22 апреля 2002
172

Из глубины веков

Во времена древнего Шумера и Египта к северу от Саянских гор жила и развивалась неведомая нам древняя цивилизация. Природные, физико-географические условия определили своеобразие исторических и этнических процессов. Разнообразие и богатство природных ресурсов способствовали высокой заселённости этой территории с древности. Длительный путь исторического развития прошёл человек. Палеолит, неолит, бронзовый век. Разные племена и народы, сменившие друг друга в течение многих тысячелетий, тысячи поколений людей, живших и умерших на этой территории, оставили здесь вещественные следы своей жизнедеятельности: остатки древних поселений, древние могилы, святилища, наскальные рисунки, полуразрушенные укрепления, каменные изваяния. Курганы органически вписались в степной пейзаж и являются характерной приметой долины среднего Енисея. Скалы Хакасско-Минусинской котловины покрыты таким множеством процарапанных, выбитых и нанесённых краской рисунков, что их можно без всякого преувеличения назвать гигантской картинной галереей под открытым небом. Над созданием этой галереи на протяжении нескольких тысячелетий трудились многие поколения древних художников. Наскальная живопись является дополнительным бесценным источником для изучения многих сторон жизни, быта, духовной культуры предшествующих поколений. Специалисты-археологи работают на территории Хакасии уже около 280 лет, начиная с 1722 г. - первой экспедиции под руководством доктора Д.Г. Мессершмидта, снаряжённой по указанию Петра I для всестороннего изучения Сибири. Своеобразным результатом научного изучения Хакасско-Минусинской котловины стало открытие в Минусинске в 1877 г. музея, основателем которого выступил Н.М. Мартьянов.

В марте 1931 г. начинает свою деятельность Хакасский областной краеведческий музей. Вниманию посетителей была представлена юрта, оборудованная этнографическим материалом. В настоящее время фонды музея насчитывают свыше 100 тыс. экспонатов. В Хакасском республиканском краеведческом музее хранятся уникальные археологические (25000ед.), этнографические (5000ед.) коллекции, накопленные за семь десятилетий его существования. Экспозиции музея, археологические, этнографические коллекции позволяют не только зрительно созерцать представленный материал, но и осмыслить суть исторического процесса на территории Хакасско-Минусинской котловины

В центре Южной Сибири, в долинах р. Абакан и её многочисленных притоков, по верховьям Чулыма и левобережью среднего течения Енисея живёт небольшой тюркоязычный народ - хакасы. Хакасы - коренное население Хакасско-Минусинской котловины. Их численность на 1982 г. составляла - 71 тыс. чел.. Площадь Хакасии - 61,9 тыс.кв.км.. Её населяют - 516 тыс. чел. (1982 г.), относящихся к 90 национальностям. Сами хакасы составляют 11,5 % всего населения республики, русские - 79,5 %. На земле Хакасии не всегда жили хакасы. По данным современной науки, тюркоязычные люди впервые появились около 2300 лет назад. Топонимика даёт основания предполагать, что прежде здесь расселялись угроязычные и самодийские племена, а до них - индоевропейские и кетоязычные этнические группы. Известно, что собственная письменность в Южной Сибири появилась в 7-8 вв. Эта была письменность тюркоязычного ядра многоэтнического населения древнехакасского государства. Благодаря упорным полевым и лабораторным исследованиям нескольких поколений учёных археология совершила много важнейших открытий. О результатах работ написаны десятки книг и тысячи статей. Вещественные материалы экспонированы в музеях нашей страны и за рубежом.

Согласно археологическим данным первые древние люди поселились на Енисее от 100 до 40 тыс. лет назад (грот `Двуглазка`, Боградский район). Расселение неандертальцев с юга в Южную Сибирь пришлось на межледниковый период, когда произошло значительное потепление климата. Появление в Хакасско-Минусинской котловине первых родовых общин `человека разумного`, по данным учёных, относится к заключительному этапу ледникового периода, который называется сартанским оледенением. Южная Сибирь была свободна ото льда, следовательно, входила в огромную область расселения неандертальцев, т.е. являлась частью той прародины, на которой сформировался человек современного физического типа. Наиболее древним поселением `человека разумного` является верхнепалеолитическая стоянка Малая Сыя, исследованная на берегу реки Белый Июс. Жители занимались облавной охотой на северных оленей, горных баранов, козерогов, бизонов, а также на мелкого пушного зверя. Они первыми стали добывать в горах руды (гематит, магнетит, малахит), но использовали их только для изготовления красок. Смелые охотники на мамонтов, носорогов, северного оленя, в связи с потеплением климата, перешли к охоте на северного оленя зимой, на быков и диких лошадей летом. Большое подспорье в питании составляло собирательство съедобных клубней, ягод и стеблей растений. Появилась высокая техника изготовления разнообразных орудий и оружия из камня, кости и рога. С окончанием сартанского оледенения в Сибири началось общее потепление климата. Постепенно складываются современные ландшафты. Возникают новые прогрессивные особенности хозяйства, быта и культуры людей каменного века. В мезолите были изобретены лук и стрелы. Основными объектами охоты стали обитатели леса и лесостепи: лось, благородный олень, косуля, дикий баран. Кроме регулярной охоты люди в мезолите освоили рыболовство. Появились постоянные гарпуны, крючки и сети, сплетённые из растительных волокон. Зародилось ткачество, люди научились шлифовать камень. Что касается антропологов, то они по материалам из поздненеолитических погребений выявили большую смешанность населения, т.о. бассейны рек Абакана, Чулыма и Среднего Енисея в эпоху неолита являлись контактной зоной, где взаимодействовали разноэтнические группы местного и пришлого населения. Произведениями искусства, относящимися к неолиту, являются Суханихская, Оглахтинская и Шалоболинская писаницы (представлены гравированные контурные изображения лосей и рыб, обособленные изображения лосиных голов, фигуры лосей, выгравированные, а затем прокрашенные).

В середине III тыс. до н.э. в Южной Сибири наступил период медно-каменного века. В медно-каменном веке на среднем Енисее обитали две большие группы племён: это создатели Афанасьевской культуры, получившей условное название по горе Афанасьевой на Енисее близ с. Батени, где впервые были раскопаны могилы этой культуры - европеоиды, проникшие сюда с Запада, и местное население смешанного европеоидно-монголоидного физического типа. И те, и другие не только были скотоводами, разводившими лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, но и занимались земледелием одновременно с охотой и рыболовством. Люди, проживавшие на территории Хакасско-Минусинской котловины, научились изготовлять первые металлические орудия и предметы быта. Афанасьевцы почитали огонь и солнце. Они посвящали небу и богам священных животных, совершали воскурения в специальных глиняных курильницах на поддоне.

Материальную культуру следующего этапа ( к. III тыс. - н. II тыс. до н.э.) - учёные условно называют Окуневской - по имени улуса Окунева на р. Уйбат, где были раскопаны первые могилы этого типа. Культура своеобразна из-за сочетания в ней хозяйственного уклада обрядов и верований как древних неолитических охотников, так и скотоводов эпохи бронзы. Синкретизм отражён в ярких и разнообразных памятниках искусства, насыщенных религиозной символикой. Основой хозяйства окуневцев являлось скотоводство. Развивалось и земледелие. Важное место в хозяйственной деятельности занимала обработка металла - меди и бронзы. Керамика производилась двух видов: конической и горшкообразной формы, орнаментированные по всему тулову. Окуневцы оставили после себя замечательные произведения искусства. Среди них каменные плиты с рисунками фантастических животных, изображения женщин на камне и кости. Каменные изваяния первоначально стояли личиной к восходящему солнцу в особом святилище, окружённое жертвенными ямами и каменными алтарями. Личина изваяния представляла сложнейший образ первобытной мифологии, идею трёх уровней мироздания.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован