15 мая 2009
5780

Иван Грозный против Берии: телевизионная дуэль

На главных телеканалах страны - две громкие премьеры. "Первый" представил исторический сериал "Охота на Берию". Канал "Россия" ответил многосерийным фильмом Андрея Эшпая "Иван Грозный". Новинки (что примечательно - обе посвященные довольно зловещим персонажам отечественной истории) выходят в эфир почти в одно и то же время, с разницей всего в полчаса. Зрителю остается только разорваться.

Май стал для нашего ТВ периодом живительных перемен. Еще месяц назад отечественный телеэфир представлял собой выжженную пустыню. То ли на жизни СМИ начали по-настоящему сказываться последствия экономического кризиса, то ли традиционный для летней поры "мертвый сезон" наступил раньше времени, но только смотреть было решительно нечего. Правда, каналы с такой помпой отметили шестидесятилетие Аллы Борисовны, что от обилия фильмов, концертов и спецпроектов, посвященных Примадонне, впору было их переименовывать - в "Первый пугачевский", "Второй пугачевский" и т. д.

И вот теперь в 21.00 по будням "Россия" показывает телефильм об Иване Грозном, а всего тридцать минут спустя в эфир "Первого" выходит "Охота на Берию". Похожая ситуация наблюдалась три года назад, когда извечные конкуренты на телевизионном рынке синхронно провели премьеру сериалов "В круге первом" и "Золотой теленок". Тогда, зимой 2006 года, неожиданно возникшая дилемма "Солженицын или товарищ Бендер" отдавала комизмом. Сегодня все более серьезно: Грозный и Берия, что называется, друг друга стоят. Конечно, эфирное противостояние сериалов об Иване Васильевиче и Сталине выглядело бы более логичным - не зря вождь народов, по некоторым данным, называл Грозного своим учителем.

Однако и фигуре Лаврентия Павловича магнетизма хватает. О том, кем на самом деле был начальник НКВД и заместитель председателя Совета министров СССР - кровавым мясником или талантливым администратором, деятельным кремлевским менеджером - историки спорят до сих пор. Режиссер и сценарист "Охоты на Берию" Алексей Пиманов также попытался найти ответ на данный вопрос. "Мы очень боялись, чтобы образ Лаврентия Павловича получился как маска, и хотели разобраться, что это был за человек" - говорил в интервью автор телефильма. Впрочем, особо противоречивым и сложным образ Берии не вышел: в телевизионном портрете сталинского соратника явно преобладают зловещие багровые тона.

Действие сериала начинается с того, что Лаврентий Павлович приезжает на дачу к умирающему вождю и запрещает вызывать к нему врачей. Затем люди Берии выслеживают и убивают личного доктора Сталина. Свидетелем этих событий становится подполковник Алексей Казарин, привезший фельдъегерскую почту на сталинскую дачу. Естественно, он - как и положено по законам жанра политического детектива - становится объектом преследования. Параллельно разворачивается охота на самого Лаврентия Берию. Закончится она расстрелом ближайшего соратника "отца народов". К слову, съемки сцены казни проходили в том самом подземном бункере штаба Московского военного округа, где 23 декабря 1953 был убит Берия.

Уже из содержания первой серии понятно: Пиманов намеренно смешивает исторические факты с собственными гипотезами, т.е. попросту говоря - c домыслами. Разумеется, создатели сериала уверяют нас - в процессе работы над проектом они получили доступ к секретным архивам, проливающим свет на многие загадочные моменты политической истории СССР. С другой стороны, Алексей Пиманов намеренно подстраховывается и заявляет: он "не снимал историческую драму", а всего-навсего делал "приключенческий фильм", третью часть известного сериала "Александровский сад".

Примет ли зритель новый продукт или нет - покажут рейтинги. Нам представляется, сериал "Охота на Берию" вышел довольно скучным. Даже историческая мелодрама "Галина" (телефильм о дочери Леонида Брежнева), спродюсированная Пимановым и показанная "Первым" осенью прошлого года, смотрелась куда интересней. Актер Вячеслав Гришечкин ("Солдаты", "Мой муж - гений") в роли Лаврентия Павловича недостаточно убедителен. Он словно не понимает до конца, какого именно Берию ему играть, а посему разрывается между изображением демонического тирана и созданием образа затравленного невротика в пенсне. В общем, как афористично подметил один из посетителей форума "Первого", "Берия в сериале абсолютно никакой, потому что никто, начиная со сценариста, так и не разобрался, какой он".

Проект "Охота на Берию" обращается к моменту агонии, гибели политического титана. Шестнадцатисерийный фильм Андрея Эшпая "Иван Грозный" - попытка проанализировать весь жизненный путь жестокого правителя и понять, как образованный и светлоликий отрок превратился в бесноватого палача. Собственно, ответ дается зрителю уже в первой серии, когда в адрес великого князя московского Василия III, бросившего бездетную супругу ради Елены Глинской, звучат слова "Из блуда рождается блуд".

"Иван Грозный" снят в довольно реалистичной, жесткой манере. В сцене убийства одного из братьев Глинских проливаются такие реки крови, какие увидишь не в каждом бандитском сериале на "НТВ" (напомним - сериал демонстрируется на государственном телеканале и в прайм-тайм). При этом режиссер нового фильма, как и его коллега Алексей Пиманов, признается в интервью: он не хотел показывать своего героя исключительно кровавым тираном. Кроме того, Эшпай - вопреки утвердившейся у нас политической моде на сильных правителей - не восхищается Грозным как крепким государственником, строителем "вертикали власти". А Ливонскую войну и "продвижение православия на Запад" режиссер сериала и вовсе называет "колоссальным заблуждением" царя. Учитывая антизападные и имперские настроения, господствующие на государственном телевидении, такой подход можно назвать весьма смелым и даже в какой-то степени либеральным.

В сериале "Иван Грозный" мы не увидим "звезд". Известные артисты вроде Евгения Цыганова или Чуплан Хаматовой появятся здесь лишь в эпизодах. Самого царя в фильме Эшпая сыграл Александр Демидов - актер израильского театра "Гешер" (как уверяют нас авторы проекта, в гриме поразительно похожий на портретные изображения Грозного). Государя в юности сыграл Иван Макаревич, сын лидера "Машины времени".

Скорее всего, "Иван Грозный" повторит эфирную судьбу цветной версии "Семнадцати мгновений весны". Иными словами - останется для телеканала "Россия" лишь средством рекламирования другого, более громкого проекта. Напомним, что обновленная версия эпопеи про Штирлица была показана в преддверии премьеры сериала "Исаев". Телефильм Эшпая появился в эфире накануне выхода картины Павла Лунгина "Иван Грозный и митрополит Филипп" (другое название - "Царь"). Этот фильм, призванный, судя по всему, стать вторым (после ленты "Остров") православным кинохитом "России", уже включен в программу Каннского кинофестиваля. И если уже сейчас понятно, что даже десять новых "Исаевых" не стоят и одной серии "Семнадцати мгновений", цинично поставленных в эфир "на разогрев", то в связке "сериал Эшпая - картина Лунгина" все наоборот. Хотя бы потому, что Грозного в новом фильме сыграет Петр Мамонов. Можно не сомневаться - сделает это Петр Николаевич, как всегда, гениально.

Сергей Ильченко-мл.,
"Фонтанка.ру"
15.05.2009
Viperson
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован