01 апреля 2002
160

Исторический дискурс

Исторический дискурс

Важной проблемой политического характера стала тема происхождения народов, населяющих республику, хотя еще недавно подобные вопросы обсуждались только в узких академических кругах. Кто древнее, чьи предки более значительны с точки зрения истории? Эти вопросы стали волновать почти всех, когда после перестройки забрезжили идеи о лидерстве отдельных групп людей среди всего населения.
Кабардинские лидеры, как и остальные абхазо-адыги, стали чуть ли не с политических трибун утверждать, что их народ, происходит от хаттов, создавших Хеттскую империю. Кашиф Унежев, преподаватель КБГУ выпустил книгу ²Феномен адыгской (черкесской) культуры⌡ , в которой, ссылаясь на работу археолога Р.Бетрозова, пишет: ²Непосредственными предками адыгов являлись племена синдов, меотов, дандариев, фатеев, керкетов, торетов, тариетов, досхов, псессов, зихов и др., которые проживали в IV-III тысячелетиях до нашей эры на Северном Кавказе. Самыми ближайшими родственными племенами адыгов были хатты, кашки (каски), которые проживали в рассматриваемый период в Передней Азии⌡. В результате таких построений адыги, как ²наследники хаттов⌡ оказываются древнейшим народов на Северном Кавказе. В последние годы также появились публикации, в которых хатты, хурриты и пеласги отождествляются с ²антоадыгами⌡, приписывают им основание древнейших государств Средиземноморья, включая древнегреческие города-полисы. Этногенетические построения конца 1980-х гг. легли в начале 1990-х гг. в основу официальной идеологии и многих политических ²построений⌡ как в самой КБР, так и за ее пределами на Северном Кавказе.
Также и балкарцы. В своих этногенетических изысканиях ученые мужи из балкарского народа особенно упирают на аланскую линию своего происхождения.
Да, аланы принимали участие в этногенезе карачаевцев и балкарцев, об этом говорят непредвзятые научные авторитеты. Но могущественные аланы были ираноязычными, тогда как балкарцы . тюрки. Тем не менее наука не отстает от политики. Карачаево-балкарские филологи выпустили ряд работ, в которых говорится о тюркоязычности скифов, сарматов и алан. В ряде работ карачаевцев и балкарцев даже объявляют прямыми потомками скифов.
Другая научная проблема, которая стала политической, . добровольности вхождения в состав России. За последние 10 лет точка зрения неоднократно менялась. То утверждали, что в 1557 г. осуществилось добровольное вхождение территорий нынешней республики в состав России, затем стали говорить, что был только лишь заключен военно-политический союз. Третья точка зрения была самой радикальной: никакого добровольного вхождения или союза не было, а Россия насильственно в ходе военных действий присоединила Кабарду. Ныне принято говорить, что в 1557 г. был заключен военно-политический союз между Кабардой и Россией. С завершением советской эпохи изменилась также и трактовка русско-кавказской войны. Кавказская война, де началась с ²усмирения и подавления наиболее могущественного на тот момент этноса . кабардинцев⌡. Периодизация русско-кавказской войны пересмотрена в соответствии с этой посылкой. Переселение народов Северного Кавказа в Османскую империю трактуется .акт геноцида против адыгского этноса, как наиболее пострадавшего в ходе военных действий.. В этой связи 21 мая ежегодно отмечается как день памяти адыгов . жертв русско-кавказской войны.
Актуальной темой стала история создания кабардино-балкаркой государственности. Здесь кабардинские идеологи пытаются представить создание в 1922 г. общей автономии для двух народов, выгодной в то время только балкарцам. Выдвигается тезис, что двухсубъектное государственное устройство было навязано ВЦИКом в лице председателя Кабисполкома Б.Калмыкова. С такой точкой зрения не согласны балкарские историки, утверждающие, что единая автономия возникла благодаря дружеским связям Б.Калмыкова со И.Сталиным, тогдашним наркомом по делам национальностей. Балкарские исследователи также напоминают о факте первоначального решения о создании самостоятельной Балкарской АО, принятого 6 января 1922 г. Обе стороны вели острые споры в начале 1990-х гг., в период попытки раздела КБР на две самостоятельные республики . Кабарду и Балкарию.
Наиболее острой остается проблема этнических границ между Кабардой и Балкарией. (Вопрос поднимался неоднократно еще в XIX в.) В споре дело доходит до абсурдных заявлений, например, что балкарцы были некогда .пропущены через территории кабардинцев., чтобы заселить горы (иначе трудно объяснить, как население предгорий могло обитать постоянно на одном месте). Балкарцы, в отстаивают свою очередь, свою версию об этнических границах, беря за основу археологию, топонимику, что, конечно ни в коей мере не может служить доказательством в политических спорах. Одни и те же научные сведения каждая сторона трактует по своему. Балкарские исследователи стремятся доказать, что кабардинцы заселили предгорья только с XV в., кабардинские специалисты заявляют, что это было не заселение, а возвращение на исторические места, обжитые еще в глубокой древности.
И последнее. В республике собираются обновить и переработать академическое издание 2-х томной ²Истории КБАССР⌡ 1967 г. Вне всякого сомнения все спорные вопросы вспыхнут с новой силой. Высказана идея о том, что нужно написать и издать отдельно ²Историю Кабарды⌡ и ²Историю Балкарии⌡. Как сказал местный историк, для науки это принесло бы мало пользы, зато всем стало бы понятно, насколько обе стороны (кабардинская и балкарская) подвержены мании величия.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован