04 февраля 2002
2350

Иван Иванюк: Вторая молодость Плесецка

Космодром Плесецк, расположенный в Архангельской области, не столь знаменит, как Байконур, хотя на его долю приходится 38 процентов мировых космических пусков. Одна из причин состоит в том, что создавался он как военный объект, и первые скупые сведения о его существовании стали известны общественности только в конце 80-х годов. Когда в газетах проходили короткие сообщения о запуске очередных спутников серии "Космос" или "Молния", никто и подумать не мог, что они стартовали с какого-то северного космодрома. Да и имена первых космонавтов, которыми гордится вся страна, в нашей памяти накрепко связаны с Байконуром, расположенным теперь на территории Казахстана.

Но теперь ситуация должна измениться. Во время посещения Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поставил задачу разработать программу развития космодрома Плесецк. Если она будет реализована, то уже лет через пять для всех нас станет привычным, что провожают российских космонавтов в полет не в Ленинске, а в Мирном - городе, которого до сих пор нет на географических картах.

А в том, что поставленная президентом задача сейчас является одной из приоритетных и будет обязательно выполнена, сомневаться не приходится. Программа развития российского космодрома только еще верстается, а к решению конкретных задач уже приступили и в Министерстве обороны, и в промышленности. В Плесецке на днях побывала рабочая группа во главе с начальником строительства и расквартирования войск - заместителем министра обороны РФ генерал-полковником Александром Косованом. В ее состав вошли представители Космических войск России, Главного управления специального строительства Министерства обороны, ГлавКЭУ, оборонно-промышленного комплекса. Встречал гостей начальник космодрома генерал-лейтенант Геннадий Коваленко. Они осмотрели подлежащие реконструкции стартовые площадки, другие объекты космодрома, побывали в 57-м управлении инженерных работ, которое ведет здесь строительство вот уже 45 лет, с первого "колышка".

В январе 1957 года было принято правительственное решение о создании в этом районе первого ракетного соединения, оснащенного межконтинентальными баллистическими ракетами Р-7 и Р-7А. Его командиром был назначен полковник Михаил Григорьев, а УИР, передислоцерованный из Тбилиси и укрепленный за счет аэродромно-строительных полков, возглавил полковник Серафим Былеев. Работы разворачивались в заболоченных полупроходимых лесах, в суровых климатических условиях. Первое время заказчики жили в вагонах на железнодорожной станции Плесецкая, а строители - в палатках, постепенно обустраивая свой быт. Благодаря героическим усилиям проектировщиков, строителей, "оборонщиков" уже к 1 января 1960 года была поставлена на дежурство первая пусковая установка, в апреле этого же года - вторая, а в июле - третья и четвертая. У руководства нашей страны появились серьезные козыри в международных переговорах. Когда 17 лет назад я впервые побывал в Плесецке, ветераны рассказывали, что тогда они ожидали прилета Никиты Сергеевича Хрущева на обратном пути из Соединенных Штатов Америки, но он не прилетел.

Позже были построены и поставлены на боевое дежурство стартовые и технические комплексы для ракет Р-9А, "Радуга" и "Восход". Следующий этап в развитии Плесецка начался в 1963 году, после принятия постановления Совета Министров СССР об использовании построенных боевых комплексов для запусков космических аппаратов. Военными проектировщиками были разработаны проекты по переоборудованию стартовых и технических комплексов. Началось строительство новых монтажно-испытательных корпусов, заправочных станций, комплексов полигонных и внешнетраекторных измерений и обработки данных, аэродрома, инженерных сетей. Боевой объект был преобразован в научно-исследовательский и испытательный полигон. А уже в марте 1966 года с первой пусковой установки ракетой Р-7А был запущен искусственный спутник Земли, началась летопись еще одного отечественного космодрома.

В последующие годы было завершено дооборудование остальных комплексов, а в 1977 году построен стартово-технический комплекс для ракеты "Циклон".

- В настоящее время, - рассказал генерал-полковник Косован, - перед нами стоят две задачи: реконструировать одну из площадок под отечественную ракету "Союз-2", выпуск которой освоен в самарском конструкторском бюро "Прогресс", а также построить универсальный старт, с которого можно будет запускать легкие, средние и тяжелые ракеты. Он тоже будет создаваться не на голом месте. В свое время был выполнен значительный объем строительно-монтажных работ под ракету "Зенит", но в начале 90-х годов объект был "заморожен". Производство этой тяжелой ракеты осталось на Украине, и сейчас ей на смену должно прийти изделие НПЦ имени Хруничева - ракета "Ангара". Общий объем капиталовложений, который предстоит освоить до 2005 года, превышает 4 миллиарда рублей.

Как известно, сейчас Россия платит Казахстану за аренду космодрома Байконур 115 млн. рублей в год. Легко подсчитать, что затраты на создание полностью автономного, не зависящего от других государств космодрома равны арендной плате примерно за полтора года. Конечно, это не значит, что пришла пора расставаться с Байконуром, срочно уходить оттуда. Но очевидно, что иметь полноценный российский космодром нам просто необходимо. Может возникнуть вопрос: а почему бы не произвести модернизацию нового отечественного космодрома Свободный, созданного в 1995 году на базе ликвидированного по Договору ОСВ-2 позиционного района РВСН? Благо он находится ближе к экватору, что, как известно, уменьшает энергозатраты при запуске космических кораблей.

Дело в том, что его возможности сильно ограниченны. В Свободном осуществляется примерно один пуск в год, в то время как в Плесецке - один в месяц. Затраты на модернизацию дальневосточного космодрома были бы неизмеримо более высокими.

Но и те задачи, которые поставил заместитель министра обороны перед военными строителями в ходе рабочей поездки, тоже нельзя назвать простыми. В этом году 57-му УИРу, возглавляемому полковником Алексеем Власовым, предстоит увеличить объем работ в четыре раза, а в следующие два года они будут нарастать в геометрической прогрессии.

Сейчас очень многое зависит от проектировщиков, которые, как сказал на первом же рабочем совещании в ходе поездки генерал-полковник Косован, должны до мая поставить всю документацию, необходимую на данном этапе. А это означает не просто сделать чертежи, но и согласовать каждый элемент проекта с генподрядчиком, субподрядчиками, смежниками, пройти госэкспертизу. По словам начальника военного проектного института, который с самого начала проектировал космодром, полковника Александра Климова, задача очень сложная, но она обязательно будет выполнена. Из других военно-строительных организаций на стройку привлечены УНР электромонтажников, возглавляемый Вячеславом Мироненко, и УНР сантехников, которым руководит полковник Вадим Гоман. Из гражданских организаций наибольшая нагрузка ляжет на "Спецтрест-2" и "Криогенмонтаж".

- Военные строители в какой-то мере уже соскучились по столь сложной и напряженной работе, - говорит начальник Главного управления специального строительства генерал-лейтенант Анатолий Гребенюк. - Объем работ очень большой, и мы будем переводить сюда батальоны из Чеченской Республики, где выполнение задач близится к завершению.

Уже сейчас заместитель начальника УИРа полковник Василий Максимюк готовится к приему пополнения. В настоящее время в составе 57-го управления инженерных работ один военно-строительный отряд пятиротного состава. Командует им подполковник Сергей Ткачук. Это воинская часть, имеющая, пожалуй, самую славную историю в военно-строительном комплексе. Она была сформирована в 1942 году, дошла до Берлина и была награждена орденом Красного Знамени. У нового поколения офицеров, прапорщиков, военных строителей, которые служат сейчас в отряде, будет свой предмет гордости: они причастны к решению важнейшей для нашей страны задачи - строительству российской космической гавани.

"Красная звезда", 4 февраля 2002 г.

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован