Эксклюзив
02 марта 2011
13246

Иван Никитчук: Коррупционная онкология России

Сегодня коррупция превратилась в главный тормоз развития российского общества, реально угрожая целостности государства и национальной безопасности.

Коррупция - это моральное разложение общества, должностных лиц и политиков, выраженное в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами. Коррупция - это подчинение закона конкретному интересу конкретного лица или группы лиц.

Необходимо подчеркнуть, что коррупцию породила сама власть, создав для этого материальную, экономическую и законодательную базу. Фундамент был заложен еще в 1992 году, когда проводились гайдаровские "реформы". Авторы реформ шли на прямые нарушения законов. Они исходили из простейших положений: мы создадим класс крупных собственников скорейшим и прямейшим путём, и они уже всё пространство страны организуют по рыночному принципу. Поэтому не важно даже, кому именно достанется крупнейшая собственность.

Речь идет о приватизации, то есть передаче в частную собственность крупного государственного производства и природных ресурсов страны. Естественно, что в России реставрация капитализма не могла быть естественной, закономерной. Впервые в истории происходила смена общественных формаций в обратном порядке - от социализма к капитализму. После ликвидации Советской власти она осуществлялась путем криминальной приватизации. Это привело к образованию криминального буржуазного государства. Криминал пропитал все структуры государственной власти. Представители олигархического, то есть криминального по природе своей, капитала стоят на страже его интересов в правительстве, Госдуме, в суде и прокуратуре, в МВД.

Все эти годы власть, демонстративно нарушая законодательство, провоцирует своих граждан на такие же действия. Грубейшими подтасовками она в 1996 году обеспечила преемственность сама себе, в 2000-м это повторилось, повторилось это и в 2004-м и в 2008-м. Ибо класс крупных собственников готов пойти на все, чтобы сохранить себя. Параллельно нарастал вал коррупции, опускаясь от самого верха до самого низа. И это совершенно понятно, ибо общество устроено так, что рыба гниет и тухнет с головы, что поведение матрицируется, копируется сверху вниз. И при нарушающих закон, ворующих верхах невозможен на уровне физического закона честный средний и нижний слой.

Когда "реформаторы" решили, что рынок сам всё организует, рынок молниеносно подчинил себе и государство, и идеологию, и людей. И сейчас мы живём в пространстве, где коррупция есть фактически единственный механизм функционирования государства. Эта система тесного переплетения рынка и государства есть всеобщая коррупция. У нас в стране все высшие руководители государства, члены правительства, губернаторы, чиновники являются одновременно председателями Совета директоров крупнейших фирм, банков, корпораций и объединений или членами таких советов. Стоит ли удивляться после этого, что государство во время кризиса, "распилив" бюджетные деньги, бросило огромные финансовые средства на спасение именно этого сектора экономики, и в первую очередь банковского капитала. Результат известен: за кризисный год число миллиардеров в России удвоилось.

Стоит ли удивляться, что многие высшие чины по своим декларациям выглядят почти бомжами, а их жены, зачастую нигде не работающие, имеют миллионные доходы. Например, первый вице-премьер И.Шувалов из казны получает в год несколько миллионов рублей, а его жена Ольга, являясь фактически безработной, в 2008 году имела доход в 364 млн. рублей, а в 2009 году - свыше 642 миллионов. У счастливой пары целая кавалькада дорогущих и престижных иномарок, другой недвижимости.

Ведь не случайно на известном сайте Викиликс было приведено прозвище председателя правительства В.Путина, которое ему дано американскими дипломатами. В дипломатической переписке его назвали "alfa-dog", что, по мнению американских дипломатов, работающих в Москве, это выражение определяет суть российского лидера.

Буквальный перевод этих слов обозначает "альфа-собака" или "альфа-самец". И именно так в российской прессе и перевели эти слова, а администрация президента РФ заявила, что, дескать, все это не заслуживает никакого внимания. Однако на самом деле дипломаты в приведенное выражение вкладывали совершенно другой смысл. Дело в том, что в современном американском сленге "alfa-dog" - это глава организованной преступной группы. Назвав В.Путина таким образом, американские дипломаты тем самым подчеркнули, что Россия в их представлении фактически является бандитским государством, в котором государственная власть полностью срослась с организованной преступностью.

Государственный механизм захлестнули метастазы коррупции. Без взятки ничего не происходит. Без взятки нельзя ни родить ребенка, ни похоронить старого человека. Коррупция стала естественным фоном России. Сегодня коррупции подвержены все составляющие государственного аппарата - от дачи взятки для поступления ребенка в детский сад, откупа от службы в вооруженных силах до мздоимства на уровне высших государственных чиновников. В коррупции погрязли таможенные службы, медицинские организации, милиция, прокуратура, армия, судебные, налоговые органы, школы, ВУЗы, органы лицензирования и т.д. Это вынужден признать и президент страны. В течение 2010 года Д.Медведев четыре раза проводил Совет по противодействию коррупции. Однако ситуация только усугубляется. Первое место по коррупционным преступлениям занимают представители правоохранительных органов - МВД, прокуратуры, Следственного комитета - 34%. На втором месте Вооруженные силы - 15%. На третьем - органы местного самоуправления. На четвертом - органы Минздравсоцразвития. В 2010 году за коррупцию к уголовной ответственности привлечено 120 следователей, 12 прокуроров, 48 адвокатов, 8 членов избирательных комиссий, 214 депутатов местного самоуправления, 310 выборных должностных лиц органов местного самоуправления, 11 депутатов органов законодательной власти субъектов и один депутат Государственной Думы. Всего свыше 10 тысяч человек.

Министр внутренних дел Р.Нургалиев заявил, что количество выявленных взяток в крупных и особо крупных размерах в 2010 году выросло на треть по сравнению с 2009 годом. Понятно, что это капля в море от тех реальных масштабов коррупции, которые на самом деле имеют место в обществе. Общество полностью прогнило. Даже официальная статистика показывает, что процесс гниения ускоряется. Если в 2007 году расследовалось 11 тысяч коррупционных преступлений, то в 2008 году - 12 тысяч, в 2009 году - 13 тысяч, в 2010 только расследовалось свыше 14 тысяч подобного рода преступлений.

Преступность, участниками которой являются правоохранительные органы, это весьма печальная и опасная вещь. Прокуроры покрывают преступления милиционеров, милиционеры покрывают прокуроров, а тех и других покрывают суды. Россия завалила жалобами Страсбург, поскольку в стране нет правосудия. Наши граждане просто поставлены на колени произволом судебного беспредела. Это показывает глубокую деградацию власти, что вызывает большие сомнения в возможности справиться со спрутом коррупции. Ибо кто-то во власти должен быть "чистым", чтобы бороться со злом. А таких "чистых", похоже, с каждым днем становится все меньше. Ну, о чем можно говорить, когда, например, во главе ГУВД Кубани стоит генерал, который, будучи начальником УВД г.Ейска командовал рейдерскими захватами предприятий, а главного начальника по борьбе с организованной преступностью арестовывают за взятку почти в 50 миллионов долларов! А всего по оценке международного центра антикоррупционных исследований "Транспаренси Интерненешнл" коррупционный оборот в России оценивается в 300 млрд. долларов или в 9 трлн. рублей, что соответствует фактически расходной части федерального бюджета. И если борьба с коррупцией не приносит очевидных результатов, значит, по существу, никакой системной борьбы не ведется, несмотря на политическую волю президента. Яркий пример тому недавняя схватка между Следственным комитетом и Генеральной прокуратурой, взявшая под защиту руководителей московской областной прокуратуры, крышевавших подпольные казино.

Руководитель Следственного комитета РФ сообщил, что за три года существования этого ведомства к уголовной ответственности были привлечены 54 руководителя комитета, 300 человек изгнали по отрицательным показателям, несколько тысяч следователей и референтов дисциплинарно наказаны, одна четверть руководителей заменена. "Такова печальная статистика, но другого выхода мы не видели", - подчеркнул А.Бастрыкин.

Ярким примером коррупционных экономических преступлений может служить деятельность так называемых госкорпораций. Бурные споры вокруг госкорпораций велись с момента их рождения. Многие эксперты предупреждали, что госкорпорации станут отличной площадкой для коррупции и разбазаривания бюджетных средств. Действительно, когда организация накачивается государственными деньгами и при этом наделяется правом тратить их по своему усмотрению практически бесконтрольно, появляется реальный соблазн прикарманивания этих денег. За недолгий срок своего существования госкорпорации сумели прославиться скупкой непрофильных активов, размещением "временно свободных" средств на банковских депозитах и сногсшибательными суммами зарплат и бонусов. По данным Счетной палаты топменеджеры госкорпораций получают в среднем более 500 тысяч рублей в месяц, среднее звено - около 150 тысяч рублей. Особенно нашумела история с генеральным директором Фонда содействия ЖКХ К.Цициным, который за год "заработал" 16,5 млн. рублей. Злоупотребления не меньших масштабов отмечаются во всех госкорпорациях, включая такие как Роснано и Олимпстрой. Так Роснано создавалась для совершения "большого технологического скачка", но в сфере высоких технологий страна все так же топчется на месте, проглотив 143 млрд. государственных средств.

Следственным комитетом РФ в 2010 году возбудил 27 уголовных дел по фактам коррупции в госкорпорации Олимпстрой, в 2009 году их было 18. Коррупционерами присвоено почти 25 млн. рублей. По коррупционным причинам в этой госкорпорации за три года ее су-ществования меняют уже третьего президента. Первым главой госкорпорации был назначен С.Вайншток, который, наворовав бюджетных денег, в итоге оказался в Израиле. Вайнштока сменили последовательно В.Колодяжный и Т.Боллоев. И вот теперь назначается очередной руководитель Олимпстроя С.Гапликов. Удастся ли ему удержаться от соблазна распиливания бюджетных средств, гарантии дать никто не может.

Одним из самых опасных сторон коррупционной ситуации является погружение в это болото российской армии. По признанию главного военного прокурора С.Фридинского масштабы коррупции в армии просто поражают. "Иногда кажется, что люди просто потеряли чувство меры и совести. Суммы хищений зачастую шокируют", - утверждает Фридинский. За 2010 год в армии выявлено почти 2,5 тысяч фактов коррупции. По словам начальника отдела надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции Главной военной прокуратуры К.Беляева в 2010 году число мошенничества, взяток, корыстных должностных злоупотреблений в армии увеличилось в полтора раза. Например, начальник одного из НИИ Минобороны генерал Н.Конон вместе с двумя подчиненными по подложным и фиктивным договорам с фирмами-однодневками похитили более 23 млн. рублей государственных средств. Группа должностных лиц Главного военно-медицинского управления и Управления государственного заказа Минобороны России заключили государственный контракт на поставку медицинской техники на сумму свыше 26 млн. рублей. Как выяснилось потом, стоимость оборудования была завышена в 3 раза. Государству нанесен ущерб в 17 млн. рублей.

Сотрудник Росрезерва Силиков умудрился продать 4 истребителя МиГ-31 производства нижегородского авиазавода "Сокол" по цене 135 рублей за каждый, нанеся ущерб государству в 1 млрд. рублей.

Председатель Счетной палаты РФ С.Степашин обнародовал данные об общей сумме разворованных чиновниками средств в 2010 году, которая составила 580 млрд. рублей. Дополнительно более 200 млн. рублей украдено при подготовке Олимпиады в Ванкувере. Если к этой сумме приплюсовать 1 трлн. рублей, разворованной при госзакупках, то получится, что в 2010 году, как минимум, пятая часть федерального бюджета была "приватизирована" чиновниками.

Коррупцией поражены все регионы страны. На первом месте стоит Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Республика Удмуртия, Свердловская, Волгоградская, Брянская, Нижегородская, Рязанская области, Республика Дагестан и Башкортостан и т.д. Только по Московской области в 2010 году сумма выявленных взяток составила 89 млрд. рублей, по Москве - свыше полутриллиона.

Онкология коррупции ставит под большое сомнение реализацию всех инициатив президента по модернизации и обновлению общества, уничтожает экономику не только внутри страны, но и отталкивает иностранных инвесторов. Продолжается бегство капитала из России. По данным ЦБ РФ в течение 2010 года чистый отток иностранного капитала составил почти 40 млрд. долларов. И это неудивительно. Растущие политические риски поставили Россию в один ряд с такими странами как Пакистан и Судан по степени нежелательности ведения бизнеса. В течение года Россия поднялась с 15-й строчки рейтинга на 10-е место в списке стран с так называемым экстремальным риском для ведения бизнеса. Первое место в этом списке занимает Сомали. В первую десятку входят Судан, Конго, Ирак, Афганистан, Пакистан. Замыкает десятку наша страна.

Коррумпированность в России по состоянию на конец 2010 года находилась на уровне таких стран как Бангладеш, Кения и Сирия. По оценкам международных экспертов Россия среди коррумпированных стран занимает 154 место из 178 стран, находясь в окружении Папуа-Новая Гвинея и Таджикистана. Лидерами с самым низким уровнем коррупции являются Дания, Новая Зеландия и Сингапур.

Сложившаяся ситуация требует принятия срочных антикоррупционных мер. Сегодня это осознают даже те, кто принимал роды криминального государства. Но, к сожалению, власть уже почти 10 лет только изображает борьбу с коррупцией.

На словах сегодня борьба с коррупцией президентом объявлена чуть ли не задачей номер один. Став во главе государства, Дмитрий Анатольевич сразу же образовал при президенте Совет по преодолению коррупции. Затем поручил подготовить "Национальный план противодействия коррупции". Но кому поручил? Не ученым, юристам, практикам - борцам с оргпреступностью, не знатокам преступного мира... А бюрократии. Щуку бросил в реку, козла запустил в огород. И на-гора выдали "труд", который специалисты с усмешкой назвали "Планом чиновничества по сопротивлению разоблачения коррупции". Ибо план - это когда четко прописаны цели, средства достижения, сроки реализации, ответственные... Здесь ничего этого нет. На 90% "план" состоит из общих, никого ни к чему не обязывающих призывов типа: "повышать правовую культуру населения". Таким же беззубым, если не вдаваться в подробности, оказался и спешно подготовленный для президента "антикоррупционный пакет" законов, включая "Закон о противодействии коррупции". Никакого эффекта он не принес, и тогда Дмитрий Анатольевич заказал уже "Национальную стратегию борьбы с коррупцией". И получил - такую же немощную и пустую бумагу. Другого и быть не могло, раз борьбу с лихоимством чиновников поручают самим чиновникам.

Президент, похоже, искренний человек. Беда в том, что он верит в силу разного рода бумаг: указов, законов, инструкций. Но коррупция - это часть организованной преступности, с помощью которой она подкупает власть, проникает в нее и подчиняет ее себе. Опыт Кущевки это наглядно показал. А у нас в последние годы как раз подразделения по борьбе с оргпреступностью были ликвидированы и в ФСБ, и МВД.

Недавно президент потребовал от нового мэра Москвы С.Собянина проверить, как декларируют свои доходы московские чиновники. Дескать, "у всех дворцы за городом и все остальное, а декларации у всех... вот такие". Но по каким законам проверять и привлекать? Нет таких законов. И почему только сейчас президент увидел "дворцы за городом" московских клерков? Эти терема не вчера появились. А хоромы за МКАДом министров и военных генералов? Неужто их не видно?

Складывается такое впечатление, что президент не понимает, в какой стране он живет и с кем работает. Он собирает членов партии "Единая Россия" и требует от них возглавить борьбу с коррупцией, не замечая при этом, что приглашенные записывают его рекомендации ручками по 2 тысячи долларов, одеты они в костюмы по 5-6 тысяч долларов и в часах за 50 тысяч долларов. Не говоря уже о том, на каких они автомобилях приехали и в каких хоромах живут. И эти люди будут бороться с коррупцией?

Вот поэтому отсутствует прогресс и наблюдается некая стагнация и саботаж указаний и антикоррупционных инициатив президента.

В частности это подтверждается и данными, которые привел председатель Верховного суда РФ В.Лебедев по итогам 2010 года. В течение года в России зарегистрировано более 14 тысяч преступлений, связанных с взяточничеством. Ну что это за борьба с коррупцией, когда за взятки уголовное дело возбуждалось только по каждому 25-му выявленному факту, а осудили в течение года 1,9 тысяч человек? При этом только 25% из них получили реальный срок, 65% - условный и около 12% были оштрафованы. При этом размер взятки составлял от 500 рублей до 10 тысяч рублей. Разве на таких взятках можно набрать 300 млрд. долларов коррупционного дохода? Хотя по официальным данным средний размер взятки в России в 2010 году достиг 47 тысяч рублей. Только в 2,7% дел фигурировали взятки в размере свыше 1 млн. рублей. Т.е. к ответственности привлекались в основном мелкие взяточники. Акулы коррупции остаются вне досягаемости правоохранительных органов.

Руководители страны в растерянности. От явного бессилия они уповают на некие штрафные санкции в отношении взяточников. Президент внес предложение о повышении штрафов для взяточников в 100 раз, но не более чем 500 тысяч рублей. Что такое для взяточника, который берет миллионы долларов, 500 тысяч рублей? Мелочь! Это предложение скорее напоминает не средство борьбы с взяточничеством, а налогообложение на взятку: заплатил штраф и, как говорится, спи спокойно. Взяточник всегда возместит свою упущенную выгоду за счет тех, кто вынужден платить за его услуги.

Подобными мерами коррупцию не искоренить. Руководству страны, если оно действительно стремиться побороть это зло, давно пора перейти от фиктивно-демонстративного преследования отдельных коррупционеров и вылавливанию "мелочевки" к искоренению коррупции как явления. Инструментарий для этого хорошо известен и международный положительный опыт огромен. Российской власти недостает политической воли.

В ряду неотложных мер в первую очередь требуется, чтобы Россия выполнила антикоррупционные положения международных Конвенций ООН и Совета Европы, которые наша страна подписала и ратифицировала. Прежде всего, это касается создания специального независимого от исполнительной власти органа, который бы координировал всю борьбу с коррупцией.

Необходимо разработать новый закон "О борьбе с коррупцией", который был бы наполнен конкретными законодательными мерами, а не декларациями о намерениях.
Должны быть существенно расширены права Счетной палаты РФ. Пока что она исполняет роль своеобразного рентгеновского кабинета, где больного просвечивают, а лечить передают другим. Все расследования этого органа оформляются документально и передаются для принятия решений в Прокуратуру, ФСБ, МВД, Следственный комитет, где многие из них частенько "тонут" или прячутся под сукно. Проблема эффективной работы подобных ведомств давно решена во многих странах мира. Там счетные палаты называются Счетными судами, и в них работают не только аудиторы, которые отслеживают использование бюджетных денег, но и следователи, прокуроры и судьи. В их власти не просто назвать жулика, но арестовать его и судить.

Российское законодательство нуждается в серьезной переработке с учетом международного опыта тех стран, которые добились существенных успехов в искоренении коррупции. Можно напомнить, что, например, в Китае очень жесткое антикоррупционное законодательство. За взятку или хищение там предусмотрена высшая мера наказания. Введение такой меры позволило в течение нескольких лет уменьшить коррупционные преступления на порядок.

Рядом с Китаем расположен Гонконг, где граждане живут практически без коррупции. Победить коррупцию здесь удалось тремя мерами. Во-первых, чиновников заставили доказывать, что все, что ими куплено, приобретено на законные деньги. В противном случае конфискация и тюрьма лет на 15. Во-вторых, была создана независимая комиссия по борьбе с коррупцией, которая подчиняется только генерал-губернатору. Комиссия вправе провести проверку в любом ведомстве или министерстве при малейшем подозрении на взяточничество. За работой комиссии следят общественные организации, которые могут уволить работника этой комиссии при документальном подтверждении его нечистоплотности. И, в-третьих, гражданам и журналистам предоставили возможность сообщать о взяточниках и копаться в делах любого чиновника. Кроме того, в Гонконге перестали преследовать тех, кто дает взятку, т.е. виноват всегда чиновник.

Сингапур, как и Гонконг, после обретения независимости был насквозь пронизан коррупцией, победить которую удалось за несколько лет. Дело о коррупции среди служащих, особенно занимающих высокие посты, рассматриваются в Сингапуре с суровостью, граничащей с жестокостью. Здесь, в отличие от хорошо всем известного юридического принципа презумпции невиновности специально для госслужащих был введен противоположный принцип - презумпция коррумпированности. Это означает, что госслужащий, госчиновник при малейшем подозрении заведомо виновен. И если он не хочет, чтобы его жизнь закончилась смертной казнью или позором для всей семьи на последующие поколения, он должен в суде сам доказать свою невиновность.

Антикоррупционное законодательство должно включать и такие меры как:
- полную конфискацию имущества коррупционера и даже добросовестно приобретенных активов его семьи;
- пожизненное лишение права занимать госдолжности, заниматься юридической деятельностью и избираться на выборные должности всех уровней;
- обязательную проверку налоговых деклараций чиновников и их ближайших родственников;
- обязательную проверку соответствия годовых расходов чиновников годовым доходам. Не подтвержденная документами собственность должна подлежать безоговорочному изъятию в доход государства;
- парламентское расследование фактов коррупции в особо крупных размерах. Предоставить право членам парламентской комиссии запрашивать любые сведения о доходах и расходах любого должностного лица страны и его ближайших родственников;
- использование детектора лжи при расследовании коррупционных преступлений.
Ситуация в России требует немедленного принятия именно таких жестких мер.

Дальнейшее промедление чревато непредсказуемыми последствиями. Уже сегодня в обществе создалось ощущение того, что российское государство существует лишь как группа коррупционеров, безразличная к жизни и чаяниям народов России. В стране задавлена оппозиция, политическое пространство зачищено, узкая группа лиц видит только себя у власти, их друзья долларовые миллиардеры, они строят дворцы, как бы им не принадлежащие, но охраняемые Федеральной службой охраны. Никто не может объяснить, куда власть ведет страну. К любым инициативам власти, будь то реформа МВД, то ли Сколково, то ли всемирный футбольный чемпионат, - граждане относятся в контексте того, "сколько они распилят".

Россия стоит на перепутье: либо революционные преобразования со сменой политической власти, либо нынешняя власть под страхом лишиться всего восстановит доверие к российской государственности. Третьего не дано. Какой из двух вариантов наиболее реален? Скорее всего, первый, ибо, даже если бы президент России решился на жесткие меры, ему это сделать не дадут те, кто его уполномочил на президентство.

И.Никитчук,
д.т.н.
viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован