Эксклюзив
13 октября 2009
6792

Иван Сергеев: Однажды в России или История борьбы с алкоголем

Слово вступительное

Пожалуй, главным побуждением к написанию этой статьи послужило нерадужное российское "сегодня". Улицы, заполненные бомжами и алкоголиками; семейные скандалы по "пьяному делу"; школьники на дворовых скамейках, глотающие "огненную воду"; пачка молока, стоящая дороже банки пива. Смехотворные меры наказания, установленные государством по отношению к "алкомагнатам" приводят к заполнению прилавков фальсифицированным продуктом и неумолимому спаиванию и отравлению нации. Да и нация сама хороша. Популярнейшим из всех народных мифов является вековое русское пьянство. Готовность пить когда угодно и где угодно характеризует человека как своего, "нормального" мужика. Кажется, сама русская душа раскрывается через русскую водку. В таком свете и благородная инициатива президента выглядит неразумной и непонятной. В самом деле: "пока мы, русские, пьём, мы непобедимы!", так зачем бросать? Действительно, что же может быть непобедимей, чем русские инертность, лень, апатия, преступное попустительство любому властьимущему и полное неуважение к собственной истории и законам. Не являясь блюстителем нравов или сторонником сухого закона, предлагаю каждому самому решать свою судьбу. Но если вас не оставило равнодушным вступление, то представляю вашему вниманию данную статью.

Краткая история великого спаивания

История борьбы с русским пьянством начинается с середины XVII. Два Ивана - III и IV - во время своих царствований заложили в русское общество две бомбы замедленного действия, которые детонировали именно во время правления Алексея Михайловича Романова. Первая - монополия на спиртное (1474 г), вторая - система сбыта, получившая название продажи "питей на вере". Обе эти меры переносили торговлю алкоголем в государственные кабаки и отдавали её в руки выборным чиновникам - кабацким головам и целовальникам. Такая система не могла не привести к социальному взрыву. В кабаках категорически запрещалось закусывать. Задача же кабацких голов сводилась лишь к тому, чтобы спаивать народ и делиться годовыми доходами с наместниками регионов.

Такой порядок продержался до середины XVII века. В условиях России производство водки и торговля ею "на вере" привели к гигантской коррупции, взяточничеству, злоупотреблениям в области администрации и финансов, распространению воровства, преступности, пьянства - словом, именно к тем отрицательным явлениям, которые до сих пор считаются "специфически русскими", но которых не было в России до появления винокуренного производства и водки. Исторический опыт показал, что центральная власть, не обладающая жёсткими средствами контроля, не может фактически доверять своей же, "избранной народом", администрации, как только в руках этой администрации оказываются реальные материальные средства .

Закабаление пьяниц и невозможность голытьбы заплатить долги за спиртное привели к кабацким бунтам, "удачно" влившихся в канву городских восстаний 1648-1662 гг.
После их подавления был созван Земский собор, получивший название "Собора о кабаках", ибо главным на нём стал вопрос о реформировании питейного дела в России. Была запрещена продажа водки в кредит, которая способствовала созданию "кабацких долгов" и закабалению людей. Уничтожались частные и тайные кабаки, усиливалась проповедь церкви против пьянства, был пересмотрен и сменен штат целовальников за счёт изгнания явно коррумпированных элементов, восстанавливались "демократические" выборы голов из людей "честных". Вышел Указ, ограничивающий число питейных заведений и дни потребления алкоголя. В нём было сказано: "В Великий пост, Успенский, даже по воскресеньям вина не продавать, в Рождественский и Петров посты не продавать по средам и пятницам". Если подсчитать дни, когда в силу царского Указа запрещалась продажа вина, то число их превысит сто восемьдесят. Иными словами, православный человек более полугода волей-неволей пребывал в состоянии трезвости.

Следующая попытка победить зелёного змия оказалась затяжной. Начата она была Александром II в 1864 г., закончена в 1914 уже Николаем II. Обратите внимание, как каждому из великодержавных потомков пришлось нести ответственность за деяния предков. Пётр I оставил после себя культуру ассамблей и буйных веселий, Екатерина II изобрела откупную систему на водку (1765 г.), а с молчаливого согласия Николая I по всей России (кроме Москвы и Петербурга) закрылись распивочные лавки, в которых продавались пиво и мёд (1848 г.).

Но Акцизная система (1864 г.), задуманная Правительством Александра II для того, чтобы поставить на место "олигархов" и оттянуть на себя алкогольные капиталы, дала лишь негативные результаты. Она понизила цену на спиртное и привела к дешевизне водки, многочисленным фальсификациям и, как следствие, отравлениям.
В 1885 г. Совет Министров предложил уже Александру III ввести бутылочную торговлю алкоголем (до этого водку на вынос продавали исключительно ведрами!!!), но решение с трудом реализовывалось, так как к тому времени в России стекольная промышленность была развита достаточно слабо. Николай II же поставил точку на потугах отца и деда сначала винной монополией, а потом сухим законом (за что и поплатился).

Л.Н Толстой, будучи современником той эпохи, в своей статье "Пора опомниться!" писал: "Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит душу людей и их потомства, и, несмотря на это, с каждым годом все больше и больше распространяется употребление спиртных напитков и происходящее от него пьянство. Заразная болезнь захватывает все больше и больше людей: пьют уже женщины, девушки, дети. И взрослые не только не мешают этому отравлению, но, сами пьяные, поощряют их. И богатым, и бедным представляется, что веселым нельзя иначе быть, как пьяным или полупьяным, представляется, что при всяком важном случае жизни: похоронах, свадьбе, крестинах, разлуке, свидании - самое лучшее средство показать свое горе или радость состоит в том, чтобы одурманиться и, лишившись человеческого образа, уподобиться животному" .

Век с лишним спустя ничего не напоминает, уважаемые дамы и господа?
Мудрый, но туманный Гегель когда-то написал о том, что история повторяется три раза. Первый раз фактом, второй раз трагедией, третий раз фарсом. Первый раз имел место факт успешной антиалкогольной компании, проведённый царём Алексеем Михайловичем. Второй раз стоит пожалеть о трагедии векового спаивания нации, с которой не удалось справиться трём царям и последствия которой наш народ расхлёбывает до сих пор. Теперь о фарсе, к сожалению, тоже печальном.

История России XX века - история двух мировых войн, двух революций, коллективизации, индустриализации и холодной войны. Перманентное ожидание светлого будущего множилось на колоссальное напряжение сил и на привычку народа пить, причём "залпом". В этих условиях М.С. Горбачёв объявил войну алкоголизму. Похвальная инициатива провалилась из-за абсурдного воплощения в жизнь.
Жесткие запреты распития спиртного в парках, сквериках и поездах дальнего следования были оправданы современниками. Но безалкогольные свадьбы, запреты на банкеты, отсутствие возможности купить хороший алкоголь в вино-водочных магазинах, беспощадная вырубка элитных виноградников (стоившая жизни директору ВНИИМ Павлу Голодриге) а также бездарная социальная реклама (наподобие сериала "Лимонадный Джо" по телевизору) вызывали презрение и ненависть к этому фарсу... Однако, здесь позвольте закончить эту главу.

Даже если вас съели...

...у вас есть два выхода - говорит народная мудрость. О них я и хотел бы сейчас поговорить. То, что было после горбачёвской кампании, знают все, лишний раз и вспоминать не хочется ни Горбачёва, ни Ельцина, ни лихие 90-е, от которых до сих пор пахнет 96° спиртом "Royal". Но это наша история, и её нужно иметь в виду, чтобы решать насущные проблемы. И думать, что делать с нынешней ситуацией в нашей "проспиртованной" стране. На мой взгляд, представляется два выхода:

1. Бросить всю антиалкогольную кампанию на плечи Президента Медведева и тем самым её похоронить.

2. Всё-таки, согласно мечте А.П. Чехова, "по капле выдавливать из себя раба". И пусть первой каплей будет капля спирта.

Стоит ли это делать и как? Решайте сами, мне же хочется дать вам информацию к размышлению:

1. Вопрос: Как вы думаете, каково наказание для тех, кто, получив лицензию, нарушает правила производства или оборота спиртного? Ответ: Ст. 6.14 Кодекса об Административных правонарушениях за вышеуказанные преступления карает "должностных лиц" (формулировка закона) штрафом от 4-ёх до 5-ти тысяч рублей, а юридических лиц от 100 000 до 200 000 рублей. Интересно, если сумма будет варьироваться от 500 000 до 10 млн. рублей, будут ли так же без оглядки травить людей?

2. Вопрос: Как контролировать потребление парфюмерного и аптечного спирта (получившего названия "аптечный коньяк" в одноимённом выпуске передачи "Честный детектив)? Ответ: Запретить подобные изделия (выше 5°) в Постановлении Правительства от 25 июня 2007 г., где утверждается перечень парфюмерии, технических и "лечащих" средств, не подпадающих под действие ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта ..." Думаю, ежу понятно, что 70° антипростудная "настойка боярышника" (и иже с ней) используется отнюдь не в лечебных целях. Так же как не по назначению используется средство для мытья ванн "Трояр" или тройной одеколон.

3. Вопрос: Нужно ли России принудительное лечение алкоголиков? Ответ: Безусловно. Через медицинскую экспертизу и, возможно, подтверждение 10 человек присяжных алкоголик должен отправляться на принудительную трудотерапию и лечение - приносить пользу себе и обществу сроком не меньше 90 дней. Обязателен постоянный контроль и содержание в "казарменном" положении. В такие "алкобаты" также НЕОБХОДИМО ссылать нарушителей-рецедевистов ст. 6.14 КоАП.

4. Вопрос: Как законодательно обеспечить невозможность приобретения алкоголя несовершеннолетними? Ответ: ввести суровое наказание за это в КоАП. А именно: В случае единичного случая продажи алкоголя штрафовать от 5 000 до
30 000 рублей и продавца, и владельца магазина (причём владельца на большую сумму). В случае же рецедива приостанавливать действие лицензии на продажу спиртного сроком на 3 месяца.


5. Вопрос: Кто, кроме министерства по налогам и сборам, должен контролировать поставщиков алкоголя? Ответ: Закон, конкуренция, Минздрав и общественное мнение. Закон должен быть жёсток и неотвратим (см. выше). Конкуренция обязана держать вектор на технические инновации производителей. Для этого каждый из них должен содержать при себе штат экспертов, которые раз в месяц, в любой день, будут совершать проверку на качество продукта другого предприятия. Главный же контроль необходимо отдать в руки Минздраву, также держащему при себе аналогичную комиссию, действующую по такому же принципу. Социологическая служба Министерства должна опрашивать население на предмет качества алкогольной продукции и следить количеством больных алкоголизмом в больницах и "алкобатах".

6. Вопрос: Как сократить количество преступлений, совершённых в нетрезвом виде? Ответ: Ужесточить наказание за них в 1,5 - 2 раза.

7. Вопрос: Какие экономические меры обязательно должны быть введены в противодействие алкоголизации населения? Ответ: Вкладывание средств в развитие собственной безалкогольной промышленности. Ну не может пакет молока стоить дороже банки пива в стране с древними аграрными традициями!

8. Вопрос: Какого вида и какой тематики должна быть социальная реклама и как она должна распространяться? Ответ: Прежде всего социальная реклама должна касаться вредности алкоголя для организма и аморальности пьянства. Мощные по выполнению ролики уже сняты и содержатся в Интернете. Их просто необходимо вывести на федеральные каналы, если государство хочет чего-то добиться. Журналы и газеты, осознавая ответственность за здоровье своих читателей, должны высмеивать рекламу алкоголя; телеканалы транслировать ролики про то, как спиртное рекламируют бомжи. В школах и вузах должны читаться лекции и показываться ролики о вреде алкоголя, о которых уже сказано выше. Любая реклама спиртного по телевизору, на улицах и стендах должна быть строго запрещена! Производителям алкоголя должна остаться лишь возможность печатать бесплатные каталоги и флаеры со своей продукцией.


9. Вопрос: Как развить культуру пития и отвлечь молодёжь от бутылки? Ответ: Вопрос сложен и широк настолько, что этому можно посвятить отдельную статью. Культура в принципе не рождается на пустом месте. Она складывается из воспитания родителей, влияния школы и сверстников, продукции масс-медиа. Но что брать из этого потока себе в душу, а что - нет, всё же каждый решает сам. Отсюда следует то, что винить во всех проблемах нужно не только государство. Хотя именно оно обязано воспитывать в людях национальное самоуважение и патриотизм. Взрослые граждане могут привить культуру пития детям, поддерживая в семье тёплую атмосферу, не напиваясь на застольях и не устраивая пьяных скандалов с боем посуды и рукоприкладством. Молодёжь может не пить литрами алкогольное пойло, не унижать слабых сверстников, не хамить учителям и старшим, заниматься самообразованием и думать, как принести пользу обществу... Это в идеале.

Антиалкогольная кампания - ещё один шаг к подлинной демократии и гражданскому обществу, которые мы так долго мечтали построить. Согласно высшей морали, каждому дарован шанс исправить ошибки прошлого. Он дан и россиянам. Так давайте воспользуемся этим шансом!


В.В. Похлёбкин. История водки. www.koob.ru
Особенности потребления алкоголя в древней Руси. П.П. Огурцов//"Алкогольная болезнь", М., 2000 г., 6.

С этого времени производить спиртное могут только дворяне. Появляется два вида винокурения. Первое - помещичье, качественное, кустарное и исключительно для собственного применения. Второе - винокурение дворян-промышленников, расчитаное на все остальные сословия.

Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 т. М.: Художественная литература, 1984. Т. 17

13.10.2009,
www.viperson.ru

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован