14 мая 2002
177

История

Вопрос о происхождении коряков изучен недостаточно. Первые сведения о них были получены во время похода С.И. Дежнева в середине XVII в. Поселения коряков обнаружены на северо-западе Камчатки, на Охотском побережье и по берегу Берингова моря. В то время корякские племена жили большими патриархальными (от лат. pater - отец, arche - власть) семейными общинами, состоящими из близких родственников по отцовской линии. Главой общины являлся старейший мужчина. Корякские племена разделялись по роду деятельности на кочевников (самоназвание чав`чу - `оленевод`) и оседлых (самоназвание нымылъо - `жители`, `поселяне`), среди которых выделялись несколько обособленных групп: карагинцы (каран`ынылъо), алюторцы (алуталъу), паренцы (пойтылъо), каменцы (вайкынэлъо) и т.п.
Оседлые коряки обитали на восточном и западном побережье Камчатки, в районе Пенжинской губы и п-ова Тайгонос. Их поселение представляло объединение нескольких родственных семей или производственные объединения (например, байдарные объединения - пользующиеся одной байдарой), ядром которого была большая патриархальная семья. Вокруг нее группировались другие родственники, занимавшиеся промыслом. Основными видами деятельности оседлых коряков были собирательство, сухопутная охота, но самым основным - была охота на китообразных и моржей. Однако, к концу XIX в., благодаря американским китобоям, промысел этих животных сократился, и первостепенную роль в экономике стало играть рыболовство. До конца XVIII в., в качестве орудий для охоты, коряки использовали капканы, самострелы. Приход цивилизованных народов, познакомивших местные племена с огнестрельным оружием, несколько облегчил зверобойный промысел. В XIX в. широкое распространение получило оленеводство. Олени приобретались в обмен на товары, полученные от русских купцов (металлическая утварь, пищевые продукты, мануфактурные изделия) и продукты морского зверобойного промысла. Последние, наряду с оленьем и собачьем мехом, активно использовались в изготовлении одежды коряков, байдар. В конце XIX начале XX вв. началась торговля коряков с американцами, имевшими на территории, занятой местными жителями, свои склады и т.д.
Кочевые племена бродили по внутренним районам Камчатки и прилегающей материковой части. Основным видом деятельности у них было крупнотабунное оленеводство. Численность оленей отдельного племени составляла 400-2000 голов. Помимо этого, кочевники промышляли охотой на пушного зверя. Стойбище оленеводов также представляло собой объединение семей. Главой его был владелец большей части оленьего стада. В его ведении находилась не только хозяйственная, но и общественная жизнь стойбища. Все члены общества связаны родственными узами и их связи поддерживаются древними традициями и обрядами.
В ХVIII в. у кочевых коряков наблюдается дифференциация (расслоение) общества, что обусловлено появлением частной собственности на оленей. Это привело к появлению бедняков-батраков, родственные связи которых с другими членами стойбища необязательны.

В ХVIII в. у кочевых коряков наблюдается дифференциация (расслоение) общества, что обусловлено появлением частной собственности на оленей. Это привело к появлению бедняков-батраков, родственные связи которых с другими членами стойбища необязательны.
С соседями, чукчами и эскимосами, коряки были во враждебных отношениях.
В 90-х годах XVII века на Камчатке появились первые русские поселенцы (походы В.В. Атласова и др.), которые оказали большое влияние на коренных жителей. Землянки паланцев, карагинцев, апукинцев и коряков северо-западного побережья Охотского моря сменились бревенчатыми избами русского типа. К концу ХIХ в. у карагинцев, алюторцев и частично у паланцев получили распространение наземные жилища якутского типа (балаган), в которых окна затягивались кишками морских животных или медведя. Вместо двух продолговатых камней, составлявших очаг, избы и балаганы теперь отапливались железными или кирпичными печками с трубой, которые устанавливались в центре. В качестве спальных мест, вместо полога, сшитого из старых шкур оленя или старой меховой одежды, вдоль стен сооружались деревянные нары.
В XVIII в. береговые коряки были крещены, но все еще сохранялись некоторые обряды, такие как праздники, посвященные промыслу морских животных. Вообще, похороны у них проводились согласно православному похоронно-поминальному обряду, но были переплетены с традиционными обычаями: сожжением умерших, изготовлением погребальной одежды, обращением с покойником, как с живым. Кочевники же все еще оставались язычниками, у которых были распространены жертвоприношения, обращение за помощью к шаманам, обряды жизненного цикла (свадьбы, рождение детей, похороны, поминки). Вплоть до начала ХХ в. сохранялись обычаи левирата (от лат. levir - деверь, брат мужа) - если умирал старший брат, младший должен был жениться на его жене и заботиться о ней и ее детях; сорората (от лат. soror - сестра) - вдовец должен жениться на сестре умершей жены; пережитки группового брака, приведшие к многоженству.
Развитие оленеводства, переход к индивидуальным видам деятельности: охота на пушного зверя, на мелкого морского зверя, рыболовство - все это привело к разрушению в начале ХХ в. патриархально-общинных отношений среди оседлых коряков.
Злоупотребление при взимании в пользу царской казны ясака вызвали вооруженное сопротивление коряков.
Историю предков коряки узнавали из мифов и сказок (лымныло), исторических преданий и легенд (панэнатво), заговоров, загадок, песен, рассказываемых отцами, дедами. В них описывались реальные события прошлого (войны коряков с чукчами, с эвенами, межплеменные стычки). Письменность появилась лишь в 1931 г. и была на латыни, а на русской графической основе - в 1936 г.
Корякский автономный округ образовался 10 декабря 1930 года.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован