14 августа 2013
10701

Избирательный допуск

Власти допускают до выборов в регионах оппозиционных кандидатов, но боятся утратить "электоральный контроль", отмечают эксперты.

Подготовка к выборам в российских регионах 8 сентября показывает, что власти пытаются балансировать между "борьбой за легитимность и страхом утраты контроля", говорится в докладе Комитета гражданских инициатив. Один из экспертов, изучавших обстановку в регионах, констатирует: уже сейчас можно говорить о возвращении к ситуации 2009 года, когда наблюдались массовые отказы в регистрации кандидатов.

Комитет гражданских инициатив подготовил доклад об итогах регистрации кандидатов на региональных выборах 8 сентября. В ходе исследования эксперты комитета изучили данные официальных публикаций избирательных комиссий, а также материалы, полученные от представителей комитета в 30 субъектах Федерации. По мнению одного из соавторов доклада политолога Александра Кынева, уже сейчас можно говорить о том, что произошел откат к ситуации четырехлетней давности.

"На мой взгляд, главная тенденция сентябрьских выборов - это регресс к 2009 году, когда наблюдались массовые отказы в регистрации кандидатов. В этом смысле самые проблемные регионы - Якутия, Ярославль, Рязань, Владимирская область, Хакасия. Там, конечно, проблемы на этапе регистрации не заканчиваются, присутствует давление на кандидатов и информационное неравенство", - сказал Кынев. В докладе отмечается, что подтверждением тезиса о возвращении к прежним схемам могут служить странные результаты жеребьевки: "Единая Россия" снова вопреки математической вероятности в абсолютном большинстве случаев выигрывает первые места. Такая практика была распространена в 2006-2011 годах до тех пор, пока в крупных городах не начались массовые выступления против фальсификаций на выборах. По мнению авторов доклада, возвращение к старым сценариям "является очень тревожным индикатором".

Эксперты, готовившие доклад, констатируют, что власти во время подготовки к выборам в российских регионах приходится балансировать "между борьбой за легитимность и страхом утраты контроля", однако отход от обещания провести честные конкурентные выборы наблюдается уже на стадии регистрации партийных списков и кандидатов.

"Фактически возник диссонанс между двумя стратегиями: стремлением повысить общественную легитимность выборов и устойчивость власти (что, впрочем, находится в стратегическом противоречии с самим фактом переноса выборов на начало сентября и введением единого дня голосования), с одной стороны, и страхом утраты доминирующего положения и ослабления электорального контроля, с другой стороны", - говорится в докладе.

Эксперты условно разделили все российские регионы, где 8 сентября состоятся выборы, на три группы - в зависимости от того, какую стратегию взаимодействия с оппозиционными кандидатами выбрали власти. Еще одна группа была специально введена для регионов, где число зарегистрированных или снятых кандидатов почти никак не влияет на исход голосования из-за высокого уровня "электоральной управляемости": Чеченская Республика, Кемеровская область.

В первую категорию были отнесены регионы, где регистрировали оппозиционных кандидатов и списки партий, способных составить реальную конкуренцию "Единой России". Это Москва, Екатеринбург, Бурятия, Калмыкия, а также Архангельская, Смоленская, Ульяновская и Московская области. Эксперты отмечают, что, несмотря на позитивную тенденцию, даже в таких регионах содействие при регистрации оказывалось далеко не всем кандидатам. Например, на выборах в Москве муниципальные депутаты не стали поддерживать лидера "Альянса "Зеленых" - Народной партии" Глеба Фетисова. То, что в выборах столичного мэра отказался участвовать Михаил Прохоров, авторы доклада считают свидетельством "определенных переговоров с целью неучастия в предстоящей кампании".

Руководитель отдела мониторинга выборов организации "Голос" Андрей Бузин в целом согласен с наблюдениями экспертов, готовивших доклад. При этом он отмечает, что случаи незаконных отказов в регистрации встречаются даже в регионах, отнесенных к первой, самой "благополучной" группе (в качестве примера эксперт называет выборы мэра Можайска в Московской области). "Я обратил внимание, что областной избирком старается противодействовать решениям местных избирательных комиссий, но это касается Подмосковья", - говорит он.

В некоторых регионах выборные кампании сопровождаются масштабными скандалами и "недопуском под сомнительными поводами или при сомнительных обстоятельствах популярных списков и кандидатов". В таких обстоятельствах проходят, например, выборы городской думы Рязани, Абакана, Тюмени, а также законодательного собрания Хакасии. Как отмечают эксперты Комитета гражданских инициатив, парламентские партии могли рассчитывать на "неформальные льготы" при регистрации даже в самых проблемных регионах. В самом сложном положении оказались "Гражданская платформа" и РПР-ПАРНАС - в отдельных случаях снятие с выборов сопровождалось арестами лидеров партийных списков. Так, например, в Ярославле под стражу был взят действующий мэр города Евгений Урлашов, представляющий в регионе "Гражданскую платформу".

"Есть два полюса - Москва и Подмосковье, где регистрация проходит без скандалов, - говорит глава фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов. - Другой полюс - Рязань и Ярославская область, где кандидатов снимают за то, что в дипломе указана девичья фамилия. По сути, август - это время, когда регионы выбирают модель кампании - московскую или традиционную".

В список регионов, где власти выбрали "промежуточный вариант" - без скандалов, но и без помощи оппозиционерам, - эксперты на сегодняшний день относят лишь Владимирскую область и Якутию. "С одной стороны, - говорится в докладе, - все ведущие списки и кандидаты были зарегистрированы, но с другой стороны, из состава партсписков и/или кандидатов партий по мажоритарным округам был исключен ряд заметных и имеющих существенные шансы на избрание кандидатов, что ослабило данные списки, ухудшило их электоральные перспективы, могло демотивировать партийную организацию и дезорганизовать ее избирательную кампанию".

Глава Международного института экспертизы Евгений Минченко отмечает, что массовое снятие с предвыборной дистанции кандидатов складывается из трех составляющих. "Первое - использование административного ресурса, причем чаще всего это самодеятельность на местах, и в ряде случаев административный центр успевал исправлять. Второе - самострелы оппозиционных партий и кандидатов, которые не надеялись получить высокий результат. Так было в ряде регионов с "Гражданской платформой", когда партия для регистрации кандидата в губернаторы предоставляла ненадлежащие подписи. Также есть самострелы в РПР-ПАРНАС. Третье - когда выдвинутые в качестве инструмента партии-спойлеры оказались не нужны и они просто снялись, чтобы не замусоривать информационное поле".
Источник: Газета.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован