Эксклюзив
08 августа 2012
4724

Иван Никитчук: Росатомовский `бизнес` на разорении России

Речь идет о строительстве Балтийской АЭС на территории Калининградской области.

Ситуация с энергообеспечением этого региона России остается сложной. Регион имеет единственный энергоисточник - Калининградскую ТЭЦ-2. Нормативная резервная мощность в 450 МВт - отсутствует. Энергетика области на 100% зависит от газа, поставляемого из России через территории Белоруссии и Литвы, имеющих возможность регулировать объёмы пропуска газа в Калининградскую область. В зимнее время из-за ограничения поставок газа систематически снижается выработка электроэнергии. Дефицит мощности, составляющий примерно 300 МВт, импортируется из Литовской энергосистемы. При этом каких-либо юридических обязательств по гарантиям поставок в регион электроэнергии извне нет. Кроме того, в регионе существует ряд других застаревших проблем по теплоснабжению, газификации и др. Здесь функционирует свыше 1100 неэффективных котельных, отсутствует целевая программа развития централизованного теплоснабжения. Уровень потерь в тепловых сетях отдельных муниципалитетов превышает 50%. Запредельная стоимость тепловых услуг от таких котельных достигает 2200-2500 руб/Гкал. Централизованное теплоснабжение и круглогодичное горячее водоснабжение имеет место только в г. Калининграде.

Уровень потерь электроэнергии в сетях - наихудший в России: до 22% от отпуска при мировом уровне потерь - 4-9%. В советское время потери были менее 8%. Потери электроэнергии в сетях гарантирующего поставщика ОАО "Янтарьэнерго" превышают 800 млн. квт/ч в год. В сравнении с 1985 годом потери в сетях увеличились в 2,5 раза. Моральный и физический износ электросетевого хозяйства составляет свыше 75%.

Электросетевое хозяйство области характеризуется ограниченной пропускной способностью магистральных сетей, исчерпанием трансформаторной мощности и ресурса эксплуатации большинства высоковольтных центров питания, неразвитой сетевой инфраструктурой разных классов напряжения, отсутствием мощных и надёжных внутрисистемных связей. Регион представляет собой территорию полной недоступности электроэнергии для новых потребителей.

Программой развития электросетевого хозяйства Калининградской области на период 2008-2012 гг. суммарные капитальные вложения в развитие электрической сети в ценах 2006 года должны были составлять 32,5 млрд. рублей. За 4 года (2008-2011 гг.) освоено всего 1,2 млрд. руб. или около 4% от плана.

Казалось бы, строительство АЭС это и есть та панацея, которая может снивелировать энергетические беды области. Но тут-то и возникает то самое НО... Остановимся на нем несколько подробнее.

В апреле 2008 года Росатом и Правительство Калининградской области подписали соглашение о строительстве атомной электростанции. Плановая стоимость строительства Балтийской АЭС в 2010 г. оценивалась в 4,8 млрд. евро, а вместе с инфраструктурой станции (без сетей и подстанций) - 6,23 млрд. евро или 255 млрд. руб. Существенная доля финансирования начатого строительства Балтийской АЭС обеспечивается за счет российских потребителей. Росатом предложил иностранным энергокомпаниям участвовать в финансировании строительства Балтийской АЭС и 49 % пакета ее акций, однако все потенциальные инвесторы из стран ЕС отказались участвовать в этом проекте.

Если считать, что весь проект должен быть выполнен за 7 лет, то ежегодно для Балтийской АЭС Россия должна предусматривать около 60 млрд. руб. из 800 млрд. руб. годового объема всех инвестиций в электроэнергетику страны, или 7,5%. При этом максимально возможный экспорт электроэнергии от этой АЭС составит 14 млрд. кВт.ч или приблизительно 1,3% от общего объема производства электроэнергии в стране. Учитывая, что к 2020 г. стоимость электроэнергии внутри страны будет выше, чем в сопредельных странах (из-за роста стоимости газа до равновесного в Евросоюзе), то для продажи ее на экспорт, необходимо установить цену ниже, чем на внутреннем рынке. Тогда и выручка от продажи ее на экспорт будет даже ниже, чем 1,3%. Таким образом, ежегодно, в течение 7 лет, вкладывая в строительство Балтийской АЭС 7,5 % от всех инвестиций в электроэнергетику страны, государство получит эффект от продажи ее электроэнергии за границу менее 1,3% денежных средств с рынка, с ценой, не покрывающей издержки. Это и есть росатомовский "бизнес" на разорении России. Но в реальности, скорее всего, и этих денег Россия не получит.

Количество электроэнергии, которая может вырабатываться Калининградской ТЭЦ-2 и двумя реакторами Балтийской АЭС (2340 МВт) составит 23 - 24 млрд. кВт.ч, и будет превышать потребности Калининградской области в 4-4,5 раза. В связи с огромной единичной мощностью атомных энергоблоков - 1,2 ГВт, их невозможно подключить к Калининградской энергосистеме. В федеральной Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 г. концерн "Росэнергоатом" заявил Балтийскую АЭС, как экспортно-ориентированный проект с выдачей не менее 2 ГВт мощности в сопредельные страны (Литва, Польша) через сети, которые еще предстоит построить на территории этих государств. Ориентировочная их стоимость - не менее 100 млрд. руб. Также в Генеральной схеме оговаривается, что все технические решения по строительству Балтийской АЭС и продаже ее электроэнергии в эти страны требуют межгосударственных соглашений, которых пока также нет.

Удивительно, но руководство Росатома кажется находится в неведении о реальной ситуации и реальных планах Евросоюза. Евросоюз последовательно реализует третий энергетический пакет, целью которого является отделение к 2014-2015 гг. энергосистем стран Балтии от энергосистемы России. Страны Балтии и Польша категорически отказались даже обсуждать вопросы выдачи мощности Балтийской АЭС в свои энергосистемы. Кроме того, официальная суммарная нетто-мощность энергосистем стран Балтии составляет 8,7 ГВт. Такая мощность собственных электростанций, в случае необходимости, с запасом более 40% обеспечивает электропотребление всех этих стран. Польша имеет крупнейший в Восточной Европе энергетический комплекс в 29,3 ГВт. Собственное потребление обеспечивается с двукратным резервом мощности ее электростанций. Это развенчивает инициированный Росатомом миф, что страны Балтии испытывают дефицит генерирующих мощностей.

Балтийская АЭС может функционировать только будучи присоединённой к мощным энергосистемам с надёжными внутрисистемными связями. Это безальтернативное условие. Такой энергосистемой является европейское энергообъединение ENTSO-E.

Для реализации подключения Балтийской АЭС к энергосистеме ENTSO-E устроителям проекта необходимо решить следующие вопросы:

- подписать соглашение с Евросоюзом о создании совместного электрорынка;

- найти заявителей на электроэнергию Балтийской АЭС;

- заключить с будущими потребителями многолетние, минимум на15-20 лет, контракты на закупку полного объёма электроэнергии будущей АЭС;

- определить источники финансирования и найти технические решения по строительству сетей для выдачи мощности будущей АЭС на территориях сопредельных государств;

- организовать строительство сетевого хозяйства, с отчуждением земель на территориях сопредельных государств, для выдачи в ENTSO-E не менее 2 ГВт мощности и др.

Повторим, что для решения этих вопросов необходимо заключить целый ряд межправительственных соглашений, что является весьма проблематичным из-за отказа стран Балтии, Польши и других государств участвовать в российском проекте.

При самых благоприятных условиях пуск первого энергоблока БАЭС может осуществиться в 2017г. В то же время, по планам Евросоюза, энергосистемы стран Балтии отделятся от Российской, а, значит, и от Калининградской энергосистемы, не позже 2014 - 2015 гг. В такой ситуации строительство Балтийской АЭС становится бессмысленным.

В случае же подключения региональной энергосистемы к ENTSO через, или минуя, энергосистемы стран Балтии, Калининградская энергетика лишается самостоятельного статуса и переходит в оперативное подчинение (диспетчерское управление) европейского энергообъединения - фактически Евросоюза. И тогда режимы работы энергосистемы будут определяться диспетчерским управлением из Берлина со всеми вытекающими из этого требованиями и последствиями. Это реальная угроза потери части суверенитета Российской Федерации над Калининградской областью.

Самое удивительное, что при этом Распоряжение о строительстве Балтийской АЭС прошло согласование в Росатоме, Минэнерго, Минэкономразвития, Ростехнадзоре, Минприроды, Федеральной службе тарифов, с Губернатором Калининградской области, в аппарате Правительства РФ, и 25 сентября 2009 оно было подписано Председателем правительства В.В. Путиным. Почему руководства этих министерств и ведомств визировали это Распоряжение, не отдавая себе отчет, какой огромный ущерб оно нанесет экономическим интересам России?

При визировании этого Распоряжения в органах государственной власти, руководство "Росатома" декларировало, что строительство Балтийской АЭС позволит снять все проблемы по энергетической безопасности Калининградской области, а также обеспечить экспорт до 2 ГВт мощности в сопредельные страны и позволит усилить влияние России в этом регионе, станет примером выгодного для России сотрудничества с этими странами. Но приведенный выше анализ показывает, что это абсолютно не так. Потери российской экономики могут составить более 400 млрд. руб.

Пример подписания Распоряжения о строительстве Балтийской АЭС, как и Соглашения по АЭС "Аккую" в Турции, показывает, что в стране отсутствует независимая экспертиза крупномасштабных долговременных инвестиционных проектов, которая позволила бы препятствовать безумному растрачиванию государственных ресурсов в угоду сиюминутных, корыстных интересов лиц, проталкивающих такие проекты, при этом не несущих никакой ответственности.

В торгово-промышленной палате РФ 07 июня 2012г. прошло совещание "По вопросам энергетической безопасности Калининградской области и строительству Балтийской АЭС", где состояние энергетической безопасности Калининградской области признано неудовлетворительным. Был поставлен вопрос об остановке строительства Балтийской АЭС, и обсуждены потенциальные угрозы энергетической самостоятельности региона при подключении Балтийской АЭС и Калининградской энергосистемы к европейскому энергообъединению ENTSO.

Тем не менее строительство АЭС начато и ведется без проекта. Проект оценки воздействия Балтийской АЭС на окружающую среду не согласован с соседними государствами. Отсутствуют доказательства реального выполнения инженерно-геологических изысканий и проводимой оценки сейсмической опасности площадки строительства. Площадка АЭС размещена в зоне международного воздушного коридора Калининградской области, предназначенного для пролёта гражданских и военных самолетов на низких высотах, что категорически не допускается российским законодательством и нормами размещения подобных объектов, так как АЭС не имеют защиты от падения тяжёлых самолётов. Факел испарения от градирен на площадке АЭС сделает пролёт самолётов исключительно опасным и т.д.

Так где же выход из сложившейся тяжелой ситуации в Калининградской области? Он есть, и не такой затратный в сравнении со строительством Балтийской АЭС. По мнению многих экспертов, он заключается в следующем. Во-первых, необходимо разработать научно обоснованную Программы энергосбережения Калининградской области, обеспеченной необходимым финансированием и конкретными мероприятиями энергосбережения и энергоэффективности. Во-вторых, необходимо обеспечить бесперебойную подачу газа в регион за счет строительства ответвления от второй нитки газопровода "Северный поток". В-третьих, изыскать источники финансирования модернизации сетевого комплекса. В-четвертых, привести к нормативу потери в сетях ОАО "Янтарьэнерго". В-пятых, реализовать строительство дополнительных энергоисточников, предусмотренных Генеральной схемой развития энергосистемы. При отсутствии федерального и регионального финансирования единственно верным решением в данной ситуации является скорейшее строительство за счёт внешних инвестиций новых современных когенерационных энергоисточников, на альтернативном газу топливе, что предусмотрено Генеральной схемой развития энергосистемы Калининградской области до 2022 года. Надо заметить, что неоднократные предложения иностранных инвесторов по строительству ТЭЦ, модернизации тепловых сетей, системы учета и т.д.- с прямыми инвестициями до 1,5 млрд. евро, превышающими трёхлетний уровень доходов регионального бюджета, руководством региона были почему-то отвергнуты.

Только реальные шаги, а не фантазии Росатома, могут гарантированно обеспечить наш самый западный регион надежными источниками энергоснабжения и решить другие социально важные проблемы.

И.Никитчук,
д.т.н.
viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован