27 октября 2006
2149

ИТ-рычаг под камнем ЖКХ

24 октября 2006 г. состоялся круглый стол на тему "ИТ в национальном проекте "Жилье" и реформе ЖКХ", организованный СNews Conferences. Цель круглого стола - создание диалога между представителями ЖКХ и представителями сферы информационных технологий на уровне министерств, руководителей ведущих ИТ-компаний, экспертов в своих областях. На круглом столе обсуждалось состояние текущей ситуации информатизации в сфере ЖКХ, назревшие задачи и дальнейшие перспективы модернизации, внедрение информационно-коммуникативных технологий в область жилищного хозяйства.

Анализируя итоги мероприятия, состоявшегося 24 октября 2006 г., в ключе обмена информации и спектра обсуждаемых вопросов, безусловно, нельзя говорить обо всей системе ЖКХ и поставщиках ИТ-решений для данной области рынка. Круглый стол послужил тем буфером между спросом и предложением, который должен явиться толчком к их взаимодействию на обособленном сегменте рынка.

Аналитик CNews Сергей Шалманов открыл работу круглого стола докладом об информационной экономике ЖКХ.

Следующим принял инициативу Владимир Скорлыгин, представитель Центра торговли при Посольстве Финляндии в РФ, осветивший тему: "Информационные технологии в компаниях по управлению недвижимостью Финляндии". Он поделился с участниками круглого стола успешным опытом Финляндии в решении вопросов информатизации жилищно-коммунального комплекса.

Далее эстафету подхватил мэр города Троицка Виктор Сиднев, напомнивший о том, что информатизации как таковой в ЖКХ нет, и выразивший сомнения в рентабельности применения ИТ-разработок для оптимизации работы в социальной сфере в настоящее время ввиду несовершенства нормативно-правовой базы.

Владимиру Жданову, заместителю начальника управления программ в ЖКХ Росстроя, фактически одному пришлось "держать оборону" за весь госсектор, связанный с нашими жилищными проблемами, и отвечать на неоднократные вопросы собравшихся интеграторов: "Что делать? К кому обращаться с нашими высоко-технологичными разработками? Разве представителям ЖКХ наши ИТ-решения не нужны?"

Жданов подчеркнул, что жилищно-коммунальное хозяйство на сегодняшний день является, пожалуй, одной из немногочисленных отраслей экономики, которые стараются нести социальную ответственность, и внедрение новых информационных технологий без привлечение инвестиций будет сдерживаться вытекающим из них ростом тарифов. "Сейчас инвесторы хотят окупить свои затраты за 2-3 года, а нам нужны компании, которые возьмут на себя груз возврата вложенных средств за 10-15 лет", - сообщил представитель Росстроя, заметивший, что впервые за долгие дебиторская задолженность превысила кредиторскую.

На вопросы участников ответил представитель Министерства информационных технологий и связи РФ Роман Ивакин. Он описал комплекс мер, реализуемых Министерством и направленных на стимулирование использования ИКТ в социально-экономической сфере. В списке приоритетных проектов, в рамках реформирования социальной сферы - создание универсальной социальной карты гражданина, внедрение современных систем автоматизированного учета потребления коммунальных услуг и организации расчетов. Одновременно Мининформсвязи предлагает принять в качестве нового стандарта оснащение вновь вводимого жилья уже на этапе строительства современной инфраструктурой телекоммуникаций. Ивакин особо отметил, что немаловажную роль играют прямая государственная поддержка и софинансирование развития элементов инфраструктуры, имеющих важное социальное значение.

Ряд ведущих компаний-поставщиков ИТ-решений представили на круглом столе свои продукты, позволяющие решить проблему информатизации ЖКХ. От дирекции собственных разработок компании Борлас выступил Сергей Сидоренко, подчеркнувший универсальность и значимость единой системы информационного обслуживания системы ЖКХ во всех сферах: экономической, социальной и политической.

Большинство чиновников, представлявших государственные ведомства, занимали наблюдательную позицию: на протяжении всего мероприятия с их стороны чувствовался определенный скепсис в отношении коммерческих компаний, презентовавших свои разработки. Однако энергия собравшихся представителей ИТ-компаний смогла растопить лед.

Положило этому начало выступление Владимира Исаева, директора департамента системных решений компании "Прайм Груп": "Построение ИТ-инфраструктуры жилого фонда и управление в интересах жильцов и эксплуатирующих организаций". Исаев акцентировал внимание собравшихся на том, что только комплексный подход к ЖКХ позволит решить как проблемы потребителей услуг, так и инвесторов, эксплуатирующих организаций, органов федеральной власти.

Собравшиеся на круглом столе интеграторы не собирались сдавать свои позиции и Татьяна Подберецкая, советник генерального директора компании OXS, в своем докладе описала концепцию "Современной администрации". По мнению Поберецкой создание эффективной методологической и технологической базы поможет успешному проведению приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье".

Генеральный директор компании Геокибернетика Артем Кругликов наглядно показал удобство геоинформационной поддержки КГХ, с помощью которой значительно облегчается работа в таких направлениях как мониторинг, диспетчеризация и анализ данных.

Олег Тигунов, генеральный директор компании Ресурсинвест, в свою очередь особо выделил роль управляющих компаний в реформе ЖКХ, значимость инвестиций и озвучил вопросы, витавшие в воздухе на протяжении всего заседания: "Кто заказчик? Откуда и когда можно ожидать инвестиций в сферу жилищного хозяйства? Как усовершенствовать социальную сферу?" Тигунов подчеркнул, что бизнес в ЖКХ - это не только строительство, но и, прежде всего, эксплуатация и управление объектами. "Для решения многих вопросов реформы ЖКХ необходимо в первую очередь межведомственное взаимодействие государственных структур и создание организаций, которые бы осуществляли расчетно-учетные функции, так как на текущий момент, де-факто, уничтожены, как субъект рынка, расчетно-кассовые центры", - отметил глава компании Ресурсинвест.

Итогом жарких дебатов, завершивших круглый стол явилось единодушное решение, что только комплексный подход: учет интересов всех субъектов ЖКХ, формирование современной нормативно-правовой базы, государственная поддержка, создание эффективной информационной инфраструктуры, как инструмента работы, поможет решить спектр проблем, накопившихся в сфере ЖКХ.

После завершения заседания самого круглого стола общение велось уже в менее официальном ключе, и хочется надеяться, что проведенное мероприятие позволило собравшимся наладить полезные контакты и обрести взаимопонимание.


27.10.2006 CNews
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован