26 января 2007
9994

ИСТОРИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ ФРАНЦИИ

Владимир Мачабелли,
член социалистической партии Франции, правнук Н.С. Чхеидзе, одного из лидеров меньшевиков, депутата 3-4-й Государственных Дум, председателя Петросовета и ВЦИК (1917 год).
Борис Гуселетов,
Международный Секретарь СДПР, профессор Российского государственного торгово-экономического Университета

1831-1905: Рабочее движение и истоки французского социализма
Первые теории социализма, авторами которых были известные мыслители-социалисты Сен-Симон, Фурье, Каабе, Леру и другие, появились в первой половине XIX века. Но они, к сожалению, оказали крайне слабое влияние на умонастроения большинства их современников. В последствии в ряде своих работ по историческому социализму, посвященных анализу индустриального общества того времени, Карл Маркс упомянул их как ученых-утопистов, отдав дань их вкладу в развитие теории социализма. Хорошо известно, что промышленные революции тех лет, создав новые условия труда, породили огромное недовольство со стороны рабочих и вызвали многочисленные бунты: восстание лионских ткачей в 1831 году, революционные события 1848 года, Парижская Коммуна 1871 г. и т.д. Однако все они были быстро подавлены. Тем не менее, в результате этих событий в большинстве стран Западной Европы, включая Францию, все больше и больше вопросы социальной защиты трудящихся стали выходить на первый план в программах представителей разных политических сил. Во Франции подходы к решению этой столь злободневной для рабочего класса проблемы у различных политиков были неодинаковыми, и революция 1848 года показала каковы действительные различия между реформистами социал-демократами (Ледру-Роллен, Луи Блан) и сторонниками насилия (Бланки, Барбес), считавшими его единственным средством реальной смены существующей политической и социально-экономической системы.
Борьба этих политиков за республику против сословной монархии и второй французской Империи уже тогда сочеталась с борьбой против новых условий труда и жизни, порожденных промышленной революцией. Левые республиканцы сумели организоваться и добиться эффективного объединения традиций централизации, сложившихся в ходе революции 1789-94 годов, и новых подходов к решению социальных вопросов, о которых все громче начало заявлять зарождающееся рабочее движение. В 1889 году в Париже под влиянием идей Карла Маркса, доминировавших в то время в стане левых, был, наконец-то, создан Второй Интернационал, намеревавшийся объединить все ведущие коммунистические и рабочие партии и движения того времени. Однако, и анархистские, и анархо-синдикалистские идеи продолжали оказывать влияние на ту часть рабочего движения, которая явно не доверяло политикам любых мастей. В 1884 году власти страны, наконец, официально признали права профсоюзов и уже через год, в 1895 году была создана Всеобщая конфедерация труда (ВКТ). В 1906 году она приняла Амьенскую Хартию, в которой был закреплен принцип независимости профсоюзного движения от политических течений левого, в том числе социалистического, толка.
И вот это отсутствие органичной связи между партией и профсоюзами существенно отличало французский социализм от социал-демократии Северной Европы. Политически социалисты Франции объединился только в 1905 году в результате слияния различных социалистических течений и групп (гедисты, бланкисты, реформисты...) в новую французскую рабочую секцию Интернационала (ФРСИ) и то лишь под непосредственным нажимом со стороны руководства Интернационала, оказанном на них в ходе его Съезда, Вскоре после этого определился и будущий лидер французских социалистов: Жан Жорес, бывший в то время депутатом в Совете Департамента Тарн. Постепенно он стал все больше и больше привлекать к себе внимание французской общественности и уже вскоре превратился в ведущую фигуру французского социалистического движения. Добиться этого он смог, в первую очередь, благодаря своей упорной борьбе за единство социалистов и объединение их идей с идеями республиканцев, патриотов, интернационалистов, марксистов и даже сторонников французской либеральной революции. Преобразовавшись в рабочую партию, ФРСИ стала реальной политической силой, способной привлечь к себе активистов и избирателей из самых разных слоев французского общества: крестьян, рабочих, ремесленников, а также интеллигенции и чиновников.
1905-1920: От объединения к расколу
Принципы интернационализма и пацифизма приносили свои плоды до тех пор, пока рабочему движению и Второму Интернационалу удавалось сохранять политический союз между ФРСИ и большинством в ВКТ. Однако, в ходе Первой мировой войны, повлекшей значительные жертвы и разочарования, начала формироваться оппозиция, которая сорганизовалась к конференции в Зиммерфелде в сентябре 1915 года вокруг меньшинства руководимого социалистами разных стран, отказавшихся от союза между ФРСИ и ВКТ, который они объявили предательством идей социализма и интернационализма. Революция 1917 года в России еще более усилила давление на левых в ФРСИ и породила все больше и больше симпатий к ним. В результате всех этих событий ФРСИ оказалась значительно разделенной и перед ней встала реальная дилемма: вступать или нет в III Интернационал, который к тому времени возглавил Лениным и руководимая им большевистская партия.
Съезд ФРСИ в Туре в декабре 1920 года, созванный вскоре после поражения партии на выборах 1919 года, и неудачи, которую потерпели профсоюзы в ходе грандиозной забастовки 1920 года, подтвердили, что большинство руководителей-социалистов поддерживали правительство ради объединения представителей и левых и правых сил во имя интересов Франции. Между тем, большевики, призывавшие к мировой революции, выдвинули 21 условие вступления в III Интернационал, объявившего себя революционным авангардом всех стран. Опасность раскола объединила часть оппонентов в ФРСИ: на Съезде партии состоялась горячая дискуссия между сторонниками социалистических традиций Франции (реформизм, признание всеобщего избирательного права и парламентаризма), защищаемых Блюмом, и сторонниками революционных традиций (присоединение к III Интернационалу и введение принципа демократического централизма). В результате #190; делегатов съезда поддержали сторонников революционных традиций и покинули ФРСИ, чтобы создать Коммунистическую партию Франции (ФРСИ-КПФ). Но "старый дом" ФРСИ удалось сохранить, благодаря усилиям Блюма и 20.000 присоединившихся к нему сторонников.
1920-1939: Французские социалисты создают Народный Фронт
В результате объединения левых в период между 1924 и 1926 годам сторонникам ФРСИ и радикалам удалось сформировать левое большинство в Национальной Ассамблее (нижняя палата Парламента Франции). В условиях агрессивной конкуренции со стороны коммунистов, особенно на севере страны в регионе Па де Кале и агломерации Парижа, социалисты, которые в то время даже не были представлены в правительстве, впервые, тем не менее, получили значительную поддержку избирателей. Вскоре после этого у руководителя ФРСИ Леона Блюма возникла мысль о создании Народного Фронта, который должен был в очередной раз объединить большинство представителей левых сил. До создания Народного Фронта ФРСИ была партией ни реально реформистской, ни откровенно революционной, и, кроме того, ее практическое участие во властных институтах вызывало сильное недовольство со стороны многих ее потенциальных сторонников.
И все-таки ФРСИ, превратившись, по сути, в партию социалистического толка, сумела видоизмениться и улучшить свою электоральную поддержку, особенно в сельской местности, вытеснив оттуда левых радикалов. Однако, начавшееся в 1934 году наступление правых и возросшая угроза фашизма, создали условия для формирования народного движения вокруг левых, которые под давлением всех этих обстоятельств решили вступить в Коммунистический Интернационал, что позволило им вновь начать объединение усилий коммунистов и социалистов. Этот союз был материализован 14 июля 1935 г. на специальной церемонии, в которой приняли участие представители всех регионов Франции, давшие клятву всеми силами поддерживать это объединение во имя интересов своего народа.
Вскоре Народный Фронт конституировался в мощное и весьма влиятельное движение Сопротивления, которое вновь объединило социалистов, коммунистов, радикалов и синдикалистов из ВКТ в марте 1936 г. и к которому присоединились ряд левых организаций, типа Лиги за права человека. После грандиозной забастовки и победы на выборах в мае 1936 года были созданы условия для проведения широких социальных реформ (прибавка к зарплате, введение коллективного договора и оплачиваемых отпусков, сокращение рабочей недели с 48 до 40 часов и т. д.), которые предстояло осуществлять правительству, возглавляемому Леоном Блюмом и утвержденному парламентом в июне 1936 года. Однако, экономические трудности, бегство капитала и полное неприятие владельцами компаний предлагаемых правительством Блюма социальных реформ вынудили его в феврале 1937 года приостановить их проведение.
Несовпадение позиций по вопросу вступления в войну с Испанией разделило социалистов и коммунистов. Кроме того, после начала осуществления реформы, поддержка правительства существенно ослабла. В последующие месяцы ситуация еще больше ухудшилась и оказавшись в Сенате меньшинстве, правительство Блюма подало в отставку. Тем не менее, Народный Фронт удалось сохранить с большим трудом,
После двух лет, в течении которых ФРСИ осуществляло руководство рабочим движением Франции, она оказалась обескровленной и разделенной, что явно сыграло на руку французской компартии. Десятки тысяч в основном молодых левых активистов в партии, объединившихся вокруг Марсо Пивера, были исключены из нее в 1938 году и создали другую партию - Социалистическую партию рабочих и крестьян (СПРК). В период с середины 1938 года до середины 1939 года усилились разногласия между твердыми сторонниками, ведомыми Леоном Блюмом и Жан Батистом Леба, с одной стороны, и пацифистами, ведомыми Полом Форе и Шарлем Спинассом, с другой. После заключения мюнхенского соглашения Блюм заявил, что испытывает смешанное чувство то ли подлости, то ли стыда, и открыто раскритиковал политику уступок Германии со стороны Французского правительства. Он также выразил обеспокоенность позицией руководства СССР.
Как и во многих других партиях, сельские депутаты от ФРСИ были более склонны к пацифизму, а члены городских советов проявляли больше твердости в вопросе взаимоотношений с Гитлером. После того, как гитлеровская армия оккупировала Богемию и Моравию, ФРСИ разделился на две части. Блюм получил большинство в партии, но он мудро оставил тех, кто оказался в меньшинстве на своих местах, дабы избежать раскола в партии. Как и многие другие французские партии, от радикально левых до радикально правых, ФРСИ разделилась по вопросу войны, но большинство заняло твердую позицию в отношении Германии, которую поддержали даже крайне правые. Поражение Франции в войне с Германией в 1940 г. породило смятение в рядах ФРСИ, и лишь небольшая группа депутатов Парламента, объединившись вокруг Леона Блюма в июле 1940 г., открыто заявила, что она выступает против передачи власть вновь избранному Президенту страны Петену. А ведь в эту группу вошли почти все лидеры социалистов той поры (Леон Блюм, Винсент Орио, Марк Дормуа, Жюли Мош, Андре Филипп), а также сенаторы, представлявшие ФРСИ в Парламенте голосовавшие против позиции большинства.
1939-1958: От Сопротивления к IV Республики
Французские социалисты, оставшиеся сторонниками Республики, не сдались и организовали в 1940 г. в основном под влиянием Даниэля Майера движение Сопротивления, имевшее разветвленную сеть по всей территории страны. В результате этого в период с марта 1941 по март 1943 гг. возрождение Социалистической партии состоялось, хотя и в подполье. Между тем, лидер партии Леон Блюм был арестован и должен был предстать перед судом. Но его яркое выступление в ходе заседания суда в городе Рион вынудило правительство Виши приостановить судебный процесс уже 11 апреля 1942 года. И, даже находясь в тюрьме, Блюм продолжал делать все для объединения социалистов, вставших на защиту своей страны от оккупации, до тех пор, пока его не отправили в германский концлагерь. Французские социалисты оказались в наибольшей степени представлены в движении Сопротивления по сравнению с другими действующими политическими силами. Фактически именно они организовали первую некоммунистическую группу Сопротивления, но в отличие от компартии не требовали от своих сторонников активного участия в делах партии.
Члены ФРСИ были избраны в Национальный Совет Сопротивления (НСС), хотя ряд социалистов остался в правительстве Виши. В январе 1946 года социалисты вошли в правительство вместе с Генералом де Голлем, но затем после его ухода из правительства пошли на формирование трехпартийной правительственной коалиции (ФРСИ, КПФ и Народно-республиканское движение), действовавшей до мая 1947 года. После освобождения Франции от немецких оккупантов эта правительственная коалиция решилось на проведение структурных реформ, которые, собственного говоря, и сформировали образ современной Франции - было введено право голосования для женщин, проведена национализация, создана действенная система социальной защиты населения, возникли советы на предприятиях. ФРСИ сыграла важную роль в подготовке и реализации программы НСС.
ФРСИ переживала в то время недолгий период эйфории, царившей во всей стране в связи с окончанием войны. В мае 1945 года большинство мэров-социалистов, избранные еще на предыдущих муниципальных выборах (1935 г.) были переизбраны, и большинство крупных городов, таких как Бордо, Гренобль, Шербург и даже консервативная Ницца, перешли в стан социалистов. В январе 1946 года социалист Феликс Гуэн, был назначен Генералом де Голлем главой правительства. В тот год ФРСИ насчитывала около 350.000 членов, что является своеобразным историческим рекордом, который до сих пор не был повторен.
Но вскоре партия столкнулась с серьезными проблемами, как на внутренней арене (конкуренция внутри правительства с КПФ), так и на внешней (создание центристами и правыми двух больших оппозиционных блоков вне рамок правительства). На очередных парламентских выборах КПФ, набрав 26%, впервые опередила ФРСИ, которая получила лишь 24%. Съезд партии, прошедший в сентябре 1946 года, показал, что она переживает серьезный кризис идентичности. Один из ее лидеров Ги Молле попытался реанимировать идею левого плюрализма, чтобы объединить большинство левых сил, но его не поддержала группа Даниэля Майера, с которой тесно сотрудничал Леон Блюм. Ги Молле остался на позициях ортодоксального марксизма и сторонника классовой борьбы и попытался объединить свои усилия с КПФ, осудив ревизионистов.
Леон Блюм и оставшиеся в правительстве социалисты подтвердили полномочия правительства, отметив, что они обеспокоены необходимостью установления нового парламентского режима в стране, а так же поиском такого пути развития страны, который, с одной стороны, не будет опираться на американский протекторат, а с другой, не должен быть связан со сталинской диктатурой. Он должен быть направлен на создание более сильной и независимой Европы. В мае 1947 года КПФ вышла из правительственной коалиции, на сей раз под предлогом отказа от поддержки его политики в Индокитае и не желания разделять ответственность в связи с тем, что социально-экономическая ситуация в стране становилась все хуже и хуже. Осенью 1947 года КПФ возглавила яростную кампанию против социалистов, что окончательно подтвердило ее стремление проводить в стране сталинистскую политику.
В результате этого ФРСИ, заключив альянс с радикалами и МРП и выступив в оппозиции к голлистам и коммунистам, оказалась в положении третьей силы, что естественно привело к ослаблению ее электоральных позиций и поддержки сторонников. В 1954 году Пьер Менкес Франс, бывший тогда радикальным социалистом, выступил инициатором обновления некоммунистических левых. Трудный и драматичный процесс деколонизации Алжира заставил социалистов поддержать политику правительства Республиканского Фронта, отчаявшегося к январю 1956 года продолжать кампанию против войны в этой бывшей колонии Франции. Тем не менее в тот период были приняты такие важные законодательные акты, как ратификация Римского Договора о создании Европемйкого Экономического Сообщества (ЕЭС), введение третьей недели оплачиваемого отпуска и т.д. Однако политическая позиция, занятая правительством Ги Молле, все больше втягивала его в гражданскую войну в связи с осложнением ситуации вокруг Алжира. Сам Ги Молле так и не смог убедить в своих идеях ни депутатов Национальной Ассамблеи, ни французов, живущих в этой колонии, которые очень враждебно воспринимали любые инициативы, предлагаемые Фронтом национального освобождения (ФНО), особенно касающиеся вопроса независимости. Все это привело к уходу Пьера Менде Франса и Алана Савари из Правительства. Таким образом, IV Республике не удалось сохраниться под ударом военных сил, в результате чего в мае 1958 года к власти вновь вернулся Генерал де Голль. Судьба ФРСИ, которая вновь раскололась, в значительной степени оказалась связанной с молодежью, т.к. от нее теперь зависело будущее партии.
1958-1971: Левые в поисках собственной идентичности
Отношение ФРСИ к Генералу де Голлю в очередной раз изменилось, т.к. они не во всем разделяли проводимую им политику. Меньшинство в ФРСИ, а также ряд левых политиков некоммунистического толка, таких как, Франсуа Миттеран и Пьер Мендес Франс, выступили против его возврата к власти, расценивая этот шаг как попытку государственного переворота. Ряд представителей меньшинства в ФРСИ вышли из партии и создали независимую социалистическую партию (НСП), которую возглавили Эдуард Депре и Ален Савари. В 1960 году НСП объединилась с несколькими маловлиятельными движениями, такими как левые христиане и коммунисты-диссиденты, а также Союз левых социалистов (Жиль Мартине, Клод Борде) и Коммунистическая Трибуна (Жан Попрен) для того, чтобы создать объединенную социалистическую партию (ОСП).
В 1964 году Франсуа Миттеран вместе с Шарлем Арни и Луи Мерма создали Объединение республиканских структур (ОРС), и в том же году заявило о своем возрождении профсоюзное движение. По инициативе Евгения Дескапа было создано Объединение французских рабочих христиан (ОФРХ), которое, однако, вскоре разделилось. В этот же период в стране стали возникать многочисленные политические клубы левого толка: Клуб Жана Мулена, Новая жизнь Жака Делора и др.
В 1965 году, накануне очередных президентских выборов, ряд левых объединений некоммунистического толка, включая ОРС и Федерацию левых и социалистов (ФЛДС), решили выдвинуть Франсуа Миттерана своим кандидатом. Его кандидатуру поддержали и ФКП, и даже ОСП, хотя и в меньшей степени.
В первом туре президентских выборов Франсуа Миттеран получил 32% голосов, и неожиданно для многих этот результат позволил ему выйти во второй тур, где его уже ждал Генерал де Голль. Во втором туре Миттеран набрал уже 45%, что можно считать очень неплохим результатом для кандидата, впервые участвовавшего в выборах подобного масштаба. В 1966 году ФЛДС обнародовала свою программу и заключила предвыборное соглашение с КПФ, которое предусматривало, что его участники снимут своих кандидатов в тех округах, где представитель другой левой партии будет иметь лучшие шансы. Это соглашение оказалось очень эффективным, потому что позволило левой оппозиции получить большинство на всех парламентских выборах, которое проходили после 1967 года. На этих выборах левые выступили весьма успешно, набрав 46% голосов избирателей, тогда как их правые оппоненты (голлисты и их союзники) получили лишь 42,6%, Тем не менее, правые сумели сохранить контроль над Национальной Ассамблеей из-за особенностей выборного законодательства Франции того времени. В феврале 1968 года Договор между ФЛДС и КПФ был расширен, и многие их сторонники искренне надеялись, что уже к следующим выборам будет действительно создан союз всех левых сил.
Однако события мая 1968 года (студенческие забастовки и пр.) неожиданно ослабили позиции ФЛДС, которая оказалась не готова взять на себя политическую ответственность и дать ответ на запросы того времени. Тем не менее, в этом же 1968 году после того, как де Голль проиграл референдум и решил уйти со своего поста, на политической арене страны появилась новая французская социалистическая партия (ФСП), созданная Гастоном Деффере, бывшим кандидатом в Президенты Республики. Эта партия стала быстро завоевывать популярность и уже на очередном ее Съезде, состоявшемся в Исси ле Мулено, к ней присоединились такие влиятельные левые партии и организации Франции, как ФРСИ (Ги Молле, Пьер Моруа, Гастон Деффере, Жан-Пьер Шевенеман), объединения Алана Савари и Жана Попрена и другие.
1971-1995: Годы правления Миттерана
В 1971 году в Эпинай состоялся очередной Съезд ФСП, который стал важной вехой на пути объединения социалистов и обновления их программных ориентиров. К ФСП присоединились ОРС и движение левых христиан. На этом Съезде Франсуа Миттеран был избран Первым Секретарем партии и получил мандат на подготовку правительственного соглашения с КПФ. В марте 1972 года Конгресс ФСП в Сюресне одобрил программу партии, которая имела звучное название "Изменим жизнь". 27 июня "общеправительственная программа" была подписана представителями КПФ, а несколько позднее ее скрепили своей подписью левые радикалы. В марте 1973 года выборы принесли левым очередной успех: совместными усилиями им удалось набрать более 48% голосов избирателей, и это был грандиозный успех, так как впервые после войны ФСП добилась такого же результата, как и КПФ. В 1974 году после смерти Президента Жоржа Помпиду Франсуа Миттеран стал новым единым кандидатом от левых. Однако он проиграл выборы Валери Жискар д" Эстену во втором туре с небольшим разрывом, набрав 49,6%. Но этот результат продемонстрировал существенный прогресс социалистов и вообще левых сил во Франции.
Выборы депутатов департаментских советов в период с 1976 по 1979 гг., а так же муниципальные выборы 1977 года, принесли успех левым, особенно социалистам, которые при этом существенно опередили коммунистов. В марте 1976 года ФСП получила 26% голосов избирателей против 23% у КПФ, 14 Президентов Генеральных Советов перешли к левым, из них 9 представляли социалистов, 3 левых радикалов и 2 коммунистов. Кроме того, левые выиграли выборы в 157 из 221 советов городов с числом жителей более 30.000, из них 81 представляли ФСП (в 1971 году их было 44).
Столь динамичная политика объединения социалистов была продолжена на так называемой "встрече социалистов", состоявшейся в октябре 1974 года и завершившейся вхождением в ФСП СПО Мишеля Рокара и Робера Шапюи, группы членов ФСДТ Жака Шерекю и Жака Делора, а также так называемой "третьей составляющей", представленной такими организациями, как Новая жизнь, Муниципальные группы действия, Цели социализма и др., которые решили объединиться, чтобы добиться главного - создать партию большинства.
10 мая 1981 года Франсуа Миттерана, наконец-то, был избран на пост Президента Республики и это событие, несомненно, открыло новый этап в истории французского социализма. Это была первая в истории V Республики смена правого Президента на левого. Парламентские выборы в июне этого же года превратились в триумф социалистов: впервые в своей истории они получили абсолютное большинство в Национальной Ассамблее и значительно опередили КПФ, которая хоть и незначительно, но тем нее менее уступила свои позиции. Пьер Моруа возглавил левое правительство, в которое вошли 4 министра от коммунистов.
Вскоре после этого Лионель Жоспен сменил Франсуа Миттерана на посту руководителя партии. В первое время Правительство Моруа проводило политику активизации и углубления реформ в соответствии с предвыборными обещаниями Миттерана, среди которых были такие, как отмена смертной казни, существенное повышение минимального размера зарплаты, пенсии и семейных пособий, национализация, децентрализация, новые права трудящихся и другие. Но начавшийся вскоре кризис мировой экономики и либеральная политика Президента США Рональда Рейгана и Премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер оказали весьма негативное влияние на социально-экономическую ситуацию во Франции. Все это вынудило правительство Пьера Моруа уже в 1982 году перейти к политике "жесткой экономии". Это непростое решение стало очевидным следствием того фундаментального выбора в пользу открытой экономики и строительства единой Европы, который сделал Президент-социалист Франсуа Миттеран.
Постепенно Правительству социалистов удалось снизить инфляцию, создать необходимые условия для радикальной модернизации французской экономики, однако очевидно позитивный эффект от проведения этой политики был серьезно снижен ростом безработицы. В результате ФСП потеряла поддержку избирателей на муниципальных выборах 1983 года и, особенно, на департаментских выборах 1985 года. На прошедших в 1984 году выборах в Европейский парламент это падение удалось приостановить, при том, что компартия умудрилась потерять почти половину голосов своих избирателей. В июле 1984 года Лоран Фабьюс, 35-летний политик либеральной ориентации, пользующийся значительной поддержкой Миттерана, сменил Пьера Моруа на посту Премьер-министра и сформировал правительство, в котором коммунисты уже не получили ни одного портфеля. Во внутренней политике новое правительство Фабьюса успешно завершило непростой процесс децентрализации, сумели реформировать систему профессионального образования и значительно изменить политику планирования развития территорий.
Съезд ФСП, прошедший в 1985 году в Тулузе, убедительно продемонстрировал, что идеологическая и политическая эволюция партии продолжается. И хотя социалисты проиграли парламентские выборы 1986 года, они сумели добиться вполне достойного результата: 31,2% (против 22,8% в 1978 году). Франсуа Миттеран, оставшийся на посту Президента Республики, вынужден был назначить главой нового Правительства лидера правых Жака Ширака. В результате 1986-1988 годы стали периодом совместного сосуществования правых и левых в руководстве стран, хотя формально соцпартия оказалась в оппозиции. В 1988 году Франсуа Миттеран повторно был избран Президентом страны, набрав 54% голосов. Как кандидат от социалистов, он вел свою кампанию под лозунгом "Единая Франция", который стал призывом к объединению усилий и левых, и правых во имя интересов страны. Новые парламентские выборы принесли относительное большинство ФСП, и ее представитель Мишель Рокар был назначен на пост Премьер-министра. Во имя достижения национального согласия Рокар пошел на такой решительный шаг, как включение в состав Правительства представителей гражданского общества и центристов, чтобы оно реально отражало интересы большинства населения, поддержавшего на выборах Лидера социалистов. Но, тем не менее, ФСП оставалась единственной влиятельной партией открыто и прямо, поддерживающей Миттерана. Пьер Моруа был избран на альтернативной основе Первым Секретарем партии, победив в нелегкой борьбе Лорана Фабьюса.
1990 год оказался непростым для ФСП и ее Лидера. Франсуа Миттеран принял непростое решение об участии Франции в войне в Персидском Заливе, и это решение было неоднозначно воспринято внутри партии. Например, один из известных и уважаемых в партии ее руководителей Жан Пьер Шевенемен и его сподвижники заявили о выходе из ФСП в знак протеста против этого решения Президента и призвали своих сторонников к созданию Движения граждан. После этого незначительно раскола соцпартия стала все сильнее подвергаться критике со стороны левых, особенно за поддержку Маастрихтского договора, ратифицированного на референдуме 1991 года 51% избирателей.
1995-2002: Новый лидер партии Лионель Жоспен предлагает пересмотреть политику, проводимую Миттераном
Накануне наступающих президентских выборов в ФСП впервые в ее истории сложилась уникальная ситуация: в ней появилось два кандидата на пост Президента, которые открыто конкурировали друг с другом. Это были Анри Эммануэлли и Лионель Жоспен, и победу одному из них должны были принести прямые и тайные выборы, в которых приняли участие все члены партии. В результате на этих выборах большинство получил Лионель Жоспен, которому пришлось возглавить и сформировать новое правительство. В день назначения Жоспена главой Правительства 5 февраля 1995 года, по сути, стартовала его президентская избирательная кампания. И начал он ее весьма оригинально, предложив пересмотреть политику, проводимую бывшим Лидером Партии Франсуа Миттераном. Этот шаг принес ему лишь относительный успех, позволив стать первым среди всех кандидатов, участвовавших в первом туре, с 23 % поддержки избирателей. Но во втором туре он набрал только 47 % и проиграл Шираку. Но даже этот относительный успех позволил Жоспену приступить к обновлению Соцпартии. Покинувший в сентябре 1995 года пост Президента Республики Франсуа Миттеран пожелал социалистам быть смелее в наступающем политическом цикле и верить в свой успех. К сожалению, вскоре после этого 8 января 1996 года Миттеран скончался после тяжелой болезни, преследовавшей его последние годы жизни.
На прошедших в этом же 1995 году парламентских выборах правые добились победы, и Президент Ширак поручил формирование правительства Алену Жюпе, мэру Бордо. Однако политика, проводимая новым правительством правых, была столь неудачной, что уже через два года они полностью потеряли доверие населения, и Ширак в 1997 год был вынужден распустить парламент. На досрочных парламентских выборах социалисты, ведомые своим первым секретарем и депутатом парламента Лионелем Жоспеном, одержали убедительную победу и получили право сформировать Правительство. Жоспен стал Премьер-министром и ввел в состав правительства представителей различных левых партий и организаций, участвовавших в этих выборах в коалиции с соцпартией. В результате Правительство Жоспена представило из себя альянс, в который помимо ФСП вошли партии зеленых и радикальных левых (ПРЛ), а также Движение граждан (ДГ). В то время мировая экономическая конъюнктура была очень хорошей, что позволило правительству Жоспена проводить активную политику поддержки французской экономики: было создано около миллиона новых рабочих мест, удалось сократить продолжительность рабочей недели, что также способствовало росту экономики и пр. В эти же годы удалось ратифицировать Амстердамский договор, ввести евро, принять гражданского пакта солидарности (ГПС) и закон о равноправном участии мужчин и женщин в органах власти, а также активизировать процесс приватизации.
После пяти лет политического сосуществования в правительстве с правым Президентом Жаком Шираком Лионель Жоспен вновь выставил свою кандидатуру на президентских выборах 2002 года. Но, набрав лишь 16% голосов, он выбыл из дальнейшей борьбы уже в первом туре, проиграв помимо Ширака еще и Лидеру правонационалистического Фронта Национального Спасения Жан-Мари Ле Пену. В результате этого 21 апреля 2002 года осталось в памяти социалистов незаживающей раной, т.к. им пришлось во втором туре поддержать Жака Ширака, чтобы не допустить к власти крайне правого националиста Ле Пен. Надо отдать должное Лионелю Жоспену, который нашел в себе мужество полностью взять на себя ответственность за неудачу и уйти с политической арены. Однако многие члены партии восприняли это его решение как еще одну тяжелую потерю для соцпартии, неожиданно оставшейся без своего лидера. На парламентских выборах, последовавших вскоре после Президентских, соцпартия не успевшая оправиться от тяжелого поражения, вновь проиграла, и правые получили большинство в Национальной Ассамблее. Это позволило им сформировали собственное правительство, а социалистам не осталось ничего иного как уйти в оппозицию к этому правительству и начать перестройку своих рядов.
2002-2006: Время для самоанализа и определения перспектив французской Соцпартии
На Съезде ФСП, прошедшем в Дижоне в мае 2003 года, состоялся откровенный и серьезный разговор о ситуации в партии, которой показал, что обеспокоенность многих членов партии вызвали не только и не столько ее неудача на выборах 2002 года, сколько то, что результаты левых экстремистов и Фронта Национального Спасения, в период с 1995 по 2002 годы оставались достаточно стабильными, а вот партии, представленных в правительстве, потеряли за эти годы почти 50 % голосов избирателей.
Новый Первый Секретарь ФСП Франсуа Оланд в своем докладе поднял вопрос о повышении эффективности системы управления в партии в долгосрочной перспективе, а также вместе со своими сподвижниками предложил Конгрессу утвердить представленную ими стратегию реформирования левых. Однако ситуация в партии была далека от единодушия, более того, в результате представленного анализа расслоение внутри партии еще более усилилось. В результате так называемая Новая Соцпартия объявила о создание внутри ФСП движения Новый Мир, многие члены партии, придерживающиеся более левых убеждений открыто называли правительство Жоспена социал-либеральным. Предложенные новым руководством партии стратегия выхода из кризиса также критиковалась внутри партии в первую очередь за отсутствие в ней новых вдохновляющих идей и ясной перспективы.
Тем не менее, уже в 2004 году на региональных и департаментских выборах левые сумели добиться впечатляющего результата. Они победили в 24 регионах из 26 (20 регионов из 22 в метрополии и четыре заморских территории), а также получили большинство в Генеральных советах департаментов (впервые после 1946 года). Эта тенденция была подтверждена на европейских выборах в июне 2004 года, на которых ФСП получила 31 место (против 22 мест, поученных ей на предыдущих выборах) и набрали 28,95% голосов избирателей, что стало рекордом для партии и позволило ей сформировать собственную представительную делегацию внутри группы европейских социалистов, являющейся второй по численности в Европарламенте.
В это время в Европе происходили весьма знаковые события, связанные с попыткой принятия единой европейской Конституции. Главы европейских государств после внесения изменений в проект Конституции на межправительственной конференции подписали Европейский конституционный договор. Французская соцпартия, как и Президент страны Жак Ширак, выступили за проведение общенационального референдума по этому вопросу. Чтобы не быть обвиненным в слепом следовании линии руководства страны новый руководитель ФСП Франсуа Оланд провел многочисленные политические консультации, в том числе внутри партии, в результате чего 58% членов партии высказались в поддержку Конституции. Но даже этого результата оказалось недостаточно для объединения всех членов ФСП. Ряд влиятельных членов партийного руководства, такие как Лоран Фабьюс, Жан Люк Меленшон, Марк Доле и Анри Эммануэли начали открытую кампанию против Конституции вопреки результатам внутрипартийного голосования по этому вопросу.
В результате на референдуме по вопросу принятия общеевропейской Конституции, который состоялся 29 мая 2005 года, большинство французов (55%) не поддержали эту идею. И что интересно, по результатам опросов выяснилось, что большинство избирателей-социалистов, пришедших в этот день к урнам для голосования, тоже проголосовали против. На состоявшемся 4 июля 2005 года заседании Национального Совета партии Лоран Фабьюс и его сторонники были исключены из состава Национального Секретариата за неуважение к итогам внутрипартийного голосования. Однако реально сторонники Фабьюса не подверглись никаким санкциям, их только попросили не вести открытую кампанию против линии партии. Чтобы подтвердить доверие к себе со стороны членов партии Первый Секретарь ФСП Франсуа Оланд созвал внеочередной Съезд 18 ноября 2005 года в Ле Мане.
Сегодня накануне президентских выборов 2007 года, ФСП начала процесс выдвижения кандидата от партии путем внутри партийного голосования, которое назначено на 16 ноябре 2006 года. В ходе этого голосования, члены партии выбирали своего кандидата в президента, а также определяли предвыборную программу партии. Для достижения этой цели ФСП начала с 9 марта 2006 года широкую кампанию по привлечению в свои ряды новых членов через Интернет. Для этого до 1 июня 2006 года был даже снижен размер вступительного взноса в партию до 20 евро. В рамках этой кампании любой гражданин Франции мог вступить в партию прямо на ее сайте. Руководство партии рассчитывает за счет этого шага добиться увеличения числа членов партии до 220.000, чтобы повторить рекорд 1980 года. В результате Париж стал цитаделью ФСП, впервые в ее истории. Раньше наибольшее число членов партии проживало на Севре страны (до войны) и в регионе Па де Кале (после войны).
2006-2007: Начало внутренних перемен и подготовки предвыборной программы
В соответствии с обязательствами, принятыми на Съезде в Ле Мане (205 г.), Национальный Совет партии одобрил программу ее внутреннего обновления. Эта программа должна стать решительным шагом на пути радикального обновления ФСП, включая упрощение процедуры приема в партию, изменения процесса выдвижения кандидатов от партии на парламентские выборы 2007 года, коренного изменения системы внутренних и внешних коммуникаций, а также ведения избирательных кампаний.
По окончании кампании по призыву в партию, направленной на поддержку проекта социалистов и выдвижение кандидата от партии на президентских выборах, ФСП пополнилась примерно 100.000 новыми членами, превысив тем самым рубеж в 200.000. Их приход оказал несомненное влияние на изменение традиционного имиджа партии и ее сторонников, а также серьезно повлиял на выбор кандидата от социалистов на президентских выборах 2007 года.
Еще до начала официальной кампании по выборам Президента Франции ФСП, сразу после своего Съезда в Ле Мане, начала свою внутрипартийную избирательную кампанию, привлекшую большое внимание общественности. Список кандидатов в "кандидаты в Президенты" от партии вошли весьма известные в партии политики, имеющие большой политический вес и влияние. Это небезызвестный Лоран Фабьюс и бывший Министр экономики Доминик Стросс-Канн, имевшие очень сильные и влиятельные группы поддержки внутри партии, а также первая в истории партии женщина-кандидат Сеголен Руайаль, Президент региона Пуату-Шаренте. Скрытую попытку вернуться в политику попытался предпринять Лионель Жоспен, о поддержке которого заявили действующий Мэр Парижа Бертран Деланоэ, а также такие весьма авторитетные в партии люди, как бывшие Министры Мартин Обри и Жан Главани. Однако эта поддержка не вызвала широкого резонанса внутри партии, и Жоспен благоразумно решил не искушать судьбу, отказавшись от участия в предвыборной борьбе. Согласно опросам общественного мнения и информации в СМИ кандидаты мужчины не имели широкой поддержки внутри партии, и фаворитом гонки стала Сеголен Руайяль. Правда в какой-то момент Стросс-Канн сумел несколько сократить отрыв от Руайаль в ходе проведенных между кандидатами дебатов. При этом следует отметить, что сторонники Лионеля Жоспена всегда относились к Руаяль с неприязнью, но это не помешало ей уверенно победить на этих внутрипартийных выборах уже в первом туре, заручившись поддержкой почти 60% членов партии.
Чем привлекла Сеголен Руайяль столь большое число сторонников и внутри и вне партии, тем более что еще недавно она не входила в узкий круг наиболее влиятельных политиков-социалистов, хотя и была в свое время Министром по делам семьи в правительстве страны. В первую очередь ее выгодно отличает от других кандидатов необычная манера и стиль поведения, который является абсолютно новыми для такой партии, как ФСП. Уже имея широкую поддержку во французском обществе, она, во-первых, не принадлежит ни к одной влиятельной внутрипартийной группировке, во-вторых, при публичном обсуждении наиболее актуальных для Франции проблем, не боится предлагать собственную повестку дня, которая включает, прежде всего, такие, совершенно не традиционные для социалистов вопросы как семья и безопасность, в-третьих, она не боится, если надо высказывать критику в адрес собственной партии. Она также добилась того, чтобы в представленную партией программу были внесены в качестве приоритетных, такие вопросы как демократия участия и запрет генетически модифицированные продукты (ГМП). Кроме того, не следует забывать, что ее спутником и отцом четверых ее детей является Первый Секретарь Франсуа Оланд, который до недавнего времени был одним из потенциальных кандидатов в президенты.
Предвыборная программа социалистов, поддержанная 85% членов партии во время голосования 22 июня 2006 года и ратифицированная 30 июня 2006 года на специально созванном общенациональной конференции ФСП, будет представлен от имени партии на предстоящих летом следующего года парламентских выборах. И важное значение будет иметь то, кто от имени партии будет представлять эту программу на президентских и парламентских выборах 2007 года.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован