11 октября 2018
881

Измерение ценностного отношения молодёжи к здоровому образу жизни

Марина Давлетова

Данил Давлетов

Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт

davletova1@mail.ru

 

Опубликовано в ж. «Педагогические Измерения» № 2, 2009 г.

 

В статье исследуются вопросы измерения ценностного отношения к здоровому образу жизни в молодежной среде. Приводятся результаты проверки качества вопросов социологической анкеты. Получен метод, позволяющий получить качественную информацию при проведении педагогических и социологических исследований.  

 

Здоровье как ценность

Здоровье – это ценность, которую легко утратить, а также это главное богатство человека, данное ему от природы. Без него жизнь становится менее приятной и менее радостной, порою мучительной. Поэтому во все времена люди старались сохранить и приумножить своё здоровье, но в наше время, к сожалению, этого главного богатства люди зачастую лишены с детства.

Нередко те, кто оказался в числе счастливых, - а именно такими являются дети, рождённые сегодня здоровыми, - немного повзрослев, зачастую беспощадно растрачивают своё здоровье. В итоге получается, что общество практически лишается здоровых граждан, а это впоследствии, если ситуация не изменится, может привести к вымиранию нашего народа. Многие люди знают об этом, но не все пытаются изменить сложившуюся ситуацию.

Проблема выживания населения страны стоит сегодня очень остро. По официальным данным Минздрава России (2006 г.) только треть учащихся школьного возраста являются относительно здоровыми. Десять лет назад эта цифра составляла 50%. Доля абсолютно здоровых детей сегодня не превышает среди младших школьников 10%, среднего возраста 6%, старшего возраста 3% . Годы войны не уносили столько человеческих жизней, сколько сейчас уносят различные заболевания, наркотики, никотин, пиво, суицид – а это тоже следствие нездоровья общества, только показывающее его с духовной стороны.

Своё здоровье человек может сберечь только посредством должного образа жизни, сформированного в его сознании посредством семьи, школы, педагогов, и собственных соображениях, основанных на чувственном познании, знаниях, информации и логических доводах. Такой образ жизни принято называть здоровым образом жизни. Значит, здоровый образ жизни как социально значимая ценность – это необходимость на сегодняшний день.

Человеку человеком необходимо создать такие условия, в которых он смог бы сформировать своё мировоззрение, основанное на здоровом образе жизни (а массовость этого явления создаст социальную ценность общества.) Сделать это можно, например, посредством сравнивания своего, имеющегося у человека жизненного опыта с чем-то новым, позитивным, морально устойчивым и здоровым. В этом человеку могут помочь туризм и экстремальные виды спорта.

Причин выбора разных путей реализации своих потребностей и желаний может быть множество. Человек, выбирающий наркотики, вполне вероятно, просто-напросто не имел возможности получить свою дозу адреналина, эмоций и острых ощущений, необходимых ему, через спорт. И заменил ее другой «дозой», ведущим к трагическим последствиям.

Другой возможной причиной смертельного выбора может являться то, что человеку не объяснили, не смогли донести истину. Сама по себе информация о здоровом образе жизни и вреде наркотиков – еще не выход. Часто молодые люди пытаются разобраться сами в этой информации, совершая множество ошибок, зачастую плачевных. Либо способ донесения этой информации оказался неэффективным – запреты, угрозы, унижения, давления со стороны педагогов и старшего поколения вообще.

Такое воспитание, без попыток со стороны старших понять истинные мотивы молодежи, зачастую приводит к прямо противоположному результату. Агрессия, вызванная запретом и неприятием духовного мира молодежи, порождает протест в виде пристрастия к нездоровому образу жизни и асоциальному поведению. «Если вы всегда делаете то, что делали всегда, то вы будете получать всегда то, что всегда получали. Если то, что вы делаете, не работает, сделайте что-нибудь другое».

Продуктивным выходом из сложившейся ситуации станет, на наш взгляд, изменение метода воздействия на молодежь -  новый путь донесения информации. Молодым людям нужно дать возможность почувствовать, понять, увидеть мир своими глазами. Причем с той стороны, которая непосредственно и сформирует у них здоровый образ жизни как ценность. Кроме того, следует понять, прислушаться к молодежи, оказать содействие, участие в их деятельности. Молодежи также необходимо помочь направить деятельность в нужное русло в силу их возраста и несформированности характера. Легче всего воздействовать на молодежь в той сфере деятельности, которая им нравится, в которой они получают удовольствие. Как указывалось выше, современная молодежь нуждается в риске, получает удовольствие от новых острых ощущений. Одним из наиболее продуктивных путей пропаганды здорового образа жизни в молодежной среде является туризм и экстремальные виды спорта.

Туризм является не только стимулятором освоения здорового образа жизни как ценности, но и воспитывает высоконравственную личность. Туризм – самая массовая форма активного отдыха и оздоровления трудящихся, одно из важных средств воспитания людей. Туризм обеспечивает хороший отдых, физическое развитие и спортивное совершенствование людей, расширяет кругозор, воспитывает коллективизм, любовь к природе, дисциплинирует мужественность и инициативу.

Каждый из нас способен изменить сложившуюся ситуацию. Назрела необходимость в создании таких социально значимых ценностей, которые способны заполнить духовный вакуум. И, в первую очередь, следует подумать о сохранении нации, о восстановлении утраченного здоровья общества.

 

Цель и задачи исследования

    Современная молодежь нередко проявляет потребность в острых ощущениях, риске; стремление к свободе и независимости, а также извечное желание попробовать что-то новое. Молодой человек, употребляющий наркотики, и человек, занимающийся экстремальным видом спорта либо туризмом, имеют сходную мотивацию, абсолютно разные у них только пути её реализации. Здоровый образ жизни, особенно среди молодых людей, социально и личностно значимая проблема, которая на современном этапе развития общества приобретает особую значимость. В этом заключается её актуальность.

Цель данного исследования – попытка измерения ценностных ориентаций на здоровый образ жизни в молодежной среде.

Гипотеза – ценностное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни можно измерить на интервальной шкале.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования были поставлены задачи:

  1. Анализ изученности данной проблемы на современном этапе.

  2. Изучение ценностных ориентаций студентов СГПИ.

  3. Измерение ценностных отношений к здоровью и здоровому образу жизни.

Для решения данных задач использовался комплекс методов исследования: сравнительный, сопоставительный и ретроспективный анализ социологической, педагогической, психологической и философской научной литературы; анкетный опрос, наблюдение, а также метод измерения ценностных ориентаций на основе модели Раша.

В нашем исследовании впервые предпринята попытка рассмотреть формирование здорового образа жизни как социально-значимой ценности у молодежи через туризм и экстремальные виды спорта.

 

Измерение ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

посредством модели Раша.

Ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни в нашем исследовании рассматривается как латентная переменная величина. Признание данного отношения латентным означает, что в отличие от элементарных оценок процесс научно-психологического измерения требует теоретизации, куда входят проверка логической правильности имени измеряемого отношения, определения ведущего понятия и выделяемого предмета, а также выделения системы индикаторов, понятийных и эмпирических, указывающих на наличие или отсутствие включаемых в понятие признаков интересующего качества.

Значения испытуемых на латентных переменных измеряются в логитах. Шкала Раша является интервальной, что позволяет использовать широкий спектр методов статистического анализа. В интервальной шкале начало отсчета (точка «0») не фиксировано, а потому с помощью линейных преобразований легко перевести оценки измерений в логитах в любые другие оценки, например, в баллы. Чаще всего за точку отсчета (за нуль логитов) принимается среднее значение оценок переменных величин. Наиболее походящим средством для измерения свойств и характеристик у испытуемых является тест. Теория латентных переменных величин изначально разрабатывалась для таких ситуаций, когда переменные величины формировались самим исследователем.

 

Математическая обработка результатов

Качество вопросов анкеты было проверено с помощью метода математической теории педагогических измерений на основе модели Раша. Применение методов педагогических измерений необходимы, прежде всего, для более точного уяснения смысла изучаемых характеристик. Поскольку латентная переменная величина задаются концептуальным набором теоретических индикаторов, то очень важно проверить, насколько они совместимы эмпирически, т.е. в какой степени они определяют одну и ту же интересующую величину. Если индикаторы совместимы, то они могут быть использованы для измерения латентной переменной. В противном случае индикаторы характеризуют разные латентные переменные и сам набор индикаторов нуждается в корректировке.

В таблице 1 представлены вопросы анкеты.         Таблица 1

№ п/п

Ключ для оценки ответов

Вопросы анкеты

1

+

Считаете ли Вы здоровье главной ценностью Вашей жизни?

2

+

Считаете ли ВЫ ваш образ жизни здоровым?

3

+

Занимаетесь ли Вы активными видами спорта?

4

-

Предпочитаете ли Вы пассивный отдых? (например, просмотр на ТВ спортивных программ)

5

+

Нравится ли Вам участвовать в спортивных мероприятиях?

6

-

Курите ли Вы?

7

+

Важно ли для Вас соблюдение режима дня?

8

+

Делаете ли Вы зарядку?

9

+

Закаляетесь ли Вы?

10

+

Читаете ли Вы литературу о здоровье или здоровом образе жизни?

11

-

Вы употребляете алкоголь чаще двух раз в неделю?

12

+

Считаете ли Вы, что здоровый образ жизни поможет Вам стать успешным в жизни?

13

+

Считаете ли Вы, что быть здоровым сегодня модно?

14

-

Часто ли Вы болеете?

15

+

Хотели бы Вы заниматься экстремальными видами спорта в рамках института?

16

+

Считаете ли Вы, что здоровый образ жизни – это престижно?

17

+

Нужно ли, по Вашему мнению, увеличить количество спортивных мероприятий в нашем институте?

18

+

Относитесь ли Вы серьезно к экстремальным видам спорта?

19

+

Считаете ли Вы закаливание своего организма необходимостью?

20

-

В настоящее время быть здоровым почти невозможно

 

 

В табл. 2 приведены результаты опроса респондентов (по строкам) на вопросы анкеты (по столбцам) «Отношение испытуемого к здоровому образу жизни».

                                                                                                                       Таблица 2

Значения индикаторных переменных

№ исп

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

2

0

0

0

2

0

0

0

0

2

0

1

2

0

1

2

1

1

1

2

2

2

0

0

0

0

0

0

0

0

2

0

2

2

2

2

2

2

2

2

0

3

0

0

0

2

0

0

0

0

0

0

0

0

2

0

2

2

0

0

0

2

4

2

0

0

2

2

2

2

0

0

2

0

2

2

0

0

2

2

0

0

0

5

2

2

1

1

1

0

2

1

0

2

0

2

2

0

0

2

1

2

1

0

6

1

2

2

2

2

0

0

0

0

0

0

0

2

0

2

2

2

2

0

0

7

2

1

0

1

1

0

0

0

0

0

0

1

1

0

1

1

1

1

0

1

8

0

2

0

2

0

0

0

0

0

2

0

0

2

0

0

0

1

0

0

0

9

2

1

0

0

1

0

1

2

0

0

0

2

2

0

2

2

2

2

0

0

10

2

0

0

2

2

0

2

2

0

2

0

2

2

0

2

2

2

0

0

0

11

1

0

2

2

2

2

0

0

0

0

0

1

1

0

2

1

2

2

1

2

12

2

0

0

0

1

0

2

0

0

2

0

2

2

1

2

2

1

2

0

1

13

2

0

0

1

2

0

0

0

0

2

1

2

2

0

0

2

2

0

0

2

14

2

2

1

2

1

0

0

0

0

2

0

1

1

0

1

1

1

0

0

1

15

0

0

0

0

0

2

0

0

2

0

0

2

2

0

2

2

2

2

0

0

16

1

2

0

2

2

0

0

2

0

0

0

2

2

2

0

2

2

2

0

2

17

2

2

0

2

0

0

0

0

0

0

0

1

1

2

0

1

0

0

0

2

18

2

2

0

0

1

0

0

0

0

2

0

2

2

0

1

2

2

2

0

2

19

2

2

0

2

1

0

0

0

0

1

0

2

2

0

1

2

1

1

1

2

20

0

2

0

0

0

0

0

0

0

0

1

2

0

0

0

0

0

0

0

0

21

2

0

0

2

2

2

1

0

0

0

1

2

2

0

2

2

0

2

0

2

22

2

0

0

2

2

0

0

0

0

2

0

2

2

0

2

2

2

0

0

2

23

2

0

2

2

2

0

0

0

0

0

0

2

2

2

2

2

2

2

0

2

24

2

1

0

2

0

0

2

0

0

0

0

2

2

2

2

2

0

2

2

1

25

2

0

0

2

2

0

2

0

0

0

0

2

2

0

2

2

1

2

0

2

26

2

2

0

2

1

0

1

1

0

0

0

2

2

0

2

2

1

2

0

1

27

2

0

0

1

1

0

2

0

0

0

0

2

2

2

0

2

0

0

0

0

28

2

0

1

2

0

0

0

1

2

0

2

0

2

2

0

0

2

0

2

0

29

2

0

2

2

2

0

2

0

0

2

0

1

1

1

2

1

0

2

1

2

30

2

0

0

2

1

0

1

0

0

0

0

1

0

0

1

1

2

1

0

2

31

2

0

0

0

2

0

2

2

2

2

0

0

2

2

2

2

2

2

2

0

32

2

0

0

2

2

0

1

0

0

2

0

2

2

0

2

2

2

2

0

2

33

0

1

0

0

2

0

2

0

0

0

0

2

2

0

2

2

2

2

2

0

34

2

2

0

0

2

0

2

2

0

2

0

2

2

2

2

2

1

1

2

0

35

2

2

0

2

0

0

0

2

0

2

0

2

2

2

0

2

0

0

0

0

36

0

0

2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

0

2

2

2

2

0

2

37

1

0

0

0

2

2

1

0

0

2

0

1

1

0

0

1

1

0

1

2

38

2

0

0

2

0

2

2

2

1

0

0

2

2

2

0

2

0

0

0

2

39

2

2

2

2

2

0

0

0

0

2

0

2

1

0

2

1

2

2

0

2

40

0

0

0

2

0

0

2

0

2

0

2

2

0

0

2

0

2

2

2

2

41

2

2

0

2

2

0

2

2

0

2

0

2

2

0

2

2

2

0

0

0

42

2

0

0

2

0

0

2

0

0

0

0

2

2

2

0

2

0

0

0

2

43

2

2

2

0

0

0

2

0

2

2

0

0

2

0

2

2

2

0

2

0

44

2

2

0

0

0

0

0

0

2

0

0

0

0

0

0

2

0

2

0

2

45

0

0

0

2

1

2

0

0

0

0

0

0

0

0

2

0

0

2

2

0

46

2

2

0

1

0

0

0

0

0

2

0

0

2

0

2

2

0

2

2

2

47

2

1

0

2

0

0

0

0

0

0

2

1

2

0

2

2

0

1

2

0

48

2

0

0

0

2

2

2

0

2

0

0

2

0

0

2

0

0

2

0

2

49

2

0

0

2

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

50

2

0

0

1

0

0

2

0

0

0

0

1

2

0

1

1

0

0

2

2

51

2

0

0

1

2

0

0

0

0

2

0

2

2

0

0

2

0

0

0

1

52

2

0

0

0

0

0

2

0

0

0

2

2

2

0

2

2

0

1

2

2

53

2

2

0

2

1

0

0

0

0

2

0

2

2

0

0

2

0

0

1

0

54

2

0

0

2

0

2

0

0

0

0

0

0

2

0

0

2

2

0

0

2

55

2

2

2

0

0

0

0

0

2

2

0

2

2

0

0

2

0

0

2

0

56

2

2

2

0

0

0

2

2

2

0

0

2

2

0

0

2

0

2

0

0

57

2

2

2

2

1

0

0

2

0

2

0

2

2

0

0

2

0

0

0

0

58

2

2

0

0

0

0

0

0

0

2

0

2

2

0

2

2

0

2

0

0

59

2

2

2

0

2

0

2

2

0

2

0

2

2

0

0

2

0

0

0

0

60

2

2

2

0

0

0

2

2

0

2

0

2

2

2

0

2

1

2

0

0

61

2

2

0

2

1

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

2

2

0

0

2

62

2

2

0

0

1

0

2

2

2

0

0

2

2

1

0

2

0

0

1

2

63

2

0

0

2

0

0

0

0

0

2

2

0

2

2

0

0

2

0

0

0

64

2

2

2

0

2

2

2

2

2

0

0

2

2

0

2

2

2

2

2

0

65

2

0

0

2

0

0

0

0

0

2

0

2

0

0

0

0

1

1

0

2

66

2

0

2

2

0

0

0

2

0

0

0

2

2

0

2

2

2

2

2

0

67

2

2

1

2

2

0

0

0

1

2

0

2

2

0

2

2

2

2

0

1

68

2

2

2

2

2

0

0

0

0

0

0

2

2

0

0

2

2

0

0

0

69

2

2

0

0

2

0

1

0

0

2

0

1

2

0

0

2

1

0

1

0

 

 

В табл. 3 приведены статистические показатели, характеризующие индикаторы

Таблица 3

Определение меры ценностного отношения вопросов анкеты

Номер индикаторной переменной

Значение ценностного отношения (логиты)

Стандартная ошибка измерения

Значение
статистики Хи-квадрат

Уровень
значимости статистики
Хи-квадрат

11

-1,186

0,22

1,318

0,517465

13

-0,914

0,189

5,266

0,071864

1

-0,863

0,183

0,345

0,841367

16

-0,827

0,183

8,2

0,016575

6

-0,758

0,171

0,221

0,895431

12

-0,49

0,166

3,023

0,220564

14

-0,487

0,153

6,469

0,039375

15

0,094

0,14

0,469

0,790927

20

0,106

0,14

6,047

0,04862

17

0,117

0,15

0,429

0,807017

18

0,142

0,141

0,168

0,919361

5

0,251

0,151

5,351

0,068861

2

0,278

0,137

0,091

0,955544

10

0,293

0,133

1,185

0,552809

7

0,419

0,141

1,545

0,461808

4

0,42

0,141

2,873

0,237707

19

0,679

0,152

3,974

0,137079

3

0,851

0,155

0,743

0,689584

8

0,889

0,156

1,22

0,543451

9

0,987

0,162

3,927

0,1404

 

 

Из таблицы 3 видно, что три индикаторных переменных (i16, i14 ,i20) имеет уровень значимости меньший, чем 0,05 логитов (критическое значение). Это говорит о том, что их необходимо заменить. Но в целом можно считать, что все индикаторные переменные являются совместимыми и их можно рассматривать как измерительный инструмент.

Наиболее полно метрическую характеристику каждого вопроса анкеты описывают графики или так называемые характеристические кривые.

Наиболее адекватной модели измерений оказался вопрос 2: «Считаете ли Вы ваш образ жизни здоровым?». Уровень значимости статистики Хи-квадрат для этой переменной является наибольшим и равен 0,956. График ответов испытуемых для этого вопроса представлена на рис. 1.


Рис. 1. График ответов респондентов на вопрос анкеты «Считаете ли Вы ваш образ жизни здоровым?»

Эмпирические точки для этого вопроса очень близки к модельным (практически лежат на графике задания (характеристической кривой). Что подтверждает ее адекватность избранной модели измерения.

Наименее адекватной модели измерений является 16-ый вопрос социологической анкеты: «Считаете ли Вы, что здоровый образ жизни — это престижно?». Уровень значимости статистики Хи-квадрат для этой переменной является наименьшим и равен 0,017.

Характеристическая кривая для шестнадцатого вопроса представлена на рис. 2.


Рис. 2. Характеристическая кривая для 16-го вопроса анкеты «Считаете ли Вы, что здоровый образ жизни — это престижно?»

Из рис. 2 видно, что для испытуемых с низким уровнем ценностного отношения к здоровому образу жизни, эта индикаторная переменная является «трудной». Ответы респондентов на этот вопрос не отвечают модели измерения. Следовательно, это вопрос нуждается в переформулировании.

Взаимное расположение уровня отношения к здоровому образу жизни и «трудности» анкеты представлено на рисунке 3.


Рис. 3. Соотношение между уровнем отношения к здоровому образу жизни студентов и «мерой трудностью» вопросов анкеты.

Как видно из рис. 3, уровень отношения к здоровому образу жизни как к ценности  распределен не по нормальному закону. Сами же индикаторные переменные распределены достаточно равномерно. Приведенная в верхней части диаграммы информационная функция свидетельствует о том, что данный набор тестовых заданий в общем адекватен для оценки уровня направленности большинства студентов.

Таким образом, нами рассмотрено формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни в молодёжной среде через туризм и экстремальные виды спорта.  

Молодым людям нужно дать возможность почувствовать, понять, увидеть мир своими глазами. Причем с той стороны, которая непосредственно и сформирует у них здоровый образ жизни как ценность. Кроме того, следует понять, прислушаться к молодежи, оказать содействие, участие в их деятельности. Молодежи также необходимо помочь направить деятельность в нужное русло в силу их возраста и несформированности характера. Легче всего воздействовать на молодежь в той сфере деятельности, которая им нравится, в которой они получают удовольствие.

Результаты проверки выявили, что вопросы анкеты совместимы с моделью Раша. А полученный авторами метод может быть отнесён к числу качественных методов педагогического и, одновременно, социологического измерения, а потому рекомендован для использования в практике научных исследований.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован