29 апреля 2002
306

История

Появление первых русских поселений в Сибири относится к концу XVII - началу XVIII века.
Активное освоение русскими людьми территории области начинается в конце XVII века - появились первые остроги (Уртамский, Умревинский), а вблизи них стали оседать русские поселенцы. Первые деревни были основаны на берегах рек Ояш, Чаус, Иня. Около 1710 г. основана деревня Кривощековская - первое русское поселение на территории будущего г. Новосибирска.
В 1893 г. в связи со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали от Челябинска до Владивостока и железнодорожного моста через реку Обь, для которого требовалось множество рабочих рук, появился поселок Александровский, переименованный в 1895 г. в Новониколаевский. Весной 1897 года мост через Обь был открыт для движения. Благодаря удобному географическому расположению, обусловленному пересечением Транссибирской железнодорожной магистрали, великой сибирской реки Оби и Московского тракта, быстро возрастало его торгово-экономическое значение, станция Обь по грузообороту становится самой крупной среди железнодорожных станций Сибири. Торговый капитал, активно осваивая зону Великого сибирского пути, превратил маленький поселок в город. Статус безуездного города был получен в декабре 1903 года. Он стал входить в состав Томской губернии. Уже в первые два десятилетия своего существования Новониколаевск занял ведущее место среди городов Сибири. В городе начинает работать телефон и электростанция, действуют ипподром, типографии, кинотеатры, любительские театры.
Новониколаевск становился местом сосредоточения банковского капитала. В 1906 году в городе имелся единственный Сибирский банк, а в 1915 году здесь уже действуют 5 коммерческих и 2 земельных банка.
Население Новониколаевска росло очень быстро. Ко времени Февральской революции Новониколаевск был уже 80-ти тысячным городом. Со своим торгово-промышленным и транспортным узлом, в котором помимо предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, городской электростанции, чугунолитейного завода `Труд`, товарной биржи, банков, торговых и судовладельческих фирм, имелись 7 православных храмов, костел, несколько синематографов, 40 начальных школ, гимназия, учительская семинария, реальное училище имени Дома Романовых. В 1913 году Новониколаевск, одним из первых в Российской империи, ввел обязательное начальное образование.
Даже в 1915 - 1917 годах город продолжал свое спокойное и благополучное развитие. Магазины были полны товаров, базары завалены хлебом, мясом, салом. Разбогатевшие на военных поставках новониколаевские купцы, намечали строительство трамвайной линии, а жители города обсуждали возведение Дома инвалидов. Эта стройка волновала новониколаевцев больше, чем война и революция. Они без особого энтузиазма восприняли весть о том, что в столице России к власти пришли большевики.
Но город не смог остаться в стороне от политических и социальных потрясений. В декабре 1917 года новониколаевский Совет взял власть в свои руки.
Население Новониколаевска сильно сократилось в годы гражданской войны. `Белый` и `красный` террор, боевые действия, жесточайшие эпидемии тифа и холеры унесли тысячи жизней. Мост через Обь оказался взорванным.
После 1921 года, с приходом новой экономической политики, Новониколаевск вновь превратился в торгово-промышленный и транспортный узел, куда стягивались тысячи крестьянских возов с зерном и маслом. Разбежавшиеся по окрестным деревням рабочие возвращались в депо и на фабрики. В город переезжают из Омска Сиббюро ЦК ВКП(б) и Сибревком.
В 1926 г. Новониколаевск переименовали в г. Новосибирск. В это время начинают работать первая Сибирская широковещательная радиостанция и Сибрадиоцентр, а город имеет 100 тысяч человек жителей. Внешний облик города сильно изменяется. В его застройке появляются монументальные 4-х и 5-ти этажные здания, замечательные по своей архитектуре.
В эпоху сталинской индустриализации, Новосибирск из торгового превращается в промышленный центр Сибири. Здесь строятся знаменитые гиганты - `Сибкомбайн`, завод горного оборудования, множество предприятий металлообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности, мощная ТЭЦ.
В 1928 г. открывается сообщение на авиалинии Москва-Новосибирск-Красноярск (часть будущей авиалинии Берлин-Москва-Пекин). В город переводятся коллективы Сибгосоперы , Сибгосиздата.
В 30-е годы в городе открывается 8 вузов и около 10 техникумов. В связи со строительством Урало-Кузнецкого комбината в Новосибирске создаются научно-исследовательские институты и лаборатории.
В 1931 г. на центральной площади города начинается строительство Большого театра Сибири. Открытие театра состоялось 12 мая 1945 г.
В Новосибирск, во время голода 1932 - 1933 годов, прибыло свыше 170 тысяч новоселов.
В годы Великой 0течественной войны в этот город было эвакуировано 50 промышленных предприятий, в том числе: Краматорский завод тяжелого машиностроения, `Запорожсталь`, Сестрорецкий инструментальный завод, `Электросигнал` из Воронежа. Краснодарский станкостроительный завод им. Седина. Город предоставил кров более чем 140 тысячам беженцев.
Старые промышленные предприятия расширялись и реконструировались. Новосибирский авиазавод им. Чкалова, выпускавший в военные годы истребители Як-3, Як-7, Як-9, стал одним из крупнейших в стране. В этом городе работали в эвакуации Ленинградский драматический театр им. А.С. Пушкина, Центральный детский театр, был создан Западно-Сибирский филиал АН СССР. В 1941-1945 годах в нём было развернуто 26 госпиталей, в которых прошли лечение свыше 112 тысяч воинов.
На основе ранее эвакуированных и вновь построенных предприятий вырастают новые гиганты индустрии - металлургический завод им. А.Н. Кузьмина, завод им. А.Н. Ефремова (`Тяжстанкогидропресс`), турбогенераторный (`Сибэлектротяжмаш`), химические предприятия. Возрастает роль Новосибирска, как крупнейшего в Сибири транспортного узла. Семь погрузочных станций в пределах города, и самая большая на востоке страны Инская сортировочная станция, перерабатывали огромное количество грузов.
Как единый градостроительный комплекс, он стал складываться только после 1955 года, с возведением моста через Обь. Строительная деятельность перешла на индустриальную основу. Крупнопанельное домостроение стало основным видом жилищного строительства. Под воздействием строек изменяется его природное окружение. В середине 50-х годов недалеко от города возводится ГЭС мощностью в 400 тыс.кВт, которая приводит к образованию обширного водохранилища - Обского моря.
В 1956-57 гг. строится новое здание аэровокзала для обслуживания местных авиалиний.
В 1958 г. открывается движение пригородных электропоездов. В эти же годы начинает работать местное телевидение, выходит новая городская газета `Вечерний Новосибирск`, открываются новые вузы, театры, организуется симфонический оркестр.
В 1957 году, на берегу Обского моря, началось строительство крупнейшего научного центра Сибирского отделения АН СССР, получившего название Академгородок. Здесь возникло 14 комплексов научных институтов, университет, жилые районы и общественные здания, торговый центр и Дом ученых. Опережающее развитие научных исследований, по приоритетным направлениям при постоянной поддержке со стороны государства, привели к созданию пользующихся мировой известностью сибирских научных школ. Новосибирск превратился в крупный научный центр Сибири, где сосредоточена примерно треть научно-технического потенциала региона. В 1992 г. в его составе насчитывалось 32 научно-исследовательских и 5 конструкторско-технологических институтов. Новосибирск стал третьим, после Томска и Иркутска, университетским городом в Сибири.
В 1960-63 гг. вблизи города сооружается аэропорт `Толмачево`.
В начале 60-х годов численность жителей города достигла миллиона человек.
В последующие годы в городе создаются новые архитектурные комплексы, научные центры Академий медицинских наук и Академии сельскохозяйственных наук.
В 1969 г. было принято решение создать в Сибири сельскохозяйственный научный центр - Сибирское отделение ВАСХНИЛ (сейчас - РАСХН - Российская академия сельскохозяйственных наук). С 1970 г. начали возведение научных институтов и жилого поселка. В 1992 г. в состав Новосибирского центра входят 9 институтов и производственная база. Жилой поселок СО РАСХН получил название Краснообск.
В 1970 г. в Новосибирске создан третий академический центр Сибири - Сибирский филиал, а с 1979 г. - Сибирское отделение Академии медицинских наук. В 1992 г. Новосибирский научный центр включает 9 научно-исследовательских институтов и специальное конструкторское бюро.
В 1971 - 1978 гг. возводится второй автодорожный мост через Обь - Димитровский.
В 1979 г. начинается строительство первого в Сибири метрополитена, первая очередь которого была пущена в декабре 1985 г.
В 1982 г. население Новосибирска достигает почти 1 млн. 400 тыс. Новосибирск 90-х гг. - один из крупнейших городов России, центр передовой науки, наукоемкой промышленности, важнейший узел транзитных перевозок Западная Европа-Восточная Азия.
В 1993 году Новосибирску, крупнейшему городу Российской Азии, исполнилось 100 лет.
Во второе столетие своей истории он вступает в условиях крупных социальных политических и экономических перемен. Переход к рынку, изменение форм собственности серьезно повлияли на привычный уклад жизни города.
Экономическая история Новосибирской области - это скачок от сохи до гигантских заводов, производящих трактора и спутники. Будущее Новосибирска, как и будущее России, связано с новой социально-экономической системой.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован