В середине прошлой недели Мосгордума приняла в первом чтении поправки в законы о землепользовании и застройке в городе и об основах платного землепользования. Об актуальных вопросах пользования землей и недвижимостью в Москве размышляет депутат Мосгордумы, председатель совместной Комиссии МГД и правительства Москвы по нормативной базе земельных и имущественных правоотношений Иван НОВИЦКИЙ.
Новым законопроектом предусматривается привести законы города в соответствие с Налоговым кодексом РФ и законом "О земельном налоге в городе Москве". Так, предлагается изменить положение об установлении ставок земельного налога, определить основания для досрочного расторжения договора аренды земельных участков, находящихся в собственности Москвы, и начисления пени за нарушения арендаторами сроков внесения арендной платы за землю.
Несмотря на вступление в силу в 2002 г. Земельного кодекса РФ, гарантирующего передачу в собственность земельных участков (что было подтверждено и московским законом "О землепользовании и застройке в городе Москве"), до сих пор земля в частную собственность граждан и юридических лиц органами московской исполнительной власти не передается. Попытки инициировать этот процесс с помощью соответствующих депутатских запросов, к сожалению, должного действия не имели, хотя понятно, что невозможно остановить наметившийся процесс экономического оборота земель.
Федералы уже самостоятельно пытаются продавать относящиеся к федеральной собственности земельные участки на территории Москвы. Юридические и физические лица через суды начинают добиваться признания права собственности на свои земельные участки. Этот процесс необратим, и дело государства - ввести его в цивилизованное русло. Что в свою очередь требует перераспределения усилий и перенастройки приоритетов, чтобы обеспечить таким образом не запрет на приватизацию земли, а предельно урегулированные условия такой приватизации. Имеются в виду градостроительные требования, правила застройки и землепользования - иными словами, правила, которые должны четко" соблюдаться землепользователями и землевладельцами при строительстве и дальнейшей эксплуатации зданий на приватизированном участке.
Как известно, с 26 апреля 2004 года утратили силу нормы законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества, допускавшие возможность приватизации организациями арендованных помещений, если в договоре аренды такая возможность предусматривалась. В Москве насчитывается немало организаций, подавших заявку на приватизацию в уполномоченный орган власти до этого срока. По разным причинам распорядительный акт государственного органа до этого срока принят не был и соответствующий регистрационный приватизационный договор не заключен. Отсюда острота вопроса: утрачивается ли право на приватизацию, если заявитель подал все необходимые для приватизации документы в соответствующий орган до указанного срока?
Многие депутаты Мосгордумы активно добиваются того, чтобы добросовестные предприниматели, подавшие заявки ранее 26 апреля 2004 года, все-таки реализовали свое право на приватизацию. Сейчас мы выясняем позицию Комплекса экономической политики и развития, с тем чтобы дать возможность таким предпринимателям добиться как можно меньших издержек на приватизацию и не тратить огромных средств на признание своего права через суд: Сырость приватизационного законодательства порождала немало вопросов. Так, в Мосгордуму поступило немало обращений от юридических лиц - коммерческих организаций, столкнувшихся с однотипной проблемой.
Скажем, в 2002 году организация получила согласование районных (окружных) властей на предоставление земельного участка в долгосрочную аренду под строительство капитальных или некапитальных объектов. После чего организация за свой счет оформляет кадастровую справку, заказывает и согласовывает предпроектное предложение, проходит регламентную комиссию у главного архитектора, получает согласование АПУ округа на размещение объекта, проводит иные работы. Эта огромная работа заканчивается фактически в 2005 году. После чего следует обращение в адрес соответствующей префектуры о вынесении на заседание окружной Земельно-имущественной комиссии вопроса о заключении договора аренды на полностью проработанный и согласованный участок. Однако ответ префектуры гласит, что "в соответствии с законом г. Москвы от 14.12.2003 г. No 27 "О землепользовании и застройке в г. Москве" и распоряжением мэра Москвы от 14.12.1993 г. No 721-РМ предоставление земельных участков в столице производится на условиях конкурса".
Далее заявителю сообщается, что такие конкурсы по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков "будут проведены после включения участков в реестр конкурсных объектов и разработки исполнительно-распорядительной документации..." Таким образом, выходит, что организация, полностью проработавшая и согласовавшая размещение на участке объектов и имевшая ранее подтвержденное московскими властями право на бесконкурсное его предоставление, затратившая огромные средства и массу времени на законное оформление своего права, теряет вообще какие-либо права на этот участок!..
В такой ситуации оказалось значительное количество московских организаций - потенциальных арендаторов. Это вряд ли поспособствует развитию предпринимательства в Москве и созданию в столице благоприятного инвестиционного климата. Вот почему депутаты Мосгордумы попытались найти решение проблемы, имея в виду сохранение права юридических лиц, начавших оформление земельных участков на бесконкурсной основе.
Подготовил Григорий Саркисов
Тверская, 13, 15 марта 2005 г.