10 апреля 2002
174

Из истории религиозных конфессий Бурятии.

Уходит в прошлое XX век, но навсегда останется в совокупном опыте человечества история России, насыщенная событиями мирового масштаба. Революции и войны, смены общественно-политического строя, периоды подъема и кризиса в экономике - все это в полной мере пережила Россия в XX столетии. Бурятия, являясь ее составной частью, полностью разделила ее судьбу.
Как и во всем мире - и в России, и в Бурятии религия являлась неотъемлемой частью духовной жизни всех народов края, всех этнических групп. Религия оказывала решающее влияние на все стороны жизни общества, на традиции, обычаи и обряды народов. Во времена социальных катаклизмов религия остава-лась надеждой и опорой людей.
К началу XX века в Бурятии действовали две мировые религии - буддизм и христианство (правосла-вие). В состав христианской церкви входили старообрядческие общины, не принявшие реформу Никона. Старообрядцы-семейские были переселены в Забайкалье во второй половине XVIII в. Большинство бу-рятского населения являлось буддистами. Вместе с тем значительная часть бурят и большинство эвенков были крещены, обращены в православие. Но в годы первой революции в России большая часть креще-ных бурят отошла от православия, вернулась в традиционную веру - шаманизм. Эвенки, официально считаясь православными, практически продолжали жить по шаманистским традициям и обычаям.
В Бурятии также имелись иудейские, мусульманские, евангельско-христианские, католические рели-гиозные общины и группы.
Установившаяся в октябре 1917 г. в России советская власть провозгласила свободу совести и веро-исповедания. Она проводила политику борьбы с религией и церковью, преодоления религиозных взгля-дов у людей. К концу 1930-х гг. в Бурятии все буддийские дацаны и подавляющее большинство право-славных церквей были закрыты, перестали существовать все религиозные общины других направлений.
К концу Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. отношение государства к церкви изменилось. В Бурятии получила возможность действовать буддийская религия, был открыт Иволгинский дацан. Возоб-новили работу некоторые православные церкви.
Положение религии и церкви в России, Бурятии коренным образом изменилось в последнее десяти-летие.
Сегодня все мы являемся свидетелями и участниками возрождения религии, возрастания ее роли в культуре, образовании, политике, во всех сферах жизни. Наблюдается свободный доступ в Бурятию тота-литарных культовых новообразований и новых религиозных движений, в связи с этим требуется всесто-роннее осмысление проблем свободы совести. Эти проблемы взаимосвязаны с политическими, право-выми, нравственными и демократическими процессами происходящими в нашем обществе. Это осмыс-ление дело всего общества, - и верующих и неверующих.
Предлагаемое издание является попыткой, призванной способствовать этому процессу.
Основная цель данного сборника документов - показать читателю многообразие религиозного соста-ва населения Бурятии на протяжении всего XX века, где мирно сосуществовали традиционные конфес-сии. Познакомить читателя с интереснейшими документами, в том числе и с теми, которые ранее храни-лись под грифом `секретно`, способствующие более полному и объективному представлению о той сто-роне духовной жизни, которая связана с вопросами религии.
В ходе формирования сборника преследовалась и дополнительная цель - попытаться посредством документов еще раз подтвердить, что Бурятия является регионом, где одним из факторов стабильности были и остаются дружба народов, веротерпимость, взаимопонимание между православной и буддийской церквями.
В сборнике `Из истории религиозных конфессий Бурятии. XX век.` документы расположены в хроно-логическом порядке от начала и до конца столетия. Опубликованы документы дореволюционного време-ни до 1917 г., советского периода и постсоветского десятилетия. В последние годы проблемы истории российских конфессий, свободы совести и вероисповеданий довольно подробно освещаются, обсуждают-ся и анализируются на страницах периодических (светских и церковных) изданий, в научных сборниках и монографиях. Несмотря на это (а может быть и благодаря этому), внимание современного читателя все больше привлекают документальные материалы, более того, нередки случаи, когда читатели сознательно отдают предпочтение именно документам, так как это самый прямой путь к истине.
В предложенном издании многие документы и материалы публикуются впервые. К сожалению, в од-ном сборнике невозможно уместить все сведения, имеющиеся по данной проблеме. Следует отметить, что многие документы, в особенности после 1993 г., еще не отложились в архивах, и некоторые материа-лы взяты из текущих архивов и периодической печати.
Весь XX век показан в палитре документов, раскрывающих непростую историю православия, буд-дизма, религиозных общин католиков, мусульман и иудеев на территории республики.
Начало XX в. представлено документами административных учреждений (волостные правления, го-родские управы), осуществлявших определенный надзор за населением вверенных им территорий по ве-роисповедному составу, имеются сведения об отводе земель под строительство храмов, о переходе кре-щеных бурят в ламаистскую веру и др. Наиболее интересными документами этого периода являются прошения, частные записки о расширении свободы вероисповедания для бурят.
Документы 1920 - 30-х гг. по существу раскрывают весь динамичный процесс борьбы государства с религией, с религиозными воззрениями населения, в них отражен процесс ликвидации церкви и изъятия культового имущества. Ряд документов посвящен пересмотру положения о буддийском духовенстве за подписью известного общественного и религиозного деятеля А.Доржиева, его обращения пронизаны за-ботой о духовной культуре бурятского народа, о сохранении традиционного вероисповедания бурят. Лик-видационные акты и документы отражают сведения о состоянии православной церкви и буддийских мо-настырей (землепользование, имущественное состояние, территориальное размещение и др.), что вносит существенную лепту в изучение истории и культуры Бурятии.
1940-е гг. характеризуются документами, когда по завершении полной ликвидации церквей и дацанов на территории Бурятии, открываются буддийский храм в улусе Средняя Иволга и Свято-Вознесенский храм за р.Удой в г.Улан-Удэ.
1950 - 70-е гг. представлены, в основном, материалами архива Уполномоченного по делам религиоз-ных культов. Несмотря на атеистическую направленность настоящих материалов, эти документы особо раскрывают миротворческую деятельность главы буддистов СССР Бандидо хамбо-ламы Гомбоева Ж.-Д. Представляют интерес для исследователей сведения о состоянии религиозного движения в республике и деятельности духовенства, где имеются фактические данные о составе различных религиозных групп и общин.
В связи с изменением общественно-политического строя в стране в 1980-90-е гг. появляются ряд до-кументов органов власти, направленных на восстановление зданий церквей, дацанов, о передаче их в пользование религиозных общин.
Завершают настоящую подборку материалов основополагающие документы, раскрывающие вопросы современного состояния религиозных конфессий в Бурятии - Закон `О религиозной деятельности на тер-ритории республики Бурятия` и сведения Министерства юстиции Бурятии о религиозных объединениях прошедших перерегистрацию в 1999-2000 гг., которые дают достаточно полное представление о религи-озной ситуации на территории Бурятии.

Сборник документов `Из истории религиозных конфессий Бурятии. XX век.` является первой документальной публикацией, показывающей историю деятельности религиозных конфессий и взаимоотно-шений государства и церкви на территории Бурятии.
В сборнике представлены документы за 1901-2000 гг., выявленные в Национальном архиве, текущих архивах правительства, Народного Хурала, Министерства юстиции Республики Бурятия. В нем были ис-пользованы материалы периодической печати: газет `Правда Бурятии`, `Бурятия`, а также фотодоку-менты из фондов НАРБ.
Документы в сборнике расположены в хронологической последовательности. Сведения о религиоз-ных организациях, зарегистрированных в Бурятии в 1999-2000 гг. даны в приложении.
Подготовка документов к публикации осуществлялась в соответствии с `Правилами издания истори-ческих документов` (М.1990).
Документам предшествует историческое предисловие, составленное кандидатом исторических наук Ю.П. Шагдуровым.
Каждый документ имеет заголовок, данный составителями. Документ содержит также указание места и времени его написания, подпись автора (или авторов), легенду. Документы, публикуемые в извлечении, имеют в заголовке предлог `Из`. Редакционные пропуски текста в начале, в середине и в конце докумен-та обозначены знаком купюры <...>.
В случае отсутствия точной даты, она устанавливалась по содержанию текста, по сопроводительным документам и по дополнительным источникам, что оговорено в примечаниях. При невозможности уста-новления точной даты используются оговорки: `не ранее`, `не позднее`. Газетные материалы датируют-ся по времени их публикации. В случаях невозможности прочтения подписей документов дается редакци-онное примечание `подпись неразборчива`.
Все публикуемые документы, содержавшие на момент их создания различные грифы (`секретно`, `совершенно секретно`), рассекречены.
Тексты публикуемых документов переданы по современным нормам орфографии, стилистические особенности текстов сохранены. Исправления синтаксических и грамматических ошибок, стилистических погрешностей, а также восстановление сокращенных слов проведено составителями без оговорок. Ар-хаические конструкции фраз или смысловые неясности сопровождены указанием под строкой: `Так в до-кументе`.
Ошибки в цифровых данных исправлялись в тексте документа с оговоркой в текстуальных примеча-ниях.
Сборник имеет научно-справочный аппарат, включающий в себя археографическое предисловие (от составителей), историческое предисловие, текстуальные примечания по содержанию, оглавление, имен-ной указатель, список сокращений.





Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован