с помощью книг Лилли, Кастанеды и др.) в отличие от поверхностной официальной контрпропаганды реализуется достаточно эффективно. Обычно в качестве информаторов и пропагандистов выступают лица, хорошо осведомленные о последствиях психотехнической практики. Следовательно, здесь мы сталкиваемся с преднамеренными действиями. На Западе, как организованная преступность в лице наркомафии, так и лидеры нетрадиционных религий умело используют в своей деятельности не только межличностные, специально направленные речевые контакты, но и коммуникативные средства информации: печать, радио, телевидение, литературу, кино, видеопрокат и т.д. В условиях нашей страны преднамеренная пропаганда психотехнической практики через средства массовой информации фактически отсутствует, хотя можно говорить о реальности у нас непреднамеренного распространения этих `учений`, скажем, писателями, общественными деятелями, должностными лицами и др., которые в своих выступлениях и произведениях не достаточно критически относятся к анализу выносимой на обсуждение мистической тематики.

С развитием в настоящее время отечественного видео проката, международного туризма, созданием совместных с зарубежными фирмами кино, литературных и прочих объединений вероятность организации преднамеренного механизма распространения мистицизма растет. Сказанное подтверждается и перенасыщенностью зарубежного рынка вне конфессиональными объединениями, что, несомненно, помогает доморощенным их сторонникам в нашей стране. И, безусловно, к интенсификации негативного воздействия этих процессов надо готовиться. Но готовимся ли мы к этому? К сожалению, наблюдаются примеры, говорящие о тенденциях обратного порядка.

Например, в одном из журналов, основная тема которого - борьба за здоровый образ жизни (!), рекомендуются упражнения по овладению медитацией, комментируемые следующим образом: `Есть люди, которым не хочется возврата к реальности после медитативного `путешествия`. Таких следует предупредить: `Не увлекайтесь!`. AT (аутотренинг. - Б. К.) имеет целью укрепление вашего физического и душевного здоровья, а не бегство от действительности. Если выясняется, что AT уводит вас от активного решения жизненных проблем, считайте, что этот вид саморегуляции вам противопоказан и немедленно прекратите занятия`14 . Что можно сказать по поводу такого `совета` заниматься психотехнической практикой, `не увлекаясь` ею?

Мне не раз приходилось выслушивать и от наркоманов (а не `просто` медитирующих) объяснения, что они-де наркотики употребляют не просто так, а сугубо для `психической саморегуляции`, `расширения сознания`. Сначала якобы осознанно контролировали их прием, но затем физиологически не могли от них отказаться. По существу, в данном случае пропагандируется `духовная` наркомания нового поколения, ведущая к деформации личности доверчивых читателей, а отнюдь не к обеспечению их психического равновесия.

Ряд других авторов, описывая фармакологические свойства классических наркотиков, подробнейшим образом рассказывают о методике их изготовления, средствах и способах употребления для достижения `приятных видений`15 . На этом фоне делаются попытки доказать читателю, что использование наркотических средств, `кроме головокружения, головной боли, сердцебиения и рвоты, если курил много (опиума.-Б.К.)16 , иного эффекта не дает. В то же время `старые` наркоманы в таких случаях `чувствуют себя здоровее, бодрее и веселее`17 . Такого рода психоделические экскурсии тоже, имеют эффект, как правило, противоположный благим задумкам их авторов.

Не так давно ко мне обратился молодой человек с просьбой разъяснить ему позицию доктора медицинских наук Л. А. Богданович относительно личности Шарля Бодлера (1821-1867 гг.) - французского поэта, который известен не только как участник Революции 1848 года, но и как наркоман-мистик. В своей книге `Белый ужас` Л. А. Богданович ссылается на монографию поэта `Искусственный рай`, в которой Бодлер представлен как `ученый-исследователь`, вскрывший опасность Духа Тьмы для человечества18 . Однако дотошный молодой человек, заинтересовавшийся темой мистики, оказывается, разыскал перевод книги этого поэта и обнаружил откровения совсем иного рода: `Он лежит перед вами: кусок зеленой мастики (гашиш - Б. К.), величиной с орех, издающий неприятный, возбуждающий тошноту запах. В нем-то и заключается счастье, счастье со всеми его сумасбродствами. Глотайте без страха - от этого не умирают. Ваш организм нимало не пострадает от этого. Вы ничем не рискуете - разве небольшим нервным утомлением назавтра... Свисток уже раздался. Поезд тронулся, и вы обладаете любопытной привилегией не знать цели вашего путешествия. Но вы сами пожелали этого; да здравствует необходимость...`19 . Очевидно, что вряд ли уместно пропагандировать такие откровения. К сожалению, подобных примеров за последние годы более чем достаточно. Причем характерно, что в основном информацию о психотехнике мистических `путешествий` излагают именно ученые и, как правило, в научно-популярных изданиях, пользующихся у населения массовым спросом.

Реанимацию мистики почувствовали в своей практике врачи - наркологи и психиатры. Они свидетельствуют о распространенности случаев потребления галлюциногенов мистиками различного рода, обращающимися к ним за психиатрической помощью после интенсивных `погружений` в сопредельные миры. Анализ проблемы, основанный на информации, почерпнутой только из периодической печати, показывает достаточно обширную географию проявления групп `наркомистиков` в масштабах страны.

Распространение в среде молодежи вне конфессиональных объединений традиционно и непростительно долго относилось советскими учеными лишь к... атрибутике западного образа жизни20 . Более того, некоторые авторы, следуя, вероятно, `учению` Кастанеды, в употреблении наркотиков с мистическими целями находят даже позитивные начала, переходя, таким образом, от аллегорий к практике.

Так, К. В. Цеханская мотивированно разбирает причины и условия возрождения сакраментального потребления кактуса пейотл индейцами США и Канады, охватившего на сегодняшний день четвертую часть популяции аборигенов (250 тыс. чел.)21 . При этом автор ссылается на авторитет зарубежных ученых Д. Аберле, Дж. Слоткина, П. Гербера, не относящих (по субъективному опыту психотехнической практики) мескалин к наркотическим веществам22 . Окончательный же вывод сводится к тому, что потребление этого психоделика `в определенной степени способствует росту национального самосознания, сохранению культурного наследия и тем самым укреплению паниндейских тенденций, сплочению сил, находящихся в оппозиции к господствующей в США системе национального угнетения (!)...`23 . Комментировать подобную идею о пользе употребления наркотиков в качестве средства национально-освободительной борьбы, согласитесь, не требуется. Укажем лишь на возможную связь этой идеи с концепцией `психоделической революции`, обернувшейся духовным крахом для достаточно широких слоев западной молодежи: `безвредные` психоделики, не спеша, увели таких `борцов за справедливость` в болото наркомании. Надо также отметить, что мескалин запрещен для применения людям и не подлежит включению в рецептурные справочники и учебные пособия. Нельзя не упомянуть и о том, что, согласно исследованиям древних культур, сообщества, не перешагнувшие в своей эволюции этапа бытовой наркомании, обречены на генетическое вымирание.

Должно вызывать обоснованную тревогу и бездумная пропаганда в средствах массовой информации (последнее время - рекламу бурно развивающегося кооперативного движения), медитативной практики, истоки которой, как известно, уходят в древнюю медицину и религию пранародов планеты. Высказанная здесь точка зрения базируется на предупреждениях самих основателей этих религий, того же чань-(дзен-) буддизма, что требует дополнительного пояснения.

Известно, что искусственное возбуждение ассоциативной активности правого полушария головного мозга, т. е. достижение состояния `сатори`, осуществляется за счет насильственного (психотехнического) отключения левого полушария, отвечающего за логику восприятия событий. Дело в том, что, в отличие от правого, левое полушарие мозга человека развивается лишь в процессе социально-культурного воздействия на индивида извне. То есть, способность личности жить в обществе связана со взаимодействием регуляции поведения левым и правым полушариями. Психотехнические средства и приемы позволяют `путешественнику` возвратиться к `нулевому` состоянию мозга, адекватному ступени внутриутробного развития плода, когда мозг зародыша, да и новорожденного - информационно чист. Наркотические вещества делают это быстро, поскольку они являются химическими ингредиентами, вступающими в центральной нервной системе (ЦНС) в контакт с родственными им по составу материальными структурами мозга24 . Психотехнические приемы другого порядка, позволяющие достигать медитацию не за счет наркотиков, а за счет внутриорганизменных, пока плохо изученных процессов химического же содержания, требуют долгих интеллектуальных усилий, которые выдерживает не каждый `философ-путешественник`25 .

Снятие душевного, дискомфорта за счет субъективного ощущения `благости` (ведь отключение левого полушария на какой-то период стирает и собственное `Я` с возникновением ложного чувства `вечности`, соприкосновения с Космосом, Буддой и пр.) наполняется гаммой размытой, ассоциативной информации из правого полушария мозга. И если наркотики `будят` психосоматическую энергию только на период химического взаимодействия `наркотики - мозг` (реальное время), то психотехнические приемы, построенные на других принципах достижения `сатори`, как бы аккумулируют ее в фазе медитатирования, высвобождая затем накопленную энергию в ЦНС, что дает человеку прилив бодрости после медитации. Однако как в первом, так и во втором случае психологическая релаксация достигается искусственными средствами, необратимо изменяющими функционирование ЦНС. Ведь `стирание` собственного, социально взрощенного `Я` не может быть полезно для человека как существа общественного.

Интенсивное увлечение медитацией, этой `духовной` или `интеллектуальной` наркоманией, приводит к `необратимым изменениям в самоидентификации`26 . Известный Е. С. Штейнеру отсчет жертв медитативной наркомании начинается с Янь Юаня - ученика Конфуция.

В других исторических источниках называется достаточно много случаев, когда погружение в медитацию делало из человека не `просветленного`, а `счастливого идиота`, шизофреника27 . Из истории дошло до нас и название такого заболевания, как `чань-бин` (кит.) или `дзэм-бё` (япон.) - `чаньская (дзенская) болезнь`.

В современных условиях ей наиболее подвержены люди с неуравновешенной психикой. Особенно опасно это заболевание, когда пренебрегают необходимостью консультаций у опытного врача-психиатра относительно состояния своего психического здоровья, пытаются овладеть психотехникой самостоятельно.

Описание недуга от непрестанного медитатирования с целью достижения эйфории довольно схоже по своим критериям с психической зависимостью при течении классических видов наркоманий. Так, первоначальные инъекции наркотика в лечебных целях при последующем его назначении, а тем более при `самоназначении` способны, в конечном счете, поставить человека в полную зависимость от него. То же самое происходит, когда практика индивидуального и коллективного аутотренинга организуется вне условий клиник и диспансеров и без надзора специалистов.

В 1987 году в нашей стране выявлено 571 тыс. человек с впервые установленным диагнозом психического расстройства. Распространенность данной группы заболеваний, например, в Москве составила 30-40 человек на 1 тысячу28 . В том же году число самоубийств достигло 55 тыс. случаев (в Москве-1275 человек), из которых 25-27% были людьми практически здоровыми29 .

Нельзя не принимать во внимание и того, что общее количество граждан, доходы которых ниже прожиточного минимума, возросло до 40 млн. человек. В ближайшие годы не более 22 млн. человек из этой категории лиц имеют шансы повысить свое благосостояние30 .

Таким образом, имеются две большие группы членов общества (частично совпадающие), в среде которых повышен риск социально нежелательных действий, связанных с поиском выхода из психологически или статусно неблагоприятного состояния. И, поскольку далеко не все находят со стороны родных, близких, окружающих, социальной и медицинской служб и пр. необходимую поддержку и помощь, вероятность (в масштабах страны) наступления негативных последствий от рецидивов самообучения мистицизму (по журнальным и газетным рекомендациям с помощью лжеспециалистов различного толка - `учителей`, `гуру`, в том числе влившихся в кооперативное движение) несомненно, возрастает.

В этой связи нельзя оставить без внимания откровенные высказывания лидера московских кришнаитов в Центральном доме научного атеизма (конец мая 1989 года) на встрече с религиоведами. По его убеждению, практически во всех регионах Советского Союза созрели условия для становления и развития нетрадиционных религий. Отсюда можно спрогнозировать, что разрушение личности будет происходить не только путем приема одурманивающих средств, - здесь правомерно призвать на помощь закон, - а на выработке такого же эффекта методами психотехники внутри себя, в самой ЦНС.

Мне представляется, что теоретически вероятно даже создание доступных широкой практике методов экспертного выявления в организме `интеллектуальных` наркоманов тех химических соединений, которые одуряюще влияют на их психику, например, с помощью фиксации степени ослабления двигательно-чувствительной функции вестибулярного нерва в результате воздействия на него `внутренних` галлюциногенов. Научная доказанность такой возможности способствовала бы сближению правовой оценки `обычной` и `интеллектуальной` наркомании. Конечно, пока это только абстрактная точка зрения, хотя, наверное, ее комплексное обсуждение биологами, психологами, наркологами, психиатрами, юристами и другими специалистами могло бы принести определенную пользу.

Каковы типичные этапы развития нетрадиционных религиозных культов? Для ответа на этот вопрос удобнее, прежде всего, обратиться к динамике развития таких общин (сект) мистиков.

Первоначально в обществе появляется небольшая группа людей, в силу различных обстоятельств принявших на веру постулаты уже сформировавшегося в других странах нетрадиционного религиозного учения. Эта группа затем активно ищет таких людей, взгляды которых совпадают с их платформой или обусловливают их податливость соответствующему `обучению` - этап зарождения. После этого такая община фиксирует свое существование путем организации первого ашрама (помещения для отправления культовых обрядов иного названия) - этап становления. Этим этапам развития могут сопутствовать: нелегальное существование секты (например, как это имело место до мая 1988 года с кришнаитами, а ныне - с сектами `Дети бога`, `Общества трансцендентальной медитации`, `Объединенная церковь`, последователи Муна и др.), установление контактов с зарубежными общинами и получение от них материальной помощи (такая помощь оказывается сейчас тем же кришнаитам). При этом не исключаются и попытки `спонсоров` из-за рубежа использовать налаживаемые связи для целей, не имеющих ничего общего с религиозными. Например, в конце 1987 года органы милиции изъяли у адептов московского филиала международной секты `Дети бога` целый набор антисоветской литературы31 .

Третий этап развития общины (секты) заключается в интенсивном расширении масштабов и географии ее деятельности за счет усиления пропаганды своих идей и активного вовлечения новых членов; укреплении финансовой базы (продажа атрибутики и литературы по высоким ценам, сборы пожертвований и др.); во включении в общественную жизнь страны и в выходе на международную арену. На этом этапе возрастает вероятность противоправных действий со стороны энергично утверждающих себя лидеров общины (секты). К слову, в ФРГ деятельность секты кришнаитов была запрещена за хранение в ашраме оружия. Из США выслали `святого` Бхагвана Шри Раджниш, так как в созданном им и его сторонниками `городе` сотрудники ФБР также обнаружили склады оружия и лаборатории по производству наркотиков, которые регулярно давали в пищу сектантам32 .

Отечественная практика кришнаитов пока имеет (по состоянию на лето 1989 года) завершенный первый и заканчивающийся второй этап их развития. При этом наивно пытаться возводить барьер между нашими мистиками и их зарубежными собратьями. В процессе эволюции подобных групп нельзя дробить общие закономерности их зарождения, становления и дальнейшего развития (естественно, учитывая при этом различия, вытекающие из социальных условий функционирования), да и деление их на `капиталистические`, `социалистические` или `стран третьего мира` не всегда бесспорно. Известно, что в ряде стран (США, ФРГ, Франция и др.) родители объединяются даже в комитеты по спасению своих детей от влияния проповедников внутренней `свободы`, возникла там и новая профессия - `депрограмматор` - т.е. специалист-психиатр, осуществляющий переубеждение молодых людей, вырванных родственниками из объятий `гуру`. Нужно ли нам дожидаться заранее предсказанных результатов? Можем ли мы допустить подавление воли индивида (особенно у детей - членов общины) путем преднамеренной духовной и физической его изоляции от общества? Вправе ли мы мириться с подстрекательством к экстремистским выходкам, с фактами понуждения собирать подаяния и т. п.? Думаю, что нет!

Серьезного правового анализа требует участие общин сторонников внеконфессиональных культов в производственно-трудовых процессах - создании кооперативов, печатании и распространении литературы религиозного содержания. Здесь, кстати, встает и вопрос о предупреждении эксплуатации труда членов общины ее лидерами в целях личного обогащения. Практика деятельности нетрадиционных религиозных группировок на Западе дает много примеров такой эксплуатации.

Важен вопрос об охране здоровья членов общины (секты) в связи с некоторыми обрядами, сбережения нравственной чистоты молодых людей, разумеется, не в пуританском смысле последних слов. Так, психотехническая практика у `Детей бога` осуществляется через сексуальные ритуалы, а у кришнаитов - путем одуряющего повторения мантр (почитатель Кришны обязан ежедневно продекламировать (пропеть) ему молитву, перебирая 108 четок не менее 16 `кругов` или 1728 раз произнести однотипную хвалу `царству бога`), в других общинах- иным путем33 .

В заключение хотелось бы привести ответ известного американского фантаста А. Азимова на вопрос, что его раздражает в мистицизме: `То же самое, что меня раздражает в жуликах. Они продают фальшивые акции, а себе в карман кладут настоящие деньги... Если бы человеку давали возможность расширять круг своих познаний о Вселенной, он не бросался бы столь безрассудно в мистицизм`34 . Трудно не согласиться с А. Азимовым, так как опрос, проведенный в США Национальным фондом науки, показал, что 21% американцев полагают, что Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот. Из 72% правильно ответивших на вопрос, разрешенный еще свыше 450 лет назад Коперником, 45% знают, что один оборот Земли, вокруг светила занимает год, а 17% думают, что Земля успевает обойти вокруг Солнца за день, в то время как 2%-за месяц. Так и не смогли указать продолжительность оборота планет 9% респондентов35 . Проводились ли подобные исследования в СССР?

Несомненно, новые тенденции к `богоискательству`, обнаруженные в молодежной среде в столь ответственный для нашей страны период времени, требуют исследований, освещения и оценки со стороны специалистов. В том числе в плане развития системы правовой охраны физического и нравственного здоровья молодежи, ее международной разработки на уровне компетенции ООН; определения задач, приоритетов, форм, пределов вмешательства государства в эту сферу. Необходимо также спроектировать и наладить систему оказания населению психологической и психиатрической помощи через сеть поликлиник, диспансеров, телефонов доверия и т. д.; пора решить, наконец, вопрос о допустимости использования форм кооперации для прикрытия эксплуатации народного труда (особенно детского) и антисоциальных видов деятельности отдельных общин. Большой интерес представляли бы фундаментальные работы по изучению мозга: какие химические процессы приводят сознание человека в медитативное состояние; идентичны ли по механизму своего воздействия на ЦНС психоделики и психотехнические приемы; нарушает ли интенсивная медитативная практика обмен веществ в организме так же, как и наркотики, либо речь идет о биопсихологических явлениях разного порядка?


1 - Психотехника - в данном контексте термин, означающий способность человека достигать мистических состояний (откровений, общения с силами Космоса, Богом, предками и др.) через медитацию с помощью специальных средств: наркотиков, монотонных молитв, изнурительных телодвижений, самоистязания и пр.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован